Твори добро
рабочая программа
Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvori_dobro.docx | 65.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лопатинская основная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социаьному направлению
Наименование «Твори добро»
Уровень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Составитель учитель начальных классов МБОУ «Лопатинская ООШ» Хасянова Зифа Арслановна
с. Лопатино
2018г.
Пояснительная записка.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Трудовые и нравственные качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобретает их через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем доставляет радость, приносит пользу.
Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать. Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.
Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
1.Приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу.
2.Привлечь всех детей к активному участию в делах класса.
3. Учить детей навыкам общественной работы.
4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции.
5. Реализация общественно – значимых инициатив.
6. Сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.
Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Основные принципы реализации программы.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года, всего 135 часов, в 1 классе-33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа соответственно в каждом классе.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Программа будет способствовать:
-созданию условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации социально-значимых проектов «Наши добрые дела» и «Наши руки не знают скуки»;
-формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом; выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы;
-содействовать укреплению связи школа-семья, укреплению внутрисемейных отношений;
-формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;
-расширению ботанических знаний о декоративных растениях для оформления клумбы; развитию художественного вкуса, фантазии в реализации проекта «Школа- цветущий сад».
В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция
Учебно-тематическое планирование
1 класс 32 часа
№ | Дата | Тема занятия | Кол –во часов | |
| ||||
1 | Знакомство с обязанностями дежурного в классе. | 1 | ||
2 | Дежурство в классе. Операция «Чистый класс». | 1 | ||
3 | Уход за комнатными растениями в классе. | 1 | ||
4 | Благоустройство территории школьного двора, класса | 1 | ||
5 | Операция сувенир ко дню учителя. | 1 | ||
6 | Ремонт книг в библиотеке. | 1 | ||
7 | Содержи в порядке книжки и тетрадки | 1 | ||
8 | Выставка рисунков «Такие разные но самые любимые» | 1 | ||
9 | Операция «сувенир» ко дню матери | 1 | ||
10 | Акция «Доброта» | 1 | ||
11 | Ремонт книг в сельской библиотеке | 1 | ||
12 | Операция «Покормите птиц зимой» | 1 | ||
| ||||
1 | Операция «Изготовление кормушек» | 1 | ||
2 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. | 1 | ||
3 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшения классного кабинета. | 1 | ||
4 | Конкурс рисунков «Бульвар добрых дел» | 1 | ||
5 | Конкурс стихов. Добрыми делами славен человек. | 1 | ||
6 | Трудовой десант по благоустройству класса | 1 | ||
7 | Игра путешествие Прикоснись ко мне добротой» | 1 | ||
8 | Конкурс рисунков «Дети России – Солдаты России» | 1 | ||
9 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап | 1 | ||
10 | Конкурс рисунков Наши милые мамы» | 1 | ||
11 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для мам | 1 | ||
12 | ||||
| ||||
1 | Подготовка почвы для посадки семян | 1 | ||
2 | Подготовка семян | 1 | ||
3 | Посев семян цветов | 1 | ||
4 | Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. | 1 | ||
5 | Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. | 1 | ||
6 | Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» | 1 | ||
7 | Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» | 1 | ||
8 | Высадка рассады в грунт на территории школьного двора | 1 | ||
9 | Высадка рассады в грунт на территории школьного двора | 1 |
2 класс 34 часа
№ | Дата | Тема занятия | Кол- во часов | |
1 | I. | «Добрые дела для моего класса» (12 часов) | ||
2 | Введение. Знакомство с обязанностями дежурного в классе. | 1 | ||
3 | Дежурство в классе. Операция «Чистый класс». | 1 | ||
4 | Дежурство в классе. Операция «Чистый класс» | 1 | ||
5 | Уход за комнатными растениями в классе. | 1 | ||
6 | Уход за комнатными растениями в классе. | 1 | ||
7 | Ремонт книг в библиотеке. | 1 | ||
8 | Ремонт книг в библиотеке. | 1 | ||
9 | Трудовые десанты. | 1 | ||
10 | Содержи в порядке книжки и тетрадки" | 1 | ||
11 | Благоустройство территории школьного двора, класса. | 1 | ||
12 | Фоторепортаж о проведении акции. | 1 | ||
II. | «Наши руки не знают скуки» (13 часов). | |||
4 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам. | 1 | ||
5 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам. | 1 | ||
6 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений. | 1 | ||
7 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений. | 1 | ||
8 | Снежные фигуры. | 1 | ||
9 | Снежные фигуры. | 1 | ||
10 | Операция « Покормите птиц зимой» | 1 | ||
11 | Операция « Покормите птиц зимой» | 1 | ||
12 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап и мам. | 1 | ||
III | Наша школа – чистая школа и цветущий сад. (10часов) | |||
1 | Школа – цветущий сад | 1 | ||
2 | Школа – цветущий сад | 1 | ||
3 | Трудовой десант. | 1 | ||
4 | Трудовой десант. | 1 | ||
5 | «Мы за чистую школу» | 1 | ||
6 | «Мы за чистую школу» | 1 | ||
7 | Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы. | 1 | ||
8 | Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы. | 1 | ||
9 | Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы. | 1 | ||
10 | Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы. | 1 |
3 класс 34 часа
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | |
I. | «Добрые дела для моего класса» (14 часов) | |||
1 | Введение. Знакомство с обязанностями дежурного в классе. | 1 | ||
2 | Дежурство в классе. | 1 | ||
3 | Операция «Чистый класс». | 1 | ||
4 | Операция «Чистый класс». | 1 | ||
5 | Ремонт книг в библиотеке. | 1 | ||
6 | Ремонт книг в библиотеке. | 1 | ||
7 | Трудовые десанты. | 1 | ||
8 | Трудовые десанты. | 1 | ||
9 | Благоустройство территории школьного двора, класса. | 1 | ||
10 | Благоустройство территории школьного двора, класса. | 1 | ||
11 | Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях. | 1 | ||
12 | Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях. | 1 | ||
13 | Фоторепортаж о проведении акции. | 1 | ||
14 | Фоторепортаж о проведении акции | 1 | ||
II. | «Наши руки не знают скуки» (12 часов). | |||
1 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам. | 1 | ||
2 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам. | 1 | ||
3 | «Мы творим чудеса» (Изготовление поделок из природного материала) | 1 | ||
4 | «Мы творим чудеса» | 1 | ||
5 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений. | 1 | ||
6 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений. | 1 | ||
7 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшения классного кабинета | 1 | ||
8 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшение классного кабинета | 1 | ||
9 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап и мам. | 1 | ||
10 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап и мам. | 1 | ||
11 | Акция « Домик для птиц» | |||
12 | Акция « Домик для птиц» | |||
III. | «Цветы для школьного двора» (8 часов). | |||
1 | Подготовка почвы для посадки семян. | 1 | ||
2 | Посев семян цветов. | 1 | ||
3 | Уход за посевами (полив, рыхление). | 1 | ||
4 | Пикирование ростков. | 1 | ||
5 | Пересадка. | 1 | ||
6 | Уход за рассадой | 1 | ||
7 | Высадка рассады в грунт на территории школьного двора. | 1 | ||
8 | Уход за высаженными растениями. | 1 |
4 класс 34 часа
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | |
I. | «Добрые дела для моего класса» (14 часов) | |||
1 | Знакомство с обязанностями дежурного в классе. | 1 | ||
2 | Операция «Чистый класс». | 1 | ||
3 | Уход за комнатными растениями в классе. | 1 | ||
4 | Уход за комнатными растениями в классе. | 1 | ||
5 | Ремонт книг в библиотеке. | 1 | ||
6 | Ремонт книг в библиотеке. | 1 | ||
7 | Трудовые десанты. | 1 | ||
8 | Благоустройство территории школьного двора, класса. | 1 | ||
9 | Сбор макулатуры. | 1 | ||
10 | Сбор макулатуры. | 1 | ||
11 | Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях. | 1 | ||
12 | Фоторепортаж о проведении акции. | 1 | ||
13 | Подготовка и участие в акциях, конкурсах различного уровня. | 1 | ||
14 | «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» Агитационная работа по охране природы. | 1 | ||
I. | «Наши руки не знают скуки» (12 часов). | |||
1 | Введение. Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка». | 1 | ||
2 | Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка». | 1 | ||
3 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам | 1 | ||
4 | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам | 1 | ||
5 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений. | 1 | ||
6 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений. | 1 | ||
7 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшение классного кабинета | 1 | ||
8 | Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшение классного кабинета | 1 | ||
9 | Операция «Кормушка» | 1 | ||
10 | Операция «Кормушка» | 1 | ||
11 | «Всегда найдется дело для умелых рук», Создание композиций на осенние мотивы из природных материалов. | 1 | ||
12 | Конкурс «Золотые руки моей семьи» | 1 | ||
III. | «Цветы для школьного двора» (8 часов). | |||
1 | Подготовка почвы для посадки семян. | 1 | ||
2 | Посев семян цветов. | 1 | ||
3 | Уход за посевами (полив, рыхление). | 1 | ||
4 | Пикирование ростков. | 1 | ||
5 | Пересадка. | 1 | ||
6 | Уход за рассадой. | 1 | ||
7 | Высадка рассады в грунт на территории школьного двора. | 1 | ||
8 | Уход за высаженными растениями. | 1 |
Материально-техническое обеспечение.
Технические средства: телевизор, проигрыватель, компьютер, проектор
Для выполнения творческих работ и проектов необходимо индивидуальное место и необходимые материалы, которые дети предоставляют самостоятельно.
Некоторые из проектов дети готовят в домашних условиях с материалами подготовленными родителями.
Литература
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
- Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967
- Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
- Гульянц Э. К., Базик И. Я.Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991
- Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.
10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000
11.Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.
12.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.
13.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999
14.Соловейчик С.А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»
Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...
Твори добро (презентация к классному часу)
презентация...
Твори добро!
Анализ воспитательной работы по духовно- нравственной программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....
Классный час "Твори добро"
Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...
Занятие "Спеши творить добро людям"
Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи: - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые поступки,...
Презентация к классному часу "Твори добро"
Презентация к классному часу "Твори добро"...
Твори добро другим на благо
Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность...