Выступление на VIII научно-практической конференции "Смоляне на службе Отечеству". Рядовые солдаты Победы.
статья
Выступление на VIII научно-практической конференции "Смоляне на службе Отечеству"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_viii_nauchno-prakticheskoy_konferentsii_ryadovye_soldaty_pobedy.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Николаевна Терешкова,
учитель начальных классов МБОУ
«СШ № 36 им. А.М.Городнянского» г. Смоленска
Рядовые солдаты Победы.
Гутов Константин Климентьевич
Помните:
это советский народ
победил фашизм.
К.К.Гутов
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан. Большую роль в этом играют реализуемые государственные программы патриотического воспитания. В период с 2001 по 2015 год реализованы три программы патриотического воспитания. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. [1]
В «Открытом письме» избирателям, опубликованном в газете «Известия» 25 февраля 2000 года Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности. Первая из них «патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству». [2]
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. [2]
Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед учителями в современной школе, является проблема гражданско-правового и патриотического воспитания детей.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
По мнению ученых, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности: к шести годам – более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Поэтому именно на первой ступени обучения очень важно уделять большое внимание патриотическому воспитанию. Воспитание молодого поколения на примере жизни известных и малоизвестных героев Великой Отечественной войны – одно из направлений в работе по патриотическому воспитанию.
Всё дальше и дальше уносит нас время от страшных событий Великой Отечественной войны, войны, опалившей не одно поколение советских граждан, войны, вероломно ворвавшейся в жизнь каждой семьи нашей страны. Победу добывали все: от маршалов до рядовых, старики и дети, мужчины и женщины… Грандиозные военные стратегии неосуществимы без рядовых солдат и крепкого тыла. У войны не может быть срока давности, и с каждым днём всё ценнее становятся воспоминания людей, завоевавших победу, вынесших на своих плечах все невзгоды военного времени. Спрашивайте, пока есть у кого спрашивать… Об одном из рядовых солдат Великой Победы я хочу рассказать.
В практике каждого опытного педагога есть события, когда понимаешь: «Это удалось сделать. Это получилось». К счастью, есть такой опыт и в моей педагогической практике. В апреле 2016 года учащиеся моего класса выполняли коллективный проект «Салют, Победа!». Была проделана большая исследовательская работа. Ребята-второклассники с большой заинтересованностью в тесном сотрудничестве со своей семьёй собирали материал о прадедушках и прабабушках - ветеранах Великой Отечественной войны. В ходе работы возникла идея взять интервью у прадедушки Дудкова Кирилла – Гутова Константина Климентьевича. Ребята сами приготовили вопросы о войне. Так появилось интервью с Константином Климентьевичем. С каким волнением смотрели его ребята! Протянулась незримая, но такая ощутимая ниточка, связавшая воедино несколько поколений!
Гутов Константин Климентьевич родился в 1918 году в деревне Грязь Хиславичского района Смоленской области. На военную службу был призван в 1937 году, в городе Калинине окончил авиашколу, где получил специальность стрелка-радиста. Первое место службы - 6-ой Дальний бомбардировочный авиационный полк в г. Иваново. В октябре 1939 года полк был перебазирован в Кричевицы, в 11 км северо-восточнее Новгорода. Именно здесь началась первая война стрелка-радиста Гутова. Отсюда экипажи самолётов полка наносили бомбовые удары по противнику в ходе Северной войны с Финляндией. В газете «Хиславичские известия» от 10 апреля 2015 года № 14 напечатана статья С. Денисенковой «Три войны стрелка-радиста Гутова», в которой Константин Климентьевич делится воспоминаниями о военной службе: «Приходилось выполнять задания по бомбардировке финских позиций. Мы летали на двухмоторных ИЛах, бравших на борт по 14 бомб, каждая из которых весила по 100 кг. Тогда и узнал, что такое терять боевых товарищей – в четвёртой эскадрилье из девяти самолётов, вылетевших на задание, вернулся лишь один. Нашему авиаотряду везло. Но однажды и надо мной смерть взмахнула своим холодным крылом. Эскадрилья по плану совершила боевой вылет. Все экипажи отбомбились, а наш не сумел выпустить последнюю бомбу, застряла на выходе. Получив разрешение у командования, мы развернули ИЛ, направили к позициям финнов, сбросили снаряд. Но там нас уже ждали их истребители, встретившие шквальным огнём. Правый мотор был выведен из строя. На одном левом, с финнами «на хвосте» мы всё же дотянули до нашей территории. Посадка была жёсткой, штурман даже вылетел при приземлении из кабины, я получил лёгкое ранение. Но все остались живы. Обнаружили нас местные жители. Помню, вывозили по снегу на собаках…» [3]
Уже был близок срок демобилизации, но началась Великая Отечественная война. Вторая по счёту у Гутова. Началась в Закавказье, под Тбилиси, куда был переброшен 6-ой Дальний бомбардировочный авиаполк. Боевые вылеты были сложными, бомбовые удары наносились по немецким судам. Авиаполки были очень мобильными, часто меняли место дислокации, задания выполнялись на разных направлениях. Старший сержант К.К. Гутов в годы Великой Отечественной войны нёс службу в разных воинских соединениях: 6 Дальний бомбардировочный авиационный полк вошёл в состав 132-ой бомбардировочной авиационной дивизии, затем 5-ая воздушная армия, 6 бомбардировочный авиаполк.
Не раз смерть смотрела в лицо солдата. Однажды тяжёлое отравление не позволило отправиться на боевой вылет. Место Гутова занял другой стрелок-радист. Экипаж не вернулся с боевого задания – самолёт был сбит над Чёрным морем. Ещё об одном случае рассказывал Константин Климентьевич: «Стояли в Усмани Воронежской области. Однажды недалеко от взлётной полосы нашего аэродрома упала неразорвавшаяся немецкая бомба. Молодые и любопытные, мы стали её рассматривать, сравнивая с нашей. У нашей взрыватель был с пропеллером, у немцев – электрический. Меня послали за отвёрткой, чтобы разобрать его. Только успел отбежать, как прозвучал взрыв. А, если бы…». [3]
Таких «если бы» за годы войны было множество. А ещё было много интересных встреч. Константин Климентьевич вспоминал о встрече в Шауляе с Василием Сталиным. Был лично знаком с Марией Михайловной Расковой. Он восхищался поразительной красотой и смелостью девушек-лётчиц из 587-го бомбардировочного авиаполка, первым командиром которого являлась Раскова.
Всегда запоминаются какие-то подробности, на мой взгляд, именно они передают атмосферу войны, которая стала жизнью на несколько лет для граждан нашей страны, в том числе и для стрелка-радиста Гутова.
Из его воспоминаний: «А из наших военных хитростей и секретов хочу рассказать, как мы бомбили фашистские ДЗОТы под Кёнигсбергом. Получив задание уничтожить боевые точки противника, мы выпускали положенный боевой запас на укрепления. Видим, что попадаем точно, но бомбы, ударившись о цель, подскакивая вверх, как мячики, взрываются в воздухе. ДЗОТы остаются невредимыми. Оказалось, их крыши были укрыты толстым слоем резины, она-то и отталкивала снаряды. Разгадав эту хитрость, наши техники придумали свою: взрыватели устанавливали на замедление действия. Снова «идём в атаку» на ДЗОТы. Сброшенная бомба пару раз подпрыгивает, отскакивая от резиновой крыши, на третьем соприкосновении взрывается. Задание выполнили!»
Великую Отечественную войну Гутов Константин Климентьевич закончил в Германии, авиаполк, в котором он служил, был задействован в Берлинской операции, удары наносились по военным объектам противника на Зееловских высотах. Последний боевой вылет старший сержант совершил 25 апреля 1945 года. Но служба не закончилась. Авиационный полк был перебазирован на Сахалин. Началась третья война Гутова. Он стал участником боёв с японской армией. Был демобилизован зимой 1946 года. Путь на родную Смоленщину оказался непростым. Из-за снежных заносов железнодорожный состав, на котором лётчики ехали в порт, то и дело останавливался. Лётчики чистили и снова чистили пути, на пароход опоздали, пришлось сесть на буксир. Пароход наскочил на японскую мину, взрывом был повреждён мотор. Попытки отбуксировать пароход не удались, пароход унесло в море. Пассажиры буксира добрались до порта. За всё время военных действий старший сержант Гутов не получил серьёзных ранений. Это можно назвать чудом!
В родную деревню Константин Климентьевич вернулся героем. За плечами три войны, герою – 28 лет. А дома ждали разруха и нищета. Военное жалование сразу было потрачено на покупку коровы, чтобы семья не умерла с голода. Вскоре семья Гутовых переехала в Хиславичи. Настала мирная трудовая жизнь.
Военные заслуги Гутова К.К. были отмечены наградами. К сожалению, наградные документы и все воинские награды утрачены, как и сведения о них. В 1985 году к 40-летию Победы он был награждён орденом Отечественной войны II степени, отмечен юбилейными медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За взятие Кёнигсберга». В 2015 году Константин Климентьевич удостоен звания «Почётный гражданин Смоленской области – защитник Отечества». О нем не раз писали в районной газете «Хиславичские известия». Номера этих газет со статьями и фотографиями бережно хранятся в семье ветерана. По словам родных, не любил Константин Климентьевич рассказывать о войне. Исключением стали последние годы. В интервью корреспонденту газеты «Хиславичские известия» в 2015 году он сказал: «Знаю, каждый такой рассказ из первых уст сегодня очень нужен. Для россиян важна сегодня правда о тех, кто творил Великую Победу на поле брани. Помните: это советский народ победил фашизм!» [3]
Гутов Константин Климентьевич скончался 3 октября 2016 г. в возрасте 98 лет. Когда ученики моего класса об этом узнали, они попросили снова включить интервью. … В 2018 году на основе интервью был создан небольшой видеофильм.
Гутов Константин Климентьевич похоронен в посёлке Хиславичи Смоленской области. Простой смолянин внёс свой посильный вклад в историю России. Память о нём будет жить в сердцах многих людей, ведь, по словам Н.Г. Чернышевского: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоиство – силой его патриотизма»
Список литературы
1. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493
2. А. Я. Данилюк, A. М. Кондаков, B. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Москва «Просвещение» 2009
3. С. Денисенкова. Три войны стрелка-радиста Гутова. Газета «Хиславичские известия» 10 апреля 2015 г. № 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
Выступление по ЗОЖ научно-практическая конференция
"Исследование проблем тревожности в отечественной психологии"...
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....
Выступление на республиканской научно-практической конференции «Формирование нравственных и семейных ценностей»
Статья подготовлена для представления и обобщения опыта воспитательной работы....
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"
Все изменения, которые происходят в жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Учебный процесс при изучении всех ра...
Статья.Выступление на городском научно-практическом семинаре "Практические методы развития инновационного образовательного поведения школьника"
Потенциал УМК "Школа России2, как ресурса формирования функциональной грамотности школьника. Формирование читательской грамотности ( от читательских действий к пониманию текста)...