Доклад на педагогическом совете: "Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования.
материал
В материал вошли не только теоретический аспект данной темы, но и формы работы, которые вы можете использовать в повседневной работе. Каждая форма подробно описана и включает в себя тематику проведения мероприятий с коллегами, родителями и учениками, а также приведены некоторые диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_30.10.2019.docx | 24.69 КБ |
zagruzit.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Семеновский филиал МБОУ «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Аналитическая деятельность : содержание, результаты, пути совершенствования»
Подготовила: Скрипкина Марина Александровна
учитель начальных классов
Тема: Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в требованиях государственных образовательных стандартов, стратегии развития образования 2020, чётко обозначены стратегические направления по совершенствованию профессионального мастерства учителя: «…в настоящее время требуется учитель с личностно-гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способный к интеграции, с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными педагогическими технологиями, имеющий высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующийся в предметной области…».
Перед тем как начать разговор об аналитической деятельности педагога ,необходимо разобраться в сущности педагогического анализа, его целях и требованиях к осуществлению.
Цель аналитической деятельности- критическая оценка реальности и качества образования. Аналитическую деятельность педагога следует рассматривать как целостную систему связей, характеризующих взаимодействие конечных результатов деятельности педагога с факторами и причинами их достижения. Слайд3
Каковы же требования к осуществлению педагогического анализа и его основные принципы:
-чёткая структура и логическая последовательность изложения;
-аргументированность и точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования;
-глубина и конкретность;
- установление причинно-следственных связей и доказательность выводов;
- использование таблиц, графиков, диаграмм;
- чёткость и педагогическая обоснованность предложений и основных принципов.
Главными составляющими аналитической деятельности являются:
-целенаправленность;
- объективность;
-систематичность;
- результативность. Слайд 4
В основе аналитической деятельности лежит анализ. Педагогический анализ – это инструмент управления, направленный:
- на изучение состояния и тенденции развития,
- на объективную оценку результата образовательного процесса,
- на выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу ее в качественно более высокое состояние.
Аналитическая деятельность – это единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляются преподавателем. Слайд5
Аналитическая деятельность учителя представляет собой исследование. Изучение любого вопроса начинается с постановки целей и задач. Они определяют направленность и методы анализа. Важное значение имеет выдвижение гипотезы (обоснованное предположение относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемого явления). Составляется план, программа направленности на решение проблем. Осуществляется контроль, вносятся необходимые изменения, коррективы, анализируются результаты, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи. Этот процессный подход раскрыт М. Поташником. Можно применять системный подход, раскрытый В.И. Зверевой.
Сформированность аналитических умений – один из критериев профессиональной компетентности педагога. С их помощью извлекаются знания из практики, лежащие в основе обобщенного умения педагогически мыслить.
В структуру аналитической деятельности педагога необходимо включать два блока компетентностей: первый включает в себя способность к анализу учебной и научной литературы, второй – способность к анализу конкретных деятельностных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью: уметь анализировать педагогические ситуации, принимать решение, уметь выстраивать отношения с коллегами, родителями, администрацией.
Существуют следующие виды анализа:слайд6
1.Оперативный ( ежедневный) анализ проведенных уроков и воспитательных мероприятий.
Здесь следует отметить следующие направления: знание своего предмета, отношение к предмету, умение планировать урок, знание психолого- педагогических основ обучения, педагогический такт, индивидуальный подход к ученику, развитие мышления учащихся, умение оценить качество знаний.
После проведенного урока следует задуматься прежде всего над тем, что не так получилось, почему не успели выполнить запланированное(та ли наглядность была использована, интересен ли дополнительный материал, доступно ли было проведено объяснение, правильные ли сделаны выводы и т.д.). Для чего необходим такой анализ? Он необходим , чтобы качество преподавания следующего урока было выше , а успехи учащихся лучше.
Помните: важен не приём, а его результат!
2. Следующий вид аналитической деятельности тематический анализ.
Цель тематического анализа- диагностика наиболее значимых сторон педагогического и образовательного процесса, установление их взаимосвязей, выработка рекомендаций.
Тематический анализ позволяет выявить пробелы в знаниях и даёт чёткое (видимое) направление в планировании дальнейшей работы.
3. Третий вид аналитической деятельности- итоговый анализ.
Он проводится по результатам семестра, года. Цель данного вида анализа- подведение итогов деятельности учителя и учащихся за истекший период, построение блока целей следующего семестра ( года),выработка рекомендаций.
Данный анализ требует тщательной и длительной подготовки в течение всего отчётного периода и невозможен без систематического накопления информации и соответствующей её обработки.
Этапы аналитической деятельности педагога включают в себя:
- анализ педагогической ситуации (диагноз),
- проектирование результатов в сопоставлении с исходными данными (прогноз),
- анализ имеющихся средств, пригодных для достижения искомого результата,
- конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса,
- оценка полученных данных, формулирование новых задач.
Практикуются следующие формы организации работы: слайд9
Дискуссия.
Цель– вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
Форма проведения– коллективное обсуждение теоретических вопросов.
Методический ринг.
Цель– совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения– групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа).
Методические посиделки.
Цель– формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей. Форма проведения– круглый стол.
Методический диалог.
Цель– обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий.
Педагогическая мастерская.
Цель– практическое решение педагогических задач через сотрудничество с опытными педагогами. Форма проведения– мастер-класс.
Методическая панорама.
Цель– обмен опытом с последующим внедрением наиболее удачных идей и подходов в практику обучения и воспитания. Форма проведения– показ подобранных видеоматериалов, оформление тематических стендов, выставок.
Деловая игра.
Цель– в нестандартной форме осмыслить и оценить содержание новых идей в области образования. Форма проведения– на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации.
Упомянутые формы повышения профессионального мастерства способствуют тому, что усвоенные учителем научно-теоретические знания приобретают для него ценность самостоятельно приобретённого и лично «пережитого» знания.
Существуют три направления, которые можно использовать в своей работе как факт аналитической деятельности педагога: слайд 10
Диагностическое направление
В течение года следует проводить диагностику (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики можно проводить следующее тестирование:
- Диагностика навыка чтения (Л.А. Ясюкова)
- Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера)
- Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)
- Диагностика интеллекта (тест Амтхауэра)
- Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин предлагается диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
Коррекционно-развивающее направление
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- развитие внимания
- коррекция эмоционального состояния
- работа со стрессовыми состояниями
- работа с агрессией
- развитие коммуникативных навыков
Успешность коррекционно-развивающей работы можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике.
Просветительская деятельность.
Данное направление деятельности можно реализовать в следующих формах.
- Проведение тематических классных часов для учащихся.
Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы классных часов:
- Стратегии поведения в конфликте
- Психология общения
- Психология влияния и психология рекламы
- Самопрезентация
- Психологическая подготовка к экзаменам
- Способы снятия стресса
- Мир труда и профессий
2. Выступления на родительских собраниях.
3. Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей ГПД по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними
4. Выступления на педагогическом совете и методическом объединении классных руководителей
Аналитические умения педагога по своей сути представляют собой совокупность интеллектуальных умений, понятийно, процессуально и функционально связанных с его самонаблюдением, самосознанием и направленных на осмысление и решение педагогических задач, сопоставление и обобщение педагогического процесса и собственной профессиональной деятельности.
Подводя итог всему выше сказанному хочется, что Аналитическая культура учителя – процесс творческий, результатом которого является появление нового взгляда, новой позиции, рождение нестандартной идеи или действия. Когда мы не можем решить какую-либо жизненную или профессиональную задачу, то реальной причиной этого чаще всего являются не внешние условия, а наш собственный опыт, создавший определенные установки и стереотипы. Если ситуация оказывается творческой, то установки и стереотипы перестают срабатывать и, более того, становятся барьерами. Понять, что же именно в своем собственном опыте мешает решить ту или иную проблему, что надо поменять в своем отношении к ситуации – это и есть задача.
Заключительный слайд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель аналитической деятельности - критическая оценка реальности и качества образования. Аналитическую деятельность педагога следует рассматривать как целостную систему связей, характеризующих взаимодействие конечных результатов деятельности педагога с факторами и причинами их достижения
Главными составляющими аналитической деятельности являются: -целенаправленность; - объективность; -систематичность; - результативность
Аналитическая деятельность – это единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляются преподавателем
Существуют следующие виды анализа 1.Оперативный 2 . Тематический анализ . 3. Итоговый анализ . анализ проведенных уроков и воспитательных мероприятий . диагностика наиболее значимых сторон педагогического и образовательного процесса подведение итогов деятельности учителя и учащихся за истекший период
Формы организации работы: Дискуссия Методический ринг Методический диалог. Педагогическая мастерская. Методическая панорама Деловая игра
Направления , которые можно использовать в своей работе как факт аналитической деятельности педагога: Диагностическое направление Коррекционно-развивающее направление Просветительская деятельность.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя
Данная статья посвящена проблеме необходимости поиска и применения педагогами в своей профессиональной деятельности новых, инновационных технологий и носит обзорный характер имеющегося теоретического ...
Доклад на тему: Успешный учитель - успешная школа. Пути к вершинам педагогического мастерства.
В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в крити...
Презентация к докладу: Успешный учитель-успешная школа. Пути к вершинам педагогического мастерства.
laquo;Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела»....
Доклад на педагогическом совете "Панорама деятельности классного руководителя как условие успешной социализации учащихся"
Доклад о первоочередных задачах классного руководителя, принимающего детей в первый класс. Как научить детей общаться? Как сплотить детский коллектив?...
Доклад на педагогическом совете «Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»
В докладе говорится о системе деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми....
Доклад на педагогическом совете на тему «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»...