Доклад на региональный семинар
материал

Золотарёва Анастасия Николаевна

Доклад на тему:  «Формирование самоопределения младших школьников в рамках занятий «Проектная деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samoopredeleniya_.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов Ровеньского района Белгородской области»

Доклад на тему:

«Формирование самоопределения младших школьников в рамках занятий «Проектная деятельность»

Подготовила:

учитель начальных классов

Золотарёва Анастасия Николаевна

Белгород, 2017 г.


Формирование самоопределения младших школьников в рамках занятий «Проектная деятельность»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта произошли большие изменения  в нашем обществе, которые повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Учитель начальной школы теперь должен не просто научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.

Школа формирует универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации,  и главное должна обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.

Личностные УУД делят на 3 блока:

1) самоопределение;

2) смыслообразование;

3) нравственно-этического оценивания.

При поступлении в школу личностные УУД определяют индивидуальную готовность к школьному обучению.

Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению,  которое осуществляется как личностное самоопределение ( какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду).  Это и профессиональное самоопределение, но не только профильное образование, а предпрофильная подготовка: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

 Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее. Это может быть отдаленное будущее, через 20-40 лет, так и на ближайшее будущее: на завершение своего образования в школе, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.

Личностное определение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,

 что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

 что я хочу (какие цели я ставлю)

что я могу (представление о  своих возможностях  )

 что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),

что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты,   наиболее заметные достижения)

Одной из составляющих  является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений   не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.

Еще одним направлением в личностном определении   является действие, связанное с формированием идентичности личности.   Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься,   о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны; 

Внутренняя позиция ученика одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Учебное проектирование – важный элемент современной системы образования. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.

Рассмотрим, личностные УУД в рамках  внеурочной деятельности «Проектная деятельность», автор Пахомова Нинель Юловна.

Личностными результатами изучения курса «Проектная деятельность» являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.

Планируемыми личностными результатами самоопределения во внеурочной деятельности «Проектная деятельность» являются:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

-мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней;

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Вообще понятие «самоопределение» лично для меня довольно размытое и чётко определить его кажется сложным. Я попытаюсь показать, как формируется самоопределение на занятиях внеурочной деятельности «Проектная деятельность» на примерах занятий во 2 и 3 классах, потому что я апробирую данную внеурочную деятельность именно в них.

В программе «Проектная деятельность» задания даются с последовательным усложнением. Во 2-ом классе вначале идёт работа над развитием умения планировать по заданному результату. В каждом задании обрисовывается результат несложной работы или житейской ситуации. В  начале  работы дети обдумывают план, фиксируют его, и распределяют операции  между членами группы, как раз таки вот в этот момент мы и можем наблюдать действие самоопределения. Возьмём в качестве конкретного примера занятие на тему: «Зоопарк».

Педагогическая цель: закрепление умения работать с условием, усложнение выбора – сопоставление двух множеств для составления пар и выбор двух пар; закрепление умения составлять план по распределению действий между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы в группе.

Детям необходимо выбрать животных для двух вольеров (детёныша и взрослого). После того как группой в результате обсуждения выбраны животные, дети распределяют, а иными словами самоопределяют действия, которые они будут выполнять. Таким образом, ребёнок проявляет свою внутреннюю позицию по отношению к природе, животным.

В занятии «Поздравительная открытка» ученики определяют, к какому празднику, они изготовят открытку. Каждый член группы высказывая своё мнение, показывает своё отношение к государству, в котором проживает. На данном этапе формируются основы гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, как составляющей самоопределения.

 Очень показательным для меня не только как педагога, а просто человека, у которого есть семья, стало занятие по теме «Цветок желаний». Это занятие шестое по счёту и дети уже без особого труда определяют для себя, что они будут выполнять. А вот на этапе предъявления изделия вводится новое задание – выступить с сообщением о своём желании, чем не составляющая сапоопределения – самопознание. Ребёнок размышляет, пересматривает свой список желаний и находит в нём то, заветное, которое он хочет написать на лепестке. И вы знаете самыми удивительными желаниями были желания двух девочек-двойняшек из одной семьи. Одно желание  у них совпало: «Хорошо учиться!», а вот другое желание меня очень тронуло «Я хочу чтобы у моего папы не болела спина», «Радовать родителей». Почему запомнились эти желания, да наверное потому, что  желания у остальных детей были потребительскими «Хочу планшет, телефон, ноутбук, телевизор», а одна девочка, вообще сказала: « Я хочу такой дом как у президента, с бассейном». Вот вам и самопознание и внутренняя позиция и представление о своей роли в семье.

Таким образом, работая над такими «ручными» проектами, к концу I полугодия, 3 ребёнка были смотивированы для участия в конкурсе «Я – исследователь». И один из них стал призёром муниципального уровня в области «Техника и физика».

В 3-м классе начинается целенаправленная работа над развитием презентативных умений. Рассмотрим занятие в 3 классе на тему: «Вода»:

Педагогическая цель: закрепление умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; умения ставить перед собой познавательные задачи, представлять ход и результат проделанной работы.

В начале занятия учащимся предлагается рассмотреть проблемную ситуацию и сформулировать задание для познавательной деятельности.

Ситуация: вода – замечательное явление природы! Вода повсюду! Без неё невозможна никакая жизнь. Она – сама жизнь. А что мы знаем о ней? Почему рисуют её художники, пишут о ней поэты? Почему люди, от мала до велика, любят её? Звери, птицы и растения, как и люди, погибают без неё.

 В ходе обсуждения дети совместно с учителем выделяют проблему: Как узнать больше о воде? Также в сотрудничестве определяются цель и задачи. Далее каждый ученик самостоятельно выполняет поставленные задачи. На данном занятии основной формой работы является индивидуальная.

В момент решения поставленных задач и проявляется такое личностное универсальное учебное действие как самоопределение. Ученику необходимо самостоятельно выбрать тему о воде, т.е. самоопределиться. Проблемная ситуация помогает ему осознать себя как часть многоликого изменяющегося мира. В процессе работы он выделяет и познаёт новые для себя знания, отмечая известное «+», а неизвестное «-», главное «!». Рассказ может быть составлен из фраз текста, а может собственными словами. Когда текст составлен ребёнок проводит самоанализ, и презентует и делает самооценку.

 Интересно проходили занятия на тему «Ленивые вареники». На первом занятия выделили тему, цель, задачи. На втором вспомнили, что надо сделать, чтобы выполнить проект, и приступили к выполнению. Группы выходили и презентовали свои эскизы и блок-схемы. Каждый член группы рассказывал о своём агрегате. На этом этапе просматривается ещё одна составляющая самоопределения – профессиональная профориентация.

Что хотелось бы мне сказать, как педагогу, работающему по данной программе. Детям очень нравится творить, создавать, сотрудничать, работая в группах. кстати сказать группы формируются самими детьми по интересам.

Формирование личностные УУД в рамках занятий «Проектная деятельность» обеспечивают положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий и поступков; осознание себя как гражданина, как  представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего народа.


Список используемой литературы:

1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г

2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010

3. Пахомова Н.Ю., Программа курса «Проектная деятельность». 2-4 классы/Н.Ю. Пахомова.– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 104 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).

 4. Пахомова Н.Ю., Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс / Н.Ю. Пахомова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 152 с. – (ФГОС.Внеурочная деятельность).

5. Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2 классов начальной школы — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 48 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).

6. Пахомова Н.Ю., Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 3 класс / Н.Ю. Пахомова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 152 с. – (ФГОС.Внеурочная деятельность).

7. Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 3 классов начальной школы — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 48 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре "Российское казачество: через историю в современность" - 2014 год

Чвще всего представления наших детей о русских традициях, обрядах и культуре отрывочны и поверхностны. Статья рассказывает о том, каким образом можно разжечь в детях огонек познания....

Сценарий к участию в региональном семинаре «Погружение в эпоху правления АлександраI» 2015 г.

«ВОЙНА – САМАЯ ГАДКАЯ СТОРОНА ЖИЗНИ»,- Л.Н. Толстой «ВОЙНА И МИР» Была воплощена главная мысль увертюры:оплот России – это ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ....

Публикация в сборнике регионального семинара по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего процесса в ДОУ в рамках ФПОС"

Научно-методическая разработка по теме: "Повышение психологической культуры родителей - основа психопрофилактической работы воспитателя"...

Выступление на региональном семинаре Московской области. Доклад на тему: «Развитие эмоциональной сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках живого мира в соответствии с требованиями ФГОС».

Выступление на региональном семинареМосковской области. Доклад на тему:«Развитие эмоциональной сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках живого мира в соответствии с требованиями ФГОС»...