Доклад на тему: Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО
статья

Моргачева Инна Васильевна

Доклад для выступления на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_vozmozhnostey_sotsiuma.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:
Использование  возможностей  социума  в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС  НОО

   Ключевым ядром любой образовательной системы является школа. Школа, с одной стороны это - часть социального пространства социума; с другой – сама создает определенную среду для развития и воспитания, находящихся в ней людей (не только школьников, но и педагогов, и родителей), с третьей – является особым институтом, учреждением, призванным выполнять предписанные государством функции.

   В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и одновременно – ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения.

    Сельская школа – составная часть сельского социума. И она не может развиваться в отрыве от него, а только во взаимосвязи с социально-экономическим и социокультурным развитием села.

     Практическая реализация идеи о приоритетности воспитания в образовании возможна посредством создания воспитательного пространства школы. Воспитательное пространство включает: собственно школу, внешкольные учреждения, семью и общественность. Чтобы школа стала центром воспитательного пространства, она должна иметь свою воспитательную систему. В свою очередь воспитательная система не будет эффективно развиваться без качественного взаимодействия всех составляющих воспитательного пространства.

   Чем же обусловлена необходимость объединения воспитательных усилий школы, семьи и социума в формировании личности ребенка?

   Воспитание школьников несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно поэтому, при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Координирующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и социума должна выступать школа и в частности педагог. Это связано с рядом факторов.

  Во-первых, именно школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся.

  Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами профессиональных педагогов, большинство же родителей не имеют надлежащей психологической и педагогической подготовки.

  В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, её влияние сказывается также на их деятельности вне образовательного учреждения.

  Взаимодействие школы, семьи и социума предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы- развитость целостной личности. Оно может выражаться в самых разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности.

  Социум - внешкольная среда, то социокультурное пространство, в которое попадает ребёнок вне стен школы, район, в котором находится образовательное учреждение. Это локальные объекты окружающие школу, когда ребёнок контактирует с отдельными компонентами среды, в которых он может искать и находить необходимые ему для саморазвития ниши.

  Социокультурное пространство, располагающееся вокруг образовательного учреждения, может оказывать как положительное влияние на ребёнка, так и отрицательное. Иногда школа вынуждена даже выступать конкурентом социокультурного пространства. Но нам надо помнить, что независимо от разновидностей всем средам присущи одинаковые свойства: любая среда позволяет что-либо субъекту и как-то на него влияет.

  Как писал Ш.Амонашвили, «нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду». Речь идет о той природной, культурной, социальной среде, которая осваивается детьми, учителями, родителями в процессе их совместной деятельности - среде, значимой и ценной для всех.

       Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации.

    С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей.

   С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

   Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей. Решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

     Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

   Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

   Координатором двух данных взаимодействий является педагог, который имеет в воспитательном пространстве школы функциональные обязанности: учителя-предметника, классного руководителя, руководителя объединения дополнительного образования.

    Формирование сотрудничества: педагог - учащийся —семья зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзникам.

   К основным функциям взаимодействия педагога и родителя относятся: 

- информационная; 

- воспитательная; 

- формирующая; 

- контролирующая, 

- бытовая. 

Задачи взаимодействия: 

- формирование активной педагогической позиции; 

- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; 

- активное участие родителей в воспитании детей. 

   Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно – педагогической работы с родителями 

- родительские собрания, 

- родительские лектории, 

- индивидуальные консультации, беседы с учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования; 

   На общешкольных родительских собраниях или конференциях мы обсуждаем наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно – воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания.

   Работу с родителями мы начинаем, когда дети ещё посещают детский сад. Главная цель интеграции детского сада и школы – развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы – формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формы его самовыражения; для дошкольного – раннее развития комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

   Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание – первое звено единой системы народного образования.

  Мы реализуем программу «Преемственность: детский сад-школа». Цель данной программы: Создание благоприятных условий при переходе детей с дошкольной ступени образования в начальную.

Задачи:

1.Разработать комплекс мероприятий, направленных на осуществление преемственности между дошкольными группами и школой.

2.Способствовать формированию и дальнейшему сплочению нового классного коллектива (через совместные мероприятия, игры, выставки).

3.Способствовать взаимодействию педагогов детского сада и школы с социумом (через совместные мероприятия).

- Проведен семинар-практикум «Методика подготовки дошкольников к обучению письму». 

- Ведется диагностика функциональной готовности детей к обучению в школе и уровня развития предпосылок к учебной деятельности. 

- Работает школа будущего первоклассника. 

- Участие педагогов школы в родительских собраниях. 

- Проводятся индивидуальные консультации с родителями будущих учеников. 

Школа заключает в себе такую важную функцию как здоровьесбережение детей. Медицинские работники систематически проводят медицинские осмотры, работают в профилактическом и оздоровительном направлениях для улучшения здоровья школьников, ведут мониторинги здоровья.

Активная роль отводится школе в формировании (как одной из главных задач) у школьника здорового образа жизни.

   В формировании здорового образа жизни трудно обойтись без помощи родителей, без семьи.          Совместные походы, экскурсии, спортивные соревнования, беседы и лекции с участием родителей стали традиционными во многих классах школы.

   Школа является важной составляющей любого региона страны, требующей особой поддержки и внимания со стороны не только нашего государства, но и местных властей.

    В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: 

- общественными организациями; 

- традиционными российскими религиозными объединениями; 

- учреждениями дополнительного образования культуры и спорта. 

   Сельская среда представляет собой особый «мир», связанный глубокими историческими корнями с прошлым своей земли, с хозяйственными, культурными, трудовыми традициями народов, проживающих на ней. Сельские жители, коренное население России, и сегодня являются носителями исторической памяти, социального трудового опыта предшествующих поколений, общинного мировосприятия.

  Гражданско-патриотическое воспитание – это одно из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы. Целью работы по данному направлению является формирование и развитие у детей гражданской позиции, гуманистических отношений к окружающему миру и людям, к своей малой Родине как части России.

   Главное — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для самосознания и самовоспитания. Поэтому важно помочь учащимся освоить общественно-политический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

  Для эффективного достижения цели в работе по этому направлению является взаимодействие школы и Совета ветеранов сельского поселения. Стало доброй традицией совместное проведение праздника Победы, Вахты Памяти, Дня защитника Отечества, встречи и беседы с ветеранами войны и тружениками тыла, работа по благоустройству на территории воинских мемориалов в поселении, запись воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны.

   В международный день Учителя в стенах школы собрались ветераны педагогического труда, чье присутствие подчеркивало особую значимость профессии учителя в современном обществе.

  Совместные мероприятия школы и ветеранской организации способствуют воспитанию в наших детях истинного патриотизма и гражданской ответственности. У школьников появляется возможность увидеть собственными глазами живых участников боевого и трудового фронта Отечественной войны в военной форме, в орденах, услышать их рассказы. Судьбы людей старшего поколения начинают вызывать у них живой интерес. Все это позволяет им сформировать правильное понимание истории России. Передача социального и исторического опыта укрепляет духовную связь поколений, формирует морально-нравственные устои, способствуют сохранению традиций. 

   В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования говорится, что «процесс образования должен пониматься педагогом и не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей».

  Говоря о работе образовательного учреждения в данном направлении можно отметить взаимосвязь школы и духовенства:

- экскурсии педагогов и учащихся в храмы района.

- просветительские беседы для учащихся представителями духовенства.

- участие в днях Славянской письменности и культуры, Рождественских чтениях, конкурсах Православной поэзии, неделях православной культуры.

    Церковь всегда, а сейчас особенно занимается духовным развитием нации. Вся эта работа направлена на формирование в ребенке нравственных национальных ценностей, социально-исторических, культурных, семейных традиций многонационального народа России. 
  Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума.

   На сегодняшний день социально-культурная среда далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходящим в обществе и в создании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации культурно-досуговой деятельности, так и целям и методам их реализации.

   Немаловажную роль в становлении взаимодействия всех структур имеет реализация социально-значимых проектов.

Патриотическое воспитание:

- Ветеран живет рядом. 

- Проект «След войны в моей семье»

Экологическое воспитание:

- Чистый берег, чистый родник; 

- День Земли; 

- проведение операций «Живые памятники природы», «Первоцвет» и др.

  В практике сельских библиотек краеведческая деятельность проявляется сегодня особенно ярко. Существует большой круг методической и научной литературы, посвященной данному вопросу. 
Вместе с тем, очевидно, что в последнее время краеведческая работа библиотеки очень обогатилась содержательно, получила новый социальный заряд.

  Сегодня сельские библиотеки старательно собирают и хранят материалы по фактам местной истории, годами накапливают местный материал .

   Многие исследователи утверждают, что книга формирует духовную, образовательную и социально ценную личность.

Внимание библиотек к детям определяет будущее региона, города, района.

  Работа библиотек тесно связана с деятельностью школы. Ведётся информационная работа в помощь школьной программе. Литература в помощь школьной программе выделена в отдельные стеллажи и расставлена по предметам. Для учителей выпускаются информационные списки литературы и обзоры новых книг «Новая литература в помощь педагогическому процессу».

   В библиотеках для детей и учителей были организованы выставки- просмотры, тематические подборки, выставки отраслевой и справочной литературы. В помощь школьной программе оформляются книжные выставки.

    Совместно с учителями начальных классов библиотекарь организует мероприятия по творчеству писателей, в рамках программы «Писатели — детям». Это позволяет детям в игровой форме познакомиться с творчеством писателя, его произведениями, узнать много интересного и получить приз за свои знания.

   С детьми начальных классов библиотекарь проводит мероприятия в рамках « Недели детской книги».

  В своей работе с младшими школьниками мы стараемся решать задачи социальной направленности: воспитывать коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Целенаправленно формировать мотивационно-потребностную сферу растущего человека.

   Для достижения положительных результатов при решении поставленных нами задач мы проводили классные часы, на которых развивали чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре; ориентировали детей на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир. Развиваем чувства любви и уважения к своей Родине, к великому русскому народу, воспитываем этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.). Мы проводили классные часы: международный день пожилых людей «Мои года – моё богатство», «Что такое совесть», «Откуда мы родом», классный час, посвященный Дню космонавтики, «Что такое дружба». Беседовали с детьми на темы: «Закон и дети», «Как вести себя в обществе», «Ваши добрые поступки», «О правах ребёнка», «Моя помощь родным», «Твоя семья». Урок памяти, посвященный победе над фашизмом, и классные часы «О героях былых времён», «Нам дороги эти позабыть нельзя…» воспитываем чувство патриотизма у детей, любви к своей Родине, благодарности к людям, защищающим её. В современном мире патриотизм – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Дали представление о себе, как о гражданине России, классные часы и беседы «Конституция – основной закон», «День защитников Отечества», «Моя Родина Россия!».

   Школа является «селообразующим» фактором, связующим центром основных структур сельской сферы, является координатором и главным двигателем прогресса в сельской местности, являясь культуросберегающим центром, главным образовательным институтом. Школа представляет собой площадку по реализации и удовлетворению потребностей и учащихся, и взрослого населения. Это и организация дополнительного образования (различные факультативы, секции, кружки), досуга (организация и проведение различных мероприятий, конкурсов, праздников), социально – психологическая помощь, социальная деятельность (трудовые бригады, помощь ветеранам) и многое другое.

   Сельская школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Практика показала, что установление сотрудничества – это процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них – инициирующая роль школы. У нас это сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия школы и села. Происходит взаимообогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказывается на социализации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

  Взаимодействие школы с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с...

Роль уроков в реализации воспитательных задач в условиях внедрения ФГОС нового поколения

Глубокое социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Во все времена, прежде всего, люди высоко ценили и ценят нравственную ...

Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно ж...

Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО»

Создание системы сотрудничества МБОУ СОШ  с. Чернава с социальными объектами микрорайона школы для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей начальной школы, их способностей ...