Исследовательская работа по теме "Можно ли вырастить сталактиты?"
опыты и эксперименты (3 класс)
В работе описывается опыт,позволяющий вырастить сталактиты в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozhno_li_vyrastit_stalaktity.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №20»
Выращивание сталактитов и сталагмитов
в домашних условиях
Выполнил работу
ученик 3 «Б» класса
Колесников Никита
Руководитель:
Шабалина Е.В.
г. Междуреченск
2011 г.
Содержание
- Введение……………………………………………………………….. 3
- Обоснование выбора темы
- Объект и предмет исследования
- Цели и задачи
- Методы исследования
- Гипотезы исследования
- Основная часть………………………………………………………4 - 7
- Как вырастают сталактиты?
- Описание опыта, позволяющего вырастить сталактиты в домашних условиях.
- Заключение……………………………………………………………8
- Литература……………………………………………………………9
- Приложение – компьютерная презентация.
Введение
Обоснование выбора темы
Этим летом наша семья отдыхала в г. Сочи. Там мы не только загорали, купались, но и знакомились с местными достопримечательностями. Много времени проводили на экскурсиях. На одной из них мы посетили пещеры, где я впервые увидел сталактиты и сталагмиты. Они произвели на меня огромное впечатление.
Мне захотелось узнать о них больше, чем нам рассказывал экскурсовод. И уже дома, изучая энциклопедическую литературу, я нашел подробную информацию о сталактитах и сталагмитах. Я узнал, что сталактиты и сталагмиты можно вырастить в домашних условиях. А почему бы не попробовать?
Цель работы: выяснить, действительно ли можно ли вырастить сталактиты и сталагмиты в домашних условиях.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Провести эксперимент по выращиванию сталактитов и сталагмитов в домашних условиях.
- Обобщить полученные данные и сделать вывод.
Объект исследования: сталактиты и сталагмиты
Предмет исследования: выращивание сталактитов и сталагмитов в домашних условиях.
Методы исследования:
- работа с литературными источниками;
- эксперимент;
- наблюдение;
- анализ.
Гипотеза: я предполагаю, что в домашних условиях можно вырастить сталактиты и сталагмиты
2. Основная часть
Как вырастают сталактиты?
Вода – великая сила. Она точит камень, когда прокладывает себе дорогу – русло, она строит галереи, а потом покидает их, подтачивает скалы, и они опускаются, рушатся, перемещаются. Так рождаются пещеры. Однако вода не только строитель, но и художник, скульптор. Творением воды считаются сталактиты и сталагмиты, которые рождаются в пещерах. На поверхности пещер находится известняк, который является довольно мягкой породой. Он поддается растворению слабой кислотой. Кислота, которая растворяет известняк, содержится в дождевой воде. Падающие капли дождя забирают двуокись углерода из воздуха и из почвы. Эта двуокись углерода превращает дождевую воду в углекислоту.
Сталактиты (от греческого stalaktos-натекший на капле), натечно-капельные (чаще известковые) образования, свешивающиеся в виде сосулек, трубок, гребенок, бахромы и т.п. с потолков и верхних частей стен карстовых пещер. Некоторые сталактиты растут в стороны и вверх так же, как и вниз.
Растворение и разрушение водой осадочных пород носит название карст-карстовый процесс.
Карстовый процесс двулик: вода растворяет горную породу в одном месте, переносит в другое и там из этой же породы создает прекрасные натечные образования. Как же это происходит?
Растворяя известняк, вода забирает из него минерал кальцит.
Капля насыщенного кальцитом раствора по мельчайшим трещинкам добирается до потолка уже созданной пещеры и повисает на нем. Постепенно очень медленно капля испаряется, а кальцит оседает на потолке. Через некоторое время в это место приходит другая капелька и опять откладывает кальцит. Нарастая, крупинки кальцита превращаются сначала в тоненькую прозрачную, и пустую внутри трубочку. Почему пустую? Да потому, что капля пуста внутри. Но вот в каплю попадает песчинка и закупоривает трубочку. Тогда другие капли начинают эту трубочку обтекать со всех сторон, и растет каменная сосулька, такая же, как и ледяная,- сталактит.
Но капли поступают неравномерно то с одной, то с другой стороны, и сталактит получается не совсем круглый. А тут еще на поверхности идет дождь, вода становится грязной, сталактит темнеет. Дождь кончился, вода снова чистая, и следующий слой сталактита стал другого цвета. Если его разрезать, то на разрезе будут такие же кольца, как у дерева, только не годовые. Просто весной и осенью большие воды, и сталактит растет быстрее. Вода темнее, и кольца темнее, воды стало меньше, и рост остановился.
Но не весь кальцит оседает на потолке и дает рост сталактиту. Под собственной тяжестью часть капель падает на пол, и снизу навстречу сталактиту растет сталагмит.
Через миллионы лет сталактит и сталагмит соединятся и превратятся в сверкающую фантастическую колонну - сталагнат.
Размеры сталактитов различны – от нескольких сантиметров до десятков метров. Их высота зависит от степени сырости в пещере, температуры и толщины слоя известняка над пещерой. Когда вода перестает попадать в пещеры, сталактиты перестают расти, а пещера становится мертвой.
Сталактиты поражают нас своим великолепием, разнообразием форм, размерами. Времени на создание этой необыкновенной подземной красоты необходимо очень много. Ученые подсчитали, что в среднем сталактит нарастает по четыре десятых миллиметра в год, за сто лет увеличиваясь всего на четыре сантиметра. Значит, человек, разбивший каменную сосульку метровой длины, уничтожил то, что природа создавала около двух с половиной тысяч лет! Чтобы не лишать себя и своих потомков удовольствия наблюдать за этим творением природы, необходимо бережно относиться ко всему, что нас окружает! Ведь…
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Очень интересно было наблюдать за сталактитами и сталагмитами в пещерах. А можно ли вырастить сталактиты и сталагмиты в домашних условиях?
Практическая часть
На этот вопрос мне помог ответить эксперимент.
Для его проведения мне понадобились:
- скрепки для бумаги,
- шнур,
- блюдце,
- два высоких стакана с дистиллированной водой,
- пачка питьевой соды,
- чайная ложка.
Дневник наблюдений
Первый день
- Я наполнил оба стакана до половины дистиллированной водой.
- Постепенно подсыпал в стаканы соду и размешивал ее ложкой до тех пор, пока сода не перестала растворяться (такой раствор называется насыщенным).
- Погрузил шнур в раствор соды. Затем протянул его над блюдцем из одного стакана в другой.
- Закрепил шнур на краях стаканов скрепками
Второй день
На шерстяной нити по всей длине появились сталактиты размером около 1см. Начали сталактиты расти в середине блюдца и по его краям. Шерстяная ниточка стала похожа на ниточку с бусами.
Третий день
Объем сталактитов увеличился на 5- 6 мм.
Четвертый день
С увеличением размера сталактитов, увеличивался и их вес, поэтому некоторые кристаллы начали опадать. При этом стали образовываться сталактиты и по краям стаканов, приобретая причудливую форму.
Шестой день
Длина сталактитов достигла 2см 5мм. Заметно увеличился и размер сталагмитов. Они стали сливаться, образовывая сталагнаты.
Девятый день
Рост кристаллов продолжался. Наблюдать за ними было очень интересно. Были кристаллы, похожие на цветок, другие по форме напоминали трубочку, третьи – попкорн.
Тринадцатый день
На тринадцатый день эксперимента сталактиты достигли 35 мм. Над блюдцем они слились со сталагмитами и стали похожими на колонны. За пределами блюдца нитка со сталактитами напоминала ожерелье.
Заключение
Таким образом, за тринадцать дней мне удалось вырастить сталактиты длиной 35 мм. Чуть меньшего размера выросли сталагмиты. Местами они отчетливо соединились, образуя сталагнаты. Поэтому моя гипотеза подтвердилась полностью: в домашних условиях можно вырастить сталактиты и сталагмиты.
Природа – истинный творец своих чудес. Создать их можно и в домашних условиях.
Литература
1. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей, т.6, М., ТКО АСТ, 1994, Самара, издательство АСТ, 2001г.
2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей, т.4, М., ТКО АСТ, 1994
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Чудеса природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Как я вырастил огурец"
На уроке окружающего мира учащимся предлагалось рассмотреть плод огурца, в котором находятся семена. «Какую роль играет плод в жизни растений?» - задала вопрос учитель. Оказывается, защищает сем...
Исследовательская работа на тему: «Как вырастить кристаллы в домашних условиях»
Усли вы хотите:•узнать больше о кристаллах;•изучить условия образования кристаллов;•подобрать дома оборудование и сырье для выращивания кристаллов;•познакомиться с мерами безопасно...
Исследовательская работа "Легко ли вырастить лес"
Исследовательская работа "Легко ли вырастить лес"...
исследовательская работа по теме "Как можно зимой вырастить урожай помидор в цветочном горшке?»"
исследовательская работа...
Исследовательская работа «Можно ли зимой вырастить урожай огурцов на подоконнике?»
Исследовательская работа...
Исследовательская работа "можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке"
Презентация к исследовательской работе....
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...