Адаптированная рабочая программа 2 класс
рабочая программа
Программа составлена в соответствии с Программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010. Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др., авторской программой «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_2_klass.rar | 160.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Ербогачен»
Катангского района
Иркутской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор МКОУСОШ
Учителей начальных классов МКОУ СОШ с.Ербогачен с.Ербогачен
______/Пучкова В.В. . _______/Сафьянникова В.Л. _______/Главацкий Н.С.
«__»____________2018г. «__»____________2018г «__»____________2018г
Адаптированная рабочая программа
Литературное чтение
2 класс
Программа разработана
учителем начальных классов
Пучкова В.В.
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010. Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др., авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение»
Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 2 класс, М.: Просвещение, 2012
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цель курса — обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественно литературы.
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей.
Задачи курса:
• формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
• формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
• формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
• развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
• преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
• развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
• привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Учащиеся имеют низкий навык чтения, слабо развита связная речь. Не умеют самостоятельно пересказать прочитанное произведение, выполнить анализ произведения, дать характеристику героям, не могут установить последовательность и причинность событий в тексте, определять главную мысль произведения. Несформированность языковых и речевых средств языка.
На уроках литературного чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи обучения. Во 2 классе дети с ограниченными возможностями здоровья практически знакомятся с некоторыми особенностями жанров произведений: сказки (элемент чудесного, фантастического), басни (действующие лица басен, аллегория, нравоучение – мораль), стихотворения (созвучные окончания строк – рифма, ритм в стихотворении).
Формируются умения у учащихся, необходимые для ориентировки в учебной книге: умение пользоваться учебными заданиями к тексту; определять произведения, близкие по тематике, жанру, произведения одного автора.
Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся с помощью учителя устанавливать последовательность и причинность событий в несложном рассказе, сказке; находить с помощью выборочного чтения отрывки из текста, характеризующие героя, события; оценивать поступки действующих лиц, близкие опыту учеников, выявлять их мотивы; определять основную мысль произведения, переживания героев, своё отношение к ним; находить в произведении меткие слова и выражения, изображающие события и героев; представлять прочитанное и рисовать «словесные картинки» к тексту, сочинять продолжение сюжета, новую концовку или сказку.
В связи с чтением формируются речевые умения детей с ограниченными возможностями здоровья: самостоятельно находить в прочитанном тексте недостаточно понятные слова и выражения, выяснять их значение; определять с помощью учителя границы законченных по смыслу отрывков текста и коллективно озаглавливать их для составления плана; выделять основное в содержании части и рассказа в целом; передавать содержание прочитанного; иллюстрировать текст «словесными картинками»; составлять рассказ-описание и рассказ-повествование по отрывкам из прочитанного произведения.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса литературное чтение в программу более широко включены, задания развивающего характера (корректурная проба, чтение с лева на право и наоборот, восстановление текста с дырками, работа со скороговорками, загадками, поговорками и т.д.).
Учитывая психологические особенности и возможности детей с задержкой психического развития, материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. На втором году обучения литературному чтению расширяются представления учащихся о фольклорных жанрах и их особенностях. Школьники получают более полное представление о народных песнях, потешках, прибаутках, считалках, загадках, небылицах, пословицах и поговорках. На примере русских народных сказок узнают, какое строение она имеет, учатся по специфическим признакам различать сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Впервые во втором классе учащиеся знакомятся с творчеством русских классиков, узнают некоторые особенности их творчества. Изучение поэтических текстов организуется благодаря двум разделам «Люблю природу русскую». Читая стихи русских поэтов, школьники не только рассматривают художественные образы и изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор их создаёт, но и проникаются чувством любви к родной природе, которую передают им авторы произведений. Впервые в курсе литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями из детских журналов «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Колобок и Два жирафа», «Чиж» и «Ёж», которые были любимы ещё их родителями. Знакомясь с особенностями журналов, ребята учатся отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию, создавать свой журнал.
Тематика чтения. Произведения устного народного творчества - стихи, песни, загадки, считалки и потешки, сказки; небольшие по объему художественные произведения писателей и поэтов прошлого и современности — в соответствии с текстами учебной книги (для классного чтения) и в отдельном красочном издании (для внеклассного чтения). Традиционная тематика детского чтения: картины родной природы в разные времена года, труд людей, жизнь животных, бережное отношение к природе, жизнь и дружба детей.
Умения и навыки чтения. Правильное, плавное, сознательное чтение вслух целыми словами (чтение трудных слов по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту. Соблюдение ударений в слове, пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце предложения, при перечислении. Отчетливое произнесение слов, умение слушать чтение и рассказывание учителя.
Работа над текстом. Формирование знаний, необходимых для правильного восприятия произведений: знание названия произведения и фамилии его автора, последовательности событий; умение ответить на вопросы по содержанию прочитанного; найти в тексте подтверждение своему ответу или отрывок по предлагаемому заданию, различать действующие лица и оценивать их поступки; составлять рассказ по воображению на основе прочитанного, устно рисовать «словесную картину» — описание по прочитанному; разделить текст на части по вопросам, определить с помощью учителя основную мысль прочитанного, пересказать содержание.
Формирование речевых умений в связи с чтением: умение находить в выделенном отрывке меткие слова или выражения, ярко характеризующие героя, природу, события, определять их значение и почему это слово выбрано автором, как оно характеризует героя; различать простейшие случаи многозначности слова (крошка сын — крошка хлеба); близко к тексту и выразительно передавать сказку, басню в прозе, рассказ; связно передавать свои наблюдения за природой.
Формирование умений, необходимых для ориентировки в учебной книге находить задания и вопросы к читаемому произведению, выполнять их с помощью учителя; по названию находить произведение в оглавлении и на нужной странице книги.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей в разное время года по изучаемым произведениям (в соответствии с программой курса «Окружающий мир»).
Экскурсии в природу, на близлежащие предприятия и к памятным местам для приобретения непосредственных впечатлений, подготавливающих к восприятию читаемых текстов.
Формирование умений самостоятельно работать с книгой (проводится на уроках внеклассного чтения один раз в неделю). Воспроизведение по вопросам содержания самостоятельно прочитанных произведений. Ориентировка в группе книг (из двух—четырех) для определения темы произведения и выбора книги по заданной теме. Знание основных элементов книги: переплет (обложка), корешок, страницы; названий нескольких детских книг, фамилий детских писателей.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы басни, драматические произведения.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.
Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам, обеспечивающих развитие литературно-творческих способностей учащихся; расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др. Подготовка проектов осуществляется детьми вместе с родителями под руководством учителя. Важно, чтобы учащиеся во 2 классе научились из большого количества информации выделять главное, необходимое. Проект выполняется во внеурочное время индивидуально, в парах или в группах
Формы организации образовательного процесса
Общеклассные формы: урок, зачетный урок, тематический урок, самостоятельные и контрольные работы, тесты, фронтальная беседа, устная дискуссия.
Групповые формы: групповая работа на уроке, совместная пробно-поисковая деятельность.
Индивидуальные формы: выполнение индивидуальных заданий
Технологии обучения:
- информационные технологии;
- технология традиционного обучения;
- технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания, индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ на 2018-2019 уч. год на изучение предмета «Литературное чтение» во 2 классе отводится 4 часа в неделю, то есть 136 часов в год. Курс рассчитан на 34 учебные недели.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
- Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
- Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
- Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
- Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
- Формирование привычки к рефлексии.
- Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
- Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
- Развитие мышления, внимания, памяти.
- Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные результаты
- Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
- Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
- Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
- Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
- Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
- Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
- Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
- Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов, умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты
Формирование умений:
- читать целыми словами с соблюдением литературных произносительных норм (скорость чтения не менее 60 слов в минуту);
- правильно ставить ударение в словах, четко произносить окончания слов, соблюдать необходимые паузы;
- читать про себя небольшие тексты с постепенным увеличением объема текста;
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- слышать звучание стихотворения (мелодичность, ритмичность, особенности звукозаписи), понимать интонационный рисунок стихотворного произведения;
- читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста;
- создавать монологи небольшого объема, связанные с прочитанным произведением;
- произносить в нужном темпе скороговорки, чистоговорки;
- сравнивать поступки героев прочитанных произведений и давать им свою оценку;
- находить в оглавлении учебника произведение по фамилии его автора и названию.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся научатся:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
В области литературоведческой пропедевтики
Учащиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся должны знать:
- трех-четырех писателей и названия их произведений для детей;
- наизусть 7-8 стихотворений,
Учащиеся должны уметь:
- сознательно, правильно, целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова — по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту; соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания;
- находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
- давать подробный пересказ небольшого доступного текста;
- составлять устно небольшой рассказ на темы, близкие интересам учащихся, связанные с наблюдениями по заданию учителя;
- самостоятельно знакомиться с детской книгой (фамилия автора, название, иллюстрации), читать ее под наблюдением учителя
Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете (1 ч)
Читателю. Р. Сеф
Устное народное творчество (12 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (7 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (15 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (10 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (10 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (21 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (13 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (8 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (12 ч)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (18 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»). Сказки народов мира.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Коррекционно-развивающая направленность |
1 | Самое великое чудо на свете | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользоваться словарём в конце учебника. Определять русские народные песни. Находить созвучные окончания слов в песне. Понимать образ деревьев в песне. Выразительно читать тексты русских песен. Сочинять колыбельные песни, опираясь на опыт создания народного творчества. Различать малые жанры устного народного творчества. Находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Развитие устойчивого внимания, памяти, речи. |
2 | Устное народное творчество | 12 | Развитие словесно – логического мышления, лексики, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения, навыка чтения. | |
3 | Люблю природу русскую. Осень. | 7 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в школьной библиотеке. | Развитие навыка чтения, словарного запаса, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения, понимания смысла прочитанного, самоконтроля, работоспособности, памяти. |
4 | Русские писатели | 15 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности | Развитие памяти, словесно – логического мышления, навыка чтения, смысловой догадки, устойчивости и концентрации внимания, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи. |
5 | О братьях наших меньших | 10 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Характеризовать героев произведений, соотносить качества с героями. Соотносить пословицу и текст, определять последовательность событий, составлять план. Пересказывать прочитанное (по иллюстрациям, по плану, от лица героя). Соотносить рисунок и содержание сказки. | Развитие словесно – логического мышления, техники чтения, лексико – грамматического строя речи, памяти, приёмов смысловой обработки текста, устойчивости и концентрации внимания. Развитие памяти, техники чтения, самоконтроля, понимания смысла прочитанного |
6 | Из детских журналов | 9 | Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в прочитанных произведениях. Объяснять пословицы по изучаемой теме. Предполагать содержание главы на основе названия. Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. | Развитие памяти, техники чтения, самоконтроля, понимания смысла прочитанного Развитие устойчивости и концентрации внимания, словесно – логического мышления, техники чтения |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 10 | Различать малые жанры устного народного творчества. Читать, выражая настроение произведения, опираясь на его ритм. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Различать стихотворный и прозаический тексты. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Слушать звуки природы, переданные в тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения. Представлять картины зимней природы. Работать в группе. | Развитие словесно – логического мышления, лексики, устойчивости и концентрации внимания, речи, техники чтения |
8 | Писатели – детям | 21 | Различать стихотворный и прозаический тексты. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Находить средства художественной выразительности. | Развитие техники чтения, памяти, понимания смысла прочитанного, самоконтроля. |
9 | Я и мои друзья | 13 | Прогнозировать содержание текстов. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Определять героев произведения, характеризовать их. Определять последовательность событий. Выражать отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Развитие устойчивости и концентрации внимания, словесно – логического мышления, техники чтения. |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 8 | Различать малые жанры устного народного творчества. Читать, выражая настроение произведения, опираясь на его ритм. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Различать стихотворный и прозаический тексты. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Слушать звуки природы, переданные в тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения. Представлять картины весенней природы. Работать в группе. | Развитие памяти, техники чтения, словесно – логического мышления. Развитие устойчивости и концентрации внимания, словесно – логического мышления, техники чтения. |
11 | И в шутку и всерьез | 12 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Находить нужную информацию по заданной теме. Читать выразительно, выражая настроение произведения. Рассказывать о героях, выражая собственное отношение к ним. Осуществлять взаимоконтроль. | Развитие памяти, техники чтения, словесно – логического мышления. |
12 | Литература зарубежных стран | 18 | Воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа. Делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить сходства и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходства и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказки. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. | Развитие памяти, словесно – логического мышления, навыка чтения, смысловой догадки, устойчивости и концентрации внимания, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи. |
Итого | 136 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учащихся:
Основная:
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 2 класс, М.: Просвещение, 2016
Дополнительная:
- Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения /авт.-сост. Н.В. Лободина. –Волгоград: Учитель, 2010.
- Рудченко Л.И. Чтение.2 класс: коррекционно-развивающие занятия.- Волгоград: Учитель, 2007.
- Дружок.Тексты для проверки техники чтения. – М. «Стрекоза», 2008.
- Сказки народов мира
Пособия для учителя:
- Аудиоприложение к учебнику Литературное чтение Л.Ф.Климановой (2 класс)
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.
Оборудование и приборы
1. Компьютер.
2. Магнитная доска.
3. Измерительные приборы: часы.
4. Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.
5. Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр.
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год
№ п/п | Тема урока, раздела | Кол. час | Форма проведения, тип урока | Понятия, термины, категории, | Характеристика деятельности | Коррекционно–развивающая направленность |
Самое великое чудо на свете (1ч) | ||||||
1 | Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю» | 1ч | Изучение нового материала | Обложка книги, переплёт | Правила обращения с книгами; развивать навыки чтения, составления рассказа по картинке. | Развитие устойчивого внимания, памяти, речи. |
Устное народное творчество – 12 часов | ||||||
2 | Русские народные песни. | 1ч | Изучение нового материала | Русская народная песня | Познакомить с русскими народными песнями; обогащать словарный запас. | Развитие словесно – логического мышления, лексики, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения, навыка чтения. |
3 | Потешки и прибаутки, считалки, небылицы. | 1ч | Изучение нового материала | Потешка, считалка, прибаутка, небылица, жанр | Познакомить с малыми жанрами фольклора; учить различать малые и большие жанры. | |
4 | Загадки, пословицы и поговорки. | 1ч | Изучение нового материала | Загадка, пословица, поговорка | Познакомить с малыми жанрами фольклора; прививать интерес к устному народному творчеству. | |
5 | Сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт». | 1ч | Изучение нового материала | Народная сказка | Познакомить с жанром народной сказки; развивать речь, навыки чтения, умение соотносить иллюстрацию с текстом. | |
6 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1ч | Изучение нового материала | Ключевые слова | Развивать навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, находить в тексте ключевые слова. | |
7 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1ч | Изучение нового материала | Основная мысль | Развивать речь, навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, делить текст на части; показать, как создают диафильм. | Развитие навыка чтения, словарного запаса, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения, понимания смысла прочитанного, самоконтроля, работоспособности, памяти. |
8 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, умения передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. | ||
9 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать речь, мышление, навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту. | ||
10 | Русская народная сказка «Каша из топора». | 1ч | Изучение нового материала | Бытовая сказка | Познакомить с понятием бытовая сказка; развивать речь, навыки чтения, умение анализировать текст | |
11 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать внимание, память, навыки чтения, умения анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту. | ||
12 | А. А. Шибаев «Вспомни сказку» | 1ч | Закрепление знаний | Развивать речь, мышление, умение отвечать на вопросы; прививать интерес к чтению. | ||
13 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». | 1ч | Обобщение материала | Устное народное творчество | Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме. | |
Люблю природу русскую! Осень – 7 часов | ||||||
14 | Нравится ли вам осень? Осенние загадки. | 1ч | Обобщение материала | Время года | Познакомить с загадками об осени; развивать речь, навыки чтения, память, мышление. | |
15 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» К. Бальмонт «Поспевает брусника …» | 1ч | Изучение нового материала | Поэт, поэзия | Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе. | Развитие памяти, словесно – логического мышления, навыка чтения, смысловой догадки, устойчивости и концентрации внимания, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи. |
16 | А. Плещеев «Осень наступила …»А. Фет «Ласточки пропали…»А. Толстой «Осень» | 1ч | Изучение нового материала | Рифма, ритм | ||
17 | С. Есенин «Закружилась листва золотая» В. Брюсов «Сухие листья» | 1ч | Изучение нового материала | Приём сравнения | ||
18 | И. Токмакова «Опустел скворечник»В. Д. Берестов «Хитрые грибы». | 1ч | Изучение нового материала | Рифма | Развивать речь, память, навыки чтения. | |
19 | М. М. Пришвин «Осеннее утро» | 1ч | Изучение нового материала | Рассказ | Развивать навыки чтения, умение работать в группе. | |
20 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень» | 1ч | Обобщение изученного | Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме | ||
Русские писатели – 15 часов | ||||||
21 | А. С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта. | 1ч | Обобщение знаний | Викторина | В игровой форме проверить знание сказок А. С. Пушкина; развивать речь, внимание, мышление. | |
22 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный » | 1ч | Изучение нового материала | Поэма | Развивать образное мышление, умение анализировать произведение. | Развитие памяти, словесно – логического мышления, навыка чтения, смысловой догадки, устойчивости и концентрации внимания, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи. |
23 | А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя …», «Зима! Крестьянин торжествуя» | 1ч | Изучение нового материала | Олицетвореие, живопись, поэзия | Учить сопоставлять живопись и поэзию, выражать свои мысли и чувства. | |
24 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. | 1ч | Изучение нового материала | Герои произведения | Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев. | |
25 | 1ч | |||||
26 | 1ч | |||||
27 | И. А. Крылов. Басни. | 1ч | Изучение нового материала | Биография | Познакомить с биографией и творчеством И. А. Крылова | |
28 | И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука» | 1ч | Изучение нового материала | Басня, мораль басни | Познакомить с жанровыми особенностями басни; формировать навыки выборочного чтения. | |
29 | И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» | 1ч | Изучение нового материала | Персонаж басни | Развивать навыки чтения по ролям; познакомить со способами обозначения речи персонажей. | |
30 | Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 1ч | Изучение нового материала | Учить определять главную мысль произведения; воспитывать уважение к пожилым людям. | ||
31 | Л. Н. Толстой «Филиппок» | 1ч | Изучение нового материала | Словесное рисование | Обучать составлению плана произведения, словесному рисованию. | |
32 | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже» | 1ч | Изучение нового материала | Основная мысль | Развивать навыки чтения, умение определять основную мысль произведения. | Развитие памяти, техники чтения, самоконтроля, понимания смысла прочитанного |
33 | Л. Н. Толстой «Котёнок» | 1ч | Изучение нового материала | Чувства, эмоции | Развивать умение выражать свои мысли и чувства. | |
34 | Разноцветные страницы. | 1ч | Закрепление изученного материала | Развивать внимание, мышление, речь; прививать интерес к чтению; провести диагностику скорости чтения | ||
35 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели». | 1ч | Обобщение материала | Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по пройденным темам. | ||
О братьях наших меньших – 10 часов | ||||||
36 | Н. И. Сладков «Они и мы». А. А. Шибаев «Кто кем становится?» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста. | Развитие словесно – логического мышления, техники чтения, лексико – грамматического строя речи, памяти, приёмов смысловой обработки текста, устойчивости и концентрации внимания | |
37 | Б. Заходер «Плачет киска» И. Пивоварова «Жила-была собака …» | 1ч | Изучение нового материала | Рифма | Развивать навыки чтения; воспитывать любовь к животным. | |
38 | В. Берестов «Кошкин щенок» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения; воспитывать любовь к животным. | ||
39 | М. М. Пришвин «Ребята и утята» | 1ч | Изучение нового материала | Рассказ | Развивать навыки чтения, умение делить текст на части. | |
40 | Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, умение делить текст на части. | ||
41 | Б. С. Житков «Храбрый утёнок» | 1ч | Изучение нового материала | Рассказ | Развивать навыки чтения, умение делить текст на части. | Развитие памяти, техники чтения, самоконтроля, понимания смысла прочитанного |
42 | В. В. Бианки «Музыкант» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать память, внимание, навыки чтения. | ||
43 | В. В. Бианки «Сова» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев. | ||
44 | Разноцветные страницы | 1ч | Закрепление изученного материала | Развивать внимание, мышление, речь; прививать интерес к чтению. | ||
45 | Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». | 1ч | Обобщение изученного материала | Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по пройденной теме | ||
Из детских журналов – 9 часов | ||||||
46 | Знакомство с детскими журналами. | 1ч | Изучение нового материала | Журнал | Познакомить с журналами для детей 20-40 гг. ХХ в; прививать интерес к чтению. | Развитие памяти, техники чтения, самоконтроля, понимания смысла прочитанного |
47 | Д. Хармс «Игра» | 1ч | Изучение нового материала | Игра слов | Познакомить с понятием игра слов; развивать навыки чтения | |
48 | Д. Хармс «Вы знаете?...» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения по ролям. | ||
49 | Д. Хармс «Весёлые чижи» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать внимание, навыки чтения, умение подбирать рифмы. | Развитие устойчивости и концентрации внимания, словесно – логического мышления, техники чтения | |
50 | Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог» | 1ч | Изучение нового материала | Рифма | Развивать внимание, навыки чтения, умение подбирать рифмы. | |
51 | Ю. Д. Владимиров «Чудаки».А. И. Введенский «Учёный Петя» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, выразительное чтение. | ||
52 | А. И. Введенский «Лошадка» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, умение выражать своё отношение к прочитанному | ||
53 | Д. Хармс «Весёлый старичок» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения. | ||
54 | Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». | 1ч | Обобщение материала | Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по пройденной теме | ||
Люблю природу русскую! Зима – 10 часов | ||||||
55 | Нравится ли вам зима? Зимние загадки. | 1ч | Обобщение знаний | Загадки, время года | Познакомить с загадками о зиме; развивать речь, навыки чтения, творческие способности. | Развитие словесно – логического мышления, лексики, устойчивости и концентрации внимания, речи, техники чтения |
56 | И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло …» Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою …» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста | ||
57 | Я. Л. Аким «Утром кот принёс на лапах …» К. Д. Бальмонт «Светло-пушистая …» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста | ||
58 | С. А. Есенин «Поёт зима-аукает …», «Берёза» | 1ч | Изучение нового материала | Метафора | Формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, сопоставление стихотворений и картин | |
59 | Русская народная сказка «Два мороза» | 1ч | Изучение нового материала | Русская народная сказка | Развивать навыки чтения, умение выделять главное в прочитанном тексте | |
60 | С. В. Михалков «Новогодняя быль» | 1ч | Изучение нового материала | Иллюстрация | Развивать речь, навыки чтения, умение работать с иллюстрацией | |
61 | А. Л. Барто «Дело было в январе …»С. Д. Дрожжин «Улицей гуляет …» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, умение работать в группах. | ||
62 | Разноцветные страницы | 1ч | Закрепление изученного материала | Развивать внимание, мышление, речь; прививать интерес к чтению | ||
63 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». | 1ч | Обобщение изученного материала | Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по пройденным темам | ||
64 | Проверка техники чтения. | 1ч | Контроль | Выявить уровень сформированности навыков чтения | ||
Писатели – детям – 21 час | ||||||
65 | К. И. Чуковский | 1ч | Изучение нового материала | Биография | Познакомить с биографией и творчеством К. И. Чуковского | Развитие памяти, техники чтения, словесно – логического мышления. |
66 | К. И. Чуковский «Путаница» | 1ч | Изучение нового материала | Рифма, жанр | Повторить малые жанры фольклора, понятие рифма | |
67 | К. И. Чуковский «Радость» | 1ч | Изучение нового материала | Небылица | Развивать образное и ассоциативное мышление | |
68 69 70 71 | К. И. Чуковский «Федорино горе» К. И. Чуковский «Федорино горе» Пересказ стихотворения К. И. Чуковский «Федорино горе» Инсценирование стихотворения К. И. Чуковский «Федорино горе» | 4ч | Изучение нового материала | Рифма | Развивать образное и ассоциативное мышление, навыки чтения | |
72 | С. Я. Маршак | 1ч | Изучение нового материала | Биография | Познакомить с биографией и творчеством С. Я. Маршака | |
73 | С. Я. Маршак «Кот и лодыри» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать память, внимание, умение узнавать произведение по опорным словам | ||
74 | С. В. Михалков | 1ч | Изучение нового материала | Познакомить с биографией и творчеством С. В. Михалкова | Развитие техники чтения, памяти, понимания смысла прочитанного, самоконтроля. | |
75 | С. В. Михалков «Мой секрет» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать внимание к слову, ассоциативное мышление, творческие способности | ||
76 | С. В. Михалков «Сила воли» | 1ч | Изучение нового материала | Рифма | Развивать внимание к слову, ассоциативное мышление, творческие способности | |
77 | С. В. Михалков «Мой щенок» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста | ||
78 | А. Л. Барто «Верёвочка» | 1ч | Изучение нового материала | Стихотворение | Развивать навыки чтения, умение заучивать стихи наизусть | |
79 | А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения, умение ориентироваться в группе книг | ||
80 | А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения по ролям, анализа стихотворного текста | ||
81 | Н. Н. Носов «Затейники» | 1ч | Изучение нового материала | Рассказ | Развивать навыки чтения и пересказа | |
82 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» | 1ч | Изучение нового материала | Герои произведения | Развивать навыки чтения по ролям, умение воспринимать информацию на слух | |
83 | Н. Н. Носов «На горке» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения и пересказа, умение определять главную мысль произведения. | ||
84 | Скороговорки | 1ч | Изучение нового материала | Скороговорки | Развивать речь, дикцию | |
85 | Обобщающий урок по теме «Писатели - детям». | 1ч | Обобщение материала | Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме | ||
Я и мои друзья – 13 часов | ||||||
86 | Я и мои друзья. Развитие речи. | 1ч | Обобщение знаний | Развивать умение связно и последовательно передавать свои мысли. | Развитие памяти, техники чтения, словесно – логического мышления. | |
87 | В. Д. Берестов «За игрой» Э. Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду» | 1ч | Изучение нового материала | Познакомить со стихотворениями о дружбе; развивать речь, навыки чтения | ||
88 | В. Д. Берестов «Гляжу с высоты» В. В. Лунин «Я и Вовка» | 1ч | Изучение нового материала | Продолжить знакомить со стихотворениями о дружбе; развивать речь, навыки чтения | ||
89 90 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 2ч | Изучение нового материала | Главная мысль произведения | Развивать навыки чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения, составлять план текста | |
91 | Ю. И. Ермолаев «Два пирожных» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать навыки чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения, составлять план текста | ||
92 | В. А. Осеева «Волшебное слово» | 1ч | Изучение нового материала | Цитата | Развивать навыки чтения и пересказа, умения анализировать прочитанное, подтверждать свои высказывания цитатами из текста | |
93 | В. А. Осеева «Хорошее» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать умения прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и озаглавливать их. | ||
94 95 96 | В. А. Осеева «Почему?» В. А. Осеева «Почему?» Деление рассказа на части. В. А. Осеева «Почему?»Пересказ рассказа по плану. | 3ч | Изучение нового материала | Развивать умения анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту. | Развитие устойчивости и концентрации внимания, словесно – логического мышления, техники чтения. | |
97 | Е. А. Благинина «Простокваша» В. Н. Орлов «На печи» | 1ч | Изучение нового материала | Продолжать знакомить с произведениями о дружбе; развивать навыки чтения, анализа текста | ||
98 | Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». | 1ч | Обобщение материала | Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме | ||
Люблю природу русскую! Весна – 8 часов | ||||||
99 | Нравится ли вам весна? Весенние загадки. | 1ч | Обобщение знаний | Загадка, время года, сезон | Познакомить с загадками о весне; развивать речь, навыки чтения, творческие способности | Развитие памяти, техники чтения, словесно – логического мышления. |
100 | Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста | ||
101 | А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 1ч | Изучение нового материала | Рифма | Развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста | |
102 | А. А. Блок «На лугу»С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот …» | 1ч | Изучение нового материала | Поэт, поэзия | Развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста | |
103 | И. А. Бунин «Матери» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста; провести диагностику скорости чтения | ||
104 | А. Н. Плещеев «В бурю» | 1ч | Изучение нового материала | Стихотворение | Развивать навыки чтения и анализа стихотворного текста. | Развитие устойчивости и концентрации внимания, словесно – логического мышления, техники чтения. |
105 | Е. А. Благинина «Посидим в тишине» Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | 1ч | Изучение нового материала | Познакомить со стихотворениями о матерях; развивать навыки чтения и анализа стихотворного текста. | ||
106 | И. М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». | 1ч | Обобщение материала | Стихи, загадки | Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме | |
И в шутку, и всерьёз – 12 часов | ||||||
107 | «Мозговая атака». Развитие речи. | 1ч | Обобщение знаний | Развивать речь, память, внимание, мышление. | Развитие памяти, техники чтения, словесно – логического мышления. Развитие словесно – логического мышления, техники чтения, лексико – грамматического строя речи, памяти, приёмов смысловой обработки текста, устойчивости и концентрации внимания | |
108 | Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1ч | Изучение нового материала | Рифма | Развивать навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту | |
109 | Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха | 1ч | Изучение нового материала | Рифма, песня | Развивать навыки чтения, речь, мышление. | |
110 111 | Э. Н. Успенский «Чебурашка» | 2ч | Изучение нового материала | Развивать память, навыки чтения | ||
112 | Э. Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» | 1ч | Изучение нового материала | Герои | Развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев | |
113 | В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» | 1ч | Изучение нового материала | Олицетворение | Повторить понятие олицетворение; развивать навыки чтения, умение составлять вопросы к тексту | |
114 | И. П. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1ч | Изучение нового материала | Стихотворение | Развивать навыки чтения, умения задавать вопросы, заучивать стихотворение наизусть | |
115 | Г. Б. Остер «Будем знакомы» | 1ч | Изучение нового материала | Цитата | Развивать навыки чтения по ролям, умение подтверждать свои мысли цитатами из текста | |
116 117 | В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным» | 2ч | Изучение нового материала | Герои, поступки | Развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев | |
118 | Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». | 1ч | Обобщение материала | Развивать навыки чтения; повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме | ||
Литература зарубежных стран – 18 часов | ||||||
119 | Викторина. Развитие речи | 1ч | Обобщение знаний | Развивать речь, память, внимание, мышление. | Развитие памяти, техники чтения, словесно – логического мышления. Развитие памяти, словесно – логического мышления, навыка чтения, смысловой догадки, устойчивости и концентрации внимания, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи. | |
120 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 1ч | Изучение нового материала | Народная песенка | Познакомить с американским фольклором; развивать речь, воображение, навыки чтения | |
121 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 1ч | Изучение нового материала | Народная песенка | Познакомить с английским фольклором; развивать внимание, воображение, навыки чтения | |
122 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк» | 1ч | Изучение нового материала | Народная песенка | Познакомить с французским фольклором; развивать навыки чтения, умение отвечать на вопросы | |
123 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | 1ч | Изучение нового материала | Народная песенка | Познакомить с немецким фольклором; развивать навыки чтения, умение сравнивать, анализировать и делать выводы | |
124 125 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 2ч | Изучение нового материала | Сказка | Развивать навыки чтения, формировать умение переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки из текста по вопросам | |
126 | Ш. Перро «Красная Шапочка» | 1ч | Изучение нового материала | Сказка, интонация | Развивать навыки чтения по ролям, умение при чтении передавать интонацией своё отношение к герою | |
127 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1ч | Изучение нового материала | Развивать творческие способности, навыки чтения | ||
128 129 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 2ч | Изучение нового материала | Герои произведения | Развивать навыки чтения, умения отвечать на вопросы, делить текст на части | |
130 | Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». | 1ч | Обобщение материала | Повторить и обобщить изученный материал; проверка ЗУН по изученным темам | ||
131 | Сказки народов Африки | 1ч | Изучение нового материала | Познакомить со сказками народов Африки. | ||
132 | Сказки народов Америки | 1ч | Изучение нового материала | Познакомить со сказками народов Америки | ||
133 | Мои любимые сказки | 1ч | Закрепление изученного | Выявить круг чтения | ||
134 | Викторина по сказкам | 1ч | Обобщение изученного материала | Развивать творческие способности | ||
135 | Проверка техники чтения. | 1ч | Контроль | Выявить уровень сформированности навыков чтения | ||
136 | Задание на лето. Итоговый урок. | 1ч | Дать список литературы для чтения летом; подвести итоги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет(дополнительный первый класс ― ...