Рабочая программа индивидуально – группового занятия «Умники и умницы»
рабочая программа (2 класс)

Ерусланова Снежана Валихановна

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования  (Примерные программы внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 147848_umniki_i_umnitsy.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа индивидуально – группового занятия

 «Умники и умницы»

2  класс

Составитель:

 учитель начальных классов

Снежана Валихановна Ерусланова

Югорск

2019 г.

Пояснительная записка

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования  (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. -  (Стандарты второго поколения),  в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО МБОУ СОШ № 7.

     Актуальность выбора определена следующими факторами:

Курс «Умники и умницы» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.

     Практическая значимость объясняется тем, что для успешного обучения в школе у учащихся младших классов необходимо развивать устойчивость и концентрацию внимания, работать над увеличением объема внимания, повышать уровень распределения и переключения внимания. Для успешного обучения ребенка в школе и для полноценного усвоения знаний необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных способностей учащихся. Очень важно с первых дней обучения в школе прививать у учащихся интерес к познанию, который является залогом успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

    Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

    Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

    Программа предназначена для учащихся 2-х классов.

    Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

     Основные задачи курса:

Образовательные задачи:

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые  решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.  

Развивающие задачи:

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитательные задачи:

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

     Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Требования к уровню освоения учащимися результатов курса:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Основные результаты реализации программы оцениваются через:

- анкетирование;

- мониторинг результатов обучения и личностного развития в конце года;

- тесты на определение сформированности УУД.

Содержание занятий

Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке,  объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

На занятие по РПС во втором классе отводится 45 минут.

Рекомендуемая модель занятия:

1.«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).   

 Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. Разминка (3-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут).

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

4. Весёлая переменка (5 минут).

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших  школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения,  умения делать обобщения, устанавливать закономерности.

Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание,  память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный  интерес к родному языку.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

       Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать - (5 минут).

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых зада

Учебно-тематический план

   

№ п/п

Название разделов

Кол-вочасов

Часы теоретич.

Часы практ.

1.

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.

1

+

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

+

3

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

1

+

4

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

1

+

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

+

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

+

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

+

8

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания

1

+

9

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

+

10

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

+

11

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Поиск закономерностей.

1

+

12

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

+

13

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

+

14

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

+

15

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

+

16

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления

1

+

17

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

+

18

Совершенствование воображения. Рисуем по образцу.

1

+

19

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

+

20

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

+

21

Тренировка внимания.

 Развитие мышления

1

+

22

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления

1

+

23

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

+

24

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

+

25

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

+

26

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

1

+

27

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

+

28

Тренировка внимания.

 Развитие мышления.

1

+

29

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

1

+

30

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

+

31

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

1

+

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

+

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

+

34

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  (на конец учебного года)

1

+

Итого

34

34

Календарно- тематическое планирование 34 ч

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Дата по плану

Дата  по  факту

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;

- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;

- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- заполнять магические квадраты размером 3×3;

- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

3

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

1

4

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

1

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

8

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания

1

9

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

10

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

11

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Поиск закономерностей.

1

12

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

13

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

14

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

15

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

16

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления

1

17

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

18

Совершенствование воображения. Рисуем по образцу.

1

19

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

20

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

21

Тренировка внимания.

 Развитие мышления

1

22

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления

1

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

23

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

24

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;

- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;

- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник,

25

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

26

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

1

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

27

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

28

Тренировка внимания.

 Развитие мышления.

1

29

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

1

30

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

31

Развитие аналитических способностей.

1

32

Развитие внимания, мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

34

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Информационно-методические:

Литература для учителя:

Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8  лет). Методическое пособие,  2 класс. Программа  курса «РПС». 3 –е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 276 с.

Литература для учащихся:

Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет). Рабочие  тетради:  В 2- х  частях. – М.:, РОСТ, 2011 .

Материально-технические:

- интерактивная доска;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по математике для 4 класса

Данная программа индивидуально - групповых занятий по математике предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального ...

Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку для 4 класса

Данная программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федеральн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально – групповых занятий по математике 3 класс

Рабочая программа ИГЗ по математике для 3 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного ста...

Программа по индивидуально-групповым занятиям «Умники и умницы»

Программа для индивидуально - групповых занятий...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету "Русский язык" 2 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету "Русский язык" 2 класс...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Юным умникам и умницам"...