Конспект классного часа "Северные посиделки" 2016 год
материал
Классный час
«Северные посиделки»
Горохова Наталья Александровна - учитель начальных классов
с. Мыс Каменный, 2016
Классный час «Путешествие в тундру»
Цели:
- пробуждение интереса и любви к родному краю;
- знакомство детей с природой родного края;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у учащихся;
- развитие кругозора детей;
- развитие мышления, речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnye_posidelki_kl._chas.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменскаяшкола-интернат»
Классный час
«Северные посиделки»
Горохова Наталья Александровна - учитель начальных классов
с. Мыс Каменный, 2016
Классный час «Путешествие в тундру»
Цели:
- пробуждение интереса и любви к родному краю;
- знакомство детей с природой родного края;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у учащихся;
- развитие кругозора детей;
- развитие мышления, речи.
Оборудование:Проектор, компьютер, экран, импровизированный чум, аудиозаписи голосов птиц и животных, выставка детских рисунков и поделок, костюмы персонажей сказок, презентация, аудиозаписи ненецких песен
1 Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Почтальон принес письмо (читает).
«Письмо с далекого юга»
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети с далекого юга. Мы очень хотим с вами подружиться, узнать о вашей жизни, о вашем крае, о природе. Хотим узнать, знаете ли вы сказки.
2 Ведущий: Ну, чторебята,расскажем детям, которые не были на севере, о нашем крае?Ребята узнают, что такое чум, кто такие пастухи-оленеводы, какие имена дают ненецким детям, почему просторы тундры называют морошковой землей и многое другое....
Олени, полярные совы, лемминги, песцы, перелетные птицы гуси-лебеди — кого только не встретишь на просторах морошковой земли! Несомненно, запомнятся ребятам считалки, загадки, сказки. И поэтому, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему удивительно богатому природному краю, где живем мы с вами.Это - Ямальский край.
Чтец 1:Ямальский край - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мыс детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край Ямальский всех вас приглашаю.
1Ведущий:Кому как не нам, детям своего края, хорошо знать землю своих предков, своего народа. А небо? Небо белой ночизвенит от полета уток, гогота гусей, лепета лебедей. Живая музыка белой ночи неужели вас не заворожит? Но как обо всем этом всем рассказать? Может, сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может, песни помогут? Ведь в них душа народа! Сказка, пой о жизни моего края! Лейся, песня!
Звучит ненецкая песня, показ слайдов.
2 Ведущий: Тундра... Почти безлесная и холмистая равнина, известная кочующими стадами оленей, разными птицами, зверями и рыбой. Зимой, долгой и студеной, — снега, бураны, метели. Весной долгожданной — новорожденные олешки-авки и вереницы летящих перелетных птиц. Летом, коротким, теплым, светлым круглые сутки, предстает тундра в зелени-траве, в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней гонимые оводами и комарами стада дальше, на север. А осенью, темной и слякотной, — кочевка оленьих стад обратно на юг и начало охотничьего промысла.
1 Ведущий:И привела нас, ребята, песня к чуму. (В импровизированном чуме накрыт стол. На столе угощения – дары тундры. Дети в национальных костюмах приглашают к себе в гости)
Чтец 2:
Словно люльку, дверь тяжелую качни —
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберемся у ненецкого огня,
Зазвучат легенды, песни для тебя.
С жизнью ненцев познакомишься, друг мой,
Ты вниманьем посиделки удостой.
Чтец 1:
Словно люльку, дверь тяжелую качни —
Обогрейся, покалякай, отдохни.
Если я убил оленя, вдоволь ешь.
Мяса нету — посмотри, как окунь свеж.
Ну а нету даже рыбы у меня —
Мы вкусим тепло домашнего огня.
2 Ведущий:Сидя у огня, дети всегда слушали сказки и отгадывализагадки. Скажите, дети, как вы думаете. Откуда взялись сказки? (ответы детей).
1 Ведущий:Сочиняли сказки люди, народ, еще в те давние времена, когда и книжек не было. А может, и были книжки, да только в северные края, где живут ненцы, где пасутся олени, книжки не попадали. А если бы и попали книжки — кто бы их читать стал? Грамотных-то не было...
Но без сказок нельзя! Скучно жить без сказок. Вот и придумали их дедушки и бабушки, отцы и матери для детей, чтобы дети знали родной край, в котором живут, птиц, зверей и рыб — все, чем богата земля, чтобы учились быть смелыми и честными, добрыми и умными.
Подумайте и скажите, откуда эти строки?
2 Ведущий:...так бежали дети за матерью много дней и ночей по камням и болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили! Где пробегут, там красный следостается. («Кукушка»).
1 Ведущий:...- ступай в лес, заберись на дерево. Как только мы с работникомпокажемся, крикни кукушкой. Только на глаза не попадайся...» («Хозяин иработник»)
2 Ведущий:...тут подлетела Серая Весенняя, Куропатка и говорит: - Ай, - яй - яй! Это называется братья! Я видела, как вы лупили друг дружку! А зря дрались -вон, сколько места! - и улетела, («Черный и белый»)
1 Ведущий:...подняли они большой, шум. И пока ссорились, - потеряли крошку. Кинулись искать. А в это время, на шум прилетела куропатка, увидела две ровные кучки крошек да обе исклевала, («Снегирь и мышонок)
2 Ведущий: …Хорошо зажили с тех пор старик со старухой. Утром встанут, крикнут: «Из мешка!» — и на столике всякие вкусные вещи сами собой появляются. Днём есть захочется, опять крикнут: «Из мешка!» — и еда уже перед ними.
1 Ведущий:…— Врешь ведь,— скосила на нее глаз хитрунья.— Твой век короткий, а уму-разуму учиться долго. Ворон живет триста лет и то всех моих уловок не знает. Это он тебя надоумил.(«Как ворон лису перехитрил»).
2 Ведущий:— На берегу моря, оказывается, житья нет! В лесу житья нет! Придется мне жить в тундре среди холмов, в кустарниках, вместе с совой.(«Куропатка»).
1 Ведущий:Невестка ответила:
— Моя чернота вместе со мной на свет появилась. Так, слово за слово, и поспорили. Рассердилась невестка на свою свекровь и говорит:
— Пока видны еще мои следы, пойду-ка я обратно в свою землю(«Почему совы не видят солнечного света»)
…Эх, ты, дружок Олененок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький и хитрее тебя!...(«Мышонок и Олененок»)
2 Ведущий: Но, что – то мы засиделись! Пора и побегать, поиграть в догонялки. Несомненно, запомнятся ребятам с юга считалки и загадки которые мы приготовили:
Считалочки
1 Чтец:Детивсюду на земле —
в тундре,в городе,в селе —
летом,зимнею порой
день проводят за игрой.
2 Чтец:Только прежде чем играть,
нужно всех пересчитать,
чтоб узнать,
кто все же будет
догонять вас и искать...
1 Чтец:Прилетели в тундру утки-
позолоченные грудки,
чтоб утяток выводить…
А тебе сейчас водить!
2 Чтец:Сильный северный олень
нас катает целый день!
Но на нарты всем не сесть-
Значит ты, останься здесь!
1 Чтец:Вышло солнце из-за туч,
Уронило солнца луч
прямо в травы и цветы…
Этот лучик ищешь ты!
1 Ведущий:
Но вернемся в чум, где у огня всегда дети отгадывали загадки. Обычно взрослый начинает с таких слов: Моя загадка говорит…
(Ведущие поочерёдно загадывают загадки)
- Летом меховые, зимой – берестяные. (Рога оленей)
- Летом красным сукном одета, на одной ножке стоит. (Морошка)
- Невидимо придет, невидимо уйдет. (Сон)
- В чум входящего бьет, уходящего бьет. (Полог чума)
- В безбрежном море щепка плавает. (Луна)
- Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
- Летом греет, зимой холодит. (Солнце)
- Жевать не жую, а все пожираю. (Огонь)
Литературные загадки
По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (Сова.)
Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает. (Собака.)
Птицы белоснежные,
Дружные, верные.
Осенью с нами прощаются,
Весною опять возвращаются. (Лебеди.)
Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (Куропатка.)
На тоненьких ножках
Под ветром дрожит.
Как только обсохнет —
За мамой бежит. (Олененок.)
По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается —
От врагов спасается. (Олень.)
2 Ведущий:Молодцы! И загадки умеете отгадывать.
Звучит ненецкая песня.
1 Ведущий: Воти подошло к концу наше путешествие. Песня вернула нас обратно, домой. Понравилось вам наше путешествие? Что нового для себя вы узнали? (Ответы детей)
2 Ведущий: Мы сегодня мысленно побывали в вашей семье, но временно вы живете в интернате. Это пока ваш дом, ваша семья. Воспитатель, учитель вам вместо мамы, И вы должны их слушать так же, как и своих родителей. Для всех нас дом — это нечто гораздо большее, чем квартира.
1 Ведущий: Дом — это место, где мы живем, учимся и работаем. И для нас с вами этим общим домом является наш Ямал. Ямал - гостеприимная земля.
Лакомбой! – говорят ненцы. С небом живите— так говорят ненцы, прощаясь. Живите всюду в ладу сБогом, с природой и с собой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса
Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....
Конспект классного часа "100 лет со дня канонизации Иоасафа Белгородского"
Данный классный час разработан по всем нормам!...
Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »
Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро и «З...
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...
Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"
классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....
Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)
Цели: 1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...
Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)
Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....