Мотивация - движение к цели
статья

Вагина Ирина Николаевна

Представление статьи "Мотивация - движение к цели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_-_dvizhenie_k_tseli.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация – движение к цели.

Германский педагог А. Дистервег писал: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности (самодеятельности). Педагогу надо возбудить самодеятельность…»

Человек может включаться в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Это факторы внешние и внутренние, влияющие на активность или пассивность в деятельности.

Согласно ФГОС НОО, «личностные результаты освоения основной

образовательной программы начального общего образования должны

отражать принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие

мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения».1

Существуют разные способы развития мотивации:

  1. Организация образовательного процесса.

Здесь важна:

  • новизна, практическая значимость подаваемого материала;
  • четкое структурирование;
  • логичное, яркое, контрастное выступление;
  • ритмичное чередование видов деятельности;
  • опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.
  1. Использование необычных форм обучения:
  • соревнования;
  • экскурсии;
  • путешествия;
  • спектакли;
  • использование разных средств искусства;

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты. – http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768 (дата обращения: 07.02.2016).

  • игры;
  • выпуск газет, коллективных работ;
  • другие.
  1. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

  1. Культура общения:
  • гуманное отношение;
  • доверие к ученикам;
  • разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в объединении.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Для успешного достижения личностных результатов необходимо

вовлекать младших школьников в активную деятельность, пробуждать

интерес как к содержательной стороне учебной деятельности, к тому,

что изучается, так и к процессу учебной деятельности .

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства

совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление

межпредметных связей; совершенствование методов обучения;

разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения;

модернизация структуры урока; расширение форм самостоятельной

работы на уроке; активизация учебной деятельности школьников на

уроке; особая система работы по воспитанию приемов самообразования

(на уроке, во внеурочной деятельности); вооружение учащихся

мыслительными операциями; развитие способностей понимать смысл

поставленной задачи; умение логично рассуждать, усваивать навыки

алгоритмического мышления.2

Формированию учебной мотивации учащихся способствует также внеурочная работа, проводимая в нашей школе, различные формы работы, доказавшие свою эффективность: музейные и библиотечные уроки, кружки по интересам, олимпиады, интеллектуальные игры, экскурсии, праздники с родителями.

Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

2. Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения

мотивации у младших школьников к учебной деятельности является

создание ситуаций успеха, которые развивают у младших школьников

познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение

от учебной деятельности.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное,

организованное сочетание условий, при которых создается

возможность достичь значительных результатов в деятельности как

отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Сложность работы в школе заключается в том, что в школе обучаются дети с разным уровнем восприятия учебного материала, способностью к учебной деятельности в связи с разными диагнозами болезни. У детей с задержкой психического развития, ОНР состояние мотивационной сферы снижено, следует отметить их любознательность и, в то же время, отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её этапах. Для них ведущей деятельностью продолжает длительное время оставаться игра с её элементарными детскими формами, позиция школьника ими поздно осознаётся и длительное время не принимается, не имеет личностно значимого смысла. Учитывая слабую мотивационную сферу таких детей, учитель должен понимать, что одна из педагогических задач на уроке – формирование учебных мотивов. Даже небольшой положительный сдвиг в мотивации ребёнка – большая победа учителя.

Приемы и виды  оценки учащихся могут быть самыми разнообразными: сравнение результата деятельности ученика с его предыдущим, дифференцированные отметки, поощрение учащихся: мимические и пантомимические, материализованные, словесные, деятельностные, ведение дневников успеха – портфолио.
Обучение должно приносить радость, радость общения. Любой ребенок - личность, каждому есть чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению.

Мотивация деятельности – ключевая задача образования. Она направлена на то, чтобы сделать процесс образования привлекательным. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Список используемой литературы:

1. Иванова Н.А., Бахтина О.В. Формирование мотивации к учебной деятельности

у младших школьников // Известия ВГПУ. – 2016. – № 1 (270). –

С. 21–25.

2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя /

А.К. Маркова, А.Т. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

3. Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников

// Начальная школа. – 2016. – № 6. – С. 6–9.

4. Интернет – ресурс https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-9078

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты. – http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768 (дата обращения: 07.02.2016).
  2. Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления с целью повышения мотивации на уроках русского языка

Статья об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе...

Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Проект спортивно-оздоровительного направления «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!»

Проблема формирования здорового образа жизни детей и подростков является наиболее актуальной на сегодняшний день. Это определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровь...

Изучение и применение элементов арттехнологии на уроках с целью обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Методами арттерапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают чело...

Работа со слабоуспевающими учащимися с целью повышения мотивации учебной деятельности с учетом их индивидуальных способностей.

Работа со слабоуспевающими учащимися с целью повышения мотивации учебной деятельности с учетом их индивидуальных способностей....

"Закалка, спорт, движение - всех целей достижение"

Здоровье – это ценность и богатство,Здоровьем людям надо дорожить!Есть правильно и спортом заниматься,И закалятся, и с зарядкою дружить.Чтобы любая хворь не подступила,Чтоб билось ровно сердце, ...