ОНК 3 класс
рабочая программа (3 класс)

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onk.docx352.24 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Оксана\Desktop\титульник ОНК.jpg

I. Пояснительная записка

       Рабочая программа предназначена для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Основы национальной культуры» для обучающихся   2 – 4 классов с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями),  авторы:  Попова С.А., Коненкова О.А. (Рецензия РУМО  БОУ ДПО «ИРООО» от 09.01. 2017г.).

              В программу заложено   историческое прошлое русского народа, в процессе изучения которого   получим ответ на вопрос: «Что представлял собой тот самый народ нашего края? Что заботило, радовало и тревожило нашего соотечественника, чем он занимался, о чём рассказывал в сказках, какие слагал песни, что передавал в память своим детям и внукам»?    Знание истоков культуры, нравов, своего народа поможет понять и объяснить ребёнку многие моменты истории нашего края, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений. Лучшее же средство вступить в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, былин, легенд, сказок. Вслушаться в его песни, понять обычаи, верования, обряды своего народа. Воспитанию уважения современного человека к своему прошлому, созданию необходимости сохранения его лучших традиций, а также изучению народной словесности как первому и необходимому шагу в освоении культуры народа, способствует программа «Основы национальной культуры».

         Введение в учебный план    регионального компонента его этнокультурной составляющей позволяет сформировать у учащихся элементарные знания обрядов, обычаев, народных праздников, поверий и примет на каждый день и знание народа своего   о ведении хозяйства, о земле своего края.  

       Ведущие цели и задачи программы направлены на социокультурную адаптацию младшего школьника и на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

      Цель рабочей программы -  формирование основ этнического самосознания школьника, собственного культурного опыта и адаптация ребёнка в социокультурном пространстве.

Рабочая программа по основам национальной культуры в 3 классе   нацелена на решение следующих задач:

  • пробудить у учащихся интерес к национальной культуре;
  • научить учащегося быть соучастником социальных, духовных, нравственных процессов в городе, в селе, в школе, в семье;
  • сформировать основы культуротворческой деятельности   направленной, на адаптацию учащихся в социуме;
  • развивать самосознание ребёнка, как представителя и носителя определённого типа культуры;
  • воспитывать у учащихся интерес к национальной культуре, традициям, обычаям, ценностям родного края.

      В программе по учебному предмету «Основы национальной культуры»   предусмотрено два уровня  овладения предметными результатами:  минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по учебному предмету не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

        В 3 классе вводится традиционная система отметок по 5-балльной шкале. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют свыше 65% заданий.

 Оценка «4» - «хорошо», если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют ― от 51% до 65% заданий.

 Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют от 35% до 50% заданий;

Оценка «2» не ставится.

        В ходе реализации программы «Основы национальной культуры» в 3 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД, который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.  Он состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).         Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен(а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен(а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.

II. Общая характеристика предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Программа «Основы национальной культуры» в 3 классе представлена вторым циклом   – Круглый год в календарной обрядности русских.

В него входят 4 раздела:

1. Осень золотая.

2. Зима - чародейка

3. Весна - красавица.

4. Лето красное.

Данный цикл расширяет знания и представления детей об особенностях каждого месяца, обрядах годового цикла.  Дети, учатся объяснять, из каких месяцев состоят времена года, в какой последовательности они располагаются в году, чем отличаются друг от друга и чем схожи. Знакомятся с пословицами, поговорками, приметами, народными праздниками,   обычаями  и обрядами  русского народа, с календарно – обрядовой поэзией, основными предметами быта, труда.

Так же получают первичное представление о народной культуре, о культуре своего края, о народах, населяющих его, об их традициях. Идёт усвоение ведущей идеи: русские обряды – это своеобразные этапы в повседневной трудовой жизни народа, которая управлялась природным календарём, закреплялась в многочисленных культурных текстах с богатой национальной обрядовой символикой. Рассматривается взаимосвязь обрядов, обычаев с хозяйственной деятельностью народа.

Происходит знакомство с обширной группой календарных обрядовых песен, закличек, приговорок, которые исполняются лишь в определённые дни, месяцы года. Всё это способствует воспитанию уважения современного человека к прошлому своего народа, осознанию необходимости сохранения его лучших русских традиций.

            Курс рассчитан на 3 года обучения, в течение которых через систему практических занятий (формы учебных занятий могут быть самые разнообразные: урок в музее, урок – встреча с носителями традиций, урок – праздник и т.п.) детьми наследуется характер мировосприятия, выработанный нашими предками и запечатлённый в лучших культурных образцах, а также ими приобретается опыт собственной культуротворческой деятельности.

         Рабочей программой определён объём познавательного материала: знания о народном фольклоре, видах народного фольклора, знания об окружающем мире, временах года, календарных песнях, сказках, о народных играх, юморе, шутках. Программа содержит этнографические, исторические, фольклорные, музыкальные, искусствоведческие знания.  На уроках основы национальной культуры, происходит естественное приобщение детей к народным традициям, основанным на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого.   На каждом уроке предусмотрена работа по обогащению словаря и развитию речи, логического мышления, наблюдательности, внимания и памяти учащихся.  

      Основной формой организации процесса обучения по предмету «Основы национальной культуры» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.  На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.

Так же на уроках основы национальной культуры необходимо использовать элементы мотивирования интереса к изучению новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций,  сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, материалы из средств массовой информации, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении. В процессе обучения используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Беседа используется на всех этапах процесса обучения.

Данный предмет изучается как самостоятельно развивающий курс и имеет  тесную межпредметную связь с предметами обязательной части учебного плана, такими как: чтение, речевая практика, мир природы и человека, рисование, музыка.

                           

                              III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Основы национальной культуры» является частью учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком   КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа    рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).

                                    VI. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-  формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

 - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2. Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель− класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с

одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно

взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с

объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

3. Регулятивные учебные действия:

 - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

4. Познавательные учебные действия:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать;

- читать;

- писать;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей  действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты

К концу  3  класса  учащиеся  должны знать:

Достаточный уровень:

  • названия времён года,  их основные признаки, погодные и природные приметы;
  • названия месяцев, месяцеслов;
  • обряды  осеннего, зимнего,  весеннего - летнего циклов;
  • народные обычаи;
  • христианские народные традиции;
  • целебную силу ранних растений.

Минимальный уровень:

  • названия времён года,  их основные признаки и приметы;

названия месяцев, месяцеслов.

К концу  3  года обучения учащиеся должны уметь:

 Достаточный уровень:

  • различать и называть времена года по  погодным и природным приметам;
  • наблюдать за изменениями в природе и соотносить с народным календарём;
  • описывать народные праздники, обычаи, традиции, участвовать в беседе;
  • иллюстрировать их;
  • участвовать в праздниках.

Минимальный уровень:

  • различать и называть времена года;

наблюдать за изменениями в природе и соотносить  с народным календарём.

V.Содержание учебного предмета

V.1. Содержание программы

2 цикл. Круглый год в календарной обрядности  русских.

Осень золотая (13 часов).

Сентябрь – хмурень. Встречаем щедрую осень.

Запевало осени. Закружился листопад.

Сентябрь – вечер года. Труд людей осенью.

«Бабье лето».  Хозяйственные заботы и приметы.

Октябрь – грязник.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Плачет октябрь холодными слезами.

Покров. Покровские хозяйственные заботы.

Ноябрь – грудень.

Полузимник.  Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

Ноябрь – сумерки года.

Последний месяц осени. Погодные приметы.

Зима- чародейка (10часов).

Декабрь – студёный. Пришла зима.

Декабрь – шапка зимы. Кружевные снежинки, иней серебристый.

Проказы матушки зимы. Погодные приметы.

Николин день. Народные традиции, поверья и обряды.

Январь - просинец. Святочное ряженье.

Январь  - году начало, зиме середина.

Февраль – бокогрей. Масленица.

Февраль – последний месяц зимы. Сретенье господне.

Весна – красавица (7часов).

Март – протальник.

Встречаем весну – красну.

Апрель – снегогон. Первоцветы.

Зазывание весны, погодные и природные приметы.

Апрель -  середина весны. Благовещение. Народные традиции.

Май – травень.  Весенние заботы.

Лето  красное(3часа).

Здравствуй, Лето красное! Июнь – разноцвет.

Июль – страдник. Труд людей летом.

Чародейские травы. Август –  жнивень.

V.2. Тематическое планирование.

раздела

Название раздела.

Кол- во часов

Круглый год в календарной обрядности  русских

33ч.

1.

Осень золотая.

13 ч.

2.

Зима - чародейка.

10 ч.

3.

Весна – красавица.

7 ч.

4.

Лето  красное.

3 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...