Викторина «Родной язык – язык отца и матери»
материал (4 класс)

Кошкарова Людмила Ивановна

Класс: 4 класс Форма проведения: познавательная игра – викторина. Цели: Расширить кругозор, знание детей по истории чувашского края и развивать познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа. Задачи: Образовательные задачи: -Обобщить представления детей о родном городе, об основных достопримечательностях, связанных с его историей (библиотеки, театры). -Закреплять знания детей об известных людях, прославивших родной город и республику -Расширять и систематизировать представления детей о государственной символике города Чебоксары и Чувашской республики. Воспитательные задачи: -Поддерживать у детей интерес к истории родного города, чувство восхищения и гордости его красотой. -Продолжать воспитывать любовь к родному городу. Коррекционно- развивающие задачи: Развивать речь обучающихся, мышление, смекалку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_rodnroy_yazyk_-_yazyk_ottsa_i_materi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Родной язык – язык отца и матери»

Класс: 4 класс

Форма проведения: познавательная игра – викторина.

Цели: Расширить кругозор, знание детей по истории чувашского края  и  развивать познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа.

Задачи:

Образовательные задачи:

-Обобщить представления детей о родном городе, об основных достопримечательностях, связанных с его историей (библиотеки, театры).

-Закреплять знания детей   об известных людях, прославивших родной город и республику

-Расширять и систематизировать представления детей о государственной символике города Чебоксары и Чувашской республики.

Воспитательные задачи:           

-Поддерживать у детей интерес к истории родного города, чувство восхищения и гордости его красотой.  

-Продолжать воспитывать  любовь к родному городу.

Коррекционно- развивающие задачи:

Развивать речь обучающихся, мышление, смекалку;

Оборудование: Мультимедийный проектор, герб г. Чебоксары, герб Чувашской Республики, портреты: И.Я.Яковлев, В.И. Чапаев, А.Г. Николаев, Н. В. Павлова, карта Чувашской республики, фишки (маленькие гербы на  каждого ребёнка)

Ход мероприятия

Язык чувашский! Ты прекрасен!
Отца - матери язык.
Даришь разуму познанья
Слогом светлым, как родник.
                                               М.Юхма

Каждый народ имеет свой язык, в каждом есть особые слова, называющие важные для его жизни вещи.

Родной язык - язык предков - передаётся от родителей, в нём звучит связь поколений.

Для многих россиян родные два языка. Один государственный - русский, он объединяет всех нас, помогает понять друг друга, учиться и строить будущее страны. Другой -  язык малой родины, язык дедов, помогающий хранить и приумножать опыт и историю народа. Все начинается с малого: с семьи, со своего рода, с любимого села или города, родного края… Невольно вспоминаются слова Льва Николаевича Толстого: «Ты помни, мира не узнаешь, пока не знаешь края своего».

Чтобы узнать мир, мы должны изучить свой родной край. А сегодня мы посмотрим, насколько хорошо мы знаем свой край, свою Родину, мы с вами собрались на игру- викторину «Родной язык – язык отца и матери»

Пред вами две команды. Называться они будут по именам былинных чувашских героев: «Улып-богатырь» и «Пурнеске- мальчик с пальчик».Каждой команде будут задаваться вопросы. За правильный ответ фишка.

Разминка

        1. В какой республике вы живёте?

В Чувашии

2.А на каком языке говорят люди в Чувашии?

Чувашия многонациональная республика, но почти 70% ее жителей - представители чувашской нации, поэтому Конституцией республики установлены два государственных языка - русский и чувашский.

Говорят на разных языках: на русском, чувашском, на татарском, на марийском и т д.

3. Назовите первого президента Чувашской республики.

Николай Васильевич Федоров

4. Как зовут главу Чувашской Республики.

Михаил Игнатьев

5. Сколько букв в чувашском алфавите?

Современное чувашское письмо включает 33 буквы русского алфавита и 4 дополнительные буквы с диакритическими знаками.

6. Какие птицы изображены на гербе нашей столицы?

Утки. Сколько птиц (5)

7. Какое дерево изображено на гербе Чувашской республики – древо жизни (юман - дуб)

8. Растение – символ Чувашии на гербе Чувашской Республики – хмель

9. Как звучит по-чувашски название столицы Чувашии?

Конкурс «Города Чувашии»

Республика наша небольшая. У нас всего 9 городов: Чебоксары, Новочебоксарск, Цивильск, Канаш , Марпосад, Козловка, Шумерля, Алатырь, Ядрин. Не сомневаюсь, вы их знаете.

- Москва, Ядрин, Саратов.    (Ответ: Ядрин)

- Санкт- Петербург, Кстрома, Цивильск. (Ответ: Цивильск)

- Ярославль, Йошкар- Ола, Алатырь. (Ответ: Алатырь)

- Казань, Вологда, Шумерля   (Ответ: Шумерля)

Конкурс «Государственные символы Чувашии»

. Каждая республика, каждый город имеет свой герб. Каждой команде необходимо сложить 2 герба из отдельных частей, и рассказать  о гербе, что означают все символы, которые на нём изображены.

Герб Чебоксар – символ, состоящий из щита. Здесь присутствуют цвета Российского флага:  белый, синий, красный, так  как мы входим в состав России. На  гербе нарисованы утки, так как Чебоксары и области вокруг нашего города всегда  были богаты утками. На красном фоне изображено древо жизни – дубы, которые  показывают прошлое, настоящее, будущее. В середине цифры – это дата основания города Чебоксары. Красный и синий  цвета разделены волнами, потому что  Чебоксары и Чувашия богата реками, и стоит на реке Волга.                                                                 Герб Чувашии – символ, состоящий из щита. Здесь присутствуют цвета желтый и красный. Щит окаймлен эмблемой «три солнца». В поле щита - красный символ мирового дерева.

Конкурс «Любимые пища чувашей»

Чувашский народ гостеприимен, дорогих гостей сажает за стол. Он рад даже нежданному гостю – путнику, ни в коем случае не отступит его, не угостив чем-нибудь. Если ничего нет, то чем угостит его? (Ответ: просто хлебом)

Хлеб – символ жизни.

-Речь пойдёт о пище чувашей. Даются варианты ответов, вы должны выбрать правильный.

1. Вторым хлебом считается:

Хăяр, кăмпа, çĕрулми. (огурцы, грибы, картофель)

2. До появления картофеля на Руси основным продуктом питания была:

Кăшман, çарăк, помидор (свекла, репа, помидор)

Перед вами репа. Её ели и варёную, и пареную, и свежую.

Попробуйте и вы свежую репу. Репа – источник витаминов.

Вкусно, правда. (Девочки угощают ребят кусочками репы)

3. Выбираем для чувашей:

Кăлпасси, пулă, чăкăт.(Колбаса, рыба, сырок)

4. Популярный напиток чувашей:

Кофе, квас, минеральная вода.

5. Мясное блюдо:

Шăрттан, котлета, гуляш.

Ученик: Что такое шăрттан? Тултармăш теççĕ чăвашсем. Им угощают дорогих гостей. Раньше шăрттан готовили для сына, которого провожали в солдаты, или для близкого родного, который уезжал в далёкие края.

Тяжёлая была солдатская служба, она длилась 25 лет. Солдат должен был привезти обратно кусочек шăрттана, который хранил тепло родного очага. В нём, думали чуваши, есть какая-то волшебная сила.

Как готовили шăрттан? Чтобы приготовить его, резали молодого барана. Кишки барана мыли, чистили и заполняли мясом, пшеничной крупой, луком, чесноком, добавляли свежую кровь, соль. Завязав с двух концов, ставят в печь. Итак, пять раз топят печь и пять раз ставят в печь. Шăрттан, приготовленный правильно, никогда не портился.

6. Изделия из теста:

Чак-чак, хуплу ( пирог с мясом), баранки (сушки).

7. Основная каша:

Перловая, пшеничная, рисовая.

8. Любимый молочный напиток:

Сĕт, турăх, уйран.(Молоко, простокваша, пахта)

9. Основным продуктом из бобовых считается:

Бобы, горох, фасоль.

Конкурс «Чувашские загадки»

Ребята, отгадайте загадки по теме «Предметы быта»:

-Конь железный, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

-Он толстый, квадратный - оделся в белый халат. (Печка)

-Чуть дотронешься, со звуком разобьётся (Стекло)

-В одной рубашке 50 человек, все они в красных шапочках. (Спички)

Конкурс «Волшебный мешок»

На каких предприятиях города могли изготовить эти предметы?

Батон, носки, конфеты, пластмассовая кастрюля.

Конкурс «Кто эти люди?»

Не бывает городов без людей. Но есть люди, которые прославили нашу Чувашскую Республику. Необходимо узнать по картинке и чем знаменит этот человек.

1. Иван Яковлевич Яковлев

 Иван Яковлевич Яковлев  открыл школы для бедных детей,  создал чувашский алфавит, букварь и написал много книг для детей.

2. Василий  Иванович Чапаев

 Легендарный герой гражданской войны. Он родился в Чувашии в деревне Будайка.  Чапаев

был смелым и отважным. Погиб на Урале.

3. Андриан  Григорьевич Николаев

Андриан  Григорьевич Николаев - космонавт, третий человек, который полетел в космос,  родился в селе Шоршелы.  

. В селе открыли музей Космонавтики, посадили первое дерево яблочного сада. Открыли Детский парк имени А.Николаева, назвали его именем улицу.

4.Надежда Павловна Павлова

Надежда Павловна Павлова - балерина. Родилась в г. Чебоксары. Народная артистка СССР. Народная артистка Чувашии. Лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат всесоюзных и международных конкурсов фестивалей, профессор Российской академии театрального искусства. Живёт в г. Москва.

Конкурс «Вам куда?»

Каждый год рождаются жители Чувашии. Все они, без сомнения вырасту культурными, образованными, умными людьми. Ведь в столице много учреждений культуры - театры, музеи, библиотеки.

Надо узнать по фото

-музей В. И. Чапаева

-кукольный театр

- национальную библиотеку

Конкурс «Угадай по описанию»

а) У этой рыбы фантастическая жадность, в её желудке находят не только рыб, но и мышей, монеты, часы - видимо, хищница принимает их за рыбку с яркой чешуей (Щука)

б) Это самая большая из рыб, обитающая в реках России, у неё нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоема, где её часто не отличишь от бревна. У этой рыбы даже есть усы. (Сом)

в) Эта рыба может показаться чудовищем, хотя её размер всего 13 см. Она растопыривает острые плавники и становится похожей на колючий шарик. Перед таким лесом острых шипов отступает и щука. Несмотря на свой малый размер, она поедает икру других рыб, тем самым истребляя их. ( Ёрш)

Логоритмическое упражнение « Рыбки»

Рыбки весело плескались в теплой чистенькой воде — пальцы соединить, хаотично двигать руками

То сожмутся, разожмутся - обхватить руками плечи

То зароются в песке - руки опустить вниз

То замашут плавниками - движение руками вверх, вниз

То закружатся кругами- круговые движения руками

Пока мы по ней поплаваем - наше жюри подведет итоги конкурса

Подведение итогов викторины

Торжественное вручение грамот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

десять советов отцам и матерям

Десять советов отцам и матерям1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасн...

10 советов отцам и матерям

Материал содержит 10 советов родителям по воспитанию детей...

Час родного языка. Викторина "Люби и знай русский язык".

Викторина - соревнование на знание русского  языка.Способствует прочному и сознательному усвоению материала, изученного на уроках, воспитывает  любовь к предмету и родному языку. Может...

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК. ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ.

ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК.ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ....