Развитие креативных способностей и чувства толерантности обучающихся
материал

выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения

                                                 «Средняя/полная/общеобразовательная школа  №9» г. Рославля Смоленской области

                                                               Помозова Людмила Алексеевна.

Воспитание чувства толерантности и развитие креативных способностей младших школьников на уроках литературного чтения, развития речи, изобразительного искусства.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. А потому встает острая необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность( лат. tolerantia) – терпение, снисходительность. Но это не покорное принятие, а активная жизненная позиция.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Наиболее эффективным способом формирования толерантности у подрастающего поколения является воспитание. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у младших школьников опережающим, необходимо расширять круг нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности: сказки нравственного содержания, игры, задания, специальные приемы и упражнения, проблемные эмоциогенные ситуации. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение – в доступной для детей деятельности.

          Сказка… С ранних лет она учит таким понятиям, как добро и зло, ум и глупость, хитрость и прямодушие, героизм и трусость, щедрость и жадность. Эти понятия откладываются в сознании и определяют для ребенка нормы поведения.

Жадность и Щедрость.

         Давным–давно на окраине деревушки с веселым названием « Помогайкино» у широкой полноводной реки жила–была Щедрость. Это было удивительное существо. Зимой Щедрость подкармливала голодных замерзающих птах, бродячих собак и брошенных кошек. Летом спасала растения от засухи, щедро поливая их водой. Двери дома Щедрости всегда были открыты для людей: сиротам Щедрость дарила  заботу,  печальным – радость, сомневающимся – уверенность и совет. С утра до вечера трудилась Щедрость.

         А по  соседству жила Жадность. Дом ее – полная чаша. И чего здесь только не было: на печи грелась Корысть, из кадушки выглядывала Ложь, в углу избы плела сети Ненависть, а за столом играли в нарды Безразличие, Бессердечие и Бездушие. На коврике у порога разлеглась Черствость.

  • Глупая ты! – говорила Жадность Щедрости, - с утра до вечера суетишься, себя людям до капельки раздаешь. Пройдет совсем немного времени, -  и ты состаришься, а потом и совсем превратишься в жалкую пыль. Перестань раздавать себя людям и ты будешь жить вечно!
  • Нет, я не буду этого делать! – воскликнула Щедрость. – Пусть не долог мой век, но я хочу оставить о себе добрую память!

       Прошло время. Жадность состарилась, дом ее обветшал, но она еще часто заглядывает в лица людей, стараясь вселиться в их сердца, чтобы жить как можно дольше. А на небе появилась маленькая Звездочка. Каждую ночь она посылает на землю яркий и теплый свет, словно пытаясь согреть каждого и указать верную дорогу. Даже днем, когда Звездочка не видна, тонкие лучики любви от нее спускаются с небес. Имя ее – Щедрость. Теперь она будет жить вечно!

Вопросы для беседы с детьми:

  • Кого из героев сказки вы выбрали бы себе в друзья? Почему?
  • Дом Щедрости не был полной чашей, ей и раздавать то было нечего. Чем же делилась она с окружающими? /Своей душевной теплотой, неравнодушием к окружающим/.
  • Жадности не было дела ни до замерзающих птиц, ни до бродячих животных, но ведь Щедрость тоже могла бы жить, не помогая им. Среди людей тоже так. Есть богатые и бедные, сильные и слабые, люди разного цвета кожи и разных убеждений, Но всех их объединяет одна теплая яркая звездочка. Ее свет ищут бродячие странники, лишенные крова, заблудившиеся в пороках, утонувшие в безверии … Чтобы свет ее не погас, каждый должен подогревать ее своим теплом.

      Наряду со сказками, хороший эмоциональный заряд дают игры. Именно в игре ребёнок раскрывает свои порой дремлющие, неожиданные для окружающих возможности.

        Так как милосердие – одна из составляющих понятия «толерантность», то ему тоже нужно учить.

             Сюжетно- ролевая игра «Помоги муравью».

Цель: расширить представления детей о милосердном отношении к окружающим.

Сказочная ситуация настраивает детей на оказание помощи маленькому муравью, который волею судьбы оказался в чужом лесу и теперь старается вернуться домой. Нужно помочь муравью найти себе товарищей среди обитателей леса. Для этого надо сказать лесным жителям что-нибудь приятное, отметить их внешность, манеру поведения, личностные качества.

Таким образом, дети учатся говорить добрые, сердечные слова искренне и в нужную минуту.

- Мы помогли беззащитному муравью. А если представить, что в помощи нуждается человек, который почему-то вам не нравится. Вы сможете помочь ему?

      Особое внимание при воспитании толерантности следует уделить работе с проблемными эмоциогенными ситуациями. Вызывая личное переживание ученика, его эмоциональную активность, данные ситуации способствуют раскрытию обсуждаемой жизненно значимой проблемы и принятию индивидуального способа ее решения. Например: Мальчик раздал друзьям коллекцию камней, которую его отец с большой любовью начал собирать задолго до рождения сына. Правильно ли поступил мальчик? Какие черты характера проявились у мальчика в отношении к папе? К друзьям? А как поступили бы вы, если бы кто-то раздал вашу коллекцию? Вывод: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе!

      Непосредственно организовать практическую деятельность детей, позволяющую «учиться» на чужих ошибках, помогают разнообразные приемы и упражнения.

Прием «Акцент на лучшее».

Позволяет учить принимать себя и других безусловно, какие есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется.

Упражнение «Камушек в ботинке».

У каждого человека есть свое слабое место, своя проблема, свой « камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает жить в мире с собой и с окружающими людьми / поиск темного пятна/.

Из рассказа Маши К.: « Я хочу хорошо учиться. Вернее, очень хочет, чтобы я хорошо училась, моя мама. Я не хочу ее огорчать, поэтому боюсь получить плохую оценку. Мой враг – страх».

Упражнение «Жемчужина в раковине».

Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих замечательных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых сложных ситуациях. Учитель предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством  / поиск светлого пятна/.

Из рассказа Ксении Д.: « Мне в себе все нравится. Я ничего не боюсь и всегда в себе уверена».

Оба эти упражнения можно заменить одним, назвав его «Волшебная рука».

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы в себе изменить.

  Но воспитание не может существовать без развития, а воспитание толерантной личности предполагает наличие у нее креативных способностей.

        В 1959 г. американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия креативности /творчества/: « Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Под креативными способностями мы понимаем способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость и быстроту в мышлении и действиях, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитая интуиция. Огромный потенциал для этого содержат уроки литературного чтения, развития речи, изобразительного искусства. Рассмотрим некоторые из упражнений.

Упражнения для развития целеобразования.

  1. Сформулируйте вопрос к содержанию текста / к картине/ так, чтобы ребята сразу поняли главную мысль. Что вам понравилось /не понравилось/?
  2. Задать дополнительный вопрос ученику.

             Упражнения можно проводить в форме игры, соревнования, выбора задания и т. д.

Например:

  • игра « в вопросы и ответы»;
  • игра «Школа». Ты учитель. Идет урок чтения, на котором проводится работа с произведением…Подумай, какие вопросы по содержанию текста ты задашь своим ученикам. Составь как можно больше вопросов.
  • Соревнование «Аукцион» /2-3 класс/. За пять минут сообщить как можно больше пословиц, загадок и т. д. на тему …
  • Выбор задания. Например:
  • На уроке чтения самостоятельно выбрать отрывок для пересказа.
  • На уроке изо – сюжет рисунка.
  • На уроке развития речи – тему сочинения. Выбор обосновать.

Ребенок учится сам определять направление познавательной деятельности, а это и есть целеобразование.

Упражнения для развития умения планировать.

  • Составь план рассказа, изложения.
  • Составь последовательность выполнения эскиза.

Упражнения для развития умения осуществлять анализ, сравнение, обобщение.

  1. №Найди соотношение». На доске полоска цветов: черный, желтый, серый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Как ты думаешь, какому цвету соответствует то или иное слово: нежность, радость, предательство, смелость, коварство, дружба, равнодушие, жадность? Почему?
  2. Анализ произведения:
  • установить различные связи между отдельными фактами рассказа;
  • доказать, подтвердить какое-либо положение;
  • найти изменения в поведении героев в ходе рассказа, объяснить причину;
  • сделать вывод на основании одного или нескольких рассказов;

и другие.

Упражнения для формирования контрольно-оценочного механизма мыслительной деятельности.

  1. Самостоятельно проверь свой текст. Какое правило будешь использовать?
  2. Сравни поступки героев, отношение автора к описываемым событиям.

Упражнения для формирования  умения создать новый продукт.

  1. Подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу. Например:

Замени выражения заботливость, твердый характер, встретившиеся в тексте «Сыновья» В. Осеевой, близкими словами или описательными оборотами.

  1. Продолжить рассказ.
  2. Напиши письмо Маленькому принцу о том, кого вы «приручили», как бережете эту дружбу?
  3. Составить памятку.
  4. Составить предложение с заданным словом, из данных слов, по картинке и т. д.
  5. «Антисказка».

Учитель начинает читать хорошо знакомую сказку. Дети, заменяя существительные даже на противоположные, создают свой вариант известного сюжета.

Упражнения для развития творческого воображения.

  1. Составь загадку.

За основу берем антонимы, например « холодное -  горячее». Заполняем коллективно три столбика:

«холодное»

«горячее»

«холодное и горячее»

лед

очаг

звезды

воздух

кипяток

термос

космос

пламя

сердце

Получаем: Холодное, но не лед,

Горячее, но не пламя.(Сердце)

  1. После изучения произведения С. Маршака «Кот и лодыри» и выяснения главной идеи, детям предлагается нарисовать кота, не изображая его.

Идеи детей ( их должно быть много) расходятся от изображения части кота, спрятавшегося за забором, до верха совершенства – кот, как часть большой мышки.

  1. Изображать можно линией. Линия – волшебница. Она бежит из-под карандаша и о             чем-то рассказывает. Что изобразила наша линия? Дорисуй!

Но вся работа, подчиненная достижению определенной цели, должна проводиться в системе. Это обусловлено тем, что

*ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;

*системный подход позволяет учителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного и развивающего подхода;

*системный подход позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

          Моя система работы рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе.  Темы распределены по классам в зависимости от изучаемого на уроках литературного чтения, развития речи, изобразительного искусства программного материала, уровня сложности. При этом соблюдается принцип преемственности и принцип «развития по спирали» как при переходе и класса в класс, так и от раздела к разделу. За основу взяты формулировки тем этических бесед из программы М. Андрианова «Беседы о прекрасном и добром». Сохранены и разделы с их последовательностью, так как совершенно справедливо, что красота (раздел1) и Высшее / любовь и зло, духовность и т. д./ (раздел2) побуждают в сердце любовь (раздел3) и устремление к ней. Любовь очищает и возвышает(раздел 4), вдохновляет на действие и преобразование (раздел 5), а для успешного достижения цели нужны ум(раздел6)  и мудрость(раздел7).В зависимости от уровня развития детей в классе, изучаемого на уроке материала, тематика может варьироваться, но в целом система имеет вид:

раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

О красоте

1.Чтотакое красота и для чего она нужна. Чувство красоты.

2. Гармония - основа красоты и созидания.

3. Радость от обще-ния с красотой.

1. Стремление к прекрасному. Красивое начало в человеке.

2. Счастье чувство-вать красоту.

3. Как красота сердца зажигает.

1. Красота внутренняя и внешняя.

2.Богатство красок разнообразия.

3.Культура и культурность.

1.Возвышенное и низменное.

2.Творчество ума и сердца.

3. Мечты о будущем и стремление к новому.

3

3

3

3

О Высшем

Добро любви и зло ненависти.

О вечном и преходящем.

Что такое духовное самоусовершенствование.

-

1

1

1

О сердце и любви

Дружба. Умение быть другом.

Любовь - самое кра-сивое  чувство человека. Любовь творит чудеса.

Сердце и ум человека.

Услышать сердце человека.

1

1

1

1

О нравствен-ности

1.Умение видеть хорошее в других.

2.Добро возвраща-ется добром, а за зло злом платят.

3.Ложь и вранье.

4.Равнодушие и безразличие.

5.О прощении.

6.О справедливости и несправедливости.

7.Забота и отзывчивость.

8.Внимательность и чуткость.

9.Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

10.Вежливость слов и поступков.

11.Упрямство.

1.Бескорыстие и корысть.

2.Грубость и бессердечие.

3.Доброжелатель-ность и дружелюбие.

4.О снисхождении и терпимости.

5.Об оказании помощи и подвиге.

6.Высокомерие, надменность, зазнайство.

7.Действенная помощь и бездейственная жалость.

8.Бездушие, черствость.

9.Уравновешенность, спокойствие, сдержанность.

1.Добросердечность и жестокость.

2.Жадность и щед-рость, зависть и хвастовство.

3.Зломыслие, злоречие, ругань.

4.Лицемерие и двули-чие.

5.О мести и ненавис-ти.

6.Эгоизм и самолю-бие.

7.Осуждение и терпи-мость.

8.Преданность и предательство.

9.Собственничество и жадность.

10.Совесть – голос души и учитель в нашем сердце.

11.О милосердии и сострадании.

1.О свободе, досто-инстве и чести.

2.Коварство и зло-намеренность.

3.Человечность, человеколюбие, альтруизм.

4.Осознание долга и ответственности.

5.Подвиг, геройство, самоотверженность.

6.Злонамеренность и злорадство.

7.Суровая «доброта» и « добренькость».

8.Уважение к свободе выбора другого.

9.Искренность, пря-мота, откровен-ность,открытость.

10.Жертва и само-пожертвование.

11

9

11

10

О воле

1.Воля – внутренняя сила человека.

2.Безволие и слабоволие.

3.Воля добрая и воля злая.

1.Трудолюбие, праздность, лень.

2.Мужество и бесстрашие.

3.Решительность и решимость.

1.Постоянное познание и суть отдыха.

2.Упорство, настойчивость, стойкость.

1.Выдержка и самообладание.

2.Самостоятельность и инициативность.

3.Целеустремленное достижение и бездействие.

3

3

2

3

Об уме и мышлении

О вреде плохих мыслей.

1.О контроле за мыслями.

2.Побуждения, действия и слова.

Внимательность и наблюдательность.

Принятие необду-манных и поспеш-ных решений.

1

2

1

1

О мудром

1.Довольствуйся тем, что имеешь.

2.Единство и сплоченность – один за всех и все за одного.

3.Как страхи победить.

4.Трудностями растем.

5.Отношение к собственности. Раб вещей.

1.Знай меру.

2.Каждый видит свое.

3.Умеренность и крайность.

4.О труде и уме-нии полюбить работу.

5.Ученье – свет, а неученье – тьма.

1.Невежество – зло.

2.Непротивление злу.

3.О вреде скуки и уныния.

4.Отношение к окружающему миру. Оптимизм и пессимизм.

5.Быть полезным для других.

1.Короткое настоя-щее и долгое буду-щее.

2.О вреде пред-убеждения и предвзятости.

3.О возврате к прошлому и стрем-лении к будущему.

4.С кем поведешься, от того и набе-решься.

5.О вредных при-вычках.

5

5

5

5

ИТОГО:

24

24

24

24

Схема работы проста. Цель ознакомительной части – кратко и доходчиво объяснить новое понятие. Простые понятия, такие, как жадность, лень, забота, определяются только словарным пояснением. Более сложные, такие, как, совесть, ответственность, гармония, иллюстрируются короткими примерами из жизни. Цель основной части – через игры, задания творческого характера, упражнения и т. д. закрепить понятие в практической деятельности. Готовый блок увязывается с основной темой урока.

       Существует достаточно много педагогических приемов формирования толерантности и развития креативных способностей. В данной статье представлены лишь некоторые из них. Учитель, который творчески подходит к своей работе, без труда может применять данные приемы на практике, строить на их основе новые. Главная заповедь при этом – не навреди! Л. Н. Толстой писал: «Люби того, кого обучаешь и воспитываешь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Публикация в сборнике научных статей. Обобщение моего опыта работы по данной теме...

Развитие креативных способностей в условиях проектной деятельности

Презентация выступления на районном семинаре....

Развитие креативных способностей учащихся

В данной статье раскрываются проблемы развития творческих споосбностей младшего школьника...

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.

Каждый человек, независимо от возраста, читатель. И когда  любой из нас берет в руки книгу, то в равной степени получает  эстетическое наслаждение, нравственный потенциал, заложенный а...