Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы).
материал
Материал будет полезен учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
humurits._vystuplenie_na_pedsovete.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники - это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала во 2 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей, по оказанию помощи детям в работе над проектом. (Слайд 2).
Структура проектной деятельности (состоит из 5 п)
1. Поставить цель, проблему учащимся,
2. Наметить этапы выполнения проекта,
3. Поиск информации
4. Создание проекта
5. Выступление с готовым продуктом.
Я не навязываю детям темы исследования. Сначала мы выполняли коллективные проекты. Наш первый проект был «Покормите птиц зимой», который проводится в школе традиционно каждый год.
Цель: организовать «столовые» для зимующих птиц.
Задачи:
1) Найти информацию о зимующих птицах в городе;
2) Изучить, чем питаются птицы;
3) Провести акцию по сбору птичьего корма;
4) Изготовить кормушки;
5) Разместить кормушки на на пришкольном участке;
6) Следить за кормушками, обновлять корм;
7) Презентация. Праздник «Синичкин день»;
Во время прогулки дети наблюдали, какие птицы прилетают на их кормушки. После занятий кормили птиц, наблюдали и считали количество прилетевших пернатых, фотографировали, рисовали. Интерес к данной теме, кроме общественной пользы, связан, прежде всего, ещё и с личным интересом, так как учащиеся получили новые знания и умения. Труд ребят был отмечен на линейке параллели школьной грамотой.
Следующая тема проекта возникла после моего вопроса нашему ученику: «Почему у тебя такой тяжёлый портфель? Что ты там кирпичи носишь?» Всем классом мы разгадывали «Тайну школьного портфеля». Благодаря этому проекту дети узнали, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит, провели исследования и наблюдения, ежедневно взвешивая ранцы, выявили учебники- «нарушители» чей вес не соответствует нормам СанПин, предложили свои способы решения проблемы.
В середине 2 класса попробовали делать индивидуальные проекты «Как сохранить зрение», «История моей фамилии». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали тайну своей фамилии, историю ее происхождения. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования. Но все равно они - исследователи, первооткрыватели!
(Слайд 3.) Я хотела бы рассказать более подробнее о проекте «Мы помним, мы гордимся!». Однажды ребенок из моего класса стал рассказывать одноклассникам, что раньше в годы ВОВ на территории нашей школы был военный госпиталь. Проведя беседу с детьми, мы решили выяснить, а много ли людей, живущих в Сибири, ушли на фронт. Ведь каждому человеку необходимо расширять свои знания о людях, которые принимали участие в Великой Отечественной войне и приближали победу. Так родился проект «Мы помним! Мы гордимся!». (Слайд 4) Дети посетили городскую библиотеку, где их познакомили с тем, как Сибирь ковала победу.
(Слайд 5) Затем мы посетили парк Победы, где познакомились с военной техникой времен ВОВ, людьми, которые защищали страну.
(Слайд 6) В конце проекта дети сделели вывод: нет такой семьи, которую война обошла стороной. Работа над проектом, претворение его в жизнь имеет большое значение в плане воспитания в обучающихся интереса к истории Отечества, к людям – участникам этих событий, воспитания в подрастающем поколении чуткости, доброты, внимательности к пожилым людям.
(Слайд 7) Один из групповых проектов, который очень заинтересовал детей был «По странам и континентам». (Слайд 8)
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. (Слайд 9)
Роль родителей на этапах выполнения проекта.
Этапы проектной деятельности | Возможные действия родителей |
Выдвигаются первоначальные идеи. | Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор. |
Выбирается и формулируется тема проектной работы. | Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор. |
Формулируется задача проекта. | Может потребоваться помощь в правильной формулировке. |
Разрабатывается план выполнения проекта. | Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка. |
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. | Обдумайте с ребенком возможные результаты. |
Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. | Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой. |
Распределяются обязанности между участниками проектной группы. | Может потребоваться разъяснение обязанностей. |
Изучаются источники и литература по теме проекта. | Посодействуйте в посещении библиотеки. |
Собирается и обрабатывается информация по проблеме. | Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации. |
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности. | Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль. |
Оформляются результаты работы, и готовится отчет. | Подскажите основные правила оформления документов. |
Проект готовится к презентации. | Помогите прорепетировать выступление. |
Публичная презентация проектной работы. | Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребенка, у вас есть повод гордиться им. |
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. | Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому. |
Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Материал "Проектная деятельность в начальной школе" ( из опыта работы) предназначен для учителей. В статье рассмотрены этапы работы над проектом....
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работа) .Этот материал представляет собой курсовую работу , выполненную в рамках прохождения курсов повышения квалификации в 2010-2011 учебном году....
"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"
"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми" Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...
Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работы)
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования....
Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы.
В данной статье даётся краткая справка о проектной деятельности в начальной школе. Показана работа учителя начальных класов МОУ "СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области" ...
Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы
Данный материал содержит презентацию, котарая познакомит с опытом работы педагов по теме "Проектная деятельность в начальной школе"...