Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
рабочая программа (3 класс)

Булыгина Наталья Евгеньевна

Рабочая программа по духовно- нравственному воспитанию в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_3_klass.odt30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободы;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  •  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях;
  • проводить личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  •  привлечение родителей к совместной деятельности;
  • умение решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные  результаты:

Дети должны знать:

  • основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
  • важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
  • общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность)

   

Дети должны уметь:

  •  представлять  разные способы отражения прекрасного (слово, краски, звуки):

- что храм — это особое месте, посвященное Богу;

- сотворение мира в трактовке Библии;

  • объяснять такие духовно-нравственные понятия как «благочестие», «грех», «красота», «послушание», «благодарность», «ответственность»;
  • рассказывать об историческом содержании основных христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха), о наиболее распространенные церковных и народных традициях, связанных с этими праздниками;
  • различать «доброе» и «злое»;
  •  самореализовываться в различных видах творческой деятельности.

Содержание курса 

 Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. Познакомить учащихся с понятиями Родина, духовный мир человека, культурные традиции, определить их значение в жизни человека и историческом развитии нашей Родины. Раскрыть связь духовного мира человека и культурных традиций. Показать, как духовный мир человека и культурные традиции тесно связаны друг с другом. Формировать патриотическое отношение к нашей Родине, как к дому, в котором мы живем.

Сотворение мира и человека. Дать учащимся представление о происхождении мира и человека. Дети учатся понимать нравственный смысл сотворения мира Богом. В них воспитывается  доброе отношение человека к окружающему миру, как хозяина, т.е. проявляющего заботу о всех творениях Божиих, развивается чувство ответственности за все, что их окружает. На данных занятиях учащиеся знакомятся с историями Ветхого завета (Детская Библия).

Десять Заповедей Божьих. На данном занятии учащиеся знакомятся с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их  структурой и значениями, что способствует развитию духовно-нравственных качеств личности. Происходит формирование представлений о законах и ценностях христианской морали.

Православные и государственные праздники. В жизни каждой семьи большое значение имеют праздники. Семейные торжества, связанные с днями рождения членов семьи, служат скреплению семейных уз и поэтому обычно привлекают родных. Гражданские праздники собирают друзей и сотрудников членов семьи. Но самое важное значение для духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста имеют церковно-государственные праздники. Хорошо проведённый семейный праздник — прекрасный духовно-нравственный урок для ребёнка.

Практическая работа: подготовить сообщение о государственных праздника

 Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров пресвятой Богородицы). Познакомить детей с историей осенних праздников, посвященных Пресвятой Богородице. Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, русской культуре как части мировой культуры. Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору. Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.

  Именины и день рождения. Дать понятие,  чем именины отличаются от дня рождения, показать разницу в их праздновании.

      Практическая работа: выполнить сувенир «Венец Ангела»

     Мой небесный покровитель. Дать учащимся представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; познакомить с церковными понятиями: святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные родители. На примерах жизни святых покровителей воспитывать у детей христианские добродетели стремление следовать им в жизни.

Практическая работа: подготовить сообщение о своем небесном покровителе.

     Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса, с предметами специального назначения и их названиями. Воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

Практическая работа: посещение храма во имя блаженной Матроны Московской.

   Красота внутренняя и внешняя. Дать представление о внутреннем и внешнем мире человека и их взаимосвязи. Учить правильно понимать значение слов и сочетаний: «внешний мир», «внутренний мир человека», «духовный мир», «физический мир», «материальный мир», «красота». Воспитывать уважение к внутреннему миру каждого человека. Научить детей видеть красоту добрых поступков.

    Рождественские праздники. Сформировать представление о христианском празднике Рождество Христово. Познакомить с рассказом из Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов Младенцу. Участвуя в таких мероприятиях, как выставка поделок и рисунков на рождественскую тематику, конкурсе художественной самодеятельности ребята смогут проявить свои творческие возможности.

Практическая работа: выставка поделок и рисунков; конкурс художественной самодеятельности.

     Рождественские колядки. Экскурсия. Познакомить детей с русским народным обрядом «Колядование».

     Практическая работа: посетить музей А.Н.Толстого, обсудить увиденное и услышанное.

    Крещение Господне. Познакомить учащихся с историей праздника, с таинством крещения. Рассказать о чуде Крещенской воды.

    Иисус Христос – спаситель мира. Раскрыть понятия «добродетель» и «грех», познакомить с притчей о мытаре и   фарисее, раскрыть миссию Спасителя.

       Чудеса Иисуса Христа. Дать учащимся представление о чудесах, совершенных Иисусом Христом. Разобраться, для чего Христос творил столько чудес; обсудить, какие добрые дела могли бы совершать по примеру Спасителя друг для друга люди.

     Дела милосердия. В совместном обсуждении раскрыть смысл понятия «милосердие» на примере притчи о добром самаритянине. Показать разницу между милосердием и жертвенностью, тщеславием, лицемерием. Формировать духовные ценности и нравственный выбор учащихся через проявление милосердия, сострадания, заботы о ближних.

Практическая работа: участие в акции милосердия «Помощь дому ребенка «Малыш».

 Народные традиции поста. Познакомить учащихся понятием «пост» в христианской традиции, рассмотреть смысл  и правила Великого поста.

Весенние праздники и заботы. Сообщить детям об основных старинных народных весенних праздниках. Провести смысловые параллели между сутью праздников и природой, особенностями весеннего времени года.

Благовещение Богородицы. Познакомить учащихся с основными событиями праздника, раскрыть его смысл. Продолжать формировать понимание смысла Евангелия через изучение евангельских событий, познакомить с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, с благовещенскими обычаями на Руси.

Практическая работа: выполнение поделки «Птичка» к празднику Благовещения.

Вербное воскресенье. Дать представление детям о православном празднике Вербное воскресение. Познакомить с традициями и обрядами, происходящими на Вербное воскресенье. Закрепить знания детей о быте русского народа. Развивать умения и навыки работы с произведениями христианского религиозного искусства, понимание их культурологического смысла.

Практическая работа: конкурс рисунков «Вербное воскресенье».

Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Формировать представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника. Познакомить с историей возникновения праздника, главным символом праздника, народными поверьями, поговорками. Воспитывать уважение к народным традициям.

     Практическая работа: конкурс сочинений о праздновании Пасхи в своей семье, украшение пасхальных яиц.

       Ученики Иисуса Христа. Познакомить учащихся с учениками Иисуса Христа, с древней легендой, как апостол Петр пришел в Рим; со святыми апостолами Петром и Андреем, совершившими духовный подвиг во имя Христа.

     Дорога к храму. Экскурсия. Познакомить учащихся с наиболее красивыми и интересными православными храмами города , как старыми, так и новыми: Покровский кафедральный собор, Иверский монастырь, Вознесенский собор, Петропавловская церковь, Собор Св. Кирилла и Мефодия, Храм-памятник во имя Георгия Победоносца.

    Практическая работа: посетить музей, обсудить увиденное и услышанное.

          Форма организации работы по курсу в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Тематическое планирование

п\п

Наименование разделов

Количество

часов

Примечание

1.

Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

1

2.

Сотворение мира и человека.

1

3.

Десять Заповедей Божьих.

1

4.

Православные и государственные праздники.

1

5.

Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров пресвятой Богородицы).

1

6.

Именины и день рождения.

2

7.

Мой небесный покровитель.

2

8.

Храм. Внешнее и внутреннее строение храма.

3

9.

Красота внутренняя и внешняя.

1

10.

Рождественские праздники.

3

11.

Рождественские колядки. Экскурсия.

3

12.

Крещение Господне.

1

13.

Иисус Христос – спаситель мира.

1

14.

Чудеса Иисуса Христа.

1

15.

Дела милосердия.

2

16.

Народные традиции поста.

1

17.

Весенние праздники и заботы.

1

18.

Благовещение Богородицы.

1

19.

Вербное воскресенье.

1

20.

Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение.

2

21.

Ученики Иисуса Христа.

1

22.

Дорога к храму. Экскурсия.

3

                                                                                     Всего

34ч

 Приложение

Календарно-тематическое  планирование курса  

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

1

Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

1

02.09

2

Сотворение мира и человека.

1

09.09

3

Десять Заповедей Божьих.

1

16.09

4

Православные и государственные праздники.

1

23.09

5

Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы).

1

30.09

6

Именины и день рождения.

1

07.10

7

Именины и день рождения. Изготовление сувенира «Венец Ангела».

1

14.10

8

Мой небесный покровитель.

1

21.10

9

Презентация. Мой небесный покровитель.

1

28.10

10

Храм. Внешнее и внутреннее строение храма.

1

11.11

11

Храм. Внешнее и внутреннее строение храма.  

1

18.11

12

Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Экскурсия в Храм .

1

25.11

13

Красота внутренняя и внешняя.

1

02.12

14

Рождественские праздники.

1

09.12

15

Рождественские праздники. Выставка поделок и рисунков.

1

16.12

16

Рождественские праздники. Конкурс художественной самодеятельности.

1

23.12

17

Рождественские колядки. Экскурсия.

1

13.01

18

Рождественские колядки. Экскурсия.

1

20.01

19

Рождественские колядки. Экскурсия.

1

27.01

20

Крещение Господне.

1

03.02

21

Иисус Христос – спаситель мира.

1

10.02

22

Чудеса Иисуса Христа.

1

17.02

23

Дела милосердия.

1

24.02

24

Дела милосердия.  Акция «Поможем дому ребенка «Малыш».

1

03.03

25

Народные традиции поста.

1

10.03

26

Весенние праздники и заботы.

1

17.03

27

Благовещение Богородицы. Выполнение поделки «Птичка».

1

24.03

28

Вербное Воскресенье. Конкурс рисунков.

1

07.04

29

Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение.

1

14.04

30

Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Украшение пасхальных яиц.

1

21.04

31

Ученики Иисуса Христа.

1

28.04

32

Дорога к Храму. Экскурсия.

1

05.05

33

Дорога к Храму. Экскурсия.

1

12.05

34

Дорога к Храму. Экскурсия.

1

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...