Экологический проект "Экологический марафон 2010-2014"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Наливайко Марина Михайловна

В 2010 году наша школа вошла в число пилотных школ Алтайского края по реализации ФГОС второго поколения. Была разработана программа внеурочной деятельности. В качестве проектной деятельности во внеурочное время  мною  был разработан проект на 4 года «Экологический марафон 2010-2014».

Проблема: Экологическое образование и воспитание учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx76.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гальбштадтская СОШ»

Проект «Экологический марафон 2010-2014»

Автор проекта: Марина Михайловна Наливайко, учитель начальных классов.

Аннотация

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа пробуждала в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века Веком ребёнка.

Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства. В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души. 

Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель.  Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Но если не помочь ребёнку открыть  в себе способность выражать свой  восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем  художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть источником – питающим душу.

Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:

оторванность от жизни;

неумение применять на практике природоведческие знания.

На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души, помогать сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития:

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».  /Н. Заболоцкий ./ 

Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет  Любовь на Земле ко всему живому, и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.

Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов, так как он имеет ряд преимуществ перед другими методами. В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, названы:

высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала,который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые:

Необходимо    наличие    социально    значимой    задачи    (проблемы)    - исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Проблема - Проектирование - Поиск информаци – Портфолио - Продукт –Презентация – вот основные этапы проектной деятельности.

Основная часть

В 2010 году наша школа вошла в число пилотных школ Алтайского края по реализации ФГОС второго поколения. Была разработана программа внеурочной деятельности. В качестве проектной деятельности во внеурочное время  мною  был разработан проект на 4 года «Экологический марафон 2010-2014».

Проблема: Экологическое образование и воспитание учащихся.

Цель проекта: 

  • выяснить представления детей о взаимоотношении человека с природой, заинтересовать проблемой;
  • создание интеллектуально - эмоциональной среды для понимания взаимосвязи человека и природы через сказки, притчи;
  • формировать представления о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга, развитие уважения к людям через рассмотрение их отношения к природе.

 Задачи проекта:

 Обучающие:

  • формировать у детей представление о природе;
  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

 Развивающие:

  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
  • приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни;
  • прививать навыки самостоятельной работы.

 Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональное отношение к природе, общение с ними на равных;
  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Универсальные учебные действия:

 Регулятивные

  • Определять цель выполнения работы под руководством учителя;
  • Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;
  • Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.

 Коммуникативные

  • Уметь согласованно работать в группе;
  • Взаимодействие и сотрудничество;
  • Уметь подчиняться правилам;
  • Разрешать конфликты;
  • Слушать и понимать речь других.

 Познавательные

  • Слушать и понимать речь других;
  • Отвечать на вопросы, товарищей по классу, ставить вопросы;
  • Уметь классифицировать, наблюдать.

 Личностные

  • Делать выбор, какой поступок совершить (опираясь на правила поведения
  • Работа с родителями
  • вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, экологический.

Участники проекта:

1 этап 2010-2011 – 1 класс

2 этап 2011-2012 – 2 класс

3 этап 2012-2013 – 3 класс

4 этап 2013-2014 – 4 класс

Сроки выполнения проекта: долгосрочный (2010-2014 учебные годы)

Перечень форм и методов реализации проекта:

Классные часы ("Береги природу!", "Что такое Красная книга?", "Защитники природы" и другие), презентации, участие в творческих конкурсах разных уровней.

Творческая деятельность: 

Природоохранные акции, выставка поделок, рисунков, экскурсии в природу,

создание театра мод из бросового материала , сочинение сказок, рассказов, эссе о природе, создание кукольного экологического театра, проведение экологического праздника.

Ожидаемые результаты:

 Для учащихся

  • Расширение представлений о природе; о неразрывной связи человека и природы;
  • Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде;
  • Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
  • Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

 Для родителей

  • Повышение уровня экологического сознания;
  • Активное участие в жизнедеятельности класса.

 Для педагога

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;
  • Личностный и профессиональный рост;
  • Самореализация

Реализация проекта:

2010-2011 – 1 класс

  1. Творческий проект «Волшебные камни»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт: выставка работ.

Результат:творческая презентация работ из природного материала учащимся начальных классов, фотожурнал.

  1. Творческий проект «Осенний листочек – живи!»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:выставка работ.

Результат: творческая презентация работ из природного материала учащимся начальных классов, фотожурнал.

  1. Творческий проект «Чудесные семена»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:выставка работ.

Результат: творческая презентация работ из природного материала учащимся начальных классов, фотожурнал.

  1. Исследовательско – творческий проект «Сохраним жизнь ёлочке»

Авторы: Галкин Данил, Лымарев Александр, Шлее Эрика

Продукт:акция листовок в селе «Не губите ёлочку!», сборник стихов и сказок собственного сочинения «Новогодняя красавица», выставка поделок «Новогодняя мастерская»

Результат: Участие в Краевом туре Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (АКДЦ);  Краевом экологическом фестивале  «Наш дом - Алтай», посвящённому 75-летию Алтайского края (Благодарность за участие и подготовку финалистов, статьи в краевой газете «Природа Алтая» и сборнике работ участников фестиваля); во Всероссийском конкурсе научно – исследовательских работ «Земляне» (Дипломы III степени); участие во Всероссийском конкурсе научно-популярных работ «Живая наука».

  1. – 2 класс
  1. Создание экологического театра моды «Экологический дизайн»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:презентация – дефиле на ежегодном школьном творческом конкурсе «Поём и танцуем с учителями» .

Результат: видео и фотожурнал.

  1. Исследовательская работа «Порхающее чудо планеты Земля»

Автор: Сушко Дмитрий.

Продукт:Исследовательская работа  после посещения выставки тропических бабочек в г.Барнауле..

Результат: .

  1. Исследовательско – творческий проект «Есть ли выход из мусорного тупика?»

Авторы: Лымарев Александр, Шеремет Александра, Ерёменко Катерина.

Продукт:экологические призывы к односельчанам «Чисто не там, где сорят, а там, где убирают!», экологический дизайн.

Результат: Участие в районном конкурсе «Гумбольдтские чтения» (1 место), участие  в Краевом  конкурс исследовательских работ «Юный Знайка» (Диплом I степени); участие в Краевом туре Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (АКДЦ); Краевом экологическом фестивале  «Наш дом - Алтай», посвящённому 75-летию Алтайского края (Благодарность за участие и подготовку финалистов); участие во Всероссийском конкурсе научно-популярных работ «Живая наука».

 

  1. – 3 класс
  1. Создание экологического кукольного театра.

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:выступления с экологическими сказками – постановками перед ребятами детского сада и учащимися начальной школы..

Результат: видео и фотожурнал.

  1. Литературные работы  на тему «Мой край».

Участники: Сушко Дмитрий, Ерёменко Катерина.

Продукт:эссе и рассказ о родном крае.

Результат: Международный экологический конкурс «Мы за здоровый образ жизни» (Дипломы Лауреатов и работы вошли в сборник лучших работ «Дети о родном крае»); конкурс районной газеты «Новое время» на лучшую литературную  экологическую работу о родном крае (Дипломы победителей за I место)

  1. Исследовательско – творческий проект «Экологический теремок»

Авторы: Лымарев Александр,  Галкин Данил, Шлее Эрика.

Продукт: сборник экологических сказок собственного сочинения «Теремок», коллективно – творческая работа в гофротехнике «Теремок».

Результат: Работа в гофротехнике на выставку районного Смотра художественной самодеятельности – 1 место;  «Гумбольдтские чтения» (школьный уровень – 1 место, окружной – 2 место); Краевом экологическом фестивале  «Наш дом - Алтай», посвящённому Году окружающей среды; участие в Краевом туре Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (АКДЦ)

  1. – 4 класс
  1. Экологический праздник «Сохраним жизнь на Земле», посвящённый Году окружающей среды.

Участники: совместная деятельность учащихся 1-4 классов и родителей.

Продукт:выступления – стихи, песни, театральные постановки, кукольный театр на экологическую тему перед ребятами детского сада и учащимися начальной и средней школы.

Результат: видео и фотожурнал.

  1. Исследовательско – творческий проект «Экология и притчи»

Автор: Яшина Елена.

Продукт: Создание экологического дневника с использованием притч

для учащихся начальных классов  «Мои экологические поступки».

Результат: 2 место в Краевом туре Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (АКДЦ)

.

Вывод по работе:

Участвуя в проектной работе, ребенок видит конечный её результат – и чувствует важность своего вклада. Творческие занятия (поделки, костюмы из бросового материала, сочинение сказок и другие) увлекают детей, влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности.

Кукольный театр развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы. На заключительном этапе проекта был организован и проведен экологический праздник «Сохраним жизнь на Земле». Основная идея - сохранение и бережное отношение к природным богатствам окружающей среды: бережное отношение к деревьям, птицам, зверям в лесу, водным ресурсам.

Проблема экологического образования и воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что мои уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои ученики внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания.

Перспективный план экологической работы:

Моя цель: получение необходимых знаний, стремление к передаче инновационных идей и их практическое применение: «Ученьем просветляется ум!».

В связи с этим, я ставлю перед собой задачи: 

  • сохранить у подрастающего поколения коренные представления о духовных ценностях народа, семейных ценностях, патриотизме, истории страны, защите её природных богатств;
  • усилить распространение идей здорового образа жизни, природоохранной и краеведческой деятельности;
  • конструктивно взаимодействовать с общественностью села, коллегами на разных территориальных уровнях, родителями, учениками с целью качественной реализации новой образовательной программы, с помощью форм и средств:
  • живой лекционной работы, разработки рекомендаций родителям и педагогам;
  • издательской научно-просветительской деятельности;
  • повышения квалификации;
  • экскурсионных и туристических мероприятий с целью знакомства младших школьников с историческими и культурными памятниками, природными заповедниками, экологическими парками Алтайского края;
  • активного использования современных высокотехнологичных средств массовой информации и коммуникаций;
  • эффективного участия в конкурсах и фестивалях экологического и краеведческого направления;
  • активного участия совместно с детьми и их родителями в создании школьного музея.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005.
  2.  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения./ В.В.Давыдов. М.,1996г.
  3.  Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие.
  4. Плешаков А.А. Экология для младших школьников ( факультативный курс для начальных классов ). М.:Просвещение,1995г.
  5. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя. М.Тобол1999г.
  6. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красные книги: знакомые незнакомцы. Экологический марафон "Земля - планета жизни!"

Уч-ся собирали информацию о некоторых видах редких и исчезающих видах растений и животных. Работа велась в группах (сбор материала, пользуясь библиотекой, интернетом; оформление коллажа; выставка рису...

Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится  с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...

Экологический марафон «День птиц». презентация

познакомить с условиями проведения этого праздника, некоторыми видами птиц, их особенностями поведения; воспитывать уважение  к  «пернатым друзьям»....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.

Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...

Коллективно – творческое дело совместно с родителями и учащимися 1-4 классы 2010-2014 учебный год. «Вместе весело шагать».

Задачи взаимодействия:формирование активной педагогической позиции родителей;вооружение родителей знаниями и умениями;активное участие родителей в воспитании детей;Однако практика показывает, что неко...

план -график введения ФГОС на 2010-2014 уч.г.

План-график  показывает направления работы по введению ФГОС в рамках работы экспериментальной площадки...