Современные образовательные технологии
материал

Современные образовательные техологии в процессе обучения предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету

Наименование образовательных технологий

Цели применения современных образовательных технологий

Компетенции, на формирование которых направленно использование современных образовательных технологий

Эффекты использования современных образовательных технологий

Личностно-ориентированные технологии

Повышение уверенности в собственных силах, снижение эмоционального напряжения. У расторможенных детей преодоление негативизма. Повышение мотивации.

-коммуникативные,

- учебно-познавательные,

- ценностно - смысловые.

Индивидуальная работа с каждым обучающимся,

развитие и коррекция индивидуальных возможностей ребёнка. Повышение качества обучения и воспитания. Социализация и адаптация воспитанников.

Здоровье-

сберегающие технологии

Обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

- ценносно-смысловые,

- общекультурные,

- учебно-познавательные,

- информационные,

- коммуникативные

Смена динамических поз и видов деятельности.

Осуществление питьевого режима и режима проветривания помещения.

Гимнастики для глаз.

Гимнастики для мелкой моторики пальцев рук.

Инструктажи по технике безопасности.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм деятельности

Физкультминутки.

Технология развивающего обучения

Обучения усвоению и накоплению информации , формирование способностей распоряжаться и добывать её

-коммуникативные,

- учебно-познавательные,

- ценностно – смысловые

информационные,

- коммуникативные

Развитие психических процессов, общее развитие детей, вопросы адаптации и социализации, развитие творческих способностей, социализация воспитанников.

Технология игрового обучения

Деловые игры, ролевые и сюжетные игры – путешествия, дидактическая игра

-коммуникативные,

- учебно-познавательные, смысловые.

Приобретение социального опыта обучающегося, Формирование навыков совместной деятельности, вовлечение всех учащихся в учебный процессМоделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения.

Технология разноуровневого обучения

Обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

- учебно-познавательные,

- ценностно – смысловые

информационные,

Подбор материалов в зависимости от индивидуальных возможностей, социализация и адаптация обучающихся.

Использование технологий

В последние годы на первый план образовательной политики государства вышли вопросы гарантирования права на образование детей, имеющих особые образовательные потребности, и детей с ОВЗ.

Во время занятий необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к уроку, закрепить определенную последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятия, т.к. освоение навыков поведения на уроке дается такому ребенку иногда труднее, чем собственно учебные навыки. Ребенок должен привыкнуть, что занятия начинаются и заканчиваются по звонку и проводятся в одно и то же время. Опыт показывает, что в начале обучения дети с РАС не реагируют на звонок, звучащий в коридоре, поэтому необходимо показывать картинку - символ колокольчик (можно в презентации со звуком) и сопровождать стихотворными пояснениями.

 Таким образом, необходимо создать условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны, отрабатывать формы адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта.

      Важным моментом в организации учебной деятельности данной категории детей является установление четкого распорядка занятия. Все, что происходит на занятии, нужно сопровождать эмоциональными комментариями – учитель должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными. Замечено, что при выполнении новых заданий детям с РАС сначала необходимо помочь, создавая у них впечатление успеха, убеждение, что это он уже может делать, после этого начинается собственно работа обучения новому навыку, но представляется она как совершенствование того, что ребенок уже может делать. После выполнения упражнений обязательно говорить о том, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», что он вел себя как «хороший, умный ученик». Этими высказываниями мы стимулируем обучающихся на последующую работу во время урока.

        Обращаться к аутичным детям надо короткими, простыми фразами. Предъявлять задания маленькими частями, которые должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел представление о том, что от него требуется и в каком объеме. Построение занятия с аутичными детьми имеет ряд особенностей.

       Одной из эффективных технологий развития познавательной активности у детей с РАС является дидактическая игра, так как игровые моменты повышают эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса, помогают повысить эффективность усвоения знаний учащихся.

       Однако игровая деятельность, которая в норме является для ребёнка естественной формой деятельности и выступает инструментом познания мира, у особенных детей, как правило, недостаточна. Поэтому игры необходимо вводить постепенно и в определенной последовательности.

      Включение игр и игровых моментов в урок делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Ведь самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой.

      Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать склонности ребенка, стараться по возможности связывать задания с интересами учащегося, это один их главных принципов при работе с детьми с РАС.

Замечено, что обучающимся с РАС нравится «встречать и провожать» сказочных персонажей (особенно мягкие игрушки), сопровождающих их на протяжении всего урока. Дети при этом эмоционально оживляются, радуются и стараются выполнить предложенные задания. Также, учитывая сенсорные предпочтения ребенка, необходимо подбирать средства, воздействие которых вызывает у ребенка приятные ощущения, эмоциональный отклик и активно использовать их при организации взаимодействия. Это могут быть игры с песком, крупами, мыльными пузырями, мячом, различными двигающимися и музыкальными игрушками; игры с буквами, цифрами.

      Другим способом развития познавательной активности детей с РАС является использование технологии разноуровневого обучения, учитывающей индивидуальные и специфические особенности каждого ребенка, создающей комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающей их мышление, самостоятельность. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала в зависимости от способностей и психофизических особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели минимальным уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся. Целесообразно применять уровневую дифференциацию во всех видах и формах организации учебной деятельности. Будь то фронтальная, самостоятельная,  домашняя работа, объяснение или закрепление нового материала (определяется, что ученик должен усвоить в конце темы и составляются разноуровневые задания для каждого учащегося).

Таким образом, применение разноуровневого обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, повышает удовлетворенность результатами обучения учителем и учениками, способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

       Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности детей с РАС. Успешность обучения детей с РАС, развитие их познавательных способностей во многом определяется состоянием их здоровья на сегодняшний день. В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе российского образования. В своей работе я использую разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей детей с РАС, при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия: игровой самомассаж «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений»), физкультурные минутки под музыку, релаксационные паузы (слушаем пение птиц, журчание ручейков и т.д.), дыхательная гимнастика (в игровой форме: сдуем снежинку, листочек; погасим костёр), гимнастика для глаз (с использованием ИКТ, художественного слова, атрибутов или пальминг), упражнения для развития мелкой моторики рук, кинезиологические упражнения, правильная рабочая поза во время занятий, положительные эмоции, благоприятное отношение с учителем.

       Внедрение ИКТ при обучении детей с РАС прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, помогают обеспечить совершенствование и активизацию учебного процесса, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимся с РАС, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, внимания, недостаточные представления об окружающем мире. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать уроки наглядными, динамичными, эффективными с точки зрения обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра.

      Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

       Слайды презентаций можно использовать во время повторения, объяснения, закрепления на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (тесты, тренажеры, игры, физминутки). Также на индивидуальных занятиях часто использую просмотр развивающих видеофильмов «Несерьезные уроки - Учим Буквы и Цифры», «От нуля до пяти» и т.д.

      При организации образовательного процесса детей с РАС используют технологию опорных сигналов - метод пиктограмм. Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности. Данный метод необходимо применять при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, т.к. они не всегда воспринимают и правильно понимают инструкции учителя, что способствует снижению познавательной активности в урочное и внеурочное время. Пиктограммы создают у обучающихся с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей ситуации, задают алгоритм деятельности на данный урок. Это особенно важно для учащихся с нарушениями аффективно-эмоциональной сферы.

Используются пиктограммы, изображающие режимные моменты в школе (физминутка, пальчиковая гимнастика, мытьё рук, посещение столовой, начало урока и т.д.) и виды работы на уроке (обвести, подчеркнуть, письменная работа и т.д.).  Метод пиктограмм улучшает всестороннее развитие аутичного ребенка, а также активизирует его познавательную деятельность в коррекционном педагогическом процессе.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для активизации их познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...