Доклад на областном семинаре: «Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество» - 26.12.2016
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_pavlova_e.v._21.12.16.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Доклад
на областном семинаре
«Адаптация и социализация обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»
Заместитель директора по УВР Е.В. Павлова
26.12.2016
Доклад на семинаре:
«Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»
слайд
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Н. Калиман
слайд
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.
слайд
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 закреплено понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
слайд
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.
слайд
Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.
Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся внешним условиям.
Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое. В зависимости от контекста может подразумеваться.
Социальная интеграция — процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами.
слайд
Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.
слайд
МОУ«ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем создания в школе адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального и физического развития каждого обучающегося.
Учебно-воспитательная работа в школе проводится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, с планом Управления образования, общешкольным планом, групповыми планами воспитателей и охватывает все направления деятельности.
слайд
Школа работает над темой – проблемой: «Ориентация обучающихся на практическую жизнь».
Цель: Создать условия каждому ученику с недостатками умственного развития для обучения и воспитания социально адаптивной личности, развития чувства личной ответственности, способности к продуктивной деятельности, ориентированной на сохранение ценностей общественной и национальной культуры.
слайд
Задачи:
- Формирование духовно – патриотических ценностей, норм гражданской морали, чувства долга.
- Приобщение к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям народа.
- Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
- Формирование самосознания, способности к социальной адаптации.
- Формирование психофизического здоровья обучающихся, здорового образа жизни.
слайд
Школа основана в 1986 году и начала она свою деятельность как начальная школа, где было только 6 классов – комплектов, в которых обучалось 90 учащихся.
слайд
Первый выпуск состоялся в 1991 году. Путевку в жизнь тогда получили 19 выпускников.
слайд
В 2016 года школа отметила свой 30 летний юбилей.
слайд
За 30 лет работы школы свидетельство об обучении получили 501 выпускник.
слайд
На начало 2016-2017 учебного года сформировано 20 классов: 9 – начальная школа (1-4 классы), 11 – основная (5-9 классы) и 5 групп продленного дня, в которых работают 20 классных руководителей, 5 воспитателей группы продленного дня, социальный педагог, педагог – психолог.
На 20 декабря 2016 года в школе обучается 242 учащихся, которые направлены в школу по заключению ПМПК.
слайд
В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой и умеренной степени), 69 из них дети – инвалиды.
В школе дети обучаются не только по классной форме обучения, но и на дому - 29 человек.
Количество детей - инвалидов
Год | Всего обучающихся | дети - инвалиды |
2014 | 190 | 62 |
2015 | 213 | 75 |
2016 | 242 | 69 |
Количество детей из социально неблагополучных семей
Год | Всего обучающихся | Количество детей |
2014 | 190 | 19 |
2015 | 213 | 23 |
2016 | 242 | 27 |
Количество детей из многодетных семей.
Год | Всего обучающихся | Количество детей |
2014 | 190 | 43 |
2015 | 213 | 59 |
2016 | 242 | 65 |
слайд
Цель обучения и воспитания детей с умственной отсталостью заключается в формировании у них способности самостоятельно жить в меняющемся обществе. На практике это означает, что наша школа создает такие условия при которых дети учатся самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы.
Средством формирования способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей, как в самой школе, так и за её пределами.
Для удовлетворения познавательных потребностей детей и развития их творческих способностей в школе работают кружки:
слайд
- Танцевальный кружок «Сударушка» – руководитель Новожилова И.А. слайд
- Изобразительной деятельности «Кисточка» - руководитель Глинская Е.Н.
слайд
- «Умелые руки» - руководители Рулев В.А., Ишков А.П.
слайд
- Организована групповая занятость детей по интересам – ответственные воспитатели групп продленного дня.
Итогами работы являются постоянно действующие выставки рисунков, поделок, осенних композиций выполняемых детьми.
слайд
Учащиеся школы принимают активное участие в районных конкурсах «Зеленый росток», танцевальных конкурсах «Душой наполненный восторг», «Елка Чука и Гека», в конкурсах на лучшую поделку из бумаги и других конкурсах.
С 2006 года школа принимает активное участие и в областных конкурсах «Лучший по профессии» и художественной самодеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть и свои личные достижения. Так в 2009 году учащаяся школы Крылова Кристина заняла в конкурсе «Лучший по профессии» 3-е место, а в 2010 году она была уже второй.
В областном конкурсе художественной самодеятельности учащиеся школы также достигли хороших результатов: в 2009 году – 1 место в номинации «Оригинальный жанр», в 2010 году- 2 место в той же номинации, в 2011 году 1 место в номинации «театральный конкурс», 2013 год - 1 место в номинации, 2015 год -
За свои достижения школа дважды награждалась сертификатами на сумму 20 000 рублей и 25 000 рублей от организатора конкурса благотворительного фонда «Абсолют помощь».
слайд
За последние три года 9 обучающихся нашей школы стали стипендиатами Премии Губернатора.
Слайд
Школа развивает и поддерживает контакты с учреждениями, входящими в систему профилактики: КДН и ЗП, Управлением образования, Клинским центром социальной помощи семье и детям «Семья», Отделом опеки и попечительства, наркологическим диспансером, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Согласие», ПДН ОМВД России по Клинскому району, управлением по делам молодежи физической культуры и спорта, центром занятости населения, территориальной ПМПК.
Выявляются интересы, потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывается социальная помощь и поддержка.
В рамках взаимодействия организуются и проводятся следующие мероприятия по предупреждению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, формированию здорового образа жизни, развития творческих способностей, профессиональной ориентации.
В соответствии с планом совместных мероприятий с центром занятости населения, в школе в период летних каникул формируется трудовая бригада, которая пользуется у старшеклассников интересом.
Центром занятости населения с обучающимися, достигшими 16-летнего возраста заключаются трудовые договора, предусматривающие права, обязанности сторон, условия труда и оплата. Непосредственным местом выполнения работ является школа. Дети получают задания по озеленению и благоустройству территории.
Так же в школе в летний период организуется лагерь дневного пребывания детей.
слайд
Социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна без трудовой подготовки. В школе сложилась определенная система трудового воспитания, которая включает в себя трудовое обучение и общественно полезный труд.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду.
Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках, организация бесед по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.
Младший школьный возраст определяется как важный этап подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.
У детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.
слайд
Виды деятельности:
- ручной труд и общественно-полезный труд.
- беседы на внеклассном чтении, при изучении произведений о
труде - проведение коллективной деятельности школьников создание ими общественно продукта.
- игровые занятия курса «В мире профессий», дидактические игры.
В процессе работы создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
слайд
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Воспитанники активно включаются в работу по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на пришкольном участке, в школьных мастерских.
Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, ученик познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может.
слайд
Формирование трудовых навыков и профессионально-трудовая подготовка осуществляются на уроках трудового обучения, а также в ходе разнообразной внеурочной практической деятельности.
Трудовое обучение в 5-9 классах осуществляется в учебных профессиональных мастерских по профилям:
слайд
Профили профессионально-трудовой подготовки, изучаемые в школе:
▪ Столярное дело
▪ Швейное дело
▪ Подготовка младшего обслуживающего персонала
слайд
слайд
слайд
Особенности трудовой деятельности старших школьников.
слайд
Создана система по организации обучения учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.
слайд
Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации учащихся в социуме.
Для успехов в обучении каждому ученику созданы оптимальные условия труда. Изготовлены рабочие стенды наглядных пособий, образцы изделий, дидактический материал и операционно-технологические карты по всем темам программы. Мастерские оснащены необходимым оборудованием, инструментами и материалами; проводится работа по улучшению материальной – технической базы трудовой подготовки.
слайд
Разработаны рабочие программы: профессионально - трудового обучения и трудового обучения по профилям: «Столярное дело», «Швейное дело», «Подготовка младшего обслуживающего персонала». По данному профилю у нас обучаются в основном дети, имеющие умственную отсталость умеренной степени.
Рабочая программа включает учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволит учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности.
Большое внимание уделяется изготовлению изделий имеющих практическое применение в быту. Учащиеся выполняют индивидуальные изделия и заказы школы: пошив игольниц, прихваток, карнавальных костюмов, ремонт школьной мебели, изготавливают разделочные доски, скалки, шкатулки, скамейки и другие предметы быта. В работе практикуется бригадная форма организации труда, изготовление изделий с применением пооперационного разделения труда.
Используем дифференцированное развивающее обучение : применение различных способов контроля и самоконтроля; обучение рациональным приемам выполнения работы; коллективное обсуждение результатов деятельности учащихся. Приучаем учащихся выполнять работу максимально точно, аккуратно, чтобы изготовленное изделие имело эстетичный вид и соответствовало образцу. Прививаем навыки трудолюбия и соблюдения правил безопасной работы и трудовой дисциплины в мастерских.
Проводим на уроках целенаправленное профессиональное ориентирование по профессии столяр, швея: беседы, экскурсии, встречи с представителями учебных заведений, юристом - для разъяснения возможности дальнейшего обучения и трудоустройства, организация конкурсов с элементами соревнования между учащимися в рамках проведения «Недели труда».
Организована и проводится внеурочная работа по предмету: изготовление сувениров, подарков к праздникам, изучение техники вышивания и лоскутного шитья; организация тематических выставок изготовленных поделок « Елка Чука и Гека», « техническое моделирование», «Чудеса из бумаги» и т.д. Ежегодно проводятся «Недели труда» - эти занятия дают возможность учащимся продемонстрировать свои знания и умения в конкурсах, что повышает у детей самооценку и помогает им чувствовать себя более уверенно. Ведётся подготовка учащихся к внешкольным мероприятиям с учетом задач социально-трудовой адаптации.
слайд
Подготовка и участие учащихся в конкурсе «Лучший по профессии».
слайд
Учащиеся, занимающиеся по профилю "Подготовка младшего обслуживающего персонала" с увлечением проводят на пришкольном участке все необходимые работы: проверяют семена, выращивают рассаду цветочно-декоративных растений, вскапывают клумбы, сажают цветы, подкармливают их, удаляют сорняки. С увлечением изучают познавательную литературу и ухаживают за комнатными цветами.
Приобщать детей к профессии – дело трудное и кропотливое, это ежедневная работа, растянутая на годы. Правильно мы должны ориентировать не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца. А эти качества нужны в любой профессии.
Мероприятия по профессиональной ориентации школьников
- осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях» о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);
- изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
- выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
- осуществление психофизиологической диагностики способностей;
- проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
- работа кружков технического и художественного творчества;
- организация выставок технического и художественного творчества;
● проведение экскурсий на предприятия, в организации.
С 1991 года для учащихся школы в ПУ № 3 г. Клина, (а сейчас это Колледж "Подмосковье") открыты специальные группы по специальности штукатур-маляр и плотник, где все желающие выпускники могут продолжить обучение и получить данные специальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной прогр...
Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
В статье рассказывается об особенностях построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС....
Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальных общеобразовательных школ
Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ...
Статья "Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Статья может быть интересна педагогам и родителям детей с ОВЗ....
Доклад : «Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»
laquo;Адаптация и социализация обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»...
Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в образовательной организации.
Из опыта работы КОГОАУ СШ г.Лузы....