«Русская матрёшка – настоящее чудо света!»
проект (3 класс)

Арсененко Елена Юрьевна

Исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке.        

Актуальность выполнения работы в возвращении к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

 Цель: выяснить, в чем секрет успеха и долголетия сувенира матрешки

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Районная конференция

проектно- исследовательских работ младших школьников

« Хочу всё знать»

Духовно-нравственное направление

«Русская матрёшка – настоящее чудо света!»

                     Автор: Селионова  Виктория Владимировна, ученица 3 класса

                       МОУ « Основная общеобразовательная школа д. Борисово

                                              Руководитель:

                        Арсененко Елена Юрьевна, учитель начальных классов

                         МОУ «Основная общеобразовательная школа д. Борисово»

Балабаново -2017

                             СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение                                                                                                            3

2. Основная часть                                                                                                4

3.Заключение                                                                                                       8

4. Библиография                                                                                                  9

                                             I.  Введение

        Моя исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала меня не случайно. Дома у меня есть эта милая расписная красавица.  Занимаясь в школе искусств, я уделяю большое внимание именно росписи матрёшки. Она всегда завораживала меня своей простотой и загадочностью. Всегда удивлялась, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д.   Много раз я задумывалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью?
        С  помощью этой игрушки мама учила моего младшего брата счёту. И  он же,  мой младший  брат, подтолкнул меня на  это исследование.  Когда Кирилл выполнял проект «Числа в загадках, пословицах, поговорках», ему надо было найти сходство.  Он нашёл схожесть цифры 8 с матрёшкой. И вот я решила побольше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования.

         Актуальность выполнения работы в возвращении к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

Перед началом исследования я выдвинула гипотезу исследования:

 Гипотеза: каждый из моих одноклассников может стать создателем  авторской   матрешки.

Для начала я определила цель: выяснить, в чем секрет успеха и долголетия сувенира матрешки

Для достижения цели наметила, какие задачи мне необходимо выполнить:

  • познакомиться с технологией изготовления и росписи матрешек
  • изготовить свою матрёшку (авторскую).
  • научиться лепить    матрёшку, используя фантазию и творчество.

Исследовательские методы:
знакомство со специальной литературой, информацией в сети Интернет по данной теме;
социологический опрос;
наблюдение, сравнение и анализ росписи матрёшек;
конструирование.
Объект исследования: народная игрушка
Предмет исследования: « Русская матрешка – настоящее чудо света.»
Основные результаты: проектно - исследовательская работа

       

                                             II. Основная часть

                                       Появление матрешки на Руси.
       На каникулах  мы с братом, который захотел мне помочь  в исследовании,  пришли в библиотеку. Почитали книги, журналы, побеседовали с библиотекарем – Савченко Галиной Ивановной, и вот что интересного для себя открыли…
         Сначала мы стали искать в словаре, что означает слово матрешка.   В словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная, полая,  разнимающаяся посередине, деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.  Как ни странно в словаре Даля  матрёшка не упоминается.      

           По С.И.Ожегову    матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
         Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой  в косынке и народном платье, с петухом в руках. Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка  в виде запеленатого младенца. Всего восемь куколок.
 Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки.

          Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок- божков были популярны в Японии. И вот в конце 19 столетия кто-то решил поместить несколько фигурок  одна в другую. Первой стала фигура буддийского  мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

         Почему же оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина».

          Русская матрешка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами . Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.

Матрешка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью

                             

                                         Виды русской матрешки.


При изучении литературы, информации из Интернета я узнал, что матрёшки изготавливались в разных городах и имели свои отличительные особенности. Хотя можно с уверенностью сказать, что матрёшки, похожи друг на друга.

Есть матрёшки: семёновская, загорская, сергиево-посадская, вятская, полхов-майданская.

                                    Техника изготовления. 

                            Как же появляется на свет матрёшка?

              Еще до идеи делать матрешки, русские ремесленники имели значительный опыт работы в области обработки древесины на токарных станках. Задолго до появления матрешки мастера изготавливали пасхальные яйца и яблоки, вложенные одно в другое.

Сушка дерева происходила в естественных условиях на открытом воздухе и не менее двух лет; только опытный мастер мог решить, когда материал станет готовым к обработке. Затем бревна распиливали на заготовки.

Ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации, умения работать с ограниченным набором инструментов.  Операции изготовления форм не предполагали каких бы то ни было измерений; мастер полагался только на интуицию и свое мастерство.

Процесс изготовления матрешки достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.


                                Вытачивание фигурок

      Следующим этапом изготовления матрешек является вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы

                        Шлифовка заготовки

Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность.

В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

                          Нанесение клея.

Клей на матрешке наносится в виде узора.

В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

                                         Клеение потали
Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства.
Произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.
                                          Прорисовка фона
Теперь необходимо заняться оформлением изделия и начать стоит естественно с фона. На классических матрешках это платок или шуба, украшенные цветами, на данном же сувенире я нарисую летний луг и яркое голубое небо для создания соответствующего настроения.
                                                   Детали
Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе собственно и создается основной сюжет сувенира.
                                                  Обводка
Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие.

                                             Лакировка
    Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру.         Информация, которую я узнала в процессе работы , была очень  интересной. Мои одноклассники заинтересовались моей работой. Я провела анкетирование среди  учителей и учащихся школы. Вопросов было пять. Всего в опросе участвовало 34 человека.
1. Знаете ли вы деревянную ,что такое Матрешка?
Да – 100% 
Второй вопрос звучал так:
2. Есть ли у вас дома эта игрушка?
Да. – Так ответило 10 человек. Нет – 24 человека
3. Нравится ли вам матрешка?
Да, очень. – 15 человек
Да – 15человек
Нет  – 4 человека
4. Чем вам нравится матрешка?
Очень красивая  – 25человек.
Яркая -  8 человек
Нет-1человек

5.Может ли матрёшка приносить пользу? Какую?
Да. Это игрушка, с ней можно поиграть – 8 человек
Да. В ней можно хранить мелкие вещи -10 человек
Да. Она украшает интерьер -10 человек
Да. Не знаю -  4 человек.
Нет. Не приносит -2 человека
На уроке изобразительного искусства я рассказала ребятам о секретах русской матрешки.
Затем предложила ребятам слепить матрёшку из пластилина. Все с огромным удовольствием приняли участие в работе.
В конце урока мы организовали выставку поделок.

                                                     Моя работа.

Я долго думала над тем, какую авторскую матрешку можно создать. Хотелось придумать, что-то особенное. Я советовалась с подружками, с моим руководителем, родными мне людьми. Искала находки и подсказки в интернете. И вот идея… Я решила слепить свою матрёшку из пластилина.

Так, идея есть. Приступаем к изготовлению.

                                                      Вывод:
выдвинутая мной  гипотеза доказана. Каждый из моих одноклассников может стать создателем авторской матрёшки.

                                                    Заключение.
         В завершении работы я решила подвести итоги своего труда. Открыла ли я для себя что-нибудь новое и интересное? Научилась ли делать то, чего не могла делать раньше? И пришла к выводу, что исследовательская работа помогла мне узнать многое: об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях  этой игрушки, узнала о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовала стать мастером по лепке авторской матрешки. Я провела мастер-класс по лепке матрешек. Продолжаю учиться исследовательской деятельности. Пока еще мне помогали в работе родители и учительница, но они не делали работу за меня, а предлагали находить необходимую информацию, анализировать ее, делать соответствующие выводы.

         Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение. С удовольствием приму участие и в других исследованиях.

        Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ, политических режимов.
             

                                   Библиография
1. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. Алексахин Н. Н

2. Первые уроки. Раскраска. Матрешка. 

3. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г. 

4. История матрешки. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка", изданной ООО "Издательство "Народное образование" в 1998 году, а также публикациям в периодической
печати разных лет.

5. Савенкова А. И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.

6. Матрёшке -100! Елена КОЗЛОВА, журнал «Ваш Досуг», N46 (187) 16-23 ноября 2000 года.

7. Журнал «Начальная школа» №1, 1994., №9, 2002.

8. Материалы из Интернета http://go.mail.ru/search_images.

9. Фотографии из личного архива.

10. Словари Даля и Ожегова

 

                                                     Приложение

Я в школе с младшим братом Кириллом и нашими матрёшками

                         

                                                     Я и матрёшки

                                                    В сельской библиотеке

 

                                       Я делаю свою матрёшку

                               

                                  Мастер-класс по изготовлению матрёшки

   

                              

                                                           Тезисы

        Моя исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала меня не случайно. Дома у меня есть эта милая расписная красавица.  Занимаясь в школе искусств, я уделяю большое внимание именно росписи матрёшки. Она всегда завораживала меня своей простотой и загадочностью. Всегда удивлялась, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д.   Много раз я задумывалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью?
        С  помощью этой игрушки мама учила моего младшего брата счёту. И он же,  мой младший  брат, подтолкнул меня на  это исследование.  Когда Кирилл выполнял проект «Числа в загадках, пословицах, поговорках», ему надо было найти сходство.  Он нашёл схожесть цифры 8 с матрёшкой. И вот я решила побольше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования.

                 Я выдвинула гипотезу: каждый из моих одноклассников может стать создателем  авторской   матрешки.

 Цель работы: выяснить, в чем секрет успеха и долголетия сувенира матрешки.

 Задачи:

  • познакомиться с технологией изготовления и росписи матрешек
  • изготовить свою матрёшку (авторскую).
  • научиться лепить    матрёшку, используя фантазию и творчество.

В словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная, полая,  разнимающаяся посередине, деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.  Как ни странно в словаре Даля  матрёшка не упоминается.      

           По С.И.Ожегову    матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
         Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой  в косынке и народном платье, с петухом в руках. Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка  в виде запеленатого младенца. Всего восемь куколок.
 Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки.

          Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок- божков были популярны в Японии. И вот в конце 19 столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой стала фигура буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

         Почему же оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина».

          Русская матрешка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами . Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.

Матрешка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.

Есть матрёшки: семёновская, загорская, сергиево-посадская, вятская, полхов-майданская.
                                    Техника изготовления. 

                            Как же появляется на свет матрёшка?

            Сушка дерева происходила в естественных условиях на открытом воздухе и не менее двух лет; только опытный мастер мог решить, когда материал станет готовым к обработке. Затем бревна распиливали на заготовки.

Ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации.

Процесс изготовления матрешки достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы

     Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

Клей на матрешке наносится в виде узора.

В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства.
Произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.
Теперь необходимо заняться оформлением изделия и начать стоит естественно с фона. На классических матрешках это платок или шуба, украшенные цветами, на данном же сувенире я нарисую летний луг и яркое голубое небо для создания соответствующего настроения.
Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе собственно и создается основной сюжет сувенира.
                                               
Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие.
                                                 
    Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру.         Информация, которую я узнала в процессе работы, была очень интересной. Мои одноклассники заинтересовались моей работой. Я провела анкетирование среди  учителей и учащихся школы. Вопросов было пять. Всего в опросе участвовало 34 человека.
1. Знаете ли вы, что такое Матрешка?
Да – 100% 
Второй вопрос звучал так:
2. Есть ли у вас дома эта игрушка?
Да. – Так ответило 10 человек. Нет – 24 человека
3. Нравится ли вам матрешка?
Да, очень. – 15 человек
Да – 15человек
Нет  – 4 человека
4. Чем вам нравится матрешка?
Очень красивая  – 25человек.
Яркая -  8 человек
Нет-1человек

5.Может ли матрёшка приносить пользу? Какую?
Да. Это игрушка, с ней можно поиграть – 8 человек
Да. В ней можно хранить мелкие вещи -10 человек
Да. Она украшает интерьер -10 человек
Да. Не знаю -  4 человек.
Нет. Не приносит -2 человека
На уроке изобразительного искусства я рассказала ребятам о секретах русской матрешки.
Затем предложила ребятам слепить матрёшку из пластилина. Все с огромным удовольствием приняли участие в работе.
В конце урока мы организовали выставку поделок. Я долго думала над тем, какую авторскую матрешку можно создать. Хотелось придумать, что-то особенное. Я советовалась с подружками, с моим руководителем, родными мне людьми. Искала находки и подсказки в интернете. И вот идея… Я решила слепить свою матрёшку из пластилина.

Так, идея есть. Приступаем к изготовлению.

Вывод:
выдвинутая мной  гипотеза доказана. Каждый из моих одноклассников может стать создателем авторской матрёшки.
         В завершении работы я решила подвести итоги своего труда. Открыла ли я для себя что-нибудь новое и интересное? Научилась ли делать то, чего не могла делать раньше? И пришла к выводу, что исследовательская работа помогла мне узнать многое: об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях этой игрушки, узнала о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовала стать мастером по лепке авторской матрешки. Я провела мастер-класс по лепке матрешек. Продолжаю учиться исследовательской деятельности. Пока еще мне помогали в работе родители и учительница, но они не делали работу за меня, а предлагали находить необходимую информацию, анализировать ее, делать соответствующие выводы.

         Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение. С удовольствием приму участие и в других исследованиях.

        Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ, политических режимов.
             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо света-озеро Байкал

Исследовательская работа...

Внеурочное мероприятие : «Русские народные промыслы. Расписные русские матрёшки»

Данный конспект разработан для проведения занятия по изобразительному искусству для учащихся 2 класса. Проведение занятия предполагает предварительную подготовительную работу с учащимися класса, а име...

Программа по внеурочной деятельности "Восьмое чудо света"

Программа разработана для учащихся 1-4 классов для организации занятий по научно-познавательному направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной ча...

Тема: История русской матрёшки. Роспись русской матрёшки.

Тема урока посвящена одному из самых известных во всём мире  талисману России – матрёшкеИстория  русской матрёшки. - Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяна, в нарядном сарафане,...

Восьмое чудо света

Династия учителей....

Исследовательская работа "Восьмое чудо света - бумага"(2 часть)

   В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал, с помощью которого можно попробовать изготовить бумагу в домашних условиях своими руками....

Командная интеллектуально-развлекательная игра к Дню Матери " Восьмое чудо света МАМА !

Проводилась в параллели 4 классов . Совместная игра детей и родителей ....