рабочая программа "Умники и умницы" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Умники и умницы»
на ступени начального общего образования
для 4 класса
на 2018-2019 учебный год
Составлена учителями начальных классов
Головнёвой Любовью Александровной,
Филичкиной Ольгой Александровной
г. Долинск,
2018г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, плана внеурочной деятельности на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора № 355-ОД от 30.08.2018 г. авторской программы Л.В. Мищенковой «36 заданий для будущих отличников» и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.
Цель: развитие познавательных способностей детей
Задачи:
- Развивать различные виды памяти, внимания, воображения.
- Развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Воспитывать нравственные межличностные отношения (формировать «Я – концепцию»)
На изучение курса «Умники и умницы» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.
1. Планируемые результаты освоения программы курса
внеурочной деятельности «Я – исследователь»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности
- проговаривать последовательность действий
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
- добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать речь других
- читать и пересказывать текст
- совместно договаривать ся о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
- выделять существенные признаки предметов
- сравнивать между собой предметы, явления
- обобщать, делать выводы
- классифицировать явления, предметы
- определять последовательность событий
- судить о противоположных явлениях
- давать определения тем или иным понятиям
- выявлять функциональные отношения между понятиями
- выявлять закономерности и проводить аналогии
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в интеллектуальных играх
Ожидаемые результаты
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны уметь:
- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
- решать нестандартные задачи по математике.
Этапы педагогического контроля
Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Содержание тем по курсу «Умники и умницы» не изменено и соответствует авторской программе Л.В. Мищенковой «36 заданий для будущих отличников».
Задания повышенной сложности (5 ч)
Курс «Умники и умницы» в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Нестандартные задачи (5 ч)
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата | Коррек тировка | |||
4 Б | 4 В | ||||||
1 четв. 1 | Государственные символы. | 1 | 07.09 | 07.09 | |||
2 | Моя семья. | 1 | 14.09 | 14.09 | |||
3 | Мой портрет в лучах солнца. | 1 | 21.09 | 21.09 | |||
4 | Интеллектуальный клуб «Мыслитель». | 1 | 27.09 | 27.09 | |||
5 | Вода в нашей жизни. | 1 | 05.10 | 05.10 | |||
6 | Матушка-землица. | 1 | 12.10 | 12.10 | |||
7 | Юные кулинары. | 1 | 19.10 | 19.10 | |||
8 | Куда летят крылатые слова. | 1 | 26.10 | 26.10 | |||
2 четв. 9 | Фильм, фильм, фильм… | 1 | 09.11 | 09.11 | |||
10 | Путешествие в мир пушкинских сказок.
| 1 | 16.11 | 16.11 | |||
11 | И снова нас ждет мир пушкинских сказок. | 1 | 23.11 | 23.11 | |||
12 | Приветствуем зиму | 1 | 30.11 | 30.11 | |||
13 | Пернатые друзья. | 1 | 07.12 | 07.12 | |||
14 | Олимпийские игры древности | 1 | 14.12 | 14.12 | |||
15 | Олимпийские игры современности. | 1 | 21.12 | 21.12 | |||
3 четв. 16 | Я расскажу тебе о цирке. | 1 | 11.01 | 11.01 | |||
17 | Калейдоскоп головоломок. | 1 | 18.01 | 18.01 | |||
18 | Музыкальная шкатулка. | 1 | 25.01 | 25.01 | |||
19 | Что мы знаем о памяти. | 1 | 01.02 | 01.02 | |||
20 | Приди, Масленица, с радостью!.. | 1 | 08.02 | 08.02 | |||
21 | Золушка. | 1 | 15.02 | 15.02 | |||
22 | Клуб любителей русского языка. | 1 | 22.02 | 22.02 | |||
23 | Да здравствует абракадабра! | 1 | 01.03 | 01.03 | |||
24 | Собранье пестрых дел. | 1 | 15.03 | 15.03 | |||
25 | Поговорим, друзья, о книге | 1 | 22.03 | 22.03 | |||
4 четв.26 | Эх, яблочко!.. | 1 | 05.04 | 05.04 | |||
27 | Шутка – минутка, а заряжает на час.. | 1 | 12.04 | 12.04 | |||
28 | О времени и о часах. | 1 | 19.04 | 19.04 | |||
29 | Еще раз о времени и о часах. | 1 | 26.04 | 26.04 | |||
30 | Праздник Ивана Купалы. | 1 | 03.05 | 03.05 | |||
31 | Клуб любителей головоломок | 1 | 10.05 | 10.05 | |||
32 | Как делают бумагу. | 1 | 17.05 | 17.05 | |||
33 | История плюшевого мишки. | 24.05 | 24.05 | ||||
34 | Букет увлекательных задач.. | 1 | 25.05 | 25.05 |
Формы и методы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Приложение 1
Сводная учёта распределения программного материала
по внеурочному курсу «Умники и умницы»
Класс 4 «Б,В»
Учитель Головнёва Л.А., Филичкина О.А.
Количество часов на 2018-2019 учебный год
класс | 4 Б | 4 В |
всего часов | 34 | 34 |
часов в неделю | 1 | 1 |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов | |
4 Б | 4 В | |
1 четверть | 8 | 8 |
2 четверть | 7 | 7 |
3 четверть | 10 | 10 |
4 четверть | 9 | 9 |
Год | 34 | 34 |
Распределение часов по разделам внеурочного курса «Умники и умницы»
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Задания повышенной сложности | 2 | 3 | 5 |
2. | Нестандартные задачи | 3 | 2 | 5 |
3. | Тренировка внимания | 2 | 3 | 5 |
4. | Тренировка слуховой памяти | 2 | 3 | 5 |
5. | Тренировка зрительной памяти | 3 | 2 | 5 |
6. | Поиск закономерностей | 3 | 2 | 5 |
7. | Задания по перекладыванию спичек. Ребусы | 1 | 3 | 4 |
Итого: | 16 | 18 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...
рабочая программа умники и умницы 4 класс
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.
Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....
рабочая программа Умники и умницы 4 класс
с тематическим планированием...
рабочая программа Умники и умницы 4 класс
с тематическим планированием...
Рабочая программа Умники и умницы 1-4 класс
Умники и умницы...
внеурочная деятельность рабочая программа " Умники и умницы " 3 класс Цыбаева И.Ю.
разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Умники и умницы " 3 класс ( Цыбаева И.Ю)...