проект Образовательной среды в ОУ для детей с ОВЗ
проект
Проект по организации инклюзивного пространства в образовательной среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_organizatsii_inklyuzivnogo_prostranstva.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по организации инклюзивного пространства
в образовательной среде
Пояснительная записка
Введение
Актуальность проекта.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности
Инклюзивная образовательная среда реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе.
В контексте рассмотрения проблем инклюзивного образования понятие среды приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что включение ребенка с особыми образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации. Изменение касается технологических, организационно-методических, нравственно-психологических и других параметров.
Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя пространственно-предметный, содержательно-методический и коммуникативно-организационный компоненты.
Пространственно-предметный компонент это материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей).
Одним из параметров безбарьерной среды является техническое обеспечение образовательного процесса. Для различных категорий детей применяются специальные технические средства (например, для детей с нарушенным слухом характеристики безбарьерной среды определяются наличием индивидуальных слуховых аппаратов, FM-систем, а также внедрением компьютерных технологий в учебный процесс, облегчающих освоение образовательной программы).
Содержательно-методический компонент включает в себя адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка.
Коммуникативно-организационный компонент – это личностная и профессиональная готовность педагогов к работе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов.
Организованная таким образом инклюзивная образовательная среда работает при условиях:
– принятие философии инклюзии;
– наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье);
– преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;
– наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетентностно - деятельностном подходе для детей с разным стартовым уровнем;
– наличие примерных учебных планов и т. п.;
– наличие УМК, дидактических материалов;
– подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том числе специалистов сопровождения.
– адекватное финансирование.
Содержание проблемы и обоснование необходимости.
Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.
Цель и задачи проекта
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Задачи:
1. Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.
2. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.
3. Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.
4. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
5 Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
6. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.
7. Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.
8. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
9. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ.
10. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
2.1. План реализации мероприятий проекта
Наименование мероприятия | Срок проведения | Ответственные |
Нормативно - правовое обеспечение | ||
- внесение дополнений в положение об инклюзивном классе; - требования к рабочим программам и программам дополнительного образования; - должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивное обучение - заключение договоров с учреждениями, оказывающими помощь детям с ОВЗ | В течение двух лет | директор |
Финансовое обеспечение | ||
2.1.Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. | В течение времени реализации проекта | директор |
Кадровое обеспечение | ||
3.1. Повышение квалификации педагогов школы по интегрированному обучению. | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР |
3.2. Создание системы научно – методического сопровождения педагогов:
| 1 год реализации проекта | зам. директора по УВР, педагог-психолог |
Методическое обеспечение | ||
4.1.Разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ | В течение двух лет | зам. директора по УВР |
4.2 Совершенствование содержания и технологий образования детей с ОВЗ | В течение двух лет | зам. директора по УВР |
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение | ||
5.1. Приобретение мебели, игрового и технического оборудования. | В течение времени реализации проекта | директор |
5.2 Обеспечение учебниками, методическими и дидактическими пособиями | В течение двух лет | |
5.3 Введение элементов безбарьерной среды | В течение двух лет | директор |
6. Информационное обеспечение | ||
6.1.Создание раздела об инклюзивном обучении детей с ОВЗ, детей – инвалидов на школьном сайте, размещение публикаций по данному опыту работы на школьном сайте | В течение двух лет | директор |
6.2 Укрепление социального партнёрства; работа с общественностью | В течение двух лет | директор |
7. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ | ||
7.1. Внедрение системы сопровождения детей с ОВЗ | В течение года | зам. директора по УВР |
7.2. Организация тьюторского сопровождение детей с ОВЗ. | В течение двух лет | зам. директора по УВР |
7.3. Комплексная диагностика детей с ОВЗ с целью определения вида интеграции в образовательное пространство. | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР, председатель школьного ПМПк, педагог - психолог |
7.4. Создание системы мониторинга и учета детей с ОВЗ. | В течение года | зам. директора по УВР |
7.5. Разработка индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов, методических требований к созданию условий для включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду. | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР |
7.6. Разработка методических рекомендаций к составлению индивидуальных образовательных программ и учету ЗУН обучающихся из числа детей с ОВЗ. | В течение года | зам. директора по УВР |
8. Создание толерантной среды в ОУ | ||
8.1. Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВ и нормально развивающихся сверстников. | октябрь-декабрь 2012г. | зам. директора по УВР |
8.2. Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР |
8.3. Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее». | В течение времени реализации проекта | педагог - организатор |
8.4 . Работа с родителями. Организация работы родительского лектория в ОУ, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. | В течение времени реализации проекта | зам. директора по ВР |
8.5. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ: с родителями детей-инвалидов; педагогами ОУ; обучающимися ОУ. | В течение времени реализации проекта | педагог - психолог |
8.6.Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. | В течение времени реализации проекта | педагог - организатор |
9. Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ | ||
9.1. Организация обучения родителей методикам и технологиям корреционно-реабилитационной работы с детьми ОВЗ, детьми - инвалидами; | В течение времени реализации проекта | педагог-психолог |
9.2. Организация и проведение родительских собраний, в том числе с отделом социальной защиты населения по вопросам инклюзии; | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР |
9.3. Организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования; | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР |
9.4. Родительские мастер-классы (по обмену опытом по вопросам адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов в образовательной среде ОУ) | В течение двух лет | зам. директора по УВР |
2.2. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты | Измерители, показатели |
Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ
| Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов |
Включенность обучающихся с ОВЗ в реализацию различного вида конкурсов | Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах |
Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса | Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ, работа творческой группы. |
Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ | Внутришкольные и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио. |
Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды. | Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников, Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования |
Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ; | Организация работы родительского лектория в ОУ, психологические тренинги, проведение анкетирования родителей |
Становление имиджа школы как методической базы по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ | Мониторинг комфортности образовательного пространства школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров. |
Реализация Проекта позволит:
1. Создать адаптивную образовательную среду для детей с ОВЗ, в том числе с
инвалидностью в условиях массовой школы для получения доступного качественного
образования.
2. Обеспечить детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью формами дополнительного
образования, соответствующими их физическому статусу.
3.Повысить социальную активность и уровень самореализации детей с ОВЗ, детей - инвалидов.
4. Обеспечить процесс формирования толерантного отношения общества к детям с ОВЗ
и инвалидностью.
5. Установить партнёрство с муниципальными, государственными и общественными
организациями.
Заключение
Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Включение данной категории учащихся в единый учебный коллектив школы на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач. Создание в общеобразовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности учащихся. При этом дети обучаются в общеобразовательном классе и принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В результате реализации проекта будет развиваться модель инклюзивной образовательной среды школы.
Литература
1.Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.livejournal.com/2188.htm
2. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., 1993.
3. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовской, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени и др. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.
4.«Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра» Брошюра по материалам конференции. Самара 2007г
5.«Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе». Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви
6.Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip
7.«Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития» В.А.Демидова, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»
8.Попугаева М.К. Как помочь ребёнку с задержкой психического развития.// Начальная школа. - 1998. - №5. – с. 94-96.
9.Смелик В.А. Особенности обучения детей с задержкой психического развития.// Начальная школа. - 1994. - №4. – с. 10-11.
10.Специальная педагогика./ Под ред. Н.М.Назаровой. - Москва Академ А, 2001. 400 с.
11. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР./ Под ред. С. Г. Шевченко. - Самара. 1998.
Интернет – ресурсы:
https://урок.рф/library/proekt_na_temuinklyuzivnoe_obrazovanie_detej_v_us_092322.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:"Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении"
Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. ...
Создание здоровьеформирующей образовательной среды в Учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
Ежегодно увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий...
Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны
Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...
«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...
Образовательный проект «Система работы учителя по формированию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной образовательной среды»
Практико-ориентированный проект рекомендован в качестве методического пособия для учителей английского языка, работающих во 2-4 классах, по развитию устойчивой мотивации изучения английского языка чер...
Проект "Создание личностно-развивающей образовательной среды на основе игровой оболочки образовательного процесса"
Актуальность проектаОсновными приоритетами образовательной политики, закрепленными в документах федерального, регионального и муниципального уровней являются личностные образовательные результаты обуч...
Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".
Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...