«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
статья

Бочкарева Ольга Витальевна

Сценарий выступления по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bochkareva_o_.doklad.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Бочкарева О.В.

Учитель начальных классов

Стаж работы 3 года.

Рефлексивный доклад

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Детство всегда с надеждой обращено в будущее,

как бы ни было беспощадно настоящее.

И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые

показали им путь, который определит им жизнь.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Проблемы нравственности осознавались и ставились в педагогике с давних времён.  Они связывались главным образом с тем, что духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, к Родине.

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому много: социальная и политическая нестабильность в обществе, агрессивная среда, влияние СМИ породила ряд проблем в воспитательной системе школы.

Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

В условиях реализации ФГОС второго поколения одним из приоритетных направлений содержании начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. Дети – продолжатели и носители нравственности, духовности, этики, семейных ценностей, национальных традиций.

Поэтому так важно в раннем возрасте заложить в маленьких гражданах понятия добра, любви, истины, милосердия, красоты – те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей.

Основная цель – подготовка ответственного гражданина, инициативного, не боящегося ответственности, умеющего работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Для того чтобы воспитать такого человека необходимо сначала сформировать определенные нравственные принципы и поведенческие навыки у ребенка, умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и мудрую адекватную реакцию на проявление всего этого в жизни.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности. Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Важное место в духовно-нравственном воспитании принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Вместе с тем, задания на уроках должны давать «пищу для ума», побуждать учеников к размышлению. Так, в обучении применяю загадки. Ведь загадки - это тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов, «сближать» далекие предметы по сходным признакам.
        Огромную роль на уроках играют и
народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», развиваю у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется…». Это начало помогает детям понять смысл произведения.

Русские  народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.

На уроках окружающего мира, формируется у учащихся устойчивый интерес к подлинным ценностям родной истории и культуры, патриотизм и гражданственность. Использую разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, и т. п.

Во внеклассной работе большое значение имеет духовно - нравственное воспитание через общественно-полезный труд (уборка класса, территории, через игру, через подготовку и проведение различных КТД .

Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции. У нас это:

- Дни знаний, самоуправления, здоровья, матери;

- праздники, новогодний карнавал, спортивные: «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- интеллектуальные марафоны, ярмарки.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия.

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь). В своей работе я использую разные виды экскурсий.

1. Экскурсии в природу. Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Традиционно провожу осеннюю, зимнюю и весеннюю экскурсии в парке или на территории школы, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал.

2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей.

3. Обзорные экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и хорошеет наш город. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.

4. Экскурсии в городскую библиотеку, музеи, картинную галерею.

Очень важно, чтобы в начальных классах с детьми проводились беседы о морали – этические беседы («О вреде сквернословия», «Род, родные, Родина»  и др.) Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления.

Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов я стараюсь подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.

Данные мероприятия сплачивают детей, заставляют внимательнее относиться друг к другу.

И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности это личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю.

И в заключении хочется подчеркнуть большое влияние на духовно – нравственное воспитание детей домашней обстановки и отношений в семье. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости) и родительские собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....