ОРКСЭ. "Милосердие".
план-конспект урока (4 класс)

Силантьева Елена Владимировна

ОРКСЭ.Кураев. "Милосердие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orks.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

   

Учитель: Силантьева Елена Владимировна

Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 523 Колпинского района  Санкт – Петербурга

Предмет: основы православной культуры ( А.В.Кураев )

Класс: 4

Тема: Милосердие и сострадание.

Тип: изучение нового материала

Задачи: углубление представлений о милосердии и сострадании; освоение данных понятий на новом для учащихся уровне.

Планируемые результаты

Предметные:

дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание;

чем милосердие отличается от дружбы;

кого называют ближним;

 как христиане должны относиться к людям;

обогатить словарный запас учащихся (раскрыть лексическое значение понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милость», «милостыня»);

поразмышлять о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности в наше время.

Метапредметные:

Познавательные: мотивация учебной деятельности ; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные. Сохранять и принимать учебную задачу; планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления.

Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.

Коммуникативные. Сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Личностные:

адекватно оценивать результаты учебной деятельности;

выявлять причины успешности или неуспешности учебной деятельности.

Содействовать  воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Ход урока

     

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

(1 - 2 мин.)

2. Постановка учебной задачи

3. Работа над лексическим значением слов «милосердие», «сострадание».

4. Работа с притчей о добром самарянине.

5. Икона «Встреча и прощение».

К.Петров – Водкин «Богоматерь Умиление злых сердец»

6. Сестры милосердия.

7. Милостыня

8. Итог урока

9. Домашнее задание

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

 

Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи.

- Правильно, сегодня мы будем говорить о добре, любви.

Любовь бывает разной.

Она бывает радостной. При встрече с любимым родным человеком лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе — и не смог остаться равнодушным.

 - Как называют человека, который не остался равнодушным к твоему горю?

 - Такого человека еще называют милосердным. Слышали вы такое слово «милосердие»?

 - Милосердный человек откликнулся на твое горе, сострадал. Знакомо вам слово «сострадание»?

- Какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить?

- Сформулируем цель урока.

 - Откроем учебник на стр.42 и посмотрим, что мы еще узнаем.

 - Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Вслушайтесь в слово.

- Подберите слова, близкие по значению слову «милосердие».

- А кому в жизни мы чаще всего говорим «милая»?

- Мы говорим, что мама милует нас. В её объятиях мы чувствуем себя защищёнными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.  Миловать – значит дарить приятное для души.

- Подумайте, как могло возникнуть в языке слово «милосердие»?

- В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие.

- А где еще можно узнать значение этого слова?

 - А теперь разделимся на группы и узнаем значение слова « милосердие», используя: 1 группа – словарь В.Даля, 2 группа – С.Ожегова, 3 группа – Д.Ушакова, 4 группа –  «Современный толковый словарь».

- Что общего в данных определениях?

 - Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.

 

Во всех определениях встретили слово-сострадание.

- Давайте разберём по составу

слово: сострадание.

 - Вспомните, что обозначает приставка со-?

 - Объясните значение слова.

 

- Подберите еще слова с приставкой со-, близкие по значению слову «сострадание».

 - В толковом словаре В. И. Даля дано толкование слова «сострадание». Давайте прочитаем.

 - Милосердие исстари обозначало свершение добра и оказание бескорыстной помощи нуждающимся. Наиболее активно оно начало проявляться на Руси с принятием христианства, одна из основополагающих заповедей которого гласит: «Возлюби ближнего твоего».

 - А, как вы думаете, кого можно считать ближним?

  - Однажды Иисуса Христа спросили «А кто мой ближний?». - В ответ на вопрос Христос рассказал притчу о добром самарянине.

Давайте познакомимся с этой притчей и постараемся понять, о чем хотел сказать Иисус Христос, кого христиане называют ближним.

Словарная работа.

Притча - рассказ с нравоучением.

Самарянин - означает чужак, человек другой веры.

Ближний - ?

 -  Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; (поставьте карандашом («+»).

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело; («-»)

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.(«?»)

- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека?

- Чему хотел научить Христос, рассказывая эту притчу?

- Кого христиане называют ближним?

- Кто такой ближний? Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.

Кого мы называем ближним ?

- Вы согласны с утверждением: «Как ты ко мне (относишься), так и я к тебе?»

- Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это неприятно. Но  прошло время ,и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и  самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, довести до дома или врача?

Даже если вчера ты поссорился с другом, если он наговорил тебе много плохих слов, обидел тебя. А сегодня он попал в беду – протяни ему руку помощи, прости его. Поддержи в беде и несчастье.

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды.

Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».

Учебник – стр.44 – 2, 3 абзац.  (Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным…)

Почему с узников сняли кандалы?

А сейчас поработаем в группах.

Задание 1. Фрагмент иконы. «Встреча и прощение». Рембранд «Возвращение блудного сына»

 - Одинаковая ли тема на этих изображениях?

- Какое бы дали название этим изображениям?

- Как вы поняли, что изображенный просит прощение?

 - Будет ли он прощен?

 - Какое из данных изображений является иконой, а какое картиной?

( Притча о блудном сыне. Данный фрагмент из Евангелия отображает милостивую любовь Бога даже к согрешающим людям в лице Его неблагодарных сыновей: старшего и младшего. )

Задание 2. К.Петров – Водкин «Богоматерь Умиление злых сердец»

Икона «Богоматерь Умиление злых сердец»

 - Какое из изображений является иконой?

 - А в учебнике дано какое из этих двух изображений?

 - Рассмотрим картину К.Петрова – Водкина.

 - Почему художник изобразил Богородицу с головой, покрытой красным платком?

 - Опишите выражение лица.

Почему Богоматерь изображена с поднятыми руками?

 - Как вы думаете, в каких случаях, жизненных ситуациях, люди обращаются к иконе «Богоматерь Умиление злых сердец» ?

Человек может научиться милосердию. Если вы будете совершать дела милосердия: ухаживать за больными или младшими, пожилыми, бескорыстно предлагать свою помощь, то эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным.

 - А кто знает, кого называют сестрой милосердия?

 

 - В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами милосердия.

Многие сестры милосердия XIX— начала XX в обычной жизни были богатыми, знатными дамами.

 Екатерина Михайловна Бакунина в молодости была «кисейной барышней», любила наряды, танцы, балы. А когда началась крымская война решила отправиться на фронт, что было очень нелегко. Для того чтобы испытать себя, она ежедневно посещала самую «гнусную» из московских больниц. Её жизненный девиз звучал так «С именем Бога — все для людей!»

А красавица баронесса Юлия Вревская умерла от тифа, которым заразилась ухаживая за больными солдатами. Она продолжала выполнять свой долг пока у нее были еще силы.

.

Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны.

Среди сестер милосердия мы видим великую княгиню Елизавету Федоровну, которая после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров.

Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.

 - К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо - Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной.

Благотворительный фонд в Петербурге «Милосердие детям».

Существуют благотворительные фонды. Фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой.

Организация заботится о детях, страдающих раком.

Благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд».

Благотворительные акции проводятся и на телевидении.  Отправляя слово «Добро» смс сообщением люди помогают тяжелобольным детям.

В 2013 году первый канал провел также и благотворительный марафон «Всем миром» по сбору денежных средств для жителей Дальнего Востока пострадавшим от наводнения. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

Леонид Михайлович Рошаль – российский педиатр и хирург, Президент международного Благотворительного Фонда. Целью этого фонда является оказание специализированной хирургической помощи детям в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, войны, террористические акты и т.д.)

Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.

12 мая - Международный День сестры милосердия.

 - Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай».

 А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

 Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра.

Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться... «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину.

Чтение по учебнику – стр.45 о святой Иулиании.

Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

 

- Почему нищий, не имея сам благосостояния, получив подаяние, раздавал его бедным?

 - Что заставляло его так поступать?




















Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

2. Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Смотрят видео – презентацию  «Притча о добре и милосердии».  ( «Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что – то с песка и бросал в море…»

Отвечают на вопрос.

- Будем говорить о добре, … .

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

 - Милосердие и сострадание.

 - Задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание.  …

 - Чем милосердие отличается от дружбы.

 - Кого называют ближним.

  - Как христиане должны относиться к людям.

- Милует, жалеет, милое сердцу, хорошее, доброе, доброта, милый, сердце, помиловать, помощь, прощение, сердечная боль, сердечный человек, ценность, жалость, сердечный поступок, любовь, забота.

- Милая мамочка – мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть её.

 

- МИЛоСЕРДИЕ – милое сердце.

 

 

- В толковом словаре.

Работа в группах.

Работают с толковым словарем.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Сравнивают определения, делают вывод.

Первая группа.

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

Вторая группа.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.

Третья группа.

Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Четвертая группа.

Современный толковый словарь: Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

 - Соединение с чем или кем-либо.

 - со – страдать, сочувствовать, переживать), «долг» (обязанность, необходимость)

 - Это совместное страдание, способность переживать  боль другого человека, как собственную.

- Сочувствие, сопереживание, соболезнование.

 

Читают.

- Сострадание – сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем, несчастьем; совместное переживание невзгоды.

 

Близкие – это семья, друзья, те, кто нас любит.

Читают текст в учебнике – стр.42 – 43.

Читают отмеченные отрывки.

- Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

Отвечают на вопрос.

 

- Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи

Читают.

“…ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи…”.

Отвечают на вопрос.

Работа в группах.

Лик Ее нежен и ясен, в нем какая-то особенная простота и открытость, спокойствие.

 Она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на неё. 

Так называют людей, которые оказывают ближним бескорыстную помощь.

Они помогают больным, слабым, обездоленным и не просят взамен ни денег ни благодарности.

Рассказывают подготовленные учащиеся.

Великая княгиня Елизавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елизаветы Федоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елизавета Федоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа. В час тяжелого испытания Елизавета Федоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась  в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елизавета Федоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Читают подготовленные учащиеся.

Сестра милосердия

Сестра милосердия…слов сочетание.

В нем радость и боль, надежда, отчаянье.

Это холод и грязь, это кровь и страданье.

Это стойкость и слезы, и души состраданье.

Это труд, это подвиг и бессонные ночи.

Это то, что сердце одного только хочет:

Чтоб спасти и утешить, быть всегда с кем-то рядом,

Чтоб облегчить страданья, жизнь отдать, если надо.

Потому и идет она, собрав последние силы,

На любой зов о помощи, где б ее не просили.

И идет она в стужу и слякоть, и зной,

И идет она с мыслью только одной:

Как бы ей не упасть, приложить бы усердье,

Слабой быть не положено сестре милосердия.

Лишь на Бога надежду в душе она носит,

Лишь у Матери Божией она помощи просит.

И маячит пред ней свет любви впереди,

Отражается в нем красный свет на груди.

Этот крест дан ей Богом, и отречься не вправе.

Со смирением носит она крест свой кровавый.


 Решетникова Н.П.

Работа в парах.

Читают.

Отвечают на вопросы:

Что делала святая Иулиания Муромская, чтобы помочь бедным?

Почему хлеб, испеченный из коры деревьев, так нравился нищим?

Отвечают на вопросы.

Работа в группах

  1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию:

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;  накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  негоже;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба;  творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.

  1. Составить синквейн:

1.Милосердие.

2. Добрый, переживающий, бескорыстный

3. Поддерживать, любить.

4. Помогать нуждающимся в помощи.

    Дарить людям добро.

5. Забота, счастье.

1.Сострадание.

2.Любящий, отзывчивый.

3.Сочувствовать, переживать, помогать.

4.Мы должны проявлять сострадание

5. Необходимо

Прилагательные: бескорыстное,  безвозмездное,  душевное,  добровольное,  сердечное, надежное, тихое, теплое.

Глаголы: спасает, помогает, облегчает,

 поддерживает, согревает, жалеет, любит, лечит.

 Дарит. 

Предложения: Милосердие- скорая помощь. 

Милосердие- теплое солнышко. 
Милосердие -лекарственный напиток. 

Милосердие-спасение души от равнодушия. 

Милосердие-помощь нуждающимся. 

Милосердие-счастье для самого себя. 

Ключевое слово: Врач. 

Спасательный круг.

Счастье. 

Дождик в пустыне. 

Любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Данный урок направлен на воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Цель данного урока - дать знания о том, как разные рели...

Разработка открытого урока по ОРКСЭ "Милосердие"

Сценарий урока по духовно-нравственному воспитанию...

ОРКСЭ "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Урок по ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"...

Разработка урока по ОРКСЭ «Милосердие».

Разработка открытого урока по ОРКСЭ «Милосердие»....

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

КОнспект урока по ОРКСЭ модулю "ОПК" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....

урок по курсу ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Модуль: Основы православной культуры, урок №12....