Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypolnila_statyu_uchitel_nachalnyh_klassov.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила статью учитель начальных классов, воспитатель ГПД , ГБОУ СОШ № 51
Никифорова Вероника Арсеньевна
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Санкт-Петербург
2018
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения, возможно, привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности.
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.
Роль педагога своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: «Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания».
Значимость проектной деятельности обусловлена тем, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, что достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социального опыта. Как показывает практика, проектная деятельность детей, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов.
Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция образовательного процесса.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения термин универсальные учебные действия трактуется как система учебных действий ученика, освоенных на базе предметного содержания, применяемых как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (способность использовать приобретенный опыт в любой деятельности-выход за рамки урока), т.е. умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта .
В работах Ожигиной С.П. термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем активного сознательного присвоения нового социального опыта .
В более узком значении этот термин будет рассматриваться как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, усвоению новых знаний и умений.
Изучение такого явления как универсальные учебные действия обусловлено новыми социальными запросами, требованиями общества о повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании. Одним из наиболее эффективных способов формирования УУД является проектирование.
Универсальные учебные действия имеют рад функций:
- обеспечивают учащемуся возможность осуществлять учебную деятельность, ставить какие-либо цели в учении, заниматься поиском выхода из проблемной ситуации, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей.
Так же в педагогике выделяют несколько видов универсальных учебных действий. По мнению Беляевой Т.П., к ним относятся: 1) личностные; 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные .
Эти виды отражены и в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения . Личностные действия дают знание о моральных и нравственных нормах поведения, а так же формируют внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Асмолов А.Г. относит к ним:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция ,оценка
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфере ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства .
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Каждое универсальное учебное действие имеет определенные возрастные особенности развития.
Для того чтобы подробнее разобрать, что такое проект, нужно дать ему четкое определение.
В словаре В.И. Даля проект определяется как план, предположение, предначертание, задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже .
Проектная деятельность как метод зародилась во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывалась на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Основателем метода был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Он утверждал, что в характере ребенка была заложена идея, что ребенок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира .
Концептуальные положения теории Джона Дьюи можно сформулировать следующим образом:
1. ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
2. усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
3. ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения детей Дьюи определяет:
1. проблематизация учебного материала;
2. активность ребенка;
3. связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом;
4. методические приемы создания проблемных ситуаций.
Как отмечает Дьюи, в процессе работы учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение, а так же:
1. сталкивает противоречия в практической деятельности;
2. излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
3. предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
4. побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
5. ставит конкретные вопросы;
6. ставит проблемные задачи .
Идеи Дж. Дьюи легли в основу теории и деятельности его ученика и последователя Вильяма Херда Килпатрика. Килпатрик, профессор педагогики, считал, что очень важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых ими знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
Пахомова Н.Ю. рассматривает проектную деятельность с точки зрения возможности решения некоторых проблем современного образования: необходимость формирования у учащихся информационной компетенции, умений применять знания на практике; выработка у учащихся необходимых умений для формирования коммуникативной компетентности… «Новые условия использования метода проектов предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы» .
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован и оценен. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. Исследование, как тип учебной деятельности представляет собой познание окружающего мира посредством теоретических конструкций - методов, организующих мышление и деятельность познающего. Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направленная на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений .
Бухаркина М.Ю. предлагает рассматривать проект как целое, включающее 5 компонентов, так называемые «пять П» - проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.
Существует несколько классификаций учебных проектов. Э. Коллинг выделяет четыре типа проектов: проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты..С. Полат предложила свою классификацию учебных проектов. Она разделила учебные проекты по определенным критериям и признакам.
По методу, доминирующему в проекте, выделяются:
1. Исследовательские проекты имеют структуру, приближённую к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблемы на дальнейшую перспективу исследования.
2. Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако предполагают определение потребности, анализ существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)
3.Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определённых исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечаются проблемы и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников в соотнесении полученных результатов с поставленной целью.
4.Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), её обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети интернет и локальных сетях, телеконференция).
5.Практико-ориентированные проекты чётко нацелены на результат – изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Возможна ориентация на определённый социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников, либо направленный на решение общественных проблем. Здесь необходима не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация внешней оценки проекта.
Характер координации проекта может быть
1.Непосредственный, т.е. открытый характер координации, предполагающий, что учитель (координатор) участвует в проекте в своём собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, сохраняя консультирующие функции, но, не навязывая своё решение.
2.Скрытый характер координации подразумевает, что координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников.
По характеру контактов проекты делятся на:
3.Внутриклассные проекты
4 .Внутришкольные проекты
5. Региональные проекты
6.Межрегиональные проекты
7. Международные проекты
По числу учащихся проекты могут быть
Индивидуальные
Парные
Групповые
По продолжительности проекты подразделяются на:
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлении продукта и подготовки презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты целиком от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По предметно-содержательным характеристикам выделяются:
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки разных типов.
В в проектной деятельности можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный
- планирующий – подготовительный
- информационно-операционный
- рефлексивно-оценочный
Несмотря на огромное разнообразие форм и типов проектов, реализация любого из них требует координации со стороны учителя, который так или иначе осуществляет руководство всем процессом. В связи c этим имеется еще одна классификация проектов по характеру координации. В проектах с открытой, явной координацией, координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.);
Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. Степень их освоения в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Своевременно в Федеральном компоненте государственного стандарта приоритетом начального общего образования названо формирование универсальных учебных действий.
Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается, это неверно. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако уверена, что начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Одна оговорка – речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт имеется. «Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей в процессе основных учебных занятий»
Проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников при выполнении методических рекомендаций по организации работы в этом направлении:
1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;
2. Не сдерживайте инициативы детей;
3. Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений;
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- самостоятельно выявлять проблемы;
-прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
6.Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.
Метод проектов открывает перед каждым школьником возможность проявить себя, выявить свои способности. Роль учителя - создание благоприятного фона для субъектных отношений внутри групп и различными формами коммуникации между группами, создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся и для приобретения ими социального опыта. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превращая образовательный процесс в результативную созидательную, творческую работу.
Таким образом, использование метода проектов в начальной школе – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
Библиографический список:
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования .Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, п...
Организация проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
Будущему гражданину недостаточно одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию своих знан...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действийиз опыта работы...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья
Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам Д. Медведева, «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...
«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий»
В материале выступления представлены основные принципы организации проектной деятельности с младшими школьниками, показана роль работы над проектами при формировании универсальных учебных действий в н...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.Образовательный стандарт...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.Образовательный стандарт...