Программа экологического проекта
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Всероссийский фестиваль педагогического творчества
/2015-2016 уч.г./
Номинация: Организация воспитательного процесса
Название работы: Экологический проект «Радуга»
Автор: Кашлакова Евгения
Александровна
Учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
Место выполнения работы: Иркутская область, г. Ангарск, МБОУ «СОШ №40»
Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы.
Джон Раскин
Актуальность проекта
В последние годы в результате ухудшающейся экологической обстановки во многих странах мира, а так же под влиянием решений международной общественности вопросам образования на всех уровнях обучения, а также и воспитания придаётся всё большая экологическая направленность. Это актуально для каждого человека от рождения до ухода его из жизни. Изменения в структуре экономики призваны обеспечить устойчивое развитие общества и создать для населения Земли лучшие условия жизни при рациональном использовании ресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя ее будущим поколениям.
Иркутская область является крупнейшим центром сибирской индустрии, деятельность промышленных предприятий которого оказывает серьёзное воздействие на окружающую среду. Экономика области испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения. Настоящей работой мы хотели обратить внимание на проблему повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.
Цель: развитие экологической грамотности учащихся, формирование высокого уровня их экологической культуры, чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг, повышение уровня информированности детей об экологических факторах и их влиянии на здоровье, формирование экологически правильного поведения в повседневной жизни.
Задачи:
- Обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов, осуществление экологического воспитания;
- Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
- Формирование исследовательских навыков;
- Приобретение обучающимися школы опыта участия в общественно-полезных делах;
- Развитие у учащихся умения самостоятельно мыслить, доступно излагать информацию, делать выводы, строить прогнозы;
- Организация конструктивного общения младших школьников.
Источники информации:
-«Экология для начальной школы. Игры и проект» Цветкова И.В.
- «В гармонии с природой» Жук Л.И.
- журналы «Начальная школа»
- интернет-ресурсы
Тип проекта: групповой, долгосрочный, творческий
Прогнозируемые результаты:
-Ученик будет знать: экологическую ситуацию в городе, микрорайоне, на пришкольной территории; нормы экологического поведения; способы экологического взаимодействия с окружающим миром;
-Ученик будет уметь: осуществлять сбор информации, использовать различные источники; работать в группах; оформлять результаты своей деятельности; транслировать экологическую информацию;
-Ученик будет развивать в себе: любознательность, усидчивость, коммуникабельность, организованность.
Структура деятельности по проекту.
Периоды | «Тропинки в природу» | Акция | Примерные сроки |
Осень | «Синичкин дом» | Сентябрь Октябрь Ноябрь | |
Зима | «Зимние забавы» | Декабрь Январь | |
Лето | «Подари жизнь» | Февраль Март Апрель Май |
Описание проекта
«Тропинки в природу» - экскурсии.
Все природные объекты на территории школы и в её помещениях должны помогать приобщению ребёнка к основам экологической культуры. Именно поэтому планируется проводить тематические прогулки со школьниками.
Темы прогулок: «Вальс осенних листьев», «О небе», «Городские птицы», «Сезонные явления», «Почему сосульки плачут», «Рождение листочка».
На прогулках ребята будут наблюдать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, как меняется цвет листьев во время листопада. Возможно, ребята начнут проявлять интерес к окружающей природе. На одной из прогулок следует обострить проблему мусора в роще возле школы («эффект мусорной кучи»), предложить участвовать в поддержании чистоты родного города.
Акция «Синичкин домик»
На Руси много памятных дней и праздников. Одним из таковых является Синичкин День, который по народному календарю, выпадает на 14 ноября. В рамках акции планируются несколько конкурсов: «Птичий дом», «Птичья столовая». Осуществляется сбор корма для птиц, изготовление кормушек. По окончании конкурсов организуется совместная прогулка с детьми (размещение кормушек и корма для птиц на территории школы). Ребята смогут пообщаться с природой: развешать кормушки, сами насыпать корм, рассказать стихи, призывающие всех помочь этим удивительным созданиям. Игры – немаловажный элемент мероприятия, и, кроме радости от игры, дети получат знания о птицах. Итогом работы планируется создание творческой коллективной композиции «Городские птички».
Акция «Зимние забавы»
Одним из направлений в формировании экологического сознания является идея здорового образа жизни. Сегодня качество здоровья населения падает из-за неблагоприятного воздействия измененной человеком окружающей среды. Другим фактором является утрата ценностного отношения к здоровью. Основы культуры здоровья необходимо закладывать в раннем возрасте, для того чтобы впоследствии это стало нормой жизни. Здоровьесберегающие технологии стали основой в проведении акции «Зимние забавы».
Планируется организовать несколько совместных прогулок: катание с горы, игра в снежки, лепка снежных фигур. Во время прогулок следует обязательно проводить подвижные игры, знакомить с элементами дыхательной гимнастики, совершенствовали двигательные навыки. Итогом акции планируется организация фотовернисажа «Зимние забавы»
Акция «Подари жизнь …»
Данная акция транслируется уже на уровень школы. Выход ко всем начальным классам с предложением о благоустройстве пришкольного участка. Акция – долгосрочная (3-4 месяца), практико-ориентированная. Обучающиеся поучаствуют в совместной деятельности, в разновозрастном общении. У них появится возможность проявить свою самостоятельность, креативность.
Результатом акции будут выращенные самостоятельно садовые цветы, разбитые на пришкольном участке цветочные клумбы.
АРХИВ МАТЕРИАЛОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ.
Экологический проект "Радуга" |
Фестиваль — Педагогические идеи и технологии: среднее образование |
Постоянный адрес работы (URL): https://educontest.net/component/content/article/93287 |
Автор работы: Кашлакова Евгения Александровна, МБОУ "СОШ №40" г. Ангарска, Иркутской области. |
Дата публикации: 27.12.15 15:45 |
Просмотров работы участниками: 116 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект в начальной школе
Предлагаемый проект «Экологическая безопасность» разработан для учащихся 3-4 классов начальной школы и тесно связан с учебной темой «Наша безопасность». ...
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе
Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...
Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».
Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....
программа реализации авторского экологического проекта "Клуб СОЛНЫШАТА"
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТКЛУБ «СОЛНЫШАТА» Автор: Виноградова Татьяна Павловна,учитель начальных классов,...
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Экологический проект "Экологический суд"
Данная разработка представлена в виде ролевого проекта, участники которого ученики 2-4 классов....
Экологический проект "Экологический марафон 2010-2014"
В 2010 году наша школа вошла в число пилотных школ Алтайского края по реализации ФГОС второго поколения. Была разработана программа внеурочной деятельности. В качестве проектной деятельности во внеуро...