Система оценивания образовательных достижений.
статья

Жданова Светлана Юрьевна
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное
оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении
самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и
коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно
использовать и другие методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Для начала рассмотрим структуру системы оценки:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД

Объект

Процесс формирования

Уровень сформированности

личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации.

Процедуры

Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.

Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.

Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Технологии, методики,

методы, приемы

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

 «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.).

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;
  • рефлексивные сочинения.

Инструментарий

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов).
  • тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер ученика (личностных результатов).

Критерии

  • планируемые личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор);
  • обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся).

Формы фиксации

  • листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся;
  • портфолио «Мои достижения»;
  • дневник ученика;
  • диагностическая тетрадь учителя.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией».

  • анализ процесса формирования РУУД, ПУУД, КУУД;

оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД;

  • ориентация на реализацию РУУД, ПУУД, КУУД.

Объект

Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Процедуры

Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (диаг-ностические работы, про-верочные работы по пред-метам, комплексные работы на межпредметной основе)

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты)

Технологии, методики,

методы, приемы

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД;

рефлексивные сочинения.

 -диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

-мониторинг метапредметных универсальных учебных действий

Инструментарий

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД (достижения планируемых метапредметных результатов);

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова  «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования»

  • тесты (и др.) для изучения метапредметных результатов.

Критерии

  • планируемые метапредметные результаты

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; в соответствии с методикой диагностики).

Формы фиксации

  • листы наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД;
  • портфолио «Мои достижения»;
  • дневник ученика;
  • диагностическая тетрадь учителя.

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

  • анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава) (уровня и динамики).
  • оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием;
  • выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам

освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии.

освоения программного материала за четверть, полугодие, год.

Объекты

Процесс освоения способов действий с изучаемым предмет-ным содержанием (их операционального состава).

Действия с предметным содержанием по изучаемой теме.

Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметно-му содержанию.

Процедуры

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение прог-раммного материала по теме, блоку, содержатель-ной линии).

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).

Технологии, методики,

методы, приемы

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие действия с предметным содержанием;
  • рефлексивные сочинения.

Инструментарий

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов);

Л.Ю. Комиссарова «Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьника»; В.Г. Голубь «Тематический контроль знаний учащихся»; Л.А. Иляшенко «Итоговая аттестация»

Критерии

  • планируемые предметные результаты

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки).

Формы фиксации

  • принятые в классе формы ( «листы достижений», «оценочные листы», ЭЖ, волшебные линеечки).
  •  «листы достижений»,
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • журнал учителя.
  • таблицы требований, «листы достижений», дневник ученика;
  • портфолио;
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • журнал учителя.

Говоря о методах и формах оценивания, уже в начальных

классах, учащиеся осваивают разные способы контроля и

самоконтроля. Это могут быть цветные стикеры, наклеиваемые на лист

оценок, приоритет при выборе следующего здания, и многое другое. В

результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно

слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также я

практикую такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

Хотелось бы детальнее рассмотреть способ  самоконтроля , который ведет к самооцениванию ученика и существует ряд техник самооценки. На уроках  можно применять

следующие способы для формирования данного умения:

1. Первый способ – который я использую в данный момент с учениками 4 класса.  Ведение дневников успешности.  Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы, а далее мы совместно с учащимися делаем  записи по преодолению проблем.

2. Индивидуально с каждым учеником обсуждаем зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.

3. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.

4. Удобный способ для самооценки – записать речь учащегося, а потом

дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.

5. При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе

редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо

обменяться текстами и отредактировать чужую работу.

6. В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся

размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а

затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к.

оценка проводится не только личностью самой себя, но и

окружающими людьми.

Важным условием для развития адекватной самооценки является

совместная выработка критериев оценивания определенных умений.

Что касается  литературного чтения, окружающего мира, то навыки и рецептивные умения оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений  это русский язык, математика должны быть выработаны определенные критерии.  

Я использую  системы  мониторинга, включающая оценивание

не только уровня усвоения ЗУНов, но и метапредметных компетенций

ученика (умение контролировать, критически оценивать учебную

деятельность, правильно вести мониторинг своих достижений и т.д.). На

завершающем этапе урока провожу рефлексию учащихся по следующей схеме:

Я узнал ...

Было интересно...

Было трудно ...

Я понял, что ...

Теперь я могу ...

Я почувствовал, что ...

Я приобрел ...

Я научился ...

У меня получилось ...

Я смог ...

Я попробую ...

Меня удивило ...

Занятия дали мне для

жизни ...

Мне захотелось ...

Хочу узнать про ...

Хочу улучшить ... по

языку

Данная рефлексия помогает мне в планировании учебной деятельности

школьников, а также во внеурочной деятельности.

В качестве оценивания настроения и эмоционального состояния, а

также отношение к каждому уроку использую метод цветных карточек, где

зеленая карточка означает «было интересно, мне понравилось», красная –

«что-то было непонятно, мне грустно», а желтая «не знаю».

Таким образом, существует множество способов оценивания

образовательных достижений учащихся. Выбор, которых зависит от цели,

поставленной учителем и возможностей успешного использования их на

уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений....

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...

Система оценивания образовательных достижений

Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.В зависи­мости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...