Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работы)
статья (3 класс) по теме
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
в данном сообщении раскрываются этапы и основные требования к проекту. Характеристика этапов. Требования к текстовому оформлению проекта. Требования к презентации, к буклету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_iz_opyta_rabotysamara.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работы)
Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №9, г. Чапаевск, Самарская область.
Булгакова Марина Петровна.
Тезисы:
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
Основное содержание доклада.
Этапы и основные требования к проекту.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Этапы проектов и их характеристики.
На первом этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Требования к выполнению проекта.
Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
Структура | Требования к содержанию |
1. Информационный раздел 1.1. Титульный лист |
|
1.2. Оглавление |
|
2. Описание работы 2.1. Введение |
|
2.2. Описание проектной работы и ее результаты |
|
3. Рефлексия деятельности |
|
Требования к презентации
Параметры оценивания презентации ученика | Критерии оценивания |
Композиция, ее монтаж | - Интригующее начало. - Нарастание темпов событий. - Полный калейдоскоп событий. |
Содержание | - Содержание раскрывает цель и задачи исследования. |
Информация | - Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации). - Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса). - Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации). - Отсутствие неопределенности, неоднозначности. - Современность источника. - Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса). |
Текст | - Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе). - Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями). - Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено). - Однозначность (единое толкование текста различными учащимися). - Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально - Завершенность (содержание каждой части текстовой информации - Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. |
Оформление | - Заголовки привлекают внимание. - Использование коротких слов и предложений. - Наличие иллюстраций по заданной теме. - Текст легко читается на фоне презентации. - Используются анимационные эффекты. - Все ссылки, анимационные эффекты работают. - Использование для фона слайда тона приятного для глаз зрителя. - Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации. - Использование единого стиля оформления. - Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста). - Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных линий. - Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда. - «Читаемость» шрифта. - Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней). - Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде). - Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов). |
Требования к буклету
- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
- Размещены наиболее важные сведения.
- Краткость изложения информации.
- Достоверность информации.
- Лаконичность текста.
- Завершенность.
- Доступность текста.
- Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.
- Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.
- Объем информации.
- Правильно подобранные шрифты.
- Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.
- Наличие иллюстраций по теме.
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
- Указание автора и руководителя проекта.
- Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.
- Эстетичность оформления.
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Содержание исследовательской работы
1. Ведение Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме
2.Литературный обзор, теоретическая часть
а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.
б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.
в) Ссылки:
- прямая речь;
- слова автора проекта;
- в скобках указывается номер источника из списка литературы
3.Практическая часть
а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения
б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.
4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе
5. Благодарность Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь
6.Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Материал "Проектная деятельность в начальной школе" ( из опыта работы) предназначен для учителей. В статье рассмотрены этапы работы над проектом....
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работа) .Этот материал представляет собой курсовую работу , выполненную в рамках прохождения курсов повышения квалификации в 2010-2011 учебном году....
"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"
"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми" Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...
Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы.
В данной статье даётся краткая справка о проектной деятельности в начальной школе. Показана работа учителя начальных класов МОУ "СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области" ...
Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы
Данный материал содержит презентацию, котарая познакомит с опытом работы педагов по теме "Проектная деятельность в начальной школе"...
«Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
«Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы)....