Образовательная технология
учебно-методический материал

Образовательная технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Образовательная технология81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология на уроках в начальной школе

Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

-  структурирование этапов выполнения проекта;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации.

Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.  Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

1)_Подготовительный этап

-  темы; постановка цели и задач, определение источников информации;

- выбор критериев оценки.

       2)  Основной этап -  разработка проекта- (сбор и уточнение информации)

3) Заключительный этап - защита проекта

В подготовительный период только выбирается тема для исследования, определяются задачи, и собирается информация о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.

Для того чтобы помочь детям в выборе темы можно предложить детям мини анкету с вопросами:

- Что тебе интересно больше всего?

- Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

- Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

- О чём хотелось бы узнать, больше?

- Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Если эти вопросы не помогли, можно  провести  индивидуальную беседу с ребёнком. Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” детей к правильному выбору.

Попробую сформулировать некоторые принципы работы по формированию учебно-познавательных компетенций на которые я ориентируюсь в своей работе:

  • не стоит "стелить соломку" на каждом шагу ребенка, нужно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления;
  • не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания;
  • не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений, потому, что только такой учитель, всегда сумеет "разбудить" познавательную активность и самостоятельность детей.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснить родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить "Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект". В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя.

Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался "образ" класса и была спланирована дальнейшая работа.  Я считаю, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями.

Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.

В 1 классе параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали работу над проектом: «Создаём город букв». Начали с любимой буквы делали её "живой», искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения,  родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Каждый ученик  собирал свой материал.  Получился замечательный проект. Делали мы все это на уроках обучения грамоте, выделялось несколько минут. Позже делали проект: « Составляем сборник загадок». Проекты были представлены в виде листов, которые мы закрепляли в единую папку.  Проекты были и по окружающему миру: « Моя семья», « Моя малая Родина» и другие.. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации- словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.  

Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Проекты по математике: « «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», по литературному чтению:  «Любимый детский журнал».Одними из проектов во втором  классепо внеурочной деятельности, был проект: «Безопасный маршрут» над которым мы пытались работать  в группе.. От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость  групповой работы над проектами.

    Теперь я  постепенно учу детей  работать группами. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Список литературы

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Поливанова  К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. М.,- 2008.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998  

             Конспект урока по математике

                2 класс

                 Тема урока: Проект «Оригами»

 

 

 

 

 

 

Цели:

- познакомить с искусством «оригами», историей, основными схемами и формами;

- совершенствовать приемы работы с бумагой; изготовление объемного изделия «собачка»;

- развивать исследовательские, творческие способности, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память;

- воспитывать терпение, аккуратность, доброе отношение друг к другу.

- уточнить и обобщить знания учащихся об изученных геометрических фигурах, учить применять полученные знания на практике; подготовить учащихся к выполнению проекта «Оригами».

 

Оборудование:

Лист бумаги формата А4

чертёжные инструменты (линейка, простые карандаш);

цветная бумага, ножницы, клей

- учебник.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

• содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;

• формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

• формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.

Метапредметные: способствовать формированию УУД

Регулятивные:

• умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

• учить принимать учебную задачу и следовать инструкции;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

• работать самостоятельно и в паре;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативных:

• умение оформлять свои мысли  с комментированием практических ситуаций;

• слушать и понимать речь других;

• совместно договариваться при работе в паре;

• формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Познавательных:

• учить устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий

• умение ориентироваться в своей системе знаний;

• отличать новое от уже известного с помощью учителя;

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Встали. Привели себя в порядок.

-Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся, пожелаем друг другу хорошего настроения!

-Повернёмся на меня, я тоже вам желаю хорошего настроения и успехов на уроке.

Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Давайте поприветствуем их.

- Проверим готовность к уроку. На столе у вас должно лежать:

  • Лист бумаги
  • Конверт
  • Ножницы, ручка, зеленая ручка, карандаш, линейка, клей.
  • На краю парты дневник

 

Дети все проверяют под диктовку учителя.

 

2.Актуализация знаний

Постановка темы и задач урока.

 

- Великий русский ученый Ломоносов сказал: «Математику  затем учить надо, что она ум в порядок приводит». И мы сейчас проведем зарядку для ума.

 

-На столах у вас лежат карточки с выражениями. Но карточки не простые, на них есть буквы!

 

-Найдите значения выражений.

-Расположите ответы выражений в порядке возрастания.

Один выполняет у доски. Остальные за партой

 

10+5=             78-18=    96-6=

23+4= 50+15=                  83+13=

27+10= 79-11=                   96+4=

45-6=  65+14=

40+10= 89-6=

 

15,27,37,39,50, 60           65,68,79,83,90,96,100

П р о е к т  о р и г а м и

 

-Что у вас получилось?

-Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Какая тема сегодняшнего урока?

-Что такое проект мы знаем, а вот что такое оригами ,ребята?

-Какие цели и задачи мы ставим перед собой?

  • познакомить с новой техникой складывания бумаги
  • познакомиться с историей возникновения оригами

 

Правильно сегодня мы будем делать проект Оригами,

-В конце сделаем коллективное панно и оценим наши работы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект Оригами

 

Делать оригами

Проект «Оригами»

Ответы детей.

 

3.Основная часть

Посмотрите на план урока:

1. Тема урока

2. Выступление с докладом

3. Физкультминутка

4. Показ образца.

5. Правила ОРИГАМИСТА, правила работы в группах

6. Физкультминутка

7. Разбор смехы оригами

8. Практическая часть

9. Оценивание работы по плану

10. Панно

 

-Домой я задавала вам найти интересную информацию про оригами и сделать доклад !

-Кто сделал?

Какие вы большие молодцы, давайте послушаем____ Супроненкова Т. , Шпаченко А.

 

Физкультминутка

 

Оригами в переводе на русский язык означает « ори»- сложенный, « гами»- бумага. Оригами - искусство складывания различных фигурок из бумаги. Это искусство изначально зародилось в Японии, но сейчас уже стало достаточно популярным и у нас в России.

Оригами делятся   на  простые и сложные. В оригами вкладывают и лечебные свойства.

Когда человек собирает фигурку, он массирует естественным образом кончики пальцев, тем самым развивая их точность, чувствительность, а активное использование обеих рук влечёт за собой развитие обоих полушарий головного мозга и снижение веса.

 

-И так, давайте перейдем к нашей теме урока!

 

- Кого будем складывать, отгадайте загадку:

 

 

Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый грозный...(тигр)

 

- Сегодня мы будем складывать мордочку тигра (показ образца).

- Но прежде чем начать давайте вспомним правила ОРИГАМИСТА, правила работы в паре! Правило работы с ножницами!

 

1) Работай старательно.

2) Складывай на столе.

3) Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.

4) Всегда держи фигурку так, как держит её учитель.

5) Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.

6) Сделал правильно сам – помоги соседу.

7)Говорим по очереди, не перебиваем друг друга.

8)Внимательно слушаем того, то говорит.

7) После работы убери за собой весь мусор

 

Правила работы с ножницами

 

Теперь приготовим наши пальчики к работе.

Физкультминутка.

 

Пальчиковая гимнастика «Шагаем пальчиками»

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть. Который час. («Шагаем» пальчиками по парте.)

Мыши дернули за гири. (Сжимаем пальчики в кулак.)

Тут раздался страшный звон. (Хлопаем в ладоши.)

Убежали мыши вон. («Шагаем» пальчиками по парте в быстром темпе.

 

Дети читают план урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушаем мини –рассказ одной из учениц

 

 

 

Дети слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку

4.Практическая часть

Приступаем к работе. Рассмотрите схемы оригами, какая геометрическая фигура используется для изготовления поделок в оригами?

- Что обозначает пунктир?

- Что обозначает стрелка?

-В конверте у вас лежит схема подделки и все необходимое для нее.

-Рассмотрите схему, сколько здесь пунктов?

-Отлично , познакомились со схемами . Теперь приступаем к выполнению оригами . Делаем вместе, помогаем соседу по парте.

Выполняем работу вместе с учителем. Учитель на доске.

 

 

Квадрат

Линия сгиба

Место сгиба

 

 

 

10

5.Заключительная часть

Давайте оценим свою работу и работу наших товарищей.

- Как будем оценивать работу?

-У вас лежат в конверте листочки с цифрами. У кого соответствуем, ставим +, у кого нет -.

 

Критерии оценивания.

 

1. Аккуратная работа

2.Работа выполнена по инструкции

3.Соблюдены правила Оригамиста.

4. Соблюдены правила работы с ножницами

5. Подделка соответствует образцу.

 

5+ оценка «5»

4-3 + оценка «4»

2-1 + оценка «3»

 

Положите листочек в конверт, дежурные соберут

 

На панно подписаны имена и фамилии. Прошу подойти и приклеить ваши работы на свои места

 

 

По образцу, по плану.

Достают листочки из конвета.

6.Рефлексия

-Понравился ли вам урок?

-Получился ли у нас проект?

- Какие знания геометрии пригодились вам при изготовлении оригами ?

-Что нового вы узнали на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись? Что себе пожелаете?

-Что у вас получилось лучше всего, без ошибок?

-Какое задание было самым интересным и почему?

 

Домашнее задание : повторить свойства противоположных сторон прямоугольника.

_______________________________________________________

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...