уроки грамотея 3 класс
рабочая программа (4 класс)

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_gramoteya.docx357.23 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Оксана\Desktop\титульник уроки грамотея.jpg

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Уроки Грамотея» предназначена для учащихся 3класса  c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа разработана в  соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с  приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Уроки Грамотея» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  1–4 классы»,  авторы Попова С.А., Коненкова О.А.

Известно, что у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, однообразие, монотонность организации обучения, маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др. Процесс письма представляет собой сложную деятельность, которая включает в себя ряд психофизиологических компонентов, таких как: акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока; артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков; зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки; удерживание в памяти этих графических символов и их правильную пространственную организацию. Существенное значение для письма имеет достаточно устойчивое внимание (А. Р. Лурия). Только взаимодействие всех компонентов создаёт возможность прочного овладения письмом.

На реализацию программы «Русский язык» в начальной школе отведено  3 часа в неделю, практика показывает, что количество часов, предусмотренных программой недостаточно для отработки навыков правильного и грамотного письма у умственно отсталого школьника.Это вызывает необходимость серьёзно заняться подготовкой руки ребёнка к обучению письму. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребёнка в процессе обучения письму можно, реализуя курс программы внеурочной деятельности «Уроки Грамотея».  

Цель курса программы внеурочной деятельности:

Развитие и формирование  навыков правильного письма, через игровые и практические  приёмы устной и письменной коммуникации.

Задачи программы:

  • Отрабатывать технические умения - правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил;
  • Развивать графические умения – правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определённой высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их;
  • Формировать орфографические умения - правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их написание.
  • Корригировать  мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, творческие способности;
  • Воспитывать заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать  каллиграфически правильно и грамотно;трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

Формирование навыков письма имеет большое значение. Каллиграфически правильное письмо способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Программа данного курса внеурочной деятельности позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

В результате занятий по курсу программы «Уроки Грамотея» у обучающихся  воспитывается  уважение к русскому языку и стремление к его более полному овладению.

Программа курса  внеурочной деятельности «Уроки Грамотея» предусматривает способы проверки ожидаемого результата.

В процессе обучения осуществляется  контроль за уровнем знаний и умений обучающихся.  Каждое выполненное задание наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребёнком индивидуально отрабатываются задания, при выполнении которых ребёнок испытывает затруднения. Выбирается дифференцированный подход к обучающимся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются, корректируются. Качество выполнения заданий контролируется с учётом следующих критериев:

  • «удовлетворительно» (в следующий раз всё получится!) - выполняет задание только с помощью учителя;
  • «хорошо» (я старался, но у меня не всё получилось!)- выполняет задание по показу, по образцу (частичная помощь учителя);
  • «отлично» (я старался  и  у меня всё получилось!) - выполняет работу самостоятельно.

Выполненные заданияоцениваются по следующим  критериям:

  • аккуратность;
  • каллиграфически правильное написание букв;
  • правильность выполнения заданий;
  • самостоятельность выполнения заданий.

В процессе обучения используется следующая система контроля:

  • входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и  способностей ребенка (беседа, тесты, наблюдения).
  • текущий контроль – проводится на каждом занятии: просмотр качества выполненных заданий.
  • промежуточный  контроль – проводится по окончании изучения отдельных разделов программы в виде дидактических игр, защиты выполненных заданийв виде устного отчёта.
  • итоговый  контроль  –  проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы каждым учащимся (альбомы с  выполненными заданиями вкладываются в портфолио учащихся).

Итоги реализации программы будут представлены:

  • через выставки альбомов с творческими заданиями в классе;
  • через участие детей в   интернет – конкурсах, олимпиадах

 и проектах по русскому языку.

В процессе обучения используется следующие формы и методы проверки результатов:

  1. Теоретические знания проверяются в виде письменных заданий, сочинений, викторин, кроссвордов, ребусов.
  2. Формы подведения итогов работы могут быть: выставки, самооценка, коллективное обсуждение, совместные творческие занятия с привлечением   родителей, волонтёров, шефов.
  3. Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших альбомов с выполненными заданиями на занятиях курса внеурочной деятельности  перед одноклассниками и родителями.
  4. Метод педагогических наблюдений.

II. Общая характеристика  курса программы  внеурочной деятельности с учётом особенностей его освоения обучающимися

Программа курса  внеурочной деятельности направлена на формирование каллиграфически правильного письма, через игровые и практические  приёмы устной и письменной коммуникации. Данная программа имеет концентрическое расположение материала.

В 3 классе  начинается работа по разделу «Волшебные буквы и слова». Изучая данный раздел, отрабатываются умения, приобретённые в процессе работы  по предыдущему разделу, а также начинается работа по развитию орфографических навыков:

  • правильно писать буквы, слоги, слова,
  • правильно определять звуковой  и буквенный состав слов, комментировать их написание,
  • ведётся работа над слоговым составом слова,
  • отрабатываются умения по формированию орфографических навыков,
  • проводятся зрительные, слуховые, выборочные, предупредительные  диктанты.

Раздел программы «Волшебные буквы и слова» формирует  навыки письменной и устной речи  на начальном этапе обучения.

Основная форма проведения – занятие. В каждом занятии прослеживаются две части: игровая, практическая. Занятия проводятся в игровой форме, игровая форма подачи материала, занимательный сюжет, весёлые стихи, загадки, вызывают интерес у детей и пробуждают желание научиться правильно и красиво писать. В  игровой, доступной, популярной форме учащиеся узнают новое о русском языке, о словах, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Каждое занятие начинается с упражнений, направленных на правильный захват карандаша, ручки и подготовку руки к выполнению графических заданий. Формированию положительной мотивации детей  к занятиям способствует использование элементов мотивирования интереса к изучению  новой теме с помощью вопросов, примеров, проблемных  и  игровых ситуаций,  сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении.

Припроведения занятий применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа), уделяя больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.

На занятиях учащиеся  знакомятся с формами речи (диалогическая и монологическая), видами речи  (устной и письменной) и типами речи (сообщение, повествование, описание, рассуждение); используются различные виды деятельности (работа с текстом, построение словосочетаний, анализ загадок и пословиц, выполнение заданий и упражнений на карточках, составление рассказов (по плану, по сюжетной картинке), сочинение сказок, рассказов).

Данные  виды деятельности помогают   развитию зрительной и слуховой памяти, грамотности, словарного запаса и воображения учащихся.

На  внеурочных занятиях широко применяются: словесные, наглядные, игровые и практические методы обучения.

Выбор данных методов обусловлен особенностями развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их индивидуальными и возрастными возможностями развития.

Для развития у учащихся интереса к занятиям необходимо

Использовать  наглядные пособия, дидактические игры, игровые приёмы, занимательные упражнения.

Программа  внеурочной деятельности «Уроки Грамотея» имеет тесную межпредметную связь  с учебными предметами обязательной части: русский язык, речевая практика,  чтение,  мир природы и человека, рисование.

III. Место учебного предмета в учебном плане

Курс программы внеурочной деятельности   «Уроки Грамотея» входит во внеурочную деятельность учебного плана КОУ «Исилькульская школа-интернат»в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на этапе начального обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком   КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа    рассчитана  на 29 часов  в год (1 час в неделю).

VI. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися  3 класса  базовых учебных действий:

  1. Личностные учебные действия:
  • осознание себя как ученика заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями,  как члена семьи, друга, одноклассника;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней,  и эстетическому её восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
  1. Коммуникативные учебные действия
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
  1. Регулятивные учебные действия:
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, находить другие необходимые

помещения.

  1. Познавательные учебные действия
  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо – родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать,  классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • писать;
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные  знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами

В результате освоения курса программы обучающиеся 3 класса  овладеют следующими умениями и навыками:

  • различать сходные прописные буквы  по написанию;
  • различать сходные строчные буквы  по написанию;
  • узнавать и различать печатные буквы;
  • узнавать и различать письменные буквы;
  • различать печатные и письменные буквы;
  • знать алфавит, располагать слова в алфавитном порядке;
  • уметь пользоваться словарём (орфографическим и толковым);
  • изображать буквы, слоги и слова, писать буквы с нужным наклоном, определённой высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их;
  • определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их написание;
  • писать слова различной слоговой структуры с помощью включения слухового контроля и без него (по картинке);
  • списывать печатные и письменные буквы, слоги, слова,  предложения и короткие тексты с печатного и рукописного материала;
  • писать предложения с включением и выключением слухового контроля (по предметной, сюжетной картинке);
  • писать  различные виды диктантов (выборочные, предупредительные, объяснительные);
  • отгадывать ребусы, шарады, загадки, кроссворды;
  • сочинять небольшие рассказы с опорой на сюжетную картинку;
  • придумывать сказки;
  • составлять рассказ о себе и  о своих родственниках, семье.

V. Содержание учебного предмета.

V. 1. Содержание программы.

Сказочное царство букв.

Дорисуй мордашку животного (рисование с использованием элементов букв)

По грибы по ягоды (рисование с использованием элементов букв)

Лабиринт (безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)

Умелые ручки (лепка  букв, составление, чтение и написание слогов).

Точка, точка, запятая (рисование  букв  по клеточкам; составление, чтение и написание слогов).

Весёлая азбука. (Составление букв  по контуру, подбор и написание  слов к данным буквам)

Сказочное царство слов.

К тайнам звуков и букв.  (Гласные и согласные звуки и буквы)

А что у Вас? (Упражнения в дописывании букв, составлении и написании слогов)

Путешествие в  город   слов (Упражнения в составлении и написании слов из слогов)

Хитрые превращения. Игра в слова.  (Упражнения в составлении и  написании слов, отличающихся одной буквой)

Чудесные превращения слов. Игра в слова. ( Упражнения в составлении и написании  новых слов путём  добавления букв)

Кто больше? (Упражнения в составлении и написании слов из данных букв)

Волшебная ручка.  (Упражнения в написании слогов, слов под диктовку)

Выбор друзей в Стране Слов (Упражнения в подборе  и написании  слов – родственников)

Юный Грамотей.

 «Копилка» трудных слов. (Работа со словарными словами, с последующей их записью)

Умеешь ли ты грамотно писать? (Упражнения в списывании с рукописного текста предложений, текста)

Умеешь ли ты грамотно писать? (Упражнения в списывании с печатного текста предложений, рассказов)

Умеешь ли ты грамотно писать? (Упражнения в письме под диктовку слов,  предложений, текста)

В Королевстве ошибок. (Упражнения в нахождении ошибок в работе)

Мой друг-орфографический словарь. (Знакомство  и работа со словарём)

В стране сочинителей.

Волшебные превращения в тексте. (Упражнения в делении текста на предложения и их запись)

Текст – мозаика « В гости к Весне» (Упражнения в составлении из предложений текста и их запись)

В стране Почемучек. (Упражнения в составлении предложений вопросов,  предложений ответов и их запись)

Юный писатель.(Упражнения в составлении рассказов по сюжетной картине и их запись).

Загадки в отгадках.

В мире загадки. (Упражнения в отгадывании загадок, подборе нужной отгадки с помощью картинки).

Слова – шарады. (Упражнения в отгадывании и записи слов-  шарад)

Слова – ребусы (Упражнения в отгадывании и записи  слов-  ребусов)

Поиграем в слова: метаграммы, логогрифы, перевёртыши (Упражнения в отгадывании, составлении и записи слов)

Сказки в кроссвордах. (Упражнения в отгадывании кроссвордов)

V.2. Тематическое  планирование.

                                   Наименование    разделов

Всего часов

2.Раздел «Волшебные буквы и слова»

1.

Сказочное царство букв.

2.

Сказочное царство слов.

3.

Юный Грамотей.

4.

В стране сочинителей.

5.

Загадки в отгадках.

Всего:

29ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 1-4 класса

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ(интелектуальные нарушения) 1-4 класс (по группам 1-2 кл и 3-4 класс)...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...