Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по духовно- нравственному воспитанию в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_3_klass.odt | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободы;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях;
- проводить личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- привлечение родителей к совместной деятельности;
- умение решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Дети должны знать:
- основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
- важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
- общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность)
Дети должны уметь:
- представлять разные способы отражения прекрасного (слово, краски, звуки):
- что храм — это особое месте, посвященное Богу;
- сотворение мира в трактовке Библии;
- объяснять такие духовно-нравственные понятия как «благочестие», «грех», «красота», «послушание», «благодарность», «ответственность»;
- рассказывать об историческом содержании основных христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха), о наиболее распространенные церковных и народных традициях, связанных с этими праздниками;
- различать «доброе» и «злое»;
- самореализовываться в различных видах творческой деятельности.
Содержание курса
Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. Познакомить учащихся с понятиями Родина, духовный мир человека, культурные традиции, определить их значение в жизни человека и историческом развитии нашей Родины. Раскрыть связь духовного мира человека и культурных традиций. Показать, как духовный мир человека и культурные традиции тесно связаны друг с другом. Формировать патриотическое отношение к нашей Родине, как к дому, в котором мы живем.
Сотворение мира и человека. Дать учащимся представление о происхождении мира и человека. Дети учатся понимать нравственный смысл сотворения мира Богом. В них воспитывается доброе отношение человека к окружающему миру, как хозяина, т.е. проявляющего заботу о всех творениях Божиих, развивается чувство ответственности за все, что их окружает. На данных занятиях учащиеся знакомятся с историями Ветхого завета (Детская Библия).
Десять Заповедей Божьих. На данном занятии учащиеся знакомятся с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значениями, что способствует развитию духовно-нравственных качеств личности. Происходит формирование представлений о законах и ценностях христианской морали.
Православные и государственные праздники. В жизни каждой семьи большое значение имеют праздники. Семейные торжества, связанные с днями рождения членов семьи, служат скреплению семейных уз и поэтому обычно привлекают родных. Гражданские праздники собирают друзей и сотрудников членов семьи. Но самое важное значение для духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста имеют церковно-государственные праздники. Хорошо проведённый семейный праздник — прекрасный духовно-нравственный урок для ребёнка.
Практическая работа: подготовить сообщение о государственных праздника
Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров пресвятой Богородицы). Познакомить детей с историей осенних праздников, посвященных Пресвятой Богородице. Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, русской культуре как части мировой культуры. Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору. Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.
Именины и день рождения. Дать понятие, чем именины отличаются от дня рождения, показать разницу в их праздновании.
Практическая работа: выполнить сувенир «Венец Ангела»
Мой небесный покровитель. Дать учащимся представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; познакомить с церковными понятиями: святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные родители. На примерах жизни святых покровителей воспитывать у детей христианские добродетели стремление следовать им в жизни.
Практическая работа: подготовить сообщение о своем небесном покровителе.
Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса, с предметами специального назначения и их названиями. Воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
Практическая работа: посещение храма во имя блаженной Матроны Московской.
Красота внутренняя и внешняя. Дать представление о внутреннем и внешнем мире человека и их взаимосвязи. Учить правильно понимать значение слов и сочетаний: «внешний мир», «внутренний мир человека», «духовный мир», «физический мир», «материальный мир», «красота». Воспитывать уважение к внутреннему миру каждого человека. Научить детей видеть красоту добрых поступков.
Рождественские праздники. Сформировать представление о христианском празднике Рождество Христово. Познакомить с рассказом из Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов Младенцу. Участвуя в таких мероприятиях, как выставка поделок и рисунков на рождественскую тематику, конкурсе художественной самодеятельности ребята смогут проявить свои творческие возможности.
Практическая работа: выставка поделок и рисунков; конкурс художественной самодеятельности.
Рождественские колядки. Экскурсия. Познакомить детей с русским народным обрядом «Колядование».
Практическая работа: посетить музей А.Н.Толстого, обсудить увиденное и услышанное.
Крещение Господне. Познакомить учащихся с историей праздника, с таинством крещения. Рассказать о чуде Крещенской воды.
Иисус Христос – спаситель мира. Раскрыть понятия «добродетель» и «грех», познакомить с притчей о мытаре и фарисее, раскрыть миссию Спасителя.
Чудеса Иисуса Христа. Дать учащимся представление о чудесах, совершенных Иисусом Христом. Разобраться, для чего Христос творил столько чудес; обсудить, какие добрые дела могли бы совершать по примеру Спасителя друг для друга люди.
Дела милосердия. В совместном обсуждении раскрыть смысл понятия «милосердие» на примере притчи о добром самаритянине. Показать разницу между милосердием и жертвенностью, тщеславием, лицемерием. Формировать духовные ценности и нравственный выбор учащихся через проявление милосердия, сострадания, заботы о ближних.
Практическая работа: участие в акции милосердия «Помощь дому ребенка «Малыш».
Народные традиции поста. Познакомить учащихся понятием «пост» в христианской традиции, рассмотреть смысл и правила Великого поста.
Весенние праздники и заботы. Сообщить детям об основных старинных народных весенних праздниках. Провести смысловые параллели между сутью праздников и природой, особенностями весеннего времени года.
Благовещение Богородицы. Познакомить учащихся с основными событиями праздника, раскрыть его смысл. Продолжать формировать понимание смысла Евангелия через изучение евангельских событий, познакомить с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, с благовещенскими обычаями на Руси.
Практическая работа: выполнение поделки «Птичка» к празднику Благовещения.
Вербное воскресенье. Дать представление детям о православном празднике Вербное воскресение. Познакомить с традициями и обрядами, происходящими на Вербное воскресенье. Закрепить знания детей о быте русского народа. Развивать умения и навыки работы с произведениями христианского религиозного искусства, понимание их культурологического смысла.
Практическая работа: конкурс рисунков «Вербное воскресенье».
Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Формировать представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника. Познакомить с историей возникновения праздника, главным символом праздника, народными поверьями, поговорками. Воспитывать уважение к народным традициям.
Практическая работа: конкурс сочинений о праздновании Пасхи в своей семье, украшение пасхальных яиц.
Ученики Иисуса Христа. Познакомить учащихся с учениками Иисуса Христа, с древней легендой, как апостол Петр пришел в Рим; со святыми апостолами Петром и Андреем, совершившими духовный подвиг во имя Христа.
Дорога к храму. Экскурсия. Познакомить учащихся с наиболее красивыми и интересными православными храмами города , как старыми, так и новыми: Покровский кафедральный собор, Иверский монастырь, Вознесенский собор, Петропавловская церковь, Собор Св. Кирилла и Мефодия, Храм-памятник во имя Георгия Победоносца.
Практическая работа: посетить музей, обсудить увиденное и услышанное.
Форма организации работы по курсу в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов | Примечание |
1. | Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. | 1 | |
2. | Сотворение мира и человека. | 1 | |
3. | Десять Заповедей Божьих. | 1 | |
4. | Православные и государственные праздники. | 1 | |
5. | Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров пресвятой Богородицы). | 1 | |
6. | Именины и день рождения. | 2 | |
7. | Мой небесный покровитель. | 2 | |
8. | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. | 3 | |
9. | Красота внутренняя и внешняя. | 1 | |
10. | Рождественские праздники. | 3 | |
11. | Рождественские колядки. Экскурсия. | 3 | |
12. | Крещение Господне. | 1 | |
13. | Иисус Христос – спаситель мира. | 1 | |
14. | Чудеса Иисуса Христа. | 1 | |
15. | Дела милосердия. | 2 | |
16. | Народные традиции поста. | 1 | |
17. | Весенние праздники и заботы. | 1 | |
18. | Благовещение Богородицы. | 1 | |
19. | Вербное воскресенье. | 1 | |
20. | Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. | 2 | |
21. | Ученики Иисуса Христа. | 1 | |
22. | Дорога к храму. Экскурсия. | 3 | |
Всего | 34ч |
Приложение
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. | 1 | 02.09 | |
2 | Сотворение мира и человека. | 1 | 09.09 | |
3 | Десять Заповедей Божьих. | 1 | 16.09 | |
4 | Православные и государственные праздники. | 1 | 23.09 | |
5 | Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы). | 1 | 30.09 | |
6 | Именины и день рождения. | 1 | 07.10 | |
7 | Именины и день рождения. Изготовление сувенира «Венец Ангела». | 1 | 14.10 | |
8 | Мой небесный покровитель. | 1 | 21.10 | |
9 | Презентация. Мой небесный покровитель. | 1 | 28.10 | |
10 | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. | 1 | 11.11 | |
11 | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. | 1 | 18.11 | |
12 | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Экскурсия в Храм . | 1 | 25.11 | |
13 | Красота внутренняя и внешняя. | 1 | 02.12 | |
14 | Рождественские праздники. | 1 | 09.12 | |
15 | Рождественские праздники. Выставка поделок и рисунков. | 1 | 16.12 | |
16 | Рождественские праздники. Конкурс художественной самодеятельности. | 1 | 23.12 | |
17 | Рождественские колядки. Экскурсия. | 1 | 13.01 | |
18 | Рождественские колядки. Экскурсия. | 1 | 20.01 | |
19 | Рождественские колядки. Экскурсия. | 1 | 27.01 | |
20 | Крещение Господне. | 1 | 03.02 | |
21 | Иисус Христос – спаситель мира. | 1 | 10.02 | |
22 | Чудеса Иисуса Христа. | 1 | 17.02 | |
23 | Дела милосердия. | 1 | 24.02 | |
24 | Дела милосердия. Акция «Поможем дому ребенка «Малыш». | 1 | 03.03 | |
25 | Народные традиции поста. | 1 | 10.03 | |
26 | Весенние праздники и заботы. | 1 | 17.03 | |
27 | Благовещение Богородицы. Выполнение поделки «Птичка». | 1 | 24.03 | |
28 | Вербное Воскресенье. Конкурс рисунков. | 1 | 07.04 | |
29 | Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. | 1 | 14.04 | |
30 | Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Украшение пасхальных яиц. | 1 | 21.04 | |
31 | Ученики Иисуса Христа. | 1 | 28.04 | |
32 | Дорога к Храму. Экскурсия. | 1 | 05.05 | |
33 | Дорога к Храму. Экскурсия. | 1 | 12.05 | |
34 | Дорога к Храму. Экскурсия. | 1 | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"
Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...
Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры
На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...