Работа с одарёнными детьми
материал
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа
«Одарённые дети: создание условий для развития»
подпрограмма
к ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ
«Путь к успеху»
Сроки реализации 2017-2021 гг.
Целевое назначение подпрограммы: технологическая проработка вопросов организации работы с одаренными детьми через оптимальную структуру школьного образования, обеспечивающую создание эффективной системы работы для выявления, максимального развития и реализации их способностей при оптимальной системе социально-педагогической поддержки включает:
- психологическое просвещение учителей по проблеме реализации личностно- ориентированного подхода в образовании с целью развития способностей ребенка;
- организацию функционального объединения существующих специалистов (педагогов, социально-психологической службы) по реализации технологий работы с одаренными детьми;
- разработку алгоритма написания и использования индивидуальных программ для работы с одаренными детьми.
Задачи подпрограммы:
- Организация системы исследовательской деятельности обучающихся, обеспечение необходимыми ресурсами работы с одаренными детьми.
- Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности для поддержки одаренных и способных детей.
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования обучающихся.
- Создание условий для эффективного взаимодействия с семьей в интересах полноценного сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
- Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социальных педагогов и других специалистов для работы с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты подпрограммы:
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одаренных детей;
- организация олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучащюихся – опыт проектной деятельности, привлечение широкого круга специалистов и общественности к проблемам одаренных детей, позволяющие одаренному ребенку самореализоваться в соответствии со своими индивидуальными способностями.
Критерии и показатели создания условий для развития одаренных детей:
1 критерий. Рост положительной мотивации к учению и развитие способности анализировать и обретать собственную позицию в формировании социальной действительности.
Показатели:
- Удовлетворенность деятельностью образовательной среды школы со стороны обучающихся.
- Оценка качества результата деятельности обучающихся в соответствии с поставленной воспитательной целью.
- критерий. Формирование вариативности образования, удовлетворяя индивидуальные потребности одаренного ребенка.
Показатели:
- Формирование коммуникативных умений на различных уровнях обучения.
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к особенностям
педагогического сопровождения исследовательской деятельности обучающихся.
- Социально-педагогические условия и механизмы реализации деятельности, направленной на создание оптимальных социально-педагогических условий для развития одаренных детей, их творческой реализации.
- критерий. Высокая активность и результативность участия педагогов и обучающихся в проектно-исследовательской деятельности на разных уровнях.
Показатели:
- Увеличение количества обучающихся, выполнивших проектные и исследовательские работы (показатели активности участия в социальных проектах).
- Повышение качества выполнения проектных и исследовательских работ.
3. Увеличение количества педагогов, принимающих участие в научно-
практических мероприятиях разного уровня, осуществляющих публикации статей и тезисов докладов.
Выполнение подпрограммы «Одаренные дети: создание условий
для развития» в 2017- 2021 годах
Задача 1. Организация системы исследовательской работы обучающихся, обеспечение необходимыми ресурсами работу с одаренными детьми
Создание обогащенной, культурно-образовательной, развивающей среды, соответствующей запросам обучающихся с выраженными познавательными интересами, поддерживающей и раскрывающей их личное развитие, удовлетворяющей потребности обучающихся, родителей, социума | По плану школы | Зам. директора по ВР, УР |
Создание ученического научно-исследовательского общества обучающихся для реализации условий взаимодействия и взаимного обогащения обучающихся, склонных к научному труду. | По плану школы | Зам. директора УР, руководители секций |
Выявлять склонности обучающихся к исследовательской работе на всех этапах обучения. Разработка совместно с обучающимися индивидуального подхода к развитию его личностного потенциала. | По плану школы | Социальный педагог |
Укрепление материальной базы учебных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности. | По плану школы | Директор |
Изучение положений о конкурсах. Участие в районных, областных и всероссийских творческих конкурсах. Создание отчетов и презентаций. | По плану школы | Зам. дир. по УР, ВР, классные руководители |
Разработка портфолио обучающегося и учителя-наставника для отражения их успехов в исследовательской деятельности. | По плану школы | Методический совет школы |
Участие обучающихся в различных проектах исследовательского характера. Процесс разработки и создание проекта. Организация проектирования и исследовательской деятельности обучающихся как средство их личностного развития. | В течение года по отдельному плану | Учителя-предметники |
Задача 2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности для поддержки одаренных и способных детей.
Работа педагогов по формированию лидерского поведения в социально-значимой деятельности. Организация и управление жизнедеятельностью ребенка в детских коллективах и объединениях по интересам; наличие «лидеров». Анализ включенности ребенка в творческие коллективы. | По плану школы и кл. руководителей | Зам. дир. по ВР, кл. руководители, учитель истории |
Организация взаимодействия и сотрудничества специалистов различных направлений и профилей других организаций, осуществляющих образовательную деятельность | По плану школы | Зам. дир. по УР |
Организация и проведение совместных мероприятий детей, родителей, жителей села. Развитие социальных инициатив. | По плану школы | Зам. дир. по ВР |
Проведение социально-значимых проектов, нацеленных на расширение знаний обучающихся о традициях школы, района, села. Развитие системы школьного самоуправления | По плану школы | Зам. дир. по ВР |
Задача 3. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования обучающихся.
Создание системы дополнительного образования по развитию одаренности детей через организацию и проведение занятий по интересам. Реализовать систему работы по следующим направлениям: художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному, социально-педагогическому. | постоянно | Зам. дир. по ВР, педагоги ДО |
Программа деятельности доп. образования | ежегодно | ПДО |
Организация взаимодействия и сотрудничества специалистов различных направлений и профилей учреждений доп. образования. Договоры о сотрудничестве. | По плану школы | ПДО |
Задача 4. Создание условий для эффективного взаимодействия с семьей в интересах полноценного сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Диагностика удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. Система мониторинговых процедур. | По плану школы | Зам.дир. по УР, ВР, кл. руководители |
Организация цикла мероприятий, направленных на повышение уровня компетентности родителей в воспитании одаренных детей (семинары, творческие объединения родителей и учителей). Создание условий для активизации семьи в процессе воспитания и реализации программы для одаренных детей. | По плану школы | Зам.дир. по УР, ВР, кл. руководители |
Проведение общешкольных родительских тематических собраний. Системная разъяснительная работа по проблеме одаренности на разных возрастных этапах. Видеоотчеты. | По плану школы | Зам.дир. по УР, ВР, кл. руководители |
Задача 5. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одаренными детьми.
Исследовать антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций. Объектом образовательной деятельности является образовательный материал (предметы, явления, модели, ситуации). Определить инновационный потенциал педагогического коллектива, через анкеты: восприимчивости педагогов к новшествам. Анализ анкетирования. | По плану школы | Зам. дир. по УР |
Система развития детей с общей одаренностью в условиях инновационной деятельности. Протокол совещания при директоре. | По плану школы | Зам. дир. по УР |
Мотивационная и информационная готовность пед. коллектива к освоению новшеств. Целостный подход к построению образовательной деятельности. Отчеты руководителей ММО. Сайт школы | По плану школы | Зам. дир. по УР |
Развивать новаторство учителей в коллективе. Предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого обучающегося | По плану школы | Зам. дир. по УР |
Странички достижений педагогов и обучающихся на сайте школы. Педагогическое сопровождение рассматривается как возможная модель взаимодействия педагога и обучающегося при осуществлении исследовательской деятельности как создание условий для личностного развития и самореализации обучающихся в процессе осуществления ими исследовательской деятельности. | По плану школы | Зам. дир. по УР |
Самоанализ педагогов. Проведение педагогических советов, мастер-классов, лабораторий по нерешенным проблемам, практических семинаров. Осмысление и актуализация системы работы с одаренными детьми. Материалы сайта школы | По плану школы | Администрация школы, инициативная группа, учителя-предметники |
Совершенствование процесса информатизации образования. Овладение новыми программными продуктами, создание системы. | постоянно | Администрация школы |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская СШ
Программа работы с одарёнными детьми
на 2017/2018 и 2018/2019 учебные годы
Учитель начальных классов: Коршункова Д.Я.
Программа «Работа с одаренными детьми».
Содержание программы
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности(природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути
большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть»особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Пояснительная записка
Приоритетной задачей современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009. Содержание этих документов стало основанием проведения анализа современных теоретических наработок и имеющегося практического опыта для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными детьми в школе.
Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признана школьная программа "Одаренные дети", программа поддержки и развития способных, талантливых детей.
Данная программа направлена на формирование у детей: активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, формированию коммуникативных умений и навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, физической культуры, навыков здорового образа жизни.
Концепция программы построена с учетом особенностей отечественной системы образования и, сохраняя традиции отечественной педагогики, позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные, личностные особенности воспитанников.
Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Программа разработана по двум направлениям:
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного образования.
Задачи программы:
- Создавать оптимальные условия для выявления поддержки и развития одаренных детей;
- Создавать условия для укрепления здоровья одарённых детей.
- Расширять пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными обучающимися.
- Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;
- Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
Этапы реализации программы:
Iэтап (2016-20167г.) - подготовительный - включает в себя разработку программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.
IIэтап (2017-2018г.) - практический - связан с непосредственной работой с одаренными обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
IIIэтап (2018-2019 г.) - аналитический - предполагает провести контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
Подготовка родителей одарённых детей к взаимодействию с образовательной организацией
- Разработка информационных блоков для родителей разного возраста, подготовка видеоматериалов, выпуск буклетов.
- Организация широкого родительского всеобуча по проблемам раннего выявления и развития одарённости в условиях семьи, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы.
- Оказание необходимой помощи родителям одарённых детей.
Формы работы с одаренными обучающимися
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- сотрудничество с другими школами.
План работы по выявлению одарённых детей
Учебный год | Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности | ||
научной | творческой | спортивной | |
2017/2018 2018/2019 | Диагностика (по Блуму), «Определение уровня развития мыслительных процессов с помощью ключевых слов и фраз | Классификация творческих способностей по А.И.Луку. | Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» |
Методики для выявления уровня интеллектуального развития | Опросник Г. Дэвиса (на уровень креативного мышления) | Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального лагополучия и личностной устойчивости (тест А. Антоновского) | |
тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения | Психологическая готовность к переходу в среднее звено общеобразовательной школы | Оценка самочувствия, активности, настроения (тест "САН")
|
План работы по развитию одарённых детей
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. Диагностика склонностей учащихся. | В течение всего периода |
3 | Участие в семинарах-практикумах по вопросам выявления одаренных детей | В течение всего периода |
4 | Организация педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | постоянно |
5 | Создание нормативной и методической базы Организация исследовательской и проектной деятельности | В течение всего периода |
6 | Участие школьников в районных, областных, Всероссийских, международных предметных олимпиадах, конкурсах, чтениях, конференциях | постоянно |
8 | Участие в школьной научно-практической конференциях школьников | По плану муниципального образования «Ярцевский район» |
9 | Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год | Ежегодно, август |
10 | Составление портфолио творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | Постоянно |
11 | Разработка методических рекомендаций. Анализ и обобщение итогов реализации программы. | В течение всего периода Май |
Показатели эффективности реализации
- Удовлетворенность одаренных обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких обучающихся.
- Повышение уровня индивидуальных достиженийобучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация обучающихся к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения обучающихся общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких обучающихся.
Ожидаемые конечные результаты
Реализация программы «Работа с одарёнными детьми» позволит:
-осуществить разработку концепции и психолого-педагогических основ выявления и развития одаренности,обнаружения и обучения одаренных детей, раскрытие их природного потенциала;
- сформировать банк данных по различным направлениям работы с одарёнными детьми;
- подготовить кадры и программно-методические документы и пособия для учителей, воспитателей, работающих с одаренными детьми и их родителями;
- воспитать новое поколение граждан, способных обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни общества с учетом новых реалий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
НА 2016-2017 И 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Вид деятельности | Участники |
сентябрь | |
Выборы старосты в классе | Все обучающиеся класса |
Выпуск стенда «Наша школьная жизнь» | Все обучающиеся класса |
октябрь | |
Онлайн-олимпиады по русскому языку, математике и окружающему миру на «Учи.ру» | Все обучающиеся класса |
Школьный интеллектуальный марафон знаний | Овсиенко Ульяна, Шпаченко Алёна, Супроненков Тимофей |
Конкурс по математике: « Умный мамонтёнок» | Шпаченко Алёна |
ноябрь | |
Конкурс рисунков. | Овсиенко Ульяна, Шпаченко Алёна. |
Конкурс проектов «Мир вокруг нас» | Все обучающиеся класса |
декабрь | |
Школьный конкурс «Мастерская Деда Мороза» | Овсиенко Ульяна, Шпаченко Алёна, Супроненков Тимофей |
январь - февраль | |
Областной детский литературно-художественный конкурс: «Живи, снегирь, живи!» | Овсиенко Ульяна |
Участие в конкурсе инсценированной песни | Все обучающиеся класса |
март | |
Школьный конкурс «Мама, милая, моя» | Овсиенко Ульяна, Шпаченко Алёна, |
апрель | |
Онлайн-олимпиады по русскому языку, математике и окружающему миру на «Учи.ру» | Овсиенко Ульяна, Шпаченко Алёна, Супроненков Тимофей |
май | |
Конкурс «Открытка ко Дню Победы» | Все обучающиеся класса |
Сдача норм ГТО | Овсиенко Ульяна, Супроненков Тимофей |
Классификация творческих способностей по А.И.Луку.
- Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений. Остальное он неосознанно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность.
- Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления.
- Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.
- Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.
- Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
- Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины.
- Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.
- Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.
- Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированность – одно их проявлений гибкости мышления.
- Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы.
- Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
- Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.
- Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие.
- Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.
- Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального смысла.
Создание экспериментальных ситуаций
Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта. При изучении уровня творческого развития личности экспериментатор намеренно создает ситуацию, выход из которой возможен лишь с помощью проявления творческих способностей.
Преимуществом эксперимента перед наблюдением является возможность повторения экспериментальной ситуации, многократное включение нужного фактора, в частности той или иной творческой способности или иного значимого свойства личности.
Однако, одна из трудностей применения эксперимента заключается в том, что исследователь зачастую является включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особенно часто это обстоятельство является помехой для получения достоверных данных во время работы с детьми.
Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии. У ребенка собственно мыслительные операции имеют моторное выражение, благодаря чему мы можем наблюдать наряду с интересующим фактором и промежуточные действия ребенка, его пробы и ошибки, перебор вариантов решения. Многие исследователи вообще считают, что в творчестве самым существенным является не результат, а процесс. Как говорил Ж.-П. Сартр: «Воображение – это акт, а не вещь».
Творческие задания
творческие задания предлагаются детям в самых разнообразных учебных ситуациях.
Задание 1. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – нет.
Задание 2. Перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи. Дорисуй так, чтобы было видно, что это такое. Назови каждый рисунок.
Задание 3. Дорисуй 6 кружков, 6 треугольников.
Задание 4. Посмотри на эту картинку, на ней нарисована красивая бабочка. Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил? Что ел? Кто были бы твои родители? Расскажи про свою жизнь.
Задание 5. Придумай и изобрази на листе красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе.
Задание 7. Перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Придумай для одной сказки веселый конец, а к другой такой, которому все удивятся.
Царь и рубашка
Один царь был болен и сказал:
- Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.
Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:
- Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, - царь выздоровеет.
Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы был всем доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются.
Один раз едет царский сын поздним вечером мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит:
- Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?
Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю.
Посланные пришли к счастливому человеку и хотели снять с него рубашку, но…
Л.Н.Толстой
Определение уровня развития мыслительных процессов
с помощью ключевых слов и фраз
В обычном учебном процессе контрольная работа может быть организована таким образом, что педагог определит и уровень развития способностей, в большой степени определяющих творческое развитие личности ребенка. Для этого Блум предлагает формулировать контрольные вопросы и задания, используя определенный набор слов, что обеспечивает включение определенных мыслительных процессов. Любая, вплоть до традиционной пятибалльной, оценочная шкала позволяет соотносить показатели детей не только по знаниям, но и по уровню мыслительных процессов.
Уровень | Ключевые слова и фразы |
Познание | Соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите. |
Понимание | Расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно..; суммируйте; покажите взаимосвязь; объясните смысл. |
Применение | Продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить… |
Анализ | Разложите на составляющие; объясните причины; сравните; разложите по порядку; классифицируйте; объясните, как и почему. |
Синтез | Разработайте новый вид продукта; создайте; что произойдет, если..; придумайте другой вариант; есть ли другая причина. |
Оценка | Установите нормы; отберите и выберите; взвесьте возможности; выскажите критические замечания; выберите то, что вам больше всего нравится; что вы думаете о... |
Опросник Г. Дэвиса
- Я думаю, что я аккуратен(тна).
- Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
- Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
- Я люблю быть лучшим(ей) во всем.
- Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.
- Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.
- Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.
- В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.
- Я иногда поступаю по–детски.
- Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
- Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.
- Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.
- Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
- Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
- Я часто скучаю.
- Я буду значимым и известным, когда вырасту.
- Я люблю смотреть на красивые вещи.
- Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.
- Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
- Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.
- Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Значение утверждений:
1 – принятие беспорядка
2 – беспокойство о других
3 – стремление к риску
4 – желание выделиться
5 – альтруизм
6 – недовольство собой
7 – любопытство
8 – непопулярность
9 – регресс на детство
10 – отбрасывание давления
11 – любовь к одиночной работе
12 – самодостаточность
13 - независимость
14 – деловые ошибки
15 – отсутствие скуки
16 – чувство предназначенности
17 – чувство красоты
18 – потребность в активности
19 – спекулятивность
20 – стремление к риску
21 – потребность в активности
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.
Тест “Обобщение понятий”
Тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения. Данный вариант рассчитан на младших школьников и подростков.
В процессе творчества человеку часто приходиться обобщать ряд фактов для выявления общей идеи. В связи с этим развитие мыслительной функции обобщения необходимо для развития творческих возможностей воображения и мышления. Для выполнения тестового задания предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относиться. Его нужно найти и исключить».
Материал для работы.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петров.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Шкала для оценки полученных ответов:
- Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие для: выделения “лишнего” слова; объединения в одну группу - 5 баллов.
- Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения “лишнего” слова; для обозначения слов, объединенных в одну группу – 4 балла.
- Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 2, 5 балла.
- Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 1 балл.
- Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов.
Словесный вариант методики рассчитан на подростков с 11 и старше. Для более маленьких детей используется рисуночный вариант методики. Оценка идет по аналогичной схеме.
Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.
Если ребенок объединяет слова (предметы) не по родовым, а по ситуативным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.
Ключ:
1. Пол 2. Сало 3. Шнурки 4. Гвоздь 5. Горячий 6. Дерево 7. Человек 8. Иванов 9. Килограмм 10. Книга 11. Светлый 12. Мечта 13. Постепенно 14. Волнение 15. Понимать 16. Спокойствие 17. Злой 18. Плаванье 19. Землетрясение 20. Чернила.
Картиночный вариант:
1. Лодка 2. Ножницы 3. Монета. 4. Солнце 5. Очки 6. Кровать 7. Книга 8. Кошка 9. Шуба 10. Пальто 11. Штопор 12. Нога 13. Бочка 14. Пчела.
Диагностики для родителей
Тесты
Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями?
Ответьте на следующие вопросы:
- По мнению вашего ребенка, отличаются ли слова “тон” и “нюанс”?
- Может ли ваш ребенок жить в неуютной, скучной квартире и не придавать этому значения?
- Он любит рисовать?
- Он обращает внимание на то, кто как одет, предпочитая модную одежду той, которая ему нравиться?
- Знакомы ли ему имена: Кандинский, Пикасо, Мане?
- У него некрасивый почерк?
- Он предпочитает одежду одной цветовой гаммы?
- Ему нравиться ходить на экскурсии в музей?
- Если вы возвращаетесь вечером домой, он может остановиться, чтобы полюбоваться закатом солнца?
- Он чертит геометрические фигуры?
- Вашего ребенка привлекают художественные салоны?
- Он любит продолжительные прогулки?
- Ему нравиться одиночество?
- Он находит, что абсурдно, идя по улице, декламировать стихи?
- Музыку он слушает лишь ради развлечения?
- В его памяти остаются красивые пейзажи?
- Он находит, что морские камешки красивы?
- Любит ли он новые встречи и знакомства с новыми людьми?
- Он читает вслух стихи, когда они соответствуют его душевному состоянию?
- Пытался ли ваш ребенок разрисовать стены своей комнаты?
- Он любит ходит в парикмахерскую, чтобы поменять прическу?
- В его комнате всегда порядок?
- Пробовал ли он сочинять детские песенки?
За каждый ответ, совпадающий с ключом, - 1 балл.
Ключ: «+» - 1,3,4,5,7,8,9,11,12,13,16,17,19,20,21,22,23.
«-» - 2,6,10,14,15,18.
Более 16 очков
У вашего ребенка есть чувство прекрасного, которое свойственно артистической натуре.
8-16 очков
Конечно, ваш ребенок иногда витает в облаках, хотя и понимает значение красоты в жизни человека. Он скорее всего рационалист. Вам не стоит беспокоиться по этому поводу, так как ему всегда будет удаваться сочетать приятное с полезным.
Менее 4 очков
Такого человека, как ваш ребенок, не волнует красота восхода солнца и его заката. Об этом стоит задуматься. Возможно, в воспитании вы мало внимания уделили развитию чувств у ребенка.
Литература
- Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.
- Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 1999.
- Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль, 2002.
- Одаренные дети. – М., 1991.
- Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 1999.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.
Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....
Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.
В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....