ОБЖ 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями».
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1 – 4 классов с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), составители Попова С.А., Коненкова О.А. . (Рецензия БОУ ДПО «ИРООО» от 15.09.2014г)
Цель рабочей программы – формирование бережного отношения к человеку и его здоровью, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.
Задачи программы:
- Сформировать основы правил дорожной безопасности, пожарной безопасности, безопасности на воде и безопасного общения в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
- Развивать потребность к здоровому образу жизни;
- Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи.
В программе предусмотрено два уровня овладения предметными результатами по каждому году обучения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по основам безопасности жизнедеятельности в 3 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
В 3 классе используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) ставится, если обучающиеся правильно ответили и верно выполнили свыше 65% заданий.
Оценка «4» - «хорошо» ставится, если обучающиеся правильно ответили и верно выполнили ― от 51% до 65% заданий.
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся правильно ответили и верно выполняют от 35% до 50% заданий.
Оценка «2» не ставится.
В ходе реализации программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в 3 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД, который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Он состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).
Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен(а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен(а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.
II. Общая характеристика предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» направлена на освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровье и здоровом образе жизни; на овладение умениями и навыками предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуации, принимать обоснованные решения своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей; на развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью; на формирование способности и готовности к самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни.
Содержание предмета «Основы безопасной жизнедеятельности» в 3 классе включает следующие разделы:
- Безопасность на дороге.
- Пожарная безопасность.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
- Безопасное общение
- Опасные предметы и явления.
- Безопасность на воде.
Материал систематизирован по темам с учётом возрастных особенностей учащихся. Знания даются концентрически, с постепенным усложнением материала. Программный материал данного предмета в 3 классе носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся. Рабочей программой определён объём познавательного материала: знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, безопасном общении, опасных предметах и явлениях, правилах безопасности на воде, оказывать первую медицинскую помощь. Обучение данного предмета охватывает все виды деятельности: игры, экскурсии, практические задания, прогулки. На каждом уроке отрабатывается умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью, предвидеть угрозу опасности, не растеряться в неожиданных обстоятельствах, правильно действовать в опасных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми. Так же учащиеся овладевают знаниями об опасных предметах и явлениях, учатся правилам безопасного поведения в таких ситуациях. В процессе обучения особое внимание уделяется вредным привычкам, их печальным последствиям и пагубном влиянии на организм человека. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» это комплекс обучения не только безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала.
Основной формой организации процесса обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом. На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта. Также, на уроках основы безопасности жизнедеятельности можно использовать элементы мотивирования интереса к изучению новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций, сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, информацию из средств массовой информации, наглядные схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении. В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Беседа используется на всех этапах процесса обучения. Уроки основы безопасности жизнедеятельности тесно связаны с уроками чтения, мир природы и человека, речевой практикой, азбукой повседневной жизни.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа рассчитана на 29 часов в год (1 час в неделю).
VI. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2. Коммуникативные учебные действия:
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
- договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;
3. Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
4. Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- читать;
- писать;
- выполнять арифметические действия;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях).
Предметные результаты
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны знать:
Достаточный уровень:
- причины дорожно - транспортных аварий;
- назначение светофора и дорожных знаков;
- правила перехода проезжей части дороги;
- скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
- правила движения на велосипедах;
- правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
- правила поведения пешеходов;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии;
- понятие «пожарная техника» и её назначение; правила поведения при возникновении пожара в пожароопасных помещениях;
- противопожарные меры и средства тушения огня;
- причины и признаки болезни; какие врачи нас лечат;
- как вести себя, если вы потерялись в местах большого скопления людей, оказались заложником;
- ядовитые растения, ягоды, грибы;
правила поведения на водоёмах в различное время года; способы спасения.
Минимальный уровень
- назначение светофора и дорожных знаков;
- правила перехода проезжей части дороги;
- обязанности пассажира при следовании железнодорожным транспортом;
- правила движения на велосипедах;
- правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
- правила поведения пешеходов;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии;
- правила поведения при возникновении пожара;
- противопожарные меры;
- правила поведения в местах большого скопления людей;
- ядовитые растения, ягоды, грибы;
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень:
- различать сигналы светофора и дорожные знаки;
- правильно переходить проезжую часть дороги, перекрёсток;
- соблюдать правила движения на велосипедах;
- соблюдать правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
- соблюдать правила поведения пешеходов;
- соблюдать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии;
- вызвать пожарных; пользоваться средствами тушения огня;
- распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами, ягодами, растениями;
- правильно вести себя на водоёмах в различное время года;
- оказать помощь утопающему.
Минимальный уровень
- различать сигналы светофора;
- различать дорожные знаки;
- правильно переходить проезжую часть дороги;
- соблюдать правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
- соблюдать правила поведения пешеходов;
- соблюдать меры безопасности в быту;
- вызвать пожарных;
- вызвать скорую помощь при отравлении ядовитыми грибами, ягодами, растениями;
- правильно вести себя на водоёмах в различное время года;
- позвать на помощь, вызвать скорую помощь;
V. Содержание учебного предмета.
V.1. Содержание программы.
1 раздел. Безопасность на дороге(9 часов).
Причины дорожных аварий. Светофор и дорожные знаки. Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта. Правила перехода проезжей части дороги.. Экскурсия на железнодорожный вокзал. Правила поведения на железной дороге. Велосипед как разновидность транспортного средства. Экскурсия. Правила поведения пешеходов в соответствии с требованиями регулировщика и сигналов светофора.
2 раздел. Пожарная безопасность(8 часов).
Предметы бытовой химии и их безопасное применение. Как уберечься от ожогов. Экскурсия в пожарную часть. Пожарная техника. Её назначение Подвал и чердак – пожароопасные помещения. Противопожарные меры при пожаре. Средства тушения огня.
3 раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей (5 часов).
Почему мы болеем. Причины и признаки болезни. Кто и как предохраняет нас от болезней. Какие врачи нас лечат. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Домашняя аптечка.
4 раздел. Безопасное общение (4 часа).
Опасные ситуации. Если вы потерялись. Опасные ситуации. Правила поведения в местах скопления большого количества людей. Терроризм. Что делать, если вы оказались заложником. Как избежать опасных домогательств и насилия.
5 раздел. Опасные предметы и явления (4 часа).
Растения нашего леса. Отравления ядовитыми растениями. Ягоды нашего леса. Отравление ядовитыми ягодами. Грибы нашего леса. Отравление ядовитыми грибами. Телевизор. Почему нельзя долго смотреть телевизор.
6 раздел. Безопасность на воде (4 часа).
Правила поведения на водоёмах и меры безопасности в осенний период. Способы спасения. Помощь терпящим бедствия на воде. Осторожно – опасный лёд! Водоёмы весной. Правила и меры безопасности на воде в весенний период. Правила поведения на водоёмах, пляжах в летний период. Как помочь утопающему.
V.2. Тематический план.
№ п п | Разделы программы | Кол-во часов |
1. | Безопасность на дороге. | 6ч |
2. | Пожарная безопасность. | 6ч |
3. | Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. | 5ч. |
4. | Безопасное общение. | 4ч |
5. | Опасные предметы и явления. | 4ч. |
6. | Безопасность на воде. | 4ч. |
Всего | 29ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...