Мотивация - движение к цели
статья
Представление статьи "Мотивация - движение к цели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_-_dvizhenie_k_tseli.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация – движение к цели.
Германский педагог А. Дистервег писал: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности (самодеятельности). Педагогу надо возбудить самодеятельность…»
Человек может включаться в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Это факторы внешние и внутренние, влияющие на активность или пассивность в деятельности.
Согласно ФГОС НОО, «личностные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования должны
отражать принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения».1
Существуют разные способы развития мотивации:
- Организация образовательного процесса.
Здесь важна:
- новизна, практическая значимость подаваемого материала;
- четкое структурирование;
- логичное, яркое, контрастное выступление;
- ритмичное чередование видов деятельности;
- опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.
- Использование необычных форм обучения:
- соревнования;
- экскурсии;
- путешествия;
- спектакли;
- использование разных средств искусства;
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты. – http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768 (дата обращения: 07.02.2016).
- игры;
- выпуск газет, коллективных работ;
- другие.
- Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
- Культура общения:
- гуманное отношение;
- доверие к ученикам;
- разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в объединении.
5. Чувство юмора.
6. Ситуация успеха.
Для успешного достижения личностных результатов необходимо
вовлекать младших школьников в активную деятельность, пробуждать
интерес как к содержательной стороне учебной деятельности, к тому,
что изучается, так и к процессу учебной деятельности .
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства
совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление
межпредметных связей; совершенствование методов обучения;
разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения;
модернизация структуры урока; расширение форм самостоятельной
работы на уроке; активизация учебной деятельности школьников на
уроке; особая система работы по воспитанию приемов самообразования
(на уроке, во внеурочной деятельности); вооружение учащихся
мыслительными операциями; развитие способностей понимать смысл
поставленной задачи; умение логично рассуждать, усваивать навыки
алгоритмического мышления.2
Формированию учебной мотивации учащихся способствует также внеурочная работа, проводимая в нашей школе, различные формы работы, доказавшие свою эффективность: музейные и библиотечные уроки, кружки по интересам, олимпиады, интеллектуальные игры, экскурсии, праздники с родителями.
Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.
2. Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения
мотивации у младших школьников к учебной деятельности является
создание ситуаций успеха, которые развивают у младших школьников
познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение
от учебной деятельности.
С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное,
организованное сочетание условий, при которых создается
возможность достичь значительных результатов в деятельности как
отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Сложность работы в школе заключается в том, что в школе обучаются дети с разным уровнем восприятия учебного материала, способностью к учебной деятельности в связи с разными диагнозами болезни. У детей с задержкой психического развития, ОНР состояние мотивационной сферы снижено, следует отметить их любознательность и, в то же время, отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её этапах. Для них ведущей деятельностью продолжает длительное время оставаться игра с её элементарными детскими формами, позиция школьника ими поздно осознаётся и длительное время не принимается, не имеет личностно значимого смысла. Учитывая слабую мотивационную сферу таких детей, учитель должен понимать, что одна из педагогических задач на уроке – формирование учебных мотивов. Даже небольшой положительный сдвиг в мотивации ребёнка – большая победа учителя.
Приемы и виды оценки учащихся могут быть самыми разнообразными: сравнение результата деятельности ученика с его предыдущим, дифференцированные отметки, поощрение учащихся: мимические и пантомимические, материализованные, словесные, деятельностные, ведение дневников успеха – портфолио.
Обучение должно приносить радость, радость общения. Любой ребенок - личность, каждому есть чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению.
Мотивация деятельности – ключевая задача образования. Она направлена на то, чтобы сделать процесс образования привлекательным. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
Список используемой литературы:
1. Иванова Н.А., Бахтина О.В. Формирование мотивации к учебной деятельности
у младших школьников // Известия ВГПУ. – 2016. – № 1 (270). –
С. 21–25.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя /
А.К. Маркова, А.Т. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
3. Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников
// Начальная школа. – 2016. – № 6. – С. 6–9.
4. Интернет – ресурс https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-9078
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты. – http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768 (дата обращения: 07.02.2016).
- Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления с целью повышения мотивации на уроках русского языка
Статья об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе...
Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...
Проект спортивно-оздоровительного направления «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!»
Проблема формирования здорового образа жизни детей и подростков является наиболее актуальной на сегодняшний день. Это определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровь...
Деятельность педагога по повышению учебной мотивации учащихся с целью улучшения качества образования
Выступление на педагогическом совете....
Изучение и применение элементов арттехнологии на уроках с целью обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
Методами арттерапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают чело...
Работа со слабоуспевающими учащимися с целью повышения мотивации учебной деятельности с учетом их индивидуальных способностей.
Работа со слабоуспевающими учащимися с целью повышения мотивации учебной деятельности с учетом их индивидуальных способностей....
"Закалка, спорт, движение - всех целей достижение"
Здоровье – это ценность и богатство,Здоровьем людям надо дорожить!Есть правильно и спортом заниматься,И закалятся, и с зарядкою дружить.Чтобы любая хворь не подступила,Чтоб билось ровно сердце, ...