Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юные исследователи»
разработана в соответствии с
– федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; (приказ МО и науки от 06.10.2009 №373 в действующей редакции)
– учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» на 2018-19 уч. г.;
– календарным учебным графиком на 2018-19 уч. год;
на основе
программы внеурочной деятельности «Я-исследователь» А.И. Савенкова Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
В соответствии с учебным планом отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к исследовательской деятельности;
– широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– интерес к новому содержанию и новым способам познания;
– ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
– способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
– выраженной познавательной мотивации;
– устойчивого интереса к новым способам познания;
– адекватного понимания причин успешности / неуспешности исследовательской деятельности;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
– планировать свои действия;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
– адекватно воспринимать оценку учителя;
– различать способ и результат действия;
–вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять познавательную инициативу;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
– использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
– высказываться в устной и письменной формах;
– ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
– владеть основами смыслового чтения текста;
– анализировать объекты, выделять главное;
– осуществлять синтез (целое из частей);
– проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения об объекте;
– обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
– подводить под понятие;
– устанавливать аналогии;
– оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,
– наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
– видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
– планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
– использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– допускать существование различных точек зрения;
– соблюдать корректность в высказываниях;
– задавать вопросы по существу;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– контролировать действия партнера;
– владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
– аргументировать свою позицию и координировать ее
– позицией партнеров при выработке общего решения
– совместной деятельности;
– с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания, использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования)»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе(классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я – исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований выполненных проектах, а также вопросы авторам.
Форма организации занятий: малая академия наук.
Виды деятельности обучающихся: познавательная.
Тематическое планирование и форма подведения итогов.
Тема | Кол-во часов | |
Наблюдение и эксперимент | 2 | |
Методы исследования | 3 | |
Наблюдение и наблюдательность | 2 | |
Совершенствование техники экспериментирования | 3 | |
Интуиция и создание гипотез | 3 | |
Правильное мышление и логика | 3 | |
Искусство делать сообщения | 1 | |
Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 3 | |
Как подготовиться к защите | 3 | |
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 3 | |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 2 | |
Коллективная игра-исследование | 1 | |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | |
Семинар | 1 | |
Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | |
Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | |
Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | 1 |
Форма подведения итогов: защита собственных исследовательских работ и творческих проектов
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела и темы | Кол-во часов | Дата проведения | Аргументация изменений | ||
теория | практика | План | Факт | |||
1, 2 | Наблюдение и эксперимент | 1 | 1 | 7.09 14.09 | ||
3, 4, 5 | Методы исследования | 1 | 2 | 21,28.09 5.10 | ||
6, 7 | Наблюдение и наблюдательность | 1 | 1 | 12.10 19.10 | ||
8, 9, 10 | Совершенствование техники экспериментирования | 1 | 2 | 26.10 9.11 16.11 | ||
11, 12, 13 | Интуиция и создание гипотез | 3 | 23.11 30.11 7.12 | |||
14, 15, 16 | Правильное мышление и логика | 1 | 2 | 14.12 21.12 28.12 | ||
17 | Искусство делать сообщения | 1 | 11.01 | |||
18, 19, 20 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 | 2 | 18.01 25.01 1.02 | ||
21, 22, 23 | Как подготовиться к защите | 1 | 2 | 8.02 15.02 22.02 | ||
24, 25, 26 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | 2 | 1.03 15.03 22.03 | ||
27, 28 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | 5.04 12.04 | ||
29 | Коллективная игра-исследование | 1 | 19.04 | |||
30 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 26.04 | |||
31 | Семинар | 1 | 3.05 | |||
32 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | 10.05 | |||
33 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | 17.05 | |||
34 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | 1 | 24.05 |
Учебно-методическое обеспечение программы
- Савенков А. И. Я исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. 7–8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.
- Савенков А. И. Развитие творческого мышления. 7–8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
7. Программа внеурочной деятельности «Я-исследователь» А.И. Савенкова Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный книголюб"
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"
Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 2 класс
Рабочая программа "Юным умникам и умницам" 2 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный театрал-риторик"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный театрал - риторик» составлена на основе:Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюдж...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознан...