Система оценивания образовательных достижений.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Для начала рассмотрим структуру системы оценки:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||||
Компоненты системы оценки | Вид оценки | |||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | ||||
Цель | Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД | |||||
Объект | Процесс формирования | Уровень сформированности | ||||
личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации. | ||||||
Процедуры | Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся. Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | |||||
Технологии, методики, методы, приемы | «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). | |||||
| ||||||
Инструментарий | КИМы |
|
| |||
Критерии |
| |||||
Шкала и вид отметки |
| |||||
Формы фиксации |
|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||
Компоненты системы оценки | Вид оценки | ||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | |||
Цель | Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией». | ||||
| оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; | ||||
| |||||
Объект | Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | ||
Процедуры | Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (диаг-ностические работы, про-верочные работы по пред-метам, комплексные работы на межпредметной основе) | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты) | ||
Технологии, методики, методы, приемы | «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). | ||||
рефлексивные сочинения. -диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе -мониторинг метапредметных универсальных учебных действий | |||||
Инструментарий | КИМы |
| |||
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» |
| ||||
Критерии |
| ||||
Шкала и вид отметки |
| ||||
Формы фиксации |
|
Компоненты системы оценки | Вид оценки | |||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | ||||
Цель |
|
| ||||
освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии. | освоения программного материала за четверть, полугодие, год. | |||||
Объекты | Процесс освоения способов действий с изучаемым предмет-ным содержанием (их операционального состава). | Действия с предметным содержанием по изучаемой теме. | Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметно-му содержанию. | |||
Процедуры | Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение прог-раммного материала по теме, блоку, содержатель-ной линии). | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе). | |||
Технологии, методики, методы, приемы | «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). | |||||
| ||||||
Инструментарий | КИМы |
Л.Ю. Комиссарова «Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьника»; В.Г. Голубь «Тематический контроль знаний учащихся»; Л.А. Иляшенко «Итоговая аттестация» | ||||
Критерии |
| |||||
Шкала и вид отметки |
| |||||
Формы фиксации |
|
|
|
Говоря о методах и формах оценивания, уже в начальных
классах, учащиеся осваивают разные способы контроля и
самоконтроля. Это могут быть цветные стикеры, наклеиваемые на лист
оценок, приоритет при выборе следующего здания, и многое другое. В
результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно
слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также я
практикую такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Хотелось бы детальнее рассмотреть способ самоконтроля , который ведет к самооцениванию ученика и существует ряд техник самооценки. На уроках можно применять
следующие способы для формирования данного умения:
1. Первый способ – который я использую в данный момент с учениками 4 класса. Ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы, а далее мы совместно с учащимися делаем записи по преодолению проблем.
2. Индивидуально с каждым учеником обсуждаем зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
3. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.
4. Удобный способ для самооценки – записать речь учащегося, а потом
дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.
5. При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе
редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо
обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
6. В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся
размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а
затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к.
оценка проводится не только личностью самой себя, но и
окружающими людьми.
Важным условием для развития адекватной самооценки является
совместная выработка критериев оценивания определенных умений.
Что касается литературного чтения, окружающего мира, то навыки и рецептивные умения оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений это русский язык, математика должны быть выработаны определенные критерии.
Я использую системы мониторинга, включающая оценивание
не только уровня усвоения ЗУНов, но и метапредметных компетенций
ученика (умение контролировать, критически оценивать учебную
деятельность, правильно вести мониторинг своих достижений и т.д.). На
завершающем этапе урока провожу рефлексию учащихся по следующей схеме:
Я узнал ...
Было интересно...
Было трудно ...
Я понял, что ...
Теперь я могу ...
Я почувствовал, что ...
Я приобрел ...
Я научился ...
У меня получилось ...
Я смог ...
Я попробую ...
Меня удивило ...
Занятия дали мне для
жизни ...
Мне захотелось ...
Хочу узнать про ...
Хочу улучшить ... по
языку
Данная рефлексия помогает мне в планировании учебной деятельности
школьников, а также во внеурочной деятельности.
В качестве оценивания настроения и эмоционального состояния, а
также отношение к каждому уроку использую метод цветных карточек, где
зеленая карточка означает «было интересно, мне понравилось», красная –
«что-то было непонятно, мне грустно», а желтая «не знаю».
Таким образом, существует множество способов оценивания
образовательных достижений учащихся. Выбор, которых зависит от цели,
поставленной учителем и возможностей успешного использования их на
уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...
Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО
Статья посвящена подходам в системе оценивания учащихся....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."
Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений....
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...
Система оценивания образовательных достижений
Оценивание является постоянным процессом в образовании детей.В зависимости от этапа обучения я использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...