ОБЖ 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx361.64 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Оксана\Desktop\титульник ОБЖ.jpg

I. Пояснительная записка

Рабочая программа   предназначена для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями».

Рабочая программа разработана в  соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с  приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся  1 – 4 классов  с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями),  составители Попова С.А., Коненкова О.А. . (Рецензия БОУ ДПО «ИРООО»  от 15.09.2014г)

Цель рабочей программы – формирование бережного отношения к человеку и его здоровью, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.

Задачи программы:

  • Сформировать основы правил дорожной безопасности, пожарной безопасности, безопасности на воде и безопасного общения в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
  • Развивать потребность к здоровому образу жизни;
  • Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи.

В программе предусмотрено два уровня овладения предметными результатами по каждому году обучения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по основам безопасности жизнедеятельности в 3 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

В 3 классе используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) ставится, если обучающиеся правильно ответили и верно выполнили свыше 65% заданий.

       Оценка «4» - «хорошо» ставится, если обучающиеся правильно ответили и верно выполнили ― от 51% до 65% заданий.

 Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся правильно ответили и верно выполняют от 35% до 50% заданий.

Оценка «2» не ставится.

В ходе реализации программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в 3 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД, который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Он состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).

         Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен(а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен(а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.

II. Общая характеристика   предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

        Программа  «Основы безопасности жизнедеятельности» направлена на освоение знаний о безопасном поведении  человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровье и здоровом  образе жизни; на овладение умениями и навыками предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуации, принимать обоснованные решения своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей; на развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью;  на формирование способности и готовности к самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни.  

      Содержание предмета «Основы безопасной жизнедеятельности»  в 3 классе включает  следующие разделы:

  • Безопасность на дороге.
  • Пожарная безопасность.
  • Основы медицинских знаний и охрана здоровья  детей.    
  • Безопасное общение
  • Опасные предметы и явления.
  • Безопасность на воде.  

Материал систематизирован по темам с учётом возрастных особенностей учащихся. Знания даются концентрически, с постепенным усложнением материала. Программный материал данного предмета в 3  классе носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся. Рабочей программой определён объём познавательного материала: знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, безопасном общении, опасных предметах и явлениях, правилах безопасности на воде, оказывать первую медицинскую помощь. Обучение данного предмета охватывает все виды деятельности: игры, экскурсии, практические задания, прогулки. На каждом уроке отрабатывается умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью, предвидеть угрозу опасности, не растеряться в неожиданных обстоятельствах, правильно действовать в опасных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми.  Так же учащиеся овладевают знаниями об опасных предметах и явлениях, учатся правилам безопасного поведения в таких ситуациях. В процессе обучения особое внимание уделяется  вредным привычкам, их печальным последствиям и пагубном влиянии на организм человека. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» это комплекс обучения не только безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала.

Основной формой организации процесса обучения по предмету «Основы безопасности  жизнедеятельности» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок  оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.  На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта. Также,  на уроках основы безопасности жизнедеятельности можно использовать элементы  мотивирования интереса к изучению  новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций,  сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, информацию из средств массовой информации, наглядные схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении. В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Беседа используется на всех этапах процесса обучения. Уроки основы безопасности жизнедеятельности тесно связаны с уроками чтения, мир природы и человека, речевой практикой, азбукой повседневной жизни.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком   КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа    рассчитана на 29 часов в год (1 час в неделю).

VI. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-  формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к  осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней,  и эстетическому её восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2. Коммуникативные учебные действия:

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться,  сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
  • договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;

3. Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями  (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

4. Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать,  классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • читать;
  • писать;
  • выполнять арифметические действия;
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях).

Предметные результаты

К концу обучения в 3 классе  учащиеся  должны знать:

Достаточный уровень: 

  • причины  дорожно -  транспортных  аварий;  
  • назначение светофора и дорожных знаков;
  • правила перехода проезжей части дороги;
  • скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
  • правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
  • правила движения на велосипедах;
  •  правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • правила поведения  пешеходов;
  • меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии;
  • понятие «пожарная техника» и её назначение;  правила поведения  при возникновении пожара в пожароопасных помещениях;
  • противопожарные меры и средства тушения огня;
  • причины и признаки болезни; какие врачи нас лечат;
  • как вести себя, если вы потерялись в местах большого скопления людей, оказались заложником;
  • ядовитые растения, ягоды, грибы;

правила поведения на водоёмах в  различное время года;  способы спасения.

Минимальный уровень

  • назначение светофора и дорожных знаков;
  • правила перехода проезжей части дороги;
  •  обязанности пассажира при следовании железнодорожным транспортом;
  • правила движения на велосипедах;
  • правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • правила поведения  пешеходов;
  • меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии;
  •   правила поведения  при возникновении пожара;
  • противопожарные меры;
  • правила поведения  в местах большого скопления людей;  
  • ядовитые растения, ягоды, грибы;

К концу обучения в 3   классе  учащиеся  должны  уметь:

Достаточный уровень: 

  • различать сигналы светофора и дорожные знаки;
  • правильно переходить проезжую часть дороги, перекрёсток;
  • соблюдать правила движения на велосипедах;
  • соблюдать правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • соблюдать правила поведения  пешеходов;
  • соблюдать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии;
  • вызвать  пожарных; пользоваться средствами тушения огня;
  • распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами, ягодами, растениями;
  • правильно вести себя на водоёмах в различное время года;
  • оказать помощь утопающему.

Минимальный уровень

  • различать сигналы светофора;
  • различать  дорожные знаки;
  • правильно переходить проезжую часть дороги; 
  • соблюдать правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • соблюдать правила поведения  пешеходов;
  • соблюдать меры безопасности  в быту;
  • вызвать  пожарных;
  •  вызвать скорую помощь при отравлении ядовитыми грибами, ягодами, растениями;
  • правильно вести себя на водоёмах в различное время года;
  • позвать на помощь,  вызвать скорую помощь;

V. Содержание учебного предмета.

                                          V.1.  Содержание  программы.

                                   1 раздел. Безопасность на дороге(9 часов).

Причины дорожных аварий. Светофор и дорожные знаки. Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта. Правила перехода проезжей части дороги.. Экскурсия на железнодорожный  вокзал. Правила поведения на  железной дороге. Велосипед как разновидность транспортного средства. Экскурсия. Правила поведения пешеходов в соответствии с требованиями регулировщика и сигналов светофора.

2 раздел.  Пожарная безопасность(8 часов).

Предметы бытовой химии и их безопасное применение. Как уберечься от ожогов.  Экскурсия в пожарную часть. Пожарная техника. Её назначение Подвал и чердак – пожароопасные помещения. Противопожарные меры при пожаре. Средства  тушения огня.  

3 раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья  детей (5 часов).

Почему мы болеем.    Причины и признаки болезни. Кто и как предохраняет нас от болезней. Какие врачи нас лечат. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Домашняя аптечка.

4 раздел.  Безопасное общение (4 часа).

Опасные ситуации. Если вы потерялись. Опасные ситуации. Правила поведения в местах скопления большого количества людей. Терроризм. Что делать,  если вы оказались заложником. Как избежать опасных домогательств и насилия.

5 раздел.  Опасные предметы и явления (4 часа).

Растения нашего леса. Отравления ядовитыми растениями. Ягоды  нашего леса. Отравление ядовитыми ягодами. Грибы нашего леса. Отравление ядовитыми грибами. Телевизор. Почему нельзя долго смотреть телевизор.

6 раздел. Безопасность на воде (4 часа).

Правила поведения на водоёмах и меры безопасности в осенний  период. Способы  спасения.  Помощь терпящим  бедствия на воде.  Осторожно – опасный  лёд!  Водоёмы весной. Правила и меры безопасности на воде в весенний период.  Правила поведения на водоёмах, пляжах в летний период. Как помочь утопающему.

                                              V.2. Тематический план. 

п  п

Разделы программы

Кол-во

часов

1.

Безопасность на дороге.

2.

Пожарная безопасность.

3.

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.                  

5ч.

4.

Безопасное общение.

5.

Опасные предметы и явления.

4ч.

6.

Безопасность на воде.

4ч.

                                                                                          Всего

29ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...