Статья "Методика сенсорно-координаторных тренажей" (по программе В. Базарного)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Грабовая Марина Николаевна

Данная статья представляет собой опыт работы по программе В.Базарного (кресты, метки, панно)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Методика сенсорно

координаторных тренажей»

(по программе В. Базарного)

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2

Грабовая Марина Николаевна

Давать образование ребенку, это не только пичкать его всевозможными формулами и правилами, это еще и дать ему понятие, что он человек, который может быть не только образованным, но и здоровым. А это мы должны воспитывать с самого рождения. Но не всегда этому уделяется внимание, особенно в школе. Так как нагромождение всевозможных требований (программы, экзамены, олимпиады и т. д.) отодвигают на второй план самое главное-здоровье ребенка. Здоровый ребенок — здоровое будущее! И это нельзя забывать.

(сл. 1) Как уже было сказано, урок по этим технологиям прежде всего и отличается необычностью мебели и оформления класса, а также “инвентарём”, который применяет учитель в процессе урока.

В современных учебных заведениях вся полифония природных света, цвета, форм, красок, движений школьнику недоступна, а значит, его органы чувств находятся вне постоянной биогенетической реактивации. Известно, что если ребенка поместить в больничную палату, то у него уже через месяц наблюдаются глубокие негативные последствия «чувственного голода» и пробелы в интеллекте. Отсутствие притока к органам чувств естественной, природной полифонии всегда ведет к этим пробелам.

«Сенсорные кресты»

(слайд 2) Для развития внимания, зрительного восприятия, памяти, двигательной активности с удовольствием использую в учебном процессе «сенсорные кресты».(слайд 3) К потолку с помощью нитей подвешиваются кресты, на которые крепятся математические формулы, слова с непроверяемым написанием, предметные или сюжетные картинки,(слайд 4-5) карточки с заданиями. различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слоги, слова по теме урока, этапы урока, примеры, краткие записи задач и пр.), карточки с возможными вариантами ответов

Примерные задания: (слайд 6)

1. Найди ответ задачи.

2. Проверь написание словарного слова.

3. Найди отгадку.

4. Реши пример. Проверь его правильность.

5. «Собери» слова на тему: «Весна», …

6.Найди слова на данное правило.

7. Найди геометрическую фигуру.

8. Скажи, что изменилось?

9. Найди все существительные, …

10.Назови слова, где все согласные мягкие(твёрдые, звонкие, глухие).

11. Найди слова, в которых 2 слога (3,1)…

12. Найди имена собственные, …


(слайд 7) при повторении форм фольклора найти на «сенсорных крестах» жанры фольклора, о которых идет речь;(слайд 8) на «сенсорном кресте» слова : деревья, коньки, пень, лень. Одно лишнее. Какое? найти ответ на загадку и т.д.

(сдайд 9-10) Часто использую «сенсорные кресты» при проведении устного счета на уроках математики: задачи в стихах, работа с числами, найти решение задачи, текст которой зачитывается.

(слайд 11) «Кресты» привожу в движение с помощью указки, а еще они вращаются под воздействием циркулирующего в кабинете воздуха и тем самым привлекают к себе внимание детей.В ходе урока периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, прошу что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Урок проводится в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий, при чем эти задания  могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, таким образом, урок проходит в режиме ближнего и дальнего зрения.

Экологическое панно

 Вообще эта методика затрагивает не только физическое, но и духовное, и интеллектуальное развитие детей. Известно, что чем жестче ограничено пространство, тем больше мы уходим в депрессию, в состояние хронической угнетенности. Немалую отрицательную роль играет и бедность цветовой гаммы, а ведь мозг ребенка настроен на многоцветье. (слайд 12) И чтобы вернуть детям цветной и яркий, движущийся мир и хоть частично расширить зрительные горизонты, используются «экологическое панно». 

Эти «картины»  выполнены в цветовой унификации, отвечающей требованиям охраны и коррекции зрения: (слайд 13)
А) оранжевый - снимает усталость, благоприятен при миопии; 
Б) розовый - успокаивает;
желтый - улучшает мозговую деятельность;
Г) зеленый - устраняет напряжение, снижает давление, благоприятен при
миопии;
Д) красный - заряжает энергией, благоприятен при атрофии зрительного нерва;
Е) синий, фиолетовый - благоприятен при катаракте и глаукоме.

Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования, в режиме одухотворённой перспективы. «Экологическое панно»используется для творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира, расположенноена одной из стен класса и изображающая уходящий в бесконечность пейзаж, по временам года, насыщенный природными и рукотворными зрительными стимулами, образами и символами национальной культуры. (слайд 14)

(слайд 15) С помощью специальных макетов, манекенов и карточек на фоне панно разворачиваются сюжеты урока. Экологическая стенка позволяет решить одну из биологических предпосылок нормального развития – пространство. (В тибетской медицине пространству отведена главная роль в развитии человека.)

        В процессе выполнения заданий дети  передвигаются по классу, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение  с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества.

Примерные задания:

На уроке математики, на этапе повторения при решении задачи можно предложить ребятам найти соответствующую краткую запись. На панно прикреплены несколько видов краткой записи. Ребята должны найти нужную краткую запись, доказать свой выбор. (слайд 16) Работа с числовым рядом: среди выставленных чисел восстановить ряд чисел, какого числа не хватает, можно ли данную запись назвать рядом чисел. (слайд 17-18) При проведении устного счета, игра «Молчанка» при решении примеров, найти верный ответ и выставить на «панно». (слайд 19) Среди данных чисел найти ответы на вопросы по картинкам пирамидок:

(слайд 20)

  1. Сосчитайте, сколько во всех пирамидках колец:
  2. красных?  
  3. зеленых?
  4. черных?
  5. Какой цвет повторяется только один раз?
  6. Сколько всего колец у пирамидок?  
  7. Сколько всего колпачков?  (слайд 21)

  1. Доскажи словечко»  (слайд 22-23)

Из букв и звуков составляем …

Из слогов состоят …

  1. «Скажи правило»

На доске   написаны слова:

маш?на, ш?на, ш?шка,  ж?раф.

  1. Найди «лишнее» слово…

(слайд 24-25)

Применение элементов данной технологии дает очень много положительных результатов.  Работая по здоровьесберегающей технологии,  я постоянно повышаю  свой  профессиональный уровень, я постоянно нахожусь в поиске, что заставляет думать, находить лучший вариант, развивает мое педагогическое творчество, не дает оставаться на месте и довольствоваться достигнутыми результатами. (слайд 26)

(слайд 27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в начальной школе и здоровье сберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 1

Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно без вреда для здоровья, делает необходимым поиски новых методик преподавания, основывающихся н...

Тренаж по русскому языку

Тренаж по русскому языку...

МЕТОДИКА СЕНСОРНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ.

Как пишет Владимир Филиппович Базарный, наш глаз это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении.Обездвиженный  образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме… о...

тренаж по таблице умножения.

Тренаж по таблице умножения поможет обучающимся запомнить таблицу до автоматизма. Каждый набор пронумерован за минуту  ученик должен написать только ответы. №1     4х3...

Тренаж умножение на 2.

Тренаж для закрепления табличного умножения на 2....

Тренаж по литературному чтению.

Тренаж по литературному чтению для первого класса. Разрезные материалы и файлы для совместной работы....