Проект для создания безбарьерной среды в инклюзивном пространстве "Мы вместе"
проект
Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в школьном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.
Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в клаасе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.1_my_vmeste.docx | 81.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2.1
Проект по социализации ребёнка с ОВЗ
"Мы вместе"
Актуальность проблемы
Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в школьном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.
Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в клаасе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
№ | Участники проекта | Ожидаемый результат |
1. | Ребёнок с ОВЗ | Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ |
2. | Родители | Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития |
3. | Ребёнок, педагоги | Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития. |
4. | Педагоги | Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий. |
Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.
Наименование проекта | «Мы вместе» |
Исполнители проекта | Акимова Ю.В. – учитель начальных классов Гец И.М. - учитель музыки Петухова А.И - учитель-логопед Николаенко И.В - психолог |
Название образовательного учреждения | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кайгородская основная общеобразовательная школа |
Вид проекта | творческий, игровой, коллективный. Проект рассчитан на детей с нарушением интеллекта (6-11 лет). |
Срок реализации проекта | Долгосрочный – 5 лет |
Цель проекта | Развитие познавательной, эмоциональной сферы, речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с нарушением интеллектуального развития |
Задачи проекта | Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Стабилизация эмоционального состояния детей (снятие психического и физического напряжения, снижение тревожности, страха, агрессии), создание положительного эмоционального настроя. Формировать навыки речевого общения. Расширять словарный запас у детей, развивать связную речь. Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. |
Участники проекта | Дети нарушением интеллектуального развития, родители (законные представители), педагоги группы (учитель-начальных классов, учитель музыки, педагог-психолог, учитель - логопед), родители воспитанников. |
Нормативно-правовое обеспечение проекта |
|
Основные направления реализации проекта |
|
Этапы: |
(разработка проекта) -сентябрь |
(сбор и анализ информации, подготовка к реализации проекта) -сентябрь | |
(реализация проекта) – учебный год | |
- май |
Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.
Задачи проекта:
- Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
- Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми класса
- Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
- Внедрение современных образовательных технологий
Показатели результативности и эффективности проекта
- Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
- Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
- Повышение показателей качества обученности ребёнка.
- Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
- Привитие толерантного отношения детей-нормы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
- Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное пространство
Описание основных мероприятий проекта
- Подготовительный этап.
- Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
- Сбор информации (рекомендации ПМПК, опрос родителей).
- Логопедическое обследование ребенка с нарушением интеллекта.
- Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением интеллекта.
- Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта.
- Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
- Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
- Прогнозирование результатов.
Разработка методов реализации проекта
- Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением интеллекта учителем – сопроводителем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем.
- Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
- Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением интеллекта.
- Изменение неверного представления у детей класса по отношению к ребёнку с ОВЗ.
- Разработка сценариев, мероприятий, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив детей-нормы.
Календарный план по реализации проекта
№ | Направления работы | Пути реализации | Сроки |
1. | Сбор информации | Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей | Сентябрь |
2. | Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением интеллекта | Составление плана работы с учётом возможностей ребенка | Сентябрь |
3 | Организация адаптационного периода Сбор информации Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ | Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей Диагностика состояния речи ребёнка | Сентябрь |
4. | Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением интеллекта | Составление плана работы с учётом возможностей ребенка | Сентябрь - Май |
5 | Развитие коммуникативных навыков | Организация ежедневного «Утра радостных встреч». | В течение года |
6 | Художественное направление | организовать участие ребёнка в концертах, выставках, конкурсах творческих работ и проектов | В течении года |
7 | Досуговое направление | привлекать к прогулкам, совместным поездкам, спортивным мероприятиям, объединениям дополнительного образования, посещению секций, кружков | В течении года |
8 | Общественное направление | привлекать к изготовлению подарков, сувениров, помощи ветеранам, нуждающимся, общественным акциям и т.п.). | В течении года |
9 | Трудовое направление | организовать участие в трудовых десантах и летних трудовых отрядах, в рамках которых осуществляются экологические субботники, озеленение и благоустройство территории и т.п.). | В течении года |
10 | Спортивное направление | организовать участие в спортивных праздниках и соревнованиях, посещение спортивных секций | В течении года |
11 | Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания | Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками. Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.) Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы) Участие в акции «Покорми птиц» Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц. | В течение года
|
12 | Работа с родителями | Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц. Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка: беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов. Консультации: «Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка - инвалида»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка школьного возраста»; «Требования к ребенку и его обязанности в семье» | В течение года |
Литература.
- Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
- Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
- Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механизмы эффективного сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях универсальной безбарьерной среды
Не бывае трудных детей, просто когда-то кто-то не увидел, не помог вовремя...
Механизмы эффективного сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях универсальной безбарьерной среды
Не бывает трудных детей, просто когда-то кто-то не увидел, не помог вовремя...
Приказ "Об утверждении муниципальных образовательных организаций в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды"
Приказ "Об утверждении муниципальных образовательных организаций в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды"...
Роль учебных проектов в создании развивающей образовательной среды
Проектный метод формирует такие параметры личности, как интеллект, креативность, коммуникативные умения.Применение в учебной деятельности метода проекта требует тщательной подготовки и отбора материал...
Статья "Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограничееными возможностямиздоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"в МБОУ "Алтайская СОШ №2""
В статье раскрыты основные направления работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"...
Статья "Использование внутришкольного проекта "Будь здоров!" для создания здоровьесозидающей среды школы"
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем сек...
Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".
Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...