Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы).
материал

Хумуриц Наталья Петровна

Материал будет полезен учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл humurits._vystuplenie_na_pedsovete.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

        Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники - это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала во 2 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей, по оказанию помощи детям в работе над проектом. (Слайд 2). 

Структура проектной деятельности (состоит из 5 п)

1. Поставить цель, проблему учащимся,

2. Наметить этапы выполнения проекта,

3. Поиск информации

4. Создание проекта

5. Выступление с готовым продуктом.

Я не навязываю детям темы исследования. Сначала мы выполняли коллективные проекты. Наш первый проект был «Покормите птиц зимой», который проводится в школе традиционно каждый год.

Цель: организовать «столовые» для зимующих птиц.

Задачи:

1) Найти информацию о зимующих птицах в городе;

2) Изучить, чем питаются птицы;

3) Провести акцию по сбору птичьего корма;

4) Изготовить кормушки;

5) Разместить кормушки на на пришкольном участке;

6) Следить за кормушками, обновлять корм;

7) Презентация. Праздник «Синичкин день»;

Во время прогулки дети наблюдали, какие птицы прилетают на их кормушки. После занятий кормили птиц, наблюдали и считали количество прилетевших пернатых, фотографировали, рисовали. Интерес к данной теме, кроме общественной пользы, связан, прежде всего, ещё и с личным интересом, так как учащиеся получили новые знания и умения. Труд ребят был отмечен на линейке параллели школьной грамотой.

Следующая тема проекта возникла после моего вопроса нашему  ученику: «Почему у тебя такой тяжёлый портфель? Что ты там кирпичи носишь?» Всем классом мы разгадывали «Тайну школьного портфеля». Благодаря этому проекту дети узнали, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит, провели исследования и наблюдения, ежедневно взвешивая ранцы, выявили учебники- «нарушители» чей вес не соответствует нормам СанПин, предложили свои способы решения проблемы.

В середине 2 класса попробовали делать индивидуальные проекты «Как сохранить зрение», «История моей фамилии». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали тайну своей фамилии, историю ее происхождения. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования.  Но все равно они  - исследователи, первооткрыватели!

(Слайд 3.) Я хотела бы рассказать более подробнее о проекте «Мы помним, мы гордимся!».  Однажды ребенок из моего класса стал рассказывать одноклассникам, что раньше в годы ВОВ на территории нашей школы был военный госпиталь.  Проведя беседу с детьми, мы решили выяснить, а много ли людей, живущих в Сибири, ушли на фронт. Ведь каждому человеку необходимо расширять свои знания о людях, которые принимали участие в Великой Отечественной войне и приближали победу. Так родился проект «Мы помним!  Мы гордимся!». (Слайд 4) Дети посетили городскую библиотеку, где их познакомили с тем, как Сибирь ковала победу.

(Слайд 5) Затем мы посетили парк Победы, где познакомились с военной техникой времен ВОВ, людьми, которые защищали страну.

(Слайд 6)  В конце проекта дети сделели вывод: нет такой семьи, которую война обошла стороной. Работа над проектом, претворение его в жизнь имеет большое значение в плане воспитания в обучающихся интереса к истории Отечества, к людям – участникам этих событий, воспитания в подрастающем поколении чуткости, доброты, внимательности к пожилым людям.

(Слайд 7) Один из групповых проектов, который очень заинтересовал детей был «По странам и континентам».  (Слайд 8)

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. (Слайд 9) 

 Роль родителей  на этапах  выполнения проекта.

Этапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи.

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы.

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта.

Может потребоваться помощь в правильной формулировке.

Разрабатывается план  выполнения проекта.

Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта.

Обдумайте с ребенком возможные результаты.

Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.

Распределяются обязанности между участниками проектной группы.

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта.

Посодействуйте в посещении  библиотеки.

Собирается и обрабатывается информация по проблеме.

Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности.

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.

Оформляются результаты работы, и готовится отчет.

Подскажите основные правила оформления документов.

Проект готовится к презентации.

Помогите прорепетировать выступление.

Публичная презентация проектной работы.

Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребенка, у вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

Материал "Проектная деятельность в начальной школе" ( из опыта работы) предназначен для учителей. В статье рассмотрены  этапы работы над проектом....

Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работа) .Этот материал представляет собой курсовую работу , выполненную в рамках прохождения курсов повышения квалификации в 2010-2011 учебном году....

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работы)

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования....

Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы.

В данной статье даётся краткая справка о проектной деятельности в начальной школе. Показана работа учителя начальных класов МОУ  "СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области" ...

Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы

Данный материал содержит презентацию, котарая познакомит с опытом работы педагов по теме "Проектная деятельность в начальной школе"...