Развитие креативных способностей и чувства толерантности обучающихся
материал
выступление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kreativnyh_sposobnostey_i_chuvstva_tolerantnosti_ucha.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения
«Средняя/полная/общеобразовательная школа №9» г. Рославля Смоленской области
Помозова Людмила Алексеевна.
Воспитание чувства толерантности и развитие креативных способностей младших школьников на уроках литературного чтения, развития речи, изобразительного искусства.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. А потому встает острая необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.
Толерантность( лат. tolerantia) – терпение, снисходительность. Но это не покорное принятие, а активная жизненная позиция.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Наиболее эффективным способом формирования толерантности у подрастающего поколения является воспитание. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у младших школьников опережающим, необходимо расширять круг нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности: сказки нравственного содержания, игры, задания, специальные приемы и упражнения, проблемные эмоциогенные ситуации. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение – в доступной для детей деятельности.
Сказка… С ранних лет она учит таким понятиям, как добро и зло, ум и глупость, хитрость и прямодушие, героизм и трусость, щедрость и жадность. Эти понятия откладываются в сознании и определяют для ребенка нормы поведения.
Жадность и Щедрость.
Давным–давно на окраине деревушки с веселым названием « Помогайкино» у широкой полноводной реки жила–была Щедрость. Это было удивительное существо. Зимой Щедрость подкармливала голодных замерзающих птах, бродячих собак и брошенных кошек. Летом спасала растения от засухи, щедро поливая их водой. Двери дома Щедрости всегда были открыты для людей: сиротам Щедрость дарила заботу, печальным – радость, сомневающимся – уверенность и совет. С утра до вечера трудилась Щедрость.
А по соседству жила Жадность. Дом ее – полная чаша. И чего здесь только не было: на печи грелась Корысть, из кадушки выглядывала Ложь, в углу избы плела сети Ненависть, а за столом играли в нарды Безразличие, Бессердечие и Бездушие. На коврике у порога разлеглась Черствость.
- Глупая ты! – говорила Жадность Щедрости, - с утра до вечера суетишься, себя людям до капельки раздаешь. Пройдет совсем немного времени, - и ты состаришься, а потом и совсем превратишься в жалкую пыль. Перестань раздавать себя людям и ты будешь жить вечно!
- Нет, я не буду этого делать! – воскликнула Щедрость. – Пусть не долог мой век, но я хочу оставить о себе добрую память!
Прошло время. Жадность состарилась, дом ее обветшал, но она еще часто заглядывает в лица людей, стараясь вселиться в их сердца, чтобы жить как можно дольше. А на небе появилась маленькая Звездочка. Каждую ночь она посылает на землю яркий и теплый свет, словно пытаясь согреть каждого и указать верную дорогу. Даже днем, когда Звездочка не видна, тонкие лучики любви от нее спускаются с небес. Имя ее – Щедрость. Теперь она будет жить вечно!
Вопросы для беседы с детьми:
- Кого из героев сказки вы выбрали бы себе в друзья? Почему?
- Дом Щедрости не был полной чашей, ей и раздавать то было нечего. Чем же делилась она с окружающими? /Своей душевной теплотой, неравнодушием к окружающим/.
- Жадности не было дела ни до замерзающих птиц, ни до бродячих животных, но ведь Щедрость тоже могла бы жить, не помогая им. Среди людей тоже так. Есть богатые и бедные, сильные и слабые, люди разного цвета кожи и разных убеждений, Но всех их объединяет одна теплая яркая звездочка. Ее свет ищут бродячие странники, лишенные крова, заблудившиеся в пороках, утонувшие в безверии … Чтобы свет ее не погас, каждый должен подогревать ее своим теплом.
Наряду со сказками, хороший эмоциональный заряд дают игры. Именно в игре ребёнок раскрывает свои порой дремлющие, неожиданные для окружающих возможности.
Так как милосердие – одна из составляющих понятия «толерантность», то ему тоже нужно учить.
Сюжетно- ролевая игра «Помоги муравью».
Цель: расширить представления детей о милосердном отношении к окружающим.
Сказочная ситуация настраивает детей на оказание помощи маленькому муравью, который волею судьбы оказался в чужом лесу и теперь старается вернуться домой. Нужно помочь муравью найти себе товарищей среди обитателей леса. Для этого надо сказать лесным жителям что-нибудь приятное, отметить их внешность, манеру поведения, личностные качества.
Таким образом, дети учатся говорить добрые, сердечные слова искренне и в нужную минуту.
- Мы помогли беззащитному муравью. А если представить, что в помощи нуждается человек, который почему-то вам не нравится. Вы сможете помочь ему?
Особое внимание при воспитании толерантности следует уделить работе с проблемными эмоциогенными ситуациями. Вызывая личное переживание ученика, его эмоциональную активность, данные ситуации способствуют раскрытию обсуждаемой жизненно значимой проблемы и принятию индивидуального способа ее решения. Например: Мальчик раздал друзьям коллекцию камней, которую его отец с большой любовью начал собирать задолго до рождения сына. Правильно ли поступил мальчик? Какие черты характера проявились у мальчика в отношении к папе? К друзьям? А как поступили бы вы, если бы кто-то раздал вашу коллекцию? Вывод: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе!
Непосредственно организовать практическую деятельность детей, позволяющую «учиться» на чужих ошибках, помогают разнообразные приемы и упражнения.
Прием «Акцент на лучшее».
Позволяет учить принимать себя и других безусловно, какие есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется.
Упражнение «Камушек в ботинке».
У каждого человека есть свое слабое место, своя проблема, свой « камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает жить в мире с собой и с окружающими людьми / поиск темного пятна/.
Из рассказа Маши К.: « Я хочу хорошо учиться. Вернее, очень хочет, чтобы я хорошо училась, моя мама. Я не хочу ее огорчать, поэтому боюсь получить плохую оценку. Мой враг – страх».
Упражнение «Жемчужина в раковине».
Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих замечательных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых сложных ситуациях. Учитель предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством / поиск светлого пятна/.
Из рассказа Ксении Д.: « Мне в себе все нравится. Я ничего не боюсь и всегда в себе уверена».
Оба эти упражнения можно заменить одним, назвав его «Волшебная рука».
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы в себе изменить.
Но воспитание не может существовать без развития, а воспитание толерантной личности предполагает наличие у нее креативных способностей.
В 1959 г. американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия креативности /творчества/: « Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Под креативными способностями мы понимаем способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость и быстроту в мышлении и действиях, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитая интуиция. Огромный потенциал для этого содержат уроки литературного чтения, развития речи, изобразительного искусства. Рассмотрим некоторые из упражнений.
Упражнения для развития целеобразования.
- Сформулируйте вопрос к содержанию текста / к картине/ так, чтобы ребята сразу поняли главную мысль. Что вам понравилось /не понравилось/?
- Задать дополнительный вопрос ученику.
Упражнения можно проводить в форме игры, соревнования, выбора задания и т. д.
Например:
- игра « в вопросы и ответы»;
- игра «Школа». Ты учитель. Идет урок чтения, на котором проводится работа с произведением…Подумай, какие вопросы по содержанию текста ты задашь своим ученикам. Составь как можно больше вопросов.
- Соревнование «Аукцион» /2-3 класс/. За пять минут сообщить как можно больше пословиц, загадок и т. д. на тему …
- Выбор задания. Например:
- На уроке чтения самостоятельно выбрать отрывок для пересказа.
- На уроке изо – сюжет рисунка.
- На уроке развития речи – тему сочинения. Выбор обосновать.
Ребенок учится сам определять направление познавательной деятельности, а это и есть целеобразование.
Упражнения для развития умения планировать.
- Составь план рассказа, изложения.
- Составь последовательность выполнения эскиза.
Упражнения для развития умения осуществлять анализ, сравнение, обобщение.
- №Найди соотношение». На доске полоска цветов: черный, желтый, серый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Как ты думаешь, какому цвету соответствует то или иное слово: нежность, радость, предательство, смелость, коварство, дружба, равнодушие, жадность? Почему?
- Анализ произведения:
- установить различные связи между отдельными фактами рассказа;
- доказать, подтвердить какое-либо положение;
- найти изменения в поведении героев в ходе рассказа, объяснить причину;
- сделать вывод на основании одного или нескольких рассказов;
и другие.
Упражнения для формирования контрольно-оценочного механизма мыслительной деятельности.
- Самостоятельно проверь свой текст. Какое правило будешь использовать?
- Сравни поступки героев, отношение автора к описываемым событиям.
Упражнения для формирования умения создать новый продукт.
- Подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу. Например:
Замени выражения заботливость, твердый характер, встретившиеся в тексте «Сыновья» В. Осеевой, близкими словами или описательными оборотами.
- Продолжить рассказ.
- Напиши письмо Маленькому принцу о том, кого вы «приручили», как бережете эту дружбу?
- Составить памятку.
- Составить предложение с заданным словом, из данных слов, по картинке и т. д.
- «Антисказка».
Учитель начинает читать хорошо знакомую сказку. Дети, заменяя существительные даже на противоположные, создают свой вариант известного сюжета.
Упражнения для развития творческого воображения.
- Составь загадку.
За основу берем антонимы, например « холодное - горячее». Заполняем коллективно три столбика:
«холодное» | «горячее» | «холодное и горячее» |
лед | очаг | звезды |
воздух | кипяток | термос |
космос | пламя | сердце |
Получаем: Холодное, но не лед,
Горячее, но не пламя.(Сердце)
- После изучения произведения С. Маршака «Кот и лодыри» и выяснения главной идеи, детям предлагается нарисовать кота, не изображая его.
Идеи детей ( их должно быть много) расходятся от изображения части кота, спрятавшегося за забором, до верха совершенства – кот, как часть большой мышки.
- Изображать можно линией. Линия – волшебница. Она бежит из-под карандаша и о чем-то рассказывает. Что изобразила наша линия? Дорисуй!
Но вся работа, подчиненная достижению определенной цели, должна проводиться в системе. Это обусловлено тем, что
*ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
*системный подход позволяет учителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного и развивающего подхода;
*системный подход позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
Моя система работы рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе. Темы распределены по классам в зависимости от изучаемого на уроках литературного чтения, развития речи, изобразительного искусства программного материала, уровня сложности. При этом соблюдается принцип преемственности и принцип «развития по спирали» как при переходе и класса в класс, так и от раздела к разделу. За основу взяты формулировки тем этических бесед из программы М. Андрианова «Беседы о прекрасном и добром». Сохранены и разделы с их последовательностью, так как совершенно справедливо, что красота (раздел1) и Высшее / любовь и зло, духовность и т. д./ (раздел2) побуждают в сердце любовь (раздел3) и устремление к ней. Любовь очищает и возвышает(раздел 4), вдохновляет на действие и преобразование (раздел 5), а для успешного достижения цели нужны ум(раздел6) и мудрость(раздел7).В зависимости от уровня развития детей в классе, изучаемого на уроке материала, тематика может варьироваться, но в целом система имеет вид:
раздел | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
О красоте | 1.Чтотакое красота и для чего она нужна. Чувство красоты. 2. Гармония - основа красоты и созидания. 3. Радость от обще-ния с красотой. | 1. Стремление к прекрасному. Красивое начало в человеке. 2. Счастье чувство-вать красоту. 3. Как красота сердца зажигает. | 1. Красота внутренняя и внешняя. 2.Богатство красок разнообразия. 3.Культура и культурность. | 1.Возвышенное и низменное. 2.Творчество ума и сердца. 3. Мечты о будущем и стремление к новому. |
3 | 3 | 3 | 3 | |
О Высшем | Добро любви и зло ненависти. | О вечном и преходящем. | Что такое духовное самоусовершенствование. | |
- | 1 | 1 | 1 | |
О сердце и любви | Дружба. Умение быть другом. | Любовь - самое кра-сивое чувство человека. Любовь творит чудеса. | Сердце и ум человека. | Услышать сердце человека. |
1 | 1 | 1 | 1 | |
О нравствен-ности | 1.Умение видеть хорошее в других. 2.Добро возвраща-ется добром, а за зло злом платят. 3.Ложь и вранье. 4.Равнодушие и безразличие. 5.О прощении. 6.О справедливости и несправедливости. 7.Забота и отзывчивость. 8.Внимательность и чуткость. 9.Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. 10.Вежливость слов и поступков. 11.Упрямство. | 1.Бескорыстие и корысть. 2.Грубость и бессердечие. 3.Доброжелатель-ность и дружелюбие. 4.О снисхождении и терпимости. 5.Об оказании помощи и подвиге. 6.Высокомерие, надменность, зазнайство. 7.Действенная помощь и бездейственная жалость. 8.Бездушие, черствость. 9.Уравновешенность, спокойствие, сдержанность. | 1.Добросердечность и жестокость. 2.Жадность и щед-рость, зависть и хвастовство. 3.Зломыслие, злоречие, ругань. 4.Лицемерие и двули-чие. 5.О мести и ненавис-ти. 6.Эгоизм и самолю-бие. 7.Осуждение и терпи-мость. 8.Преданность и предательство. 9.Собственничество и жадность. 10.Совесть – голос души и учитель в нашем сердце. 11.О милосердии и сострадании. | 1.О свободе, досто-инстве и чести. 2.Коварство и зло-намеренность. 3.Человечность, человеколюбие, альтруизм. 4.Осознание долга и ответственности. 5.Подвиг, геройство, самоотверженность. 6.Злонамеренность и злорадство. 7.Суровая «доброта» и « добренькость». 8.Уважение к свободе выбора другого. 9.Искренность, пря-мота, откровен-ность,открытость. 10.Жертва и само-пожертвование. |
11 | 9 | 11 | 10 | |
О воле | 1.Воля – внутренняя сила человека. 2.Безволие и слабоволие. 3.Воля добрая и воля злая. | 1.Трудолюбие, праздность, лень. 2.Мужество и бесстрашие. 3.Решительность и решимость. | 1.Постоянное познание и суть отдыха. 2.Упорство, настойчивость, стойкость. | 1.Выдержка и самообладание. 2.Самостоятельность и инициативность. 3.Целеустремленное достижение и бездействие. |
3 | 3 | 2 | 3 | |
Об уме и мышлении | О вреде плохих мыслей. | 1.О контроле за мыслями. 2.Побуждения, действия и слова. | Внимательность и наблюдательность. | Принятие необду-манных и поспеш-ных решений. |
1 | 2 | 1 | 1 | |
О мудром | 1.Довольствуйся тем, что имеешь. 2.Единство и сплоченность – один за всех и все за одного. 3.Как страхи победить. 4.Трудностями растем. 5.Отношение к собственности. Раб вещей. | 1.Знай меру. 2.Каждый видит свое. 3.Умеренность и крайность. 4.О труде и уме-нии полюбить работу. 5.Ученье – свет, а неученье – тьма. | 1.Невежество – зло. 2.Непротивление злу. 3.О вреде скуки и уныния. 4.Отношение к окружающему миру. Оптимизм и пессимизм. 5.Быть полезным для других. | 1.Короткое настоя-щее и долгое буду-щее. 2.О вреде пред-убеждения и предвзятости. 3.О возврате к прошлому и стрем-лении к будущему. 4.С кем поведешься, от того и набе-решься. 5.О вредных при-вычках. |
5 | 5 | 5 | 5 | |
ИТОГО: | 24 | 24 | 24 | 24 |
Схема работы проста. Цель ознакомительной части – кратко и доходчиво объяснить новое понятие. Простые понятия, такие, как жадность, лень, забота, определяются только словарным пояснением. Более сложные, такие, как, совесть, ответственность, гармония, иллюстрируются короткими примерами из жизни. Цель основной части – через игры, задания творческого характера, упражнения и т. д. закрепить понятие в практической деятельности. Готовый блок увязывается с основной темой урока.
Существует достаточно много педагогических приемов формирования толерантности и развития креативных способностей. В данной статье представлены лишь некоторые из них. Учитель, который творчески подходит к своей работе, без труда может применять данные приемы на практике, строить на их основе новые. Главная заповедь при этом – не навреди! Л. Н. Толстой писал: «Люби того, кого обучаешь и воспитываешь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Публикация в сборнике научных статей. Обобщение моего опыта работы по данной теме...
Развитие креативных способностей в условиях проектной деятельности
Презентация выступления на районном семинаре....
Развитие креативных способностей учащихся
В данной статье раскрываются проблемы развития творческих споосбностей младшего школьника...
ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.
Каждый человек, независимо от возраста, читатель. И когда любой из нас берет в руки книгу, то в равной степени получает эстетическое наслаждение, нравственный потенциал, заложенный а...