ОНК 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Основы национальной культуры» для обучающихся 2 – 4 классов с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), авторы: Попова С.А., Коненкова О.А. (Рецензия РУМО БОУ ДПО «ИРООО» от 09.01. 2017г.).
В программу заложено историческое прошлое русского народа, в процессе изучения которого получим ответ на вопрос: «Что представлял собой тот самый народ нашего края? Что заботило, радовало и тревожило нашего соотечественника, чем он занимался, о чём рассказывал в сказках, какие слагал песни, что передавал в память своим детям и внукам»? Знание истоков культуры, нравов, своего народа поможет понять и объяснить ребёнку многие моменты истории нашего края, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений. Лучшее же средство вступить в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, былин, легенд, сказок. Вслушаться в его песни, понять обычаи, верования, обряды своего народа. Воспитанию уважения современного человека к своему прошлому, созданию необходимости сохранения его лучших традиций, а также изучению народной словесности как первому и необходимому шагу в освоении культуры народа, способствует программа «Основы национальной культуры».
Введение в учебный план регионального компонента его этнокультурной составляющей позволяет сформировать у учащихся элементарные знания обрядов, обычаев, народных праздников, поверий и примет на каждый день и знание народа своего о ведении хозяйства, о земле своего края.
Ведущие цели и задачи программы направлены на социокультурную адаптацию младшего школьника и на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
Цель рабочей программы - формирование основ этнического самосознания школьника, собственного культурного опыта и адаптация ребёнка в социокультурном пространстве.
Рабочая программа по основам национальной культуры в 3 классе нацелена на решение следующих задач:
- пробудить у учащихся интерес к национальной культуре;
- научить учащегося быть соучастником социальных, духовных, нравственных процессов в городе, в селе, в школе, в семье;
- сформировать основы культуротворческой деятельности направленной, на адаптацию учащихся в социуме;
- развивать самосознание ребёнка, как представителя и носителя определённого типа культуры;
- воспитывать у учащихся интерес к национальной культуре, традициям, обычаям, ценностям родного края.
В программе по учебному предмету «Основы национальной культуры» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по учебному предмету не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
В 3 классе вводится традиционная система отметок по 5-балльной шкале. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют свыше 65% заданий.
Оценка «4» - «хорошо», если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют ― от 51% до 65% заданий.
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют от 35% до 50% заданий;
Оценка «2» не ставится.
В ходе реализации программы «Основы национальной культуры» в 3 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД, который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Он состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май). Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен(а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен(а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.
II. Общая характеристика предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися
Программа «Основы национальной культуры» в 3 классе представлена вторым циклом – Круглый год в календарной обрядности русских.
В него входят 4 раздела:
1. Осень золотая.
2. Зима - чародейка
3. Весна - красавица.
4. Лето красное.
Данный цикл расширяет знания и представления детей об особенностях каждого месяца, обрядах годового цикла. Дети, учатся объяснять, из каких месяцев состоят времена года, в какой последовательности они располагаются в году, чем отличаются друг от друга и чем схожи. Знакомятся с пословицами, поговорками, приметами, народными праздниками, обычаями и обрядами русского народа, с календарно – обрядовой поэзией, основными предметами быта, труда.
Так же получают первичное представление о народной культуре, о культуре своего края, о народах, населяющих его, об их традициях. Идёт усвоение ведущей идеи: русские обряды – это своеобразные этапы в повседневной трудовой жизни народа, которая управлялась природным календарём, закреплялась в многочисленных культурных текстах с богатой национальной обрядовой символикой. Рассматривается взаимосвязь обрядов, обычаев с хозяйственной деятельностью народа.
Происходит знакомство с обширной группой календарных обрядовых песен, закличек, приговорок, которые исполняются лишь в определённые дни, месяцы года. Всё это способствует воспитанию уважения современного человека к прошлому своего народа, осознанию необходимости сохранения его лучших русских традиций.
Курс рассчитан на 3 года обучения, в течение которых через систему практических занятий (формы учебных занятий могут быть самые разнообразные: урок в музее, урок – встреча с носителями традиций, урок – праздник и т.п.) детьми наследуется характер мировосприятия, выработанный нашими предками и запечатлённый в лучших культурных образцах, а также ими приобретается опыт собственной культуротворческой деятельности.
Рабочей программой определён объём познавательного материала: знания о народном фольклоре, видах народного фольклора, знания об окружающем мире, временах года, календарных песнях, сказках, о народных играх, юморе, шутках. Программа содержит этнографические, исторические, фольклорные, музыкальные, искусствоведческие знания. На уроках основы национальной культуры, происходит естественное приобщение детей к народным традициям, основанным на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого. На каждом уроке предусмотрена работа по обогащению словаря и развитию речи, логического мышления, наблюдательности, внимания и памяти учащихся.
Основной формой организации процесса обучения по предмету «Основы национальной культуры» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом. На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.
Так же на уроках основы национальной культуры необходимо использовать элементы мотивирования интереса к изучению новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций, сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, материалы из средств массовой информации, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении. В процессе обучения используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Беседа используется на всех этапах процесса обучения.
Данный предмет изучается как самостоятельно развивающий курс и имеет тесную межпредметную связь с предметами обязательной части учебного плана, такими как: чтение, речевая практика, мир природы и человека, рисование, музыка.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы национальной культуры» является частью учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
VI. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2. Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель− класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
3. Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
4. Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать;
- читать;
- писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Достаточный уровень:
- названия времён года, их основные признаки, погодные и природные приметы;
- названия месяцев, месяцеслов;
- обряды осеннего, зимнего, весеннего - летнего циклов;
- народные обычаи;
- христианские народные традиции;
- целебную силу ранних растений.
Минимальный уровень:
- названия времён года, их основные признаки и приметы;
названия месяцев, месяцеслов.
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень:
- различать и называть времена года по погодным и природным приметам;
- наблюдать за изменениями в природе и соотносить с народным календарём;
- описывать народные праздники, обычаи, традиции, участвовать в беседе;
- иллюстрировать их;
- участвовать в праздниках.
Минимальный уровень:
- различать и называть времена года;
наблюдать за изменениями в природе и соотносить с народным календарём.
V.Содержание учебного предмета
V.1. Содержание программы
2 цикл. Круглый год в календарной обрядности русских.
Осень золотая (13 часов).
Сентябрь – хмурень. Встречаем щедрую осень.
Запевало осени. Закружился листопад.
Сентябрь – вечер года. Труд людей осенью.
«Бабье лето». Хозяйственные заботы и приметы.
Октябрь – грязник.
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Плачет октябрь холодными слезами.
Покров. Покровские хозяйственные заботы.
Ноябрь – грудень.
Полузимник. Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.
Ноябрь – сумерки года.
Последний месяц осени. Погодные приметы.
Зима- чародейка (10часов).
Декабрь – студёный. Пришла зима.
Декабрь – шапка зимы. Кружевные снежинки, иней серебристый.
Проказы матушки зимы. Погодные приметы.
Николин день. Народные традиции, поверья и обряды.
Январь - просинец. Святочное ряженье.
Январь - году начало, зиме середина.
Февраль – бокогрей. Масленица.
Февраль – последний месяц зимы. Сретенье господне.
Весна – красавица (7часов).
Март – протальник.
Встречаем весну – красну.
Апрель – снегогон. Первоцветы.
Зазывание весны, погодные и природные приметы.
Апрель - середина весны. Благовещение. Народные традиции.
Май – травень. Весенние заботы.
Лето красное(3часа).
Здравствуй, Лето красное! Июнь – разноцвет.
Июль – страдник. Труд людей летом.
Чародейские травы. Август – жнивень.
V.2. Тематическое планирование.
№ раздела | Название раздела. | Кол- во часов |
Круглый год в календарной обрядности русских | 33ч. | |
1. | Осень золотая. | 13 ч. |
2. | Зима - чародейка. | 10 ч. |
3. | Весна – красавица. | 7 ч. |
4. | Лето красное. | 3 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...