Твори добро
рабочая программа

Зифа Хасянова

         Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvori_dobro.docx65.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                          «Лопатинская основная общеобразовательная школа»

   ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по  социаьному  направлению

Наименование                       «Твори добро»

Уровень обучения (класс)    начальное общее образование (1-4 классы)

Составитель                       учитель начальных классов  МБОУ                     «Лопатинская ООШ»    Хасянова Зифа Арслановна

с. Лопатино

2018г.

Пояснительная записка.

       Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

     Трудовые и нравственные  качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства.  Школьник  приобретает их  через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд.  Активное участие детей в общественной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем  доставляет радость, приносит пользу.

        Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

        Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.  При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

       Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать. Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.  

         Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.

        В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

 Цель программы: создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка.

Задачи:

 1.Приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность     не только за свою, но и за общую работу.

 2.Привлечь всех детей к активному участию в делах класса.

 3. Учить детей навыкам общественной работы.

4.  Развивать организационные и коммуникативные компетенции.

5. Реализация общественно – значимых инициатив.

6. Сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Основные принципы реализации программы.

    Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.  Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года, всего 135 часов, в 1 классе-33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа соответственно в каждом классе.

Предполагаемые результаты реализации программы.

  Программа будет способствовать:

-созданию условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации социально-значимых  проектов «Наши добрые дела» и «Наши руки не знают скуки»;

-формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом; выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы;

-содействовать укреплению связи школа-семья, укреплению внутрисемейных отношений;

-формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;

-расширению ботанических знаний о декоративных растениях для оформления клумбы; развитию художественного вкуса, фантазии в реализации проекта «Школа- цветущий сад».

    В  программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

•    ценностное отношение к труду и творчеству,   трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•    осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•    мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность,   ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности   деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение выражать свои мысли;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением  

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция

Учебно-тематическое планирование

1 класс 32 часа

Дата

Тема занятия

Кол –во часов

  1. «Добрые дела для моего класса» (12 часов)

1

Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

2

Дежурство в классе. Операция «Чистый класс».

1

3

Уход за комнатными растениями в классе.

1

4

Благоустройство территории школьного двора, класса

1

5

Операция сувенир ко дню учителя.

1

6

Ремонт книг в библиотеке.

1

7

Содержи в порядке книжки и тетрадки

1

8

Выставка рисунков «Такие разные но самые любимые»

1

9

Операция «сувенир» ко дню матери

1

10

Акция «Доброта»

1

11

Ремонт книг в сельской  библиотеке

1

12

Операция «Покормите птиц зимой»

1

  1. «Наши руки не знают скуки» (12 часов).

1

Операция «Изготовление кормушек»

1

2

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений.

1

3

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшения классного кабинета.

1

4

Конкурс рисунков «Бульвар добрых дел»

1

5

Конкурс стихов. Добрыми делами славен человек.

1

6

Трудовой десант по благоустройству класса

1

7

Игра путешествие Прикоснись ко мне добротой»

1

8

Конкурс рисунков «Дети России – Солдаты России»

1

9

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап

1

10

Конкурс рисунков Наши милые мамы»

1

11

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для мам

1

12

  1.  «Цветы для школьного двора». 9ч

1

Подготовка почвы для посадки семян

1

2

Подготовка семян

1

3

Посев семян цветов

1

4

Пикирование ростков. Пересадка. Опыт.

1

5

Пикирование ростков. Пересадка. Опыт.

1

6

Уход за рассадой.

Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»

1

7

Уход за рассадой.

Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»

1

8

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора

1

9

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора

1

2 класс 34 часа

Дата

Тема занятия

Кол- во часов

1

I.

«Добрые дела для моего класса» (12 часов) 

2

Введение. Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

3

Дежурство в классе. Операция «Чистый класс».

1

4

Дежурство в классе. Операция «Чистый класс»

1

5

Уход за комнатными растениями в классе.

1

6

Уход за комнатными растениями в классе.

1

7

Ремонт книг в библиотеке.

1

8

Ремонт книг в библиотеке.

1

9

 Трудовые десанты.                                                                

1

10

 Содержи в порядке книжки и  тетрадки"

1

11

Благоустройство территории школьного двора, класса.

1

12

Фоторепортаж о проведении акции.

1

II.

«Наши руки не знают скуки» (13 часов). 

4

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам.        

1

5

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам.        

1

6

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

7

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

8

Снежные фигуры.

1

9

Снежные фигуры.

1

10

Операция « Покормите птиц зимой»

1

11

Операция « Покормите птиц зимой»

1

12

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап и мам.

1

III

 Наша школа – чистая школа и цветущий сад. (10часов)

1

Школа – цветущий сад

1

2

Школа – цветущий сад

1

3

Трудовой десант.

1

4

Трудовой десант.

1

5

 «Мы за чистую школу»

1

6

«Мы за чистую школу»

1

7

Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы.  

1

8

Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы.  

1

9

Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы.  

1

10

Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы.  

1

3 класс 34 часа

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

 I.

«Добрые дела для моего класса» (14 часов) 

1

Введение. Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

2

Дежурство в классе.

1

3

Операция «Чистый класс».

1

4

Операция «Чистый класс».

1

5

Ремонт книг в библиотеке.

1

6

Ремонт книг в библиотеке.

1

7

Трудовые десанты.                                                                

1

8

Трудовые десанты.                                                                

1

9

Благоустройство территории школьного двора, класса.

1

10

Благоустройство территории школьного двора, класса.

1

11

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

1

12

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

1

13

Фоторепортаж о проведении акции.

1

14

Фоторепортаж о проведении акции

1

 II.

«Наши руки не знают скуки» (12 часов). 

1

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам.        

1

2

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам.        

1

3

«Мы творим чудеса»  (Изготовление поделок из природного материала)

1

4

«Мы творим чудеса»

1

5

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

6

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

7

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй».  Украшения классного кабинета

1

8

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшение классного кабинета        

1

9

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап и мам.

1

10

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап и мам.

1

11

Акция « Домик для птиц»

12

Акция « Домик для птиц»

III.

«Цветы для школьного двора» (8 часов). 

1

Подготовка почвы для посадки семян.

1

2

Посев семян цветов.

1

3

Уход за посевами (полив, рыхление).

1

4

Пикирование ростков.

1

5

Пересадка.

1

6

Уход за рассадой

1

7

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора.

1

8

Уход за высаженными растениями.  

1

4 класс 34 часа

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

I.

«Добрые дела для моего класса» (14 часов) 

1

Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

2

Операция «Чистый класс».

1

3

Уход за комнатными растениями в классе.

1

4

Уход за комнатными растениями в классе.

1

5

Ремонт книг в библиотеке.

1

6

Ремонт книг в библиотеке.

1

7

Трудовые десанты.

1

8

Благоустройство территории школьного двора, класса.

1

9

Сбор макулатуры.

1

10

Сбор макулатуры.

1

11

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

1

12

Фоторепортаж о проведении акции.

1

13

Подготовка и участие в акциях, конкурсах различного уровня.

1

14

«Давайте же вместе, ребята, родную природу       беречь!»  Агитационная работа по охране природы.

1

I.

«Наши руки не знают скуки» (12 часов). 

1

Введение. Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка».

1

2

Операция «Сувенир».  «Поздравительная открытка».

1

3

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам        

1

4

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам        

1

5

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

6

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

7

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшение классного кабинета        

1

8

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшение классного кабинета        

1

9

Операция «Кормушка»

1

10

Операция «Кормушка»

1

11

«Всегда найдется дело для умелых рук»,  Создание композиций на осенние мотивы из природных материалов.

1

12

Конкурс «Золотые руки моей семьи»

1

III.

«Цветы для школьного двора» (8 часов). 

1

Подготовка почвы для посадки семян.

1

2

Посев семян цветов.

1

3

Уход за посевами (полив, рыхление).

1

4

Пикирование ростков.

1

5

Пересадка.

1

6

Уход за рассадой.

1

7

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора.

1

8

Уход за высаженными растениями.

1


Материально-техническое обеспечение.

Технические средства: телевизор, проигрыватель, компьютер, проектор

Для выполнения творческих работ и проектов необходимо индивидуальное место и необходимые материалы, которые дети предоставляют самостоятельно.

Некоторые из проектов   дети готовят в домашних условиях с материалами подготовленными родителями.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
  2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
  3. Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995  
  4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
  5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967  
  7. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990  
  8.  Гульянц Э. К., Базик И. Я.Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991  
  9. Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.

10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000  

11.Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.

12.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.    

13.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999  

14.Соловейчик С.А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.  

 

   

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Твори добро!

Анализ воспитательной работы по  духовно- нравственной  программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....

Классный час "Твори добро"

Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...

Занятие "Спеши творить добро людям"

Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи:          - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые по­ступки,...

Презентация к классному часу "Твори добро"

Презентация к  классному часу "Твори добро"...

Твори добро другим на благо

Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться  с детства. Вежливость, честность...