Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»
рабочая программа

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_issledovateli.docx580.66 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Мамины бумааажки\мамины бумажки07102019 (2).jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Юные исследователи»

разработана в соответствии с

федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; (приказ МО и науки от 06.10.2009 №373 в действующей редакции)

учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» на 2018-19 уч. г.;

календарным учебным графиком на 2018-19 уч. год;

на основе

программы внеурочной деятельности «Я-исследователь» А.И. Савенкова Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. 

В соответствии с учебным планом отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа.

 

Планируемые результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к исследовательской деятельности;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности / неуспешности исследовательской деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

 планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста;

 анализировать объекты, выделять главное;

 осуществлять синтез (целое из частей);

 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

 подводить под понятие;

 устанавливать аналогии;

 оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,

– наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

 видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

допускать существование различных точек зрения;

 соблюдать корректность в высказываниях;

 задавать вопросы по существу;

 использовать речь для регуляции своего действия;

 контролировать действия партнера;

 владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

 аргументировать свою позицию и координировать ее

 позицией партнеров при выработке общего решения

 совместной деятельности;

 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Содержание курса

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания, использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования)»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе(классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Тема 6 «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тема 7 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я – исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Форма организации занятий: малая академия наук.

Виды деятельности обучающихся: познавательная.

Тематическое планирование и форма подведения итогов.

Тема

Кол-во часов

Наблюдение и эксперимент

2

Методы исследования

3

Наблюдение и наблюдательность

2

Совершенствование техники экспериментирования

3

Интуиция и создание гипотез

3

Правильное мышление и логика

3

Искусство делать сообщения

1

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

3

Как подготовиться к защите

3

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

3

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

2

Коллективная игра-исследование

1

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

Семинар

1

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

1

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

1

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

1

Форма подведения итогов: защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

Календарно-тематическое планирование

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата проведения

Аргументация

изменений

теория

практика

План

Факт

1, 2

Наблюдение и эксперимент

1

1

7.09

14.09

3, 4, 5

Методы исследования

1

2

21,28.09

5.10

6, 7

Наблюдение и наблюдательность

1

1

12.10

19.10

8, 9, 10

Совершенствование техники экспериментирования

1

2

26.10

9.11

16.11

11, 12, 13

Интуиция и создание гипотез

3

23.11

30.11

7.12

14,

15, 16

Правильное мышление и логика

1

2

14.12

21.12

28.12

17

Искусство делать сообщения

1

11.01

18, 19, 20

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

2

18.01

25.01

1.02

21, 22, 23

Как подготовиться к защите

1

2

8.02

15.02

22.02

24, 25, 26

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

2

1.03

15.03

22.03

27, 28

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

5.04

12.04

29

Коллективная игра-исследование

1

19.04

30

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

26.04

31

Семинар

1

3.05

32

Участие в защитах исследовательских

работ в качестве зрителей

1

10.05

33

Участие в защитах исследовательских

работ в качестве зрителей

1

17.05

34

Защита собственных исследовательских работ

и творческих проектов

1

24.05

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Савенков А. И. Я исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.
  2. Савенков А. И. Развитие логического мышления. 7–8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.
  3. Савенков А. И. Развитие творческого мышления. 7–8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
  4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.
  5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
  6. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

     7. Программа внеурочной деятельности «Я-исследователь» А.И. Савенкова Самара:      Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный книголюб"

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный театрал-риторик"

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Юный театрал - риторик» составлена на основе:Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюдж...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознан...