Кроссворды
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Задание 1. Прочитайте стихотворение и разгадайте кроссворд.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина)
Задание. Разгадай кроссворд.
- Какое слово употребил автор при описании дня в стихотворении?
- Какое время суток описывается в стихотворении?
- Какого цвета было пятно на небе от луны?
- Чем были сомкнуты взоры у красавицы из стихотворения?
- Какого цвета небеса в стихотворении?
- Какими коврами, блестя на солнце, снег лежит?
- Что делала луна на небе?
- Под чем в стихотворении блестела речка?
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 |
Задание 1. Прочитайте стихотворение и разгадайте кроссворд.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн ...
(Отрывок из стихотворения Е. Баратынского)
Задание. Разгадай кроссворд.
- На чём в стихотворении летают облака?
- Облака летают на крыльях чего?
- Про что сказано в стихотворении "как чист"?
- На каком расстоянии от земли летают облака?
- Каким словом назван лист в стихотворении?
- Что делает жаворонок в вышине?
- Что в стихотворении подняла река?
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 |
Задание 1. Прочитайте стихотворение и разгадайте кроссворд.
Румяной зарёю
Покрылся восток.
В селе, за рекою,
Потух огонёк.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.
Седые туманы
Плывут к облакам,
Гусей караваны
Несутся к лугам.
Проснулися люди,
Спешат на поля,
Явилося солнце,
Ликует земля.
(Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина)
Задание. Разгадай кроссворд.
- Чем окропились цветы на полях?
- Что, по мнению автора, делает земля в это время года?
- Что делают караваны гусей?
- Куда спешат люди?
- О какой части света говорится в стихотворении?
- Какое время суток описано в стихотворении?
- Какого цвета в стихотворении туманы?
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 |
Задание 1. Прочитайте стихотворение и разгадайте кроссворд.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И ... тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(Отрывок из стихотворения А. Бунина)
Задание. Разгадай кроссворд.
- Между чем в стихотворении синеют просветы в небо?
- Что в лесу темнеет, как вышки?
- Как стоит лес над поляной?
- С чем сравнивается лес в стихотворении?
- Какой названа в стихотворении поляна?
- Лес в стихотворении точно какой терем?
- Дополни фразу: "лес лиловый, золотой, ...".
- Лес в стихотворении пахнет сосной и ... .
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 |
Задание 1. Прочитайте стихотворение и разгадайте кроссворд.
Текла, извиваясь, блестела
Река меж зелёных лугов.
А стала недвижной и белой,
Чуть-чуть голубее снегов.
Она покорилась оковам.
Не знаешь, бежит ли вода
Под белым волнистым покровом
И верстами крепкого льда.
Чернеют прибрежные ивы,
Из снега торчат тростники,
Едва намечая извивы
Пропавшей под снегом реки.
(Отрывок из стихотворения С.Я. Маршака)
- Что намечает торчащий из снега тростник?
- Какой стала река с наступлением времени года, описанного в стихотворении?
- Чему покорилась река в стихотворении?
- Как названа в стихотворении река, находящаяся по снегом?
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 |
Задание 2. Подберите пословицу наиболее подходящую к данному стихотворению.
Году начало — зимы середина.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
Задание 1. Прочитайте стихотворение и разгадайте кроссворд.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло ...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!
(Отрывок из стихотворения А.Н. Плещеева)
- Что происходит в природе с наступлением описанного в стихотворении времени года?
- Что происходит со снегом с наступлением описанного в стихотворении времени года?
- Что стало теплее и ярче?
- Каким словом описывает автор смех детей?
- На какое время миновала пора метелей злых и вьюг?
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
Задание 2. Подберите пословицу наиболее подходящую к данному стихотворению.
Старый пень в вешний день, и тот красив будет.
Без первой ласточки весна не обходится.
Март с водой, апрель с травой.
Задание 1. Прочитайте стихотворение и разгадайте кроссворд.
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год витаминов запасу!
Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен этот зной!
Вот бы сделать так, чтоб это
Было целый год со мной!
(Стихотворение Татьяны Боковой)
- Что поспело в поле?
- Где автор мечтает накупаться вволю?
- Что еще автор мечтает делать вволю?
- Свежий запах каких трав разноситься по полю?
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 |
Задание 2. Подберите пословицу наиболее подходящую к данному стихотворению.
В летнюю пору заря с зарёй сходится.
Июнь с косой по лугам прошёл, а июль с серпом по хлебам побежал.
Июль — макушка лета.
Задание 1. Прочитайте стихотворение и разгадайте кроссворд.
Уж небо ... дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина)
Задание. Разгадай кроссворд.
1) Что в стихотворении делал туман на полях?
2) Что в стихотворении делало солнышко?
3) С каким шумом в стихотворении обнажалась сень лесов?
4) Какая часть суток становилась в стихотворении короче?
5) Какой месяц в стихотворении стоял уж у двора?
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 |
Задание 2. Подберите пословицу наиболее подходящую к данному стихотворению.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
От осени к лету поворота нету.
Упал с дерева один лист — жди осени.
Кроссворды: "Времена года"
Зима.
Текла, извиваясь, блестела
Река меж зелёных лугов.
А стала недвижной и белой,
Чуть-чуть голубее снегов.
Она покорилась оковам.
Не знаешь, бежит ли вода
Под белым волнистым покровом
И верстами крепкого льда.
Чернеют прибрежные ивы,
Из снега торчат тростники,
Едва намечая извивы
Пропавшей под снегом реки.
(Отрывок из стихотворения С.Я. Маршака)
Задание. Разгадай кроссворд.
- Что намечает торчащий из снега тростник?
- Какой стала река с наступлением времени года, описанного в стихотворении?
- Чему покорилась река в стихотворении?
- Как названа в стихотворении река, находящаяся по снегом?
1 | з | |||||||||
2 | и | |||||||||
3 | м | |||||||||
4 | а |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 |
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина)
Задание. Разгадай кроссворд.
- Какое слово употребил автор при описании дня в стихотворении?
- Какое время суток описывается в стихотворении?
- Какого цвета было пятно на небе от луны?
- Чем были сомкнуты взоры у красавицы из стихотворения?
- Какого цвета небеса в стихотворении?
- Какими коврами, блестя на солнце, снег лежит?
- Что делала луна на небе?
- Под чем в стихотворении блестела речка?
1 | с | ||||||||||||||
2 | н | ||||||||||||||
3 | е | ||||||||||||||
4 | г | ||||||||||||||
5 | о | ||||||||||||||
6 | п | ||||||||||||||
7 | а | ||||||||||||||
8 | д |
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 |
- Какие пословицы подходят к этому отрывку из стихотворения?
Году начало — зимы середина.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Январь — всему году запевка.
Вьюги, метели под февраль полетели.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло ...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!
(Отрывок из стихотворения А.Н. Плещеева)
Задание. Разгадай кроссворд.
- Что любит природа больше всего?
- Что происходит со снегом с наступлением описанного в стихотворении времени года?
- Что стало теплее и ярче?
- Каким словом описывает автор смех детей?
- На какое время миновала пора метелей злых и вьюг?
1 | в | |||||||||
2 | е | |||||||||
3 | с | |||||||||
4 | н | |||||||||
5 | а |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн ...
(Отрывок из стихотворения Е. Баратынского)
Задание. Разгадай кроссворд.
- На чём в стихотворении летают облака?
- Облака летают на крыльях чего?
- Про что сказано в стихотворении "как чист"?
- На каком расстоянии от земли летают облака?
- Каким словом назван лист в стихотворении?
- Что делает жаворонок в вышине?
- Что в стихотворении подняла река?
1 | л | ||||||||
2 | е | ||||||||
3 | д | ||||||||
4 | о | ||||||||
5 | х | ||||||||
6 | о | ||||||||
7 | д |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 |
- Какие пословицы подходят к этому отрывку из стихотворения?
Весна — зажги снега, заиграй овражки.
Убери пень в вешний день, и тот красив будет.
Без первой ласточки весна не обходится.
Вешний день год кормит.
В марте курочка под порожком напьётся.
Март с водой, апрель с травой.
Майский мороз не выдавит слёз.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Весною ёрш дороже, чем осенью лосось.
Лето.
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год витаминов запасу!
Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен этот зной!
Вот бы сделать так, чтоб это
Было целый год со мной!
(Стихотворение Татьяны Боковой)
Задание. Разгадай кроссворд.
- Что поспело в поле?
- Где автор мечтает накупаться вволю?
- Что еще автор мечтает делать вволю?
- Свежий запах каких трав разноситься по полю?
1 | л | ||||||||||||
2 | е | ||||||||||||
3 | т | ||||||||||||
4 | о |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 |
Румяной зарёю
Покрылся восток.
В селе, за рекою,
Потух огонёк.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.
Седые туманы
Плывут к облакам,
Гусей караваны
Несутся к лугам.
Проснулися люди,
Спешат на поля,
Явилося солнце,
Ликует земля.
(Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина)
Задание. Разгадай кроссворд.
- Чем окропились цветы на полях?
- Что, по мнению автора, делает земля в это время года?
- Что делают караваны гусей?
- Куда спешат люди?
- О какой части света говорится в стихотворении?
- Какое время суток описано в стихотворении?
- Какого цвета в стихотворении туманы?
1 | с | |||||||||||
2 | е | |||||||||||
3 | н | |||||||||||
4 | о | |||||||||||
5 | к | |||||||||||
6 | о | |||||||||||
7 | с |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 |
- Какие пословицы подходят к этому отрывку из стихотворения?
Летом каждый кустик ночевать пустит.
В летнюю пору заря с зарёй сходится.
В июне на дворе пусто, а на поле густо.
Июнь с косой по лугам прошёл, а июль с серпом по хлебам побежал.
Июль — макушка лета.
В августе серпы греют, вода холодит.
Осень.
Как грустный взгляд, люблю я ...
В туманный тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу -
На небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
Трава завяла вся ... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней ...
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
(Отрывок из стихотворения И.С. Тургенева)
Задание. Разгадай кроссворд.
1) Какой блеск разлит по траве?
2) Тёмные верхушки чего описаны в стихотворении?
3) Как ветер налетает в стихотворении?
4) Какая часть суток описана в стихотворении?
5) Где шумит внезапно налетевший ветер?
1 | о | |||||||||
2 | с | |||||||||
3 | е | |||||||||
4 | н | |||||||||
5 | ь |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
Уж небо ... дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина)
Задание. Разгадай кроссворд.
1) Что в стихотворении делал туман на полях?
2) Что в стихотворении делало солнышко?
3) С каким шумом в стихотворении обнажалась сень лесов?
4) Какая часть суток становилась в стихотворении короче?
5) Какой месяц в стихотворении стоял уж у двора?
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 |
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И ... тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(Отрывок из стихотворения А. Бунина)
Задание. Разгадай кроссворд.
- Между чем в стихотворении синеют просветы в небо?
- Что в лесу темнеет, как вышки?
- Как стоит лес над поляной?
- С чем сравнивается лес в стихотворении?
- Какой названа в стихотворении поляна?
- Лес в стихотворении точно какой терем?
- Дополни фразу: "лес лиловый, золотой, ...".
- Лес в стихотворении пахнет сосной и ... .
1 | л | |||||||||||
2 | и | |||||||||||
3 | с | |||||||||||
4 | т | |||||||||||
5 | о | |||||||||||
6 | п | |||||||||||
7 | а | |||||||||||
8 | д |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 |
- Какие пословицы подходят к этому отрывку из стихотворения?
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
От осени к лету поворота нету.
Упал с дерева один лист — жди осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анимационный кроссворд по окружающему миру "Экосистема"
Анимационный кроссворд "Экосистема" по окружающему миру по программе "Школа 2100" к разделу "Наша планета Земля" (2 класс)...
Моя любимая Азбука в кроссвордах.
Моя любимая Азбука в кроссвордах.Одно из важнейших направлений словарной работы на уроках русского языка и чтения – это активизация словаря. Решение этой задачи осуществляется на каждом уроке. ...
"Первые в космосе" интерактивный кроссворд
Данный ресурс можно использовать на внеклассном мероприятии, посвящённом Дню космонавтики....
Кроссворды по сказкам А.С.Пушкина
Подборка кроссвордов по сказкам А.С.Пушкина - для уроков, внеклассных мероприятий, домашнего задания....
Кроссворды, лайнворды.
Подборка кроссвордов разного вида для внеклассных мероприятий...
Кроссворды о птицах
Эти кроссворды можно использовать на уроке, на внеклассных мероприятиях, как альтернативное домашнее задание...
Кроссворд "Кроссворд от Винни-Пуха"
Кроссворд по произведению А.Милна "Винни - Пух и все, все, все"...