Рабочая программа курса "Мир профессий" 3 класс
методическая разработка (3 класс)
Материал содердит Пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса "Мир профессий" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 25.54 КБ |
Календарно-тематическое планирование | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Содержание учебного курса.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи программы:
- формировать положительное отношение к труду и людям труда
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
- содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
Содержание программы «Мир профессий»
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» направлена на:
- формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека
- формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией
- развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;
- формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Кемеровской области.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».
Данная программа предпрофильного курса разработана с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Зачатки детских интересов, учтены при планировании курса:
• 1- 2 класс – интерес ко всем видам работы в школе;
• 3- 4 класс - дифференцируется интерес к работе в школе (любимые и нелюбимые предметы) и появляется интерес к коллекционированию.
3 класс - переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Через игры, вопросы и творческие задания, связанные с профессиями, привести детей к осознанию ценности труда, пониманию того, что не существует ненужных профессий.
Знакомство с классификацией профессий. Расширение знаний о профессиях нашего города.
Основные формы организации по выполнению данной программы:
уроки, беседы, экскурсии, общественно – полезный труд, классные часы, диспуты, лекции, викторины, практические работы.
II.Тематическое распределение часов курса
«МИР ПРОФЕССИЙ»
№п/п Раздел | Кол-во часов |
Введение в мир профессий | 5 |
Профессии в школе | 4 |
Знакомство с различными профессиями | 13 |
Проект «Азбука профессий» | 6 |
Профессия моих родителей | 3 |
Викторина «Что мы узнали?» | 12 |
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 |
Итого | 34 час. |
III. Планируемые результаты освоения учебного курса
Ученик, владеющий информацией о мире профессий, заинтересованный в развитии своих способностей, т.к. на занятиях имел возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.
Личностные результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- о различных способах самореализации и самосовершенствования;
- какими личностными качествами должен обладать успешный человек;
- как стать более организованным и ответственным;
- как повысить свою самооценку;
- как строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления;
- как планировать свои учебные и личные дела и выполнять их;
- как делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель.
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
- назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов.
Обучающийся научится:
- умением объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки;
- навыком развития таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям,
- умением управлять эмоциями;
- коммуникативными умениями, навыками добывания знаний и совершенствования успешного обучения;
- навыком аналитического и креативного мышления;
- профессиональной осведомленностью;
- способностью не только усваивать знания, но и использовать их на практике.
- на основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;
- оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
- планировать свою деятельность и осуществлять контроль за ее ходом.
соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами
Обучающийся получит возможность научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- Определение «профессия».
- Понятие «профессиональный выбор».
- Понятие «классификация профессий».
- Понятия «востребованность и рынок труда».
- Особенности 40 профессий.
- Понятие «работоспособность».
- составлять связный рассказ о профессии;
- анализировать и обобщать полученные профориентационные знания;
- самостоятельно работать с занимательной литературой;
- готовить сообщения о профессиях и выступать с ними на занятиях;
- аргументировать «новые горизонты» в дальнейшем личностном развитии.
- применять полученные знания в жизни.
Предварительный просмотр:
3.Календарно-тематическое планирование курса «Мир профессий »
Рабочая программа предусматривает обучение по Мир профессий в объеме 34 часа.
В соответствии с годовым календарным графиком школы, расписанием занятий, календарно-тематическим планированием 3 – Б классе в объеме 34 часа,
№ п\п | Дата 3 Б | Наименование темы | Примечание | |
план | факт | |||
Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Знакомство с профессией милиционера. | ||||
Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы». | ||||
Кем быть? | ||||
Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!». Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» | ||||
Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» | ||||
Встреча с нашими героями | ||||
Кто такой мастер? Что такое призвание? | ||||
Из истории слов. Работа со словарём. | ||||
Профессии наших мам. | ||||
2 четверть | ||||
Профессии наших мам. | ||||
Сочинение на тему: «Моя мама - мастер» | ||||
Профессии наших пап. | ||||
Сочинение на тему: «Мой папа - мастер» | ||||
«Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное мероприятие. | ||||
Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии? | ||||
Менеджер. Кто может работать по этой профессии? | ||||
Спасатель. Кто может работать по этой профессии? | ||||
3 четверть | ||||
«Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших шефов. | ||||
Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией. | ||||
Кто может работать по профессии риэлтор? | ||||
Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии? | ||||
Экскурсия на фермерское угодье. | ||||
Коммерсант. Знакомство с профессией. | ||||
Кто может работать по этой профессии? | ||||
Знакомство с профессией бизнесмена. | ||||
Кто может работать по этой профессии? | ||||
«Какая профессия меня привлекает?» | ||||
4 четверть | ||||
Поэтическая игротека «В мире профессий». | ||||
Конкурс рисунков: « Все работы хороши». | ||||
Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!» | ||||
Художник. Профессия или призвание? | ||||
«Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику. | ||||
Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений «Радуга профессий» | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...