Новинки методической литературы.
материал
Предварительный просмотр:
«Новинки методической литературы»
Журнал "Начальная школа" №12/2018
1. Использование методов формирующего оценивания в начальной школе
И.Н. ГОРЕЛОВА, учитель начальных классов
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.
В статье предлагаются приемы формирующего оценивания, которые можно использовать в своей практике:
Неоконченные предложения
В конце урока ученикам предлагается задание: «Закончи предложения».
• Было интересно...
• Меня удивило...
• Своей работой сегодня я..., потому
что...
«Волшебные линеечки»
Ученики чертят в тетради линеечки. В начале урока они договариваются, по каким критериям будет оцениваться результат учебной деятельности.
Оценочное суждение
В начальной школе полезно использовать словесную оценку, говоря ученикам:
«Молодец! Умница! Правильно!»
При этом оценивать могут не только педагог, но и одноклассники.
Оценочные лесенки
После изучения темы учащиеся прикрепляют изображение человечка на ту ступеньку, которая, по их мнению, соответствует полученным знаниям и умениям.
Цветок
Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Перед уроком каждый ученик получает рисунок цветка. После выполнения задания ученики проходят по классу, оценивают работу своих одноклассников и дарят цветок тому, у кого самая аккуратная работа.
Дерево успеха
В конце урока учитель прикрепляет к доске изображение дерева. Ученики получают вырезанные из бумаги листочки зеленого и желтого цвета и прикрепляют к дереву зеленый листок, если выполненные на уроке задания были легкими, желтый — если школьники затруднялись в чемто.
Можно предложить учащимся снять сдерева красное яблоко, если на уроке было все понятно, зеленое — если чтото было не понято. В этом случае важно разобраться в причинах непонимания.
Светофор
Если учитель хочет узнать, испытывал ли ученик сложности при выполнении конкретных заданий на уроке, то он предлагает отметить красным цветом самое трудное задание, зеленым — легкое. Возле самого интересного задания можно нарисовать желтый кружок.
Листы самооценки
Использование листов самооценки обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание включено и в процесс урока, и в выполнение домашнего задания. Лист самооценки — это таблица, разработанная учителем по каждой теме или разделу. В первом столбце написаны соответствующие предметные умения. Справа ученик ставит условные знаки, оценивая свои умения в начале и конце урока: «+» (умею), «±» (умею, но допускаю ошибки), «–» (не умею), «!» (трудно), «?» (есть вопрос).
Анкета
Ученикам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Чемодан, мясорубка, корзина
К доске прикрепляются изображения чемодана, мясорубки и корзины. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке, и прикрепить магнит к соответствующему изображению: если информация пригодится им в дальнейшем, то школьники прикрепляют магнит к рисунку чемодана; если информацию еще надо переработать и обдумать, то к мясорубке; если информация не пригодится — к корзине.
2. Задумаемся над переучиванием
В статье предлагается краткая консультация для учителей, которые хотят сформировать у учащихся за первые четыре года обучения личностный интерес к книге и самостоятельному выбору и чтению нужных каждому ребенку и индивидуально им востребованных детских книг.
Желательно начинать процесс с 1 класса, но если время упущено, то все равно всегда начинать с самого начала, т.е. с подготовительного этапа обучения (а это I класс), т.е. еженедельно обучать детей творческому чтению доступных книг, используя структуру урока, которая по существу является базовой, основной для становления у детей читательской самостоятельности. Формировать у младших школьников личную заинтересованность в обращении к книгам, систематически упражнять их в умении действовать с любой книгой так, чтобы она начинала с тобой разговаривать, а ты умел бы и хотел бы ее слушать, чтобы пользоваться тем опытом, который она тебе передает, — это один специальный урок в неделю и ежедневно — во внеурочное время.
Основные обязательные для выполнения методические указания изложены нами в пособии: Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа: второй год обучения, 2007), а учебный материал — 28 книг для второго года обучения представлен в комплекте БМШ «Книга, здравствуй!» тех же авторов (приложение к журналу «Начальная школа», 1995–1997)
Журнал "Начальная школа" №1/2019
3. Личностные результаты освоения основной общеобразовательной программы младшими школьниками
Л.В. ВОЛКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников, Пермский государственный гуманитарно педагогический университет
В статье рассматриваются личностные результаты с помощью следующих вопросов: «Каковы особенности формулировки личностных результатов в проекте стандарта? Как в проекте стандарта описываются личностные результаты младших школьников? Какие противоречия обнаруживаются в описании личностных результатов? Как можно разрешить выявленные противоречия?»
Каковы особенности формулировки личностных результатов в проекте стандарта?
ФГОС НОО их стало 7, и они соответствуют основным направлениям воспитания, т.е. представляют собой некий итог патриотического, духовнонравственного, эстетического, интеллектуального, трудового и экологического воспитания.
Какие противоречия обнаруживаются в описании личностных результатов?
Первое противоречие, связанное с понятийной неопределенностью. Говоря о личностных результатах, важно разобраться, что имеется в виду:
— развитие школьника;
— личностные характеристики обучающегося…
Второе противоречие выявляется в ходе анализа ее структуры. Совершенно не вписывается в эту структуру формулировка основы гражданской идентичности, поскольку перечисленные ранее компоненты, будучи общими, так или иначе нашли свое отражение в разных теориях личности, а основы гражданской идентичности провоцируют множество вопросов, нежели конкретизируют этот личностный результат школьников.
Два первых противоречия обнажают третье: при наличии некой понятийной поливариантности и размытости формулировок (как в случае с основами гражданской идентичности применительно к возрасту младшего школьника) возникают трудности детализации личностных результатов и как следствие появление сложностей.
Как можно разрешить выявленные противоречия?
Разрешение названных противоречий в ходе изучения проекта требует от учителей определенной аналитической работы, предполагающей установление соотношения между понятиями личностные результаты, личностные характеристики и личностное развитие; конкретизации результатов по разным направлениям воспитания и выделения в каждом из них элементов для отслеживания качества личностных достижений младших школьников.
4. Оформление исследовательских работ и подготовка учащихся к их защите
Л.Д. ИШМАЕВА, учитель начальных классов,
М.В. ЖУКОВА, кандидат педагогических наук, доцент
В статье представлена структура исследовательской работы, правила оформления компьютерной презентации, предлагаются рекомендации по подготовке обучающихся к публичной защите собственных работ, в том числе вопросы, которые помогают подготовить младших школьников к беседе с экспертами. Представленные в статье материалы могут быть использованы учителями начальных классов, педагогами других дисциплин при организации индивидуальных исследовательских работ младших школьников.
Журнал "Начальная школа" №3/2019
5. Воссоздающее воображение как познавательный процесс и читательская компетенция Л.С. СИЛЬЧЕНКОВА, доктор педагогических наук, доцент, профессор департамента методики обучения, Институт педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета
А.И. СТРАДОВА, учитель начальных классов, школа № 1191, Москва
В статье говорится о работе воссоздающего воображения, которая пронизывает весь учебный процесс, без нее невозможно представить себе полноценное обучение. Низкий уровень развития читательского воссоздающего воображения не позволяет эффективно формировать информационные умения, снижает уровень познавательной активности учащихся.
В научной литературе вид воссоздающего воображения имеет несколько наименований: «литературное воссоздающее воображение» (О.И. Никифорова), «читательское воссоздающее воображение» (В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин).
Воссоздающее воображение при восприятии литературных произведений относится к более сложным его видам. Оно требует специальной подготовки, знаний, навыков, достаточно широкого круга чувственного опыта, запаса эмоциональных переживаний, определенного социокультурного опыта или хотя бы некоторого объема житейских представлений, причем желательно, чтобы житейский практический опыт человека был структурно организованным.
В связи с этим, на взгляд авторов, при формировании воссоздающего воображения как важной читательской компетенции следует полнее опираться на словарно лексическую работу, причем не только на приемы семантизации (объяснение значения слов), но и на приемы систематизации и уточнения лексики учащимися начальных классов.
6. Родительское собрание — ролевая игра «Интерес к чтению — основа читательской компетенции первоклассников»
Н.В. ГУТОВА, старший методист
Н.Н. НЕСТЕРЕНКО, преподаватель педагогики, Карасукский педагогический колледж, г. Карасук, Новосибирская область
В статье предлагается подробное родительское собранние по данной теме.
Цель которого: создать трехсторонний «договор» между участниками игры по вопросу формирования читательской компетенции первоклассников.
Задачи: обеспечить комфортные психологические условия для взаимодействия родителей друг с другом и педагогом; актуализировать проблему приобщения учащихся к систематическому и осознанному чтению; выявить проблемы взаимодействия родителей и школьников в процессе формирования интереса к чтению; вовлечь родителей в процесс анализа вопроса формирования читательской компетенции первоклассников в ходе обоснования своей позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Новинки педагогической и методической литературы"
Новинки педагогической и методической литературы на электронных и бумажных носителях....
Обзор новинок методической литературы
Обзор новинок методической литературы для учителей начальных классов...
обзор новинок методической литературы 2017-2018
обзор новинок методической литературы 2017-2018...
Конспект урока Вводный урок. Наш новый предмет «Литература» 5-й класс
Этапы урокаСодержаниеФормирование УУД и технология оцениванияI. Цель урока.Основная цель данного урока состоит в том, чтобы учащиеся получили представление о литературе как об искусстве слова. Для это...
Изучение новинок методической литературы
Обзор журналов, нормативных ддокументов, интернет-сайтов)...
Обзор новинок методической литературы
Обзор новинок методической литературы...