Картотека прогулок в старшей группе "Осень"
картотека

Бобылева Нина Андреевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok_v_starshey_gruppe_no11_osen.docx117.14 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека прогулок в старшей группе № 11

СЕНТЯБРЬ

Карточка №1

Наблюдение за сезонными изменениями в начале осени.

Цель: Учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время.  

Художественное слово:

Кроет уж лист золотой, влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.

Дидактические игры: «Назови осенние месяцы»

Цель: Учить детей по приметам называть осенние месяцы.

Исследовательская деятельность: «Ветрячки»

Цель: Познакомить детей с силой ветра.

Подвижные игры: «Мы весёлые ребята»

Цель: Учить детей действовать по сигналу.

«Совушка»

Цель: Закрепить умения ориентироваться в пространстве.

«Кто самый меткий?»

Цель: Развивать глазомер.

Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №2

Наблюдение за солнцем.

Цель: Дать представление о том, что солнце является источником света и тепла.

Художественное слово: 

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, а  зовут тебя все ... (Солнце).

Исследовательская деятельность: Положить два камешка, один – на солнышко, другой – в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время  проверить, какой камешек теплее.

Дидактические игры: «Что загадали»

Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений.

Подвижные игры: «Пожарные на ученье»

Цель: Закрепить умение лазать по стенке, развивать внимание.

«Чье звено скорее соберется?»

Цель: Учить бегать на скорость. 

«Кто выше»

Цель: Упражнять в прыжках в вышину.

Трудовая деятельность: Предложить помочь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: Развивать навыки трудолюбия.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№3

Наблюдение в огороде за морковью и свеклой.

Цель: Учить детей проводить сравнительный анализ овощей (сходство и различие)

Художественное  слово: Сидит девица в темнице, а коса на улице (Свекла, морковь).

Исследовательская деятельность: Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер)

Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.

Дидактические игры:  «Похож – не похож»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, 

Подвижные игры: «Мышеловка»

Цель: Учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга.

«Не оставайся на полу», «Сбей кеглю»

Цель: Развивать ловкость, глазомер.

Трудовая деятельность: Сбор урожая в огороде

Цель: Учить выкапывать овощи, воспитывать  желание трудиться в коллективе.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 4

Наблюдение «Что такое осадки?»

Цель: Учить  находить различия между затяжным и кратковременным дождями.

Художественное слово:

Его просят, его ждут а как придёт – прятаться начнут. (Дождь)
На дворе переполох с неба сыплется горох. (Град)
На всех садится никого не боится. (Снег)

Дидактические игры: «Слова - родственники»

Цель: Учить подбирать однокоренные слова.

«Четвертый лишний»

Цель: Развивать внимание, сообразительность, речь.

Подвижные игры: «Самолеты»

Цель: Совершенствовать  умения бегать. 

«Зайцы и волк»

Цель: Закрепить умения прыгать  на двух ногах с продвижением вперёд.

Трудовая деятельность: Работа на цветнике - сбор семян цветов

Цель: Формирование умения и желания трудиться сообща.

Исследовательская деятельность: «Уличные тени»

Цель: Показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 5

Наблюдение за кошкой.

Цель: Закреплять знания о том, что кошка - домашнее животное, млекопитающее.

Художественное слово: 

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Трудовая деятельность: Сбор шишек и листьев.

Цель: Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Дидактические игры: «Большой – маленький»

Цель: Словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Подвижные игры: «Лохматый пес»

Цель: Учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

«Пятнашки»

Цель: Закрепить умения согласовывать текст с движениями, развивать умения увёртываться.

Исследовательская деятельность: «Песчаный конус»

Цель: Помочь определить, может ли песок двигаться. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 6

Наблюдение за подорожником.

Цель: Знакомить с лекарственным растением.

Художественное слово: Вдоль дорожек его встретишь, ранки, ссадины излечишь, сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник)

Трудовая деятельность: Сбор лекарственных растений

Цель: Учить правильно собирать лекарственные растения.

Дидактические игры: «Собери в лукошко»

Цель: Учить различать лекарственные растения

Подвижные игры: «Совушка»

Цель: Учить действовать по сигналу.

«Волк во рву»

Цель: Закрепить умения прыгать.

«Ветер и ветерки» Цель: Упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.

Исследовательская деятельность: «Летающие семена»

Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№7

Наблюдение за работой дворника. 

Цель: Расширять знания о труде взрослых осенью. 

Художественное  слово:

Ветер с листьями играет, 

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят,

Прямо на руки ребят.

Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки).

Цель: Учить осторожно, выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;

Дидактические игры: «Что делает?» 

Цель: Научить подбирать глаголы к существительному «дворник».

Подвижные игры: «Кот и мыши»

Цель: Продолжать учить соблюдать правила игр.

«Уголки»

Цель: Закреплять ловкость, быстроту бега.

Исследовательская деятельность: «Полет перышек»

Цель: Выяснить, все ли перышки способны летать. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№8

Наблюдение за грузовым автомобилем. 

Цель: Научить понимать значение и функции автомобиля.

Художественное слово:

Мощный транспорт - грузовик.

Тяжести возить привык.

Для чего машине кузов?

Чтобы в нем возили грузы!

Дидактические игры: «Где машина?»

Цель: Учить дифференцировать предлоги «на, в, под».

«Кто все запомнит?»

Цель: Активизировать внимание, память, речь.

Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.

Цель: Приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры: «Горелки», «Волк во рву».

Цель: Учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость.

Исследовательская деятельность: «Почему появляется ветер»

Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№9

Наблюдение за перелётными птицами.

Цель: Закрепить названия   перелётных  птиц.

Художественное  слово: Воробей маленький, а журавль ... (большой). Утка серая, а лебедь ... (белый).

Трудовая деятельность: Кормление птиц.

Цель: Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка).
Подвижные игры: «Воробушки и кот»

Цель: Учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга.  

«Перемени предмет»

Цель: Развивать внимательность.

«Мяч в ворота»

Цель: Совершенствовать бросание и ловлю мяча.

Дидактические игры: «Что предмет может рассказать о себе?»

Цель: Учить детей составлять описание предмета по плану, выделять его характерные признаки.

Исследовательская деятельность: «Парашют» 

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №10

Наблюдение за рябиной.

Цель: Продолжать наблюдение за рябиной осенью.

Художественное слово: 

С рябиной свежей вазу.

Поставили на стол
Её заметил сразу.

Лишь в комнату вошел.
Есть рябину я не стану.

Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки.

Влажные и яркие,
В каплях - бусинки росы.

Удивительной красы.
Исследовательская деятельность: «Буря»

Цель: Доказать, что ветер это движение воздуха.

Дидактические игры: «Что мы видим?»

Цель: Развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции.

Подвижные игры: «Поймай мяч»

Цель: Закрепить умения ловить и передавать мяч.  

«Кто дальше»

Цель: Совершенствовать умения метать мешочки вдаль.

«Классики»

Цель: Учить прыгать на одной ноге.

Трудовая деятельность: После сбора урожая привести в порядок земельную площадь огорода и цветника. Цель: Оказать помощь взрослым, воспитание  положительного отношения к труду.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№11

Наблюдение за пауком. 

Цель: Продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида пауков.

Художественное слово:

У тебя, скажи, паук, сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок, сколько рук и сколько ног? 

Исследовательская деятельность: Рассматривание паука через лупу.
На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.

Дидактические игры: «Разведчики»

Цели: Формирование умения отсчитывать объекты природы; узнавать растения, выделяя его характерные признаки.

Подвижные игры: «Пройди бесшумно»

Цель: Учить детей ходить чётко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений. 

«Через ручеек», «Догони мяч»

Цель: Учить игровой деятельности с соблюдением правил.

Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы).
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№12

Наблюдение за насекомыми.

Цель: Расширять представление детей о насекомых.

Художественное слово:

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравейник)

Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается. (Муха)

Дидактические игры: «Найди дерево»

Цель: Закрепление названий и признаков деревьев.

Подвижные игры: «Мяч водящему»

Цель: Упражнять в подбрасывании и ловле мяча двумя руками.

«Совушка»

Цель: Учить действовать по сигналу. 

«По тропинке»

Цель: Закрепить умения  ходить парами в колонне.

Трудовая деятельность: Привести в порядок клумбы на участке, собрать семена, убрать сухую траву, листья.

Исследовательская деятельность: «Воздух невидим»

Цель: Познакомить со свойствами воздуха.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№13

Наблюдение за разными видами транспорта.

Цель: Расширять знания о наземном виде транспорта.

Художественное слово:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Дидактические игры: «Найди камешки»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, фантазии.

Подвижные игры: «Ловишки»

Цель: Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую. 

«Волк и козлята»

Цель: Развивать быстроту и реакцию.

Трудовая деятельность: Вместе с воспитателем обрезать секатором обломанные, сухие ветки кустов и деревьев и убрать их.

Исследовательская деятельность: «Свойства песка и глины»

Цель: Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№14

Наблюдение за ветром.

Цель: Дать характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.  

Художественное слово: 

Неизвестно, где живет. 

Налетит - деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.  

Озорник, а не уймешь! (Ветер)

Дидактические игры: «Ветер, ветер, ты какой?» 

Цель: Упражнять в подборе прилагательных. Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий)

Подвижные игры: «Собери урожай», «Сделай фигуру».

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, развивать воображение.

Трудовая деятельность: Сбор урожая на огороде.

Исследовательская деятельность: Выяснить зависимость растений на огороде от почвы.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№15

Наблюдение за погодой.

Цель: Наблюдение за дождем. Что это? Какой дождь?  Как он идет? Какая  сегодня погода? Художественное слово:

Шел, долговяз, да в землю увяз.

Льет дождь, холодный точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном над лесом держат переплет.

Дидактические игры: «Что изменилось»

Цели: Дать картинки по времени года «Осень», найти на них изменения.

Подвижные игры: «Ловля обезьян»

Цель: Учить детей показывать движения и угадывать их.

Трудовые поручения: Убрать большой мусор с участка.

Исследовательская деятельность: «Буря»

Цель: Доказать, что ветер это движение воздуха. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№16

Наблюдение за растениями.

Цель: Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений. Целевая прогулка на цветники города.

Художественное слово: 

Расцвели ромашки на лесной опушке.

Белые рубашки, жёлтые макушки.

Незабудок глазки  голубые  из травы  доверчиво глядят:

Добрые, наивные, живые -  как у самых маленьких ребят.

Дидактические игры: «Нарисуй палочкой», «Какое небо?».

Подвижные игры: «Караси и щука»

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную.

Трудовая деятельность: Собрать песок вокруг песочницы.

Исследовательская деятельность: Обратить внимание на то, что насекомых стало меньше.

Цель: Показать детям, куда и как прячутся насекомые. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№17

Наблюдение за изменениями деревьев и кустарников с приходом осени.

Цель: Показать детям, как меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках в осеннюю пору.

Художественное слово: 

Красную ягодку мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая пошутить хотела? (И. Токмакова)

Трудовая деятельность: Коллективная работа на огороде по уборке мусора.

Подвижные игры: «Затейники»

Цель: Учить детей ходить по кругу. 

«Бездомный заяц»

Цель: Учить детей бегать быстро, стараясь занять домик.

«Бег парами»

Цель: Упражнять в беге парами.

Дидактические игры: «Третий лишний»

Исследовательская деятельность: Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева.

Цель: Обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №18

Наблюдение за трудом взрослого на огороде.

Цель: Активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям, побуждать принимать активное участие в сборе урожая. Целевая прогулка на огород.

Художественное слово:

Летом в огороде - свежие, зеленые,

А зимой в бочке - крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда

Не обижал на свете.

Так что же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук.)

Дидактические игры: «Угадай, кто позвал»

Цель: Развивать слуховое восприятие.

Трудовая деятельность: Сбор ранних семян в цветнике.

Цель: Учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты; воспитывать настойчивость, экологическую культуру.

Подвижные игры: «Горелки»

Цель: Закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

«Подбрось и поймай»

Цель: Закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.

«Кто дальше»

Цель: Развивать умения прыгать в длину.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№19

Наблюдение за песком. 

Цель: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.

Художественное слово: 

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Трудовая деятельность:  Навести порядок в песочнице.

Подвижные игры: «Собери урожай»

Цель: Развивать умения различать овощи, фрукты, ягоды.  

«Листопад»

Цель: Различать краски осенних листьев.

Дидактические игры: «Овощи и фрукты».

Исследовательская деятельность: «Рассматривание песка через лупу»

Цель: Определение формы песчинок. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №20

Наблюдение за муравьем.

Цель: Расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях.

Художественное слово:

Он - работник настоящий,

Очень - очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Трудовая деятельность: Собрать осенний букет из листьев.

Подвижные игры: «Краски» 

Цель: Учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали.

«Меткий стрелок»

Цель: Развивать глазомер.

«Кто выше»

Цель: Упражнять в прыжках в вышину.

Дидактические игры: «Придумай предложение», «Как шумит вода».

Исследовательская деятельность: «Вода»

Цель: Закрепить знания о различных состояниях воды. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

ОКТЯБРЬ

Карточка №1

Наблюдение за работой дворника.

Цель: Расширять знания о труде взрослых осенью. 

Художественное слово: 

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Дидактические игры: «Какое небо?» 

Цель: Дети рассматривают небо, описывают его. 

«Найди»

Цель: Знакомить с логическими блоками.

Подвижные игры: «Медвежата»

Цель: Учить детей ходить на высоких четвереньках, наперегонки.

«Воробушки и кот», «Кот и мыши».

Цель: Продолжать учить соблюдать правила игры.

Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Исследовательская деятельность: «Солнце высушивает предметы»

Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 2

Наблюдение за трудом взрослого на огороде.

Цель: Обсуждать принимать активное участие в сборе урожая.

Художественное слово: 

Летом в огороде - свежие, зеленые,

А зимой в бочке - крепкие, соленые. (Огурец)

Он никого и никогда

Не обижал на свете.

Так что же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук)

Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию»

Цель: Учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. 

«У кого кто»

Цель: Упражнять в словообразовании. 

«Автошкола»

Цель: Закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу.

Подвижные игры: «Бездомный заяц»

Цель: Учить детей быстро бегать, стараясь осалить убегающего.

«Самый быстрый», «Горелки».

Цель: Закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя.

Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.

Цель: Формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности.

Исследовательская деятельность: «Уличные тени»

Цель: Показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 3

Наблюдение за погодой. 

Цель: Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего месяца – октября.

Художественное слово: 

Октябрь крадется по дорожкам,

ступает тихо солнцу вслед.

Грибы и ягоды в лукошке.

И сентябрю он шлет привет!

В багряном бархатном кафтане,

из листьев шляпа набекрень,

Он целый месяц будет с нами,

встречать рассвет, и ночь, и день.

Дидактические игры: «Подбери слово»

Цель: Подобрать прилагательное к существительному «земля».

«Большая прогулка»

Цель: Познакомить детей с дорожными знаками.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Трудовая деятельность: Уборка осенних листьев.

Цель: Воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «К своим флажкам».

Цель: Учить быстро действовать по сигналу.

Исследовательская деятельность: «Веселые кораблики»  

Цель: Учить отмечать различные свойства предметов. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка № 4

Наблюдение «Листья желтые летят»

Цель: Формирование умения детей сравнивать осенние листья. 

Художественное слово:

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый, весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Дидактические игры: «Вершки и корешки»

Цель: Составление описательных рассказов, повторить строение растений.

«Что изменилось»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.

Подвижные игры: «Бегущий светофор», «Сделай фигуру».

Цель: Упражнять детей в умении быстро действовать по сигналу; 

«Гуси - лебеди»

Цель: Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали.

Трудовая деятельность: Сбор семян деревьев, дикорастущих трав для корма птицам зимой.
Исследовательская деятельность: «Летающие семена»

Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№5

Наблюдение за  птицами.

Цель: Предложить детям рассказать по результатам наблюдения, какие изменения происходят в жизни различных птиц.

Художественное слово: 

Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее. 

Стаи птиц улетают прочь, за синее море.

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Дидактические игры: «Найди не такую»

Цель: Продолжать знакомить с логическими блоками.

«Верно - неверно»

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

Подвижные игры: «Мяч водящему»

Цель: Развивать ловкость, смелость, метание, ловлю. 

«Стоп»

Цель: Упражнять детей в беге, развивать внимание.

«Мышеловка»

Цель: Учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга.

Трудовая деятельность: Подмести участок от листьев.

Исследовательская деятельность: Собрать листья осины и березы для гербария.

Цель: Учить детей отличать листья (по форме, размеру, длины черенка).

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №6

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель: Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы.

Исследовательская деятельность: Падающие снежинки на ладонь.

Художественное слово:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый – кленовый.

Дидактические игры: «Назови зимние месяцы»

Цель: Учить детей по приметам называть зимние месяцы. 

«Нарисуй картинку»

Цель: Обведи листок мелом на асфальте - развитие мелкой моторики. 

«Весёлый жезл»

Цель: Обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице.

Подвижные игры: «Караси и щука»

Цель: Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, бегать по сигналу.

Трудовая деятельность: Начать поливать горку водой, привлечь родителей, продолжать сгребать снег в кучу.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №7

Наблюдение за туманом.

Цель: Продолжать знакомить с природным явлением.

Художественное слово:

Кто - то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром - исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

только белая кругом пустота.

Дидактические игры: «Назови зимующих птиц»

Цель: Учить называть 2-3 вида птиц.

«Найди пару»

Цель: Развивать воображение.

«Водители»

Цель: Учить детей правилам дорожного движения.

Подвижные игры: «Перелетные птиц»

Цель: Учить детей бегать, упражняться прыжках. 

«Эстафета»

Цель: Развивать быстроту бега.

«Караси и щука»

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную.

Трудовая деятельность: Вместе с детьми построить снежные валы и облить их водой.

Исследовательская деятельность: «Зелёные и жёлтые листья»

Цель: В зелёных листьях есть вещество - хлорофилл. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №8

Наблюдение за вороной.

Цель: Расширять знания о вороне.

Художественное слово:

Хромая старая ворона 

Давно живет в саду моем. 

В густых зеленых ветках клена 

Она построила свой дом.

Дидактические игры: «Какие это птицы»

Цель: Учить называть 2-3 вида зимующих птиц.

«Второй ряд»

Цель: Развивать умение анализировать.        

Подвижные игры: «Два мороза»

Цель: Упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.

«Цветные автомобили»

Цель: Учить двигаться врассыпную.

«Не забегай в круг»

Цель: Учить детей бегать, увёртываясь.

Трудовая деятельность: Сбор семян цветов.

Исследовательская деятельность: «Холодный воздух»

Цель: Определение температуры воздуха  осенью с помощью воды. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №9

Наблюдения за березой.

Цель: Продолжать знакомить с характерными особенностями березы, выделяя признаки живого.

Художественное слово:

Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Летом мохнатые,

Осенью желтоватые. (Береза)

Дидактические игры: «Как называется это дерево»

Цель: Учить детей по внешнему виду и описанию определять дерево.

«Выполни поручение»

Цель: Закреплять правила дорожного движения.

Подвижные игры: «Волк и овцы»

Цель: Упражнение в прыжках в длину с разбега, развитие ловкости.

«Найди свой цвет»

Цель: Искать свой цвет по сигналу воспитателя.

Трудовая деятельность: Предложить детям укрыть деревья и кустарники.

Исследовательская деятельность: Посчитать сколько стволов в кусте, сколько гроздей.
У какого дерева большая крона.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №10

Наблюдение за изменениями природы.

Цель: Уточнение представлений детей об основных признаках осени.

Художественное слово:

Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?

Дидактические игры: «Найди старое дерево и молодое»

Цель: Учить детей по внешнему виду определять дерево. 

«С какой ветки детка?»

Цель: Учить различать листья разных деревьев.

«Где мое место?»

Цель: Закреплять знание знаков дорожного движения.

Подвижные игры: «Лошадки»

Цель: Упражнение в ходьбе с соблюдением равновесия, прыжках.

«Третий лишний»

Цель: Развивать ловкость и быстроту бега.

Трудовая деятельность: Очистить дорожку, залить водой, сделать ледяную дорожку для скольжения.

Исследовательская деятельность: «Почему повял цветочек?»

Цель: Сравнить сухие и влажные комочки земли.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №11

Наблюдение за листопадом.

Цель: Закрепление представления детей о «золотом периоде» осени – листопаде.

Художественное слово:

Осень длинной тонкой кистью, перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой, как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья пёстрые подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой, облетел весь лист цветной!

Дидактические игры: «Угадай по описанию»

Цель: Угадать транспорт по описанию. 

«Сдуй листок со стола»

Цель: Развитие речевого дыхания.

«Говорящие дорожные знаки»

Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам.

Подвижные игры: «Быстро возьми и быстро положи»

Цель: Упражнять в беге, ловкости и развивать смекалку. 

«Найди себе пару»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве.

Трудовая деятельность: Заготовка земли для посадки рассады, мытье игрушек.

Исследовательская деятельность: «Передача солнечного зайчика»

Цель: Показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

 

Карточка №12

Наблюдение за листопадом.

Цель: Знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; воспитывать любовь к природе. 

Художественное слово:

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое? (Осень)

Дидактические игры: «Опиши дом»

Цель: Учить детей составлять рассказ описание.

«Найди нужный блок»

Цель: Познакомить детей с карточками.

Подвижные игры: «С кочки на кочку»

Цель: Упражнять детей в прыжках.

«Найди свой домик»

Цель: Развивать ловкость.

Трудовая деятельностьУборка мусора на огороде.

Исследовательская деятельность: «Движение воздуха»

Цель: Показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №13

Наблюдение «Что такое заморозок?»

Цель: Формирование умения детей наблюдать явления природы. 

Художественное слово:

Дидактические игры: «Назови зимние месяцы»

Цель: Учить детей по приметам называть зимние месяцы. 

«Назови форму»

Цель: Согласование существительных с прилагательными.

Подвижные игры: «Чье  звено скорее соберется»

Цель: Учить детей бегать и быстро строиться.

Трудовая деятельность: Уборка участка от снега, воспитывать трудолюбие,  желание трудиться.

Исследовательская деятельность: «Буря»

Цель: Доказать, что ветер это движение воздуха. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №14

Наблюдение за рябиной.

Цель: Продолжать знакомить детей с рябиной.

Художественное слово: 

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев. 

Дидактические игры: «Времена года»

Цель: Активизировать знания о том, что бывает зимой. (Снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз)

«Назови, одним словом»

Цель: Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

Подвижные игры: «Снежная карусель» 

Цель: Упражнение в ловкости, беге, прыжках. 

«Коршун и наседка» 

Цель: Учить бегать.

Трудовая деятельность: Продолжать очищать участок от снега и собирать его для постройки горки из снега.

Исследовательская деятельность: «Влажность воздуха осенью»

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №15

Наблюдение за осадками.

Цель: Развитие у детей способности наблюдать сезонные явления и их изменения любви к природе.

Художественное слово:

Его просят, его ждут, а как придёт – прятаться начнут. (Дождь)
На дворе переполох с неба сыплется горох. (Град)
На всех садится никого не боится. (Снег)

Дидактические игры: «Назови кустарник»

Цель: Знакомить детей с растительным миром нашей обстали.

«Слова - родственники»

Цель: Учить подбирать однокоренные слова.

Подвижные игры: «Бездомный заяц»

Цель: Учить детей действовать по сигналу, упражнять в беге.

«Мы весёлые ребята»

Цель: Учить детей действовать по сигналу.

Трудовая деятельность: Сбор семян цветов.

Исследовательская деятельность: Знакомство с камнями. «Какими бывают камни?»   

Цель: Развитие интереса к камням. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №16

Наблюдение за разными видами транспорта.

Цель: Расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении.

Художественное слово:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Дидактические игры: «Угадай, какую фигуру я загадал»

Цель: Развивать логическое мышление.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята» 

Цель: Учить детей бегать, увертываться, не попадаться ловишки. 

«Иголка, нитка, узелок»

Цель: Развивать быстроту и реакцию.

Трудовая деятельность: Коллективная работа на участке по уборке мусора.

Исследовательская деятельность: «Опавший листок» 

Цель: Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №17

Наблюдение за небом – Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Наблюдение за небом.

Цель: Формировать навыки наблюдения за природными явлениями.

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Художественное слово:

Это что за потолок?

То он низок, то высок.

То он сер, то беловат.

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый  

Кружевной и синий – синий. (Небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

Дидактические игры: «Угадай по голосу»

Цель: Развивать умения слушать других.

«Дорожные знаки»

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.

Подвижные игры: «Охотники и зайцы» 

Цель: Упражнять детей в метании, ориентировке в пространстве.

«Светофор»

Цель: Закреплять знания о значении светофора.

Трудовая деятельность: Подмести веранду, дорожки.

Цель: Приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых. 

Исследовательская деятельность: При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №18

Наблюдение за не живым объектом (песком). 

Цель: Дать элементарные представления о свойствах песка.

Художественное слово:

Он очень нужен детворе,      

Он и на стройке, и на пляже,

Он на дорожках во дворе,      

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Дидактические игры: «Какие это птицы»

Цель: Учить называть 2-3 вида зимующих птиц.

«Художники»

Цель: Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам.

Подвижные игры: «Два мороза»

Цель: Упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость. 

«Мышеловка»

Цель: Учить детей четко проговаривать текст.

Трудовая деятельность: Перекапывание песка в песочнице.

Исследовательская деятельность: Полет перышек.

Цель: Выяснить, все ли перышки способны летать.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №19

Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке.
Художественное слово:
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая пошутить хотела?
Дидактические игры: «Угадай по голосу»
Цель: Развивать умения слушать других.
«Дорожное лото»
Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения
Подвижные игры: «Веселые соревнования» игра - эстафета с препятствиями.
Трудовая деятельность: Уборка участка от камней и веток.
Исследовательская деятельность: Что такое лед?
Цель: Выяснить, как вода превращается в лед. 
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№20

Наблюдение за деревьями без листьев. 

Цель: Закрепить узнавание деревьев по внешнему виду.

Художественное слово:

Ни листочка, ни травинки! Только ёлочка одна
Тихим стал наш сад. Весела и зелена.
И берёзки и осинки Видно, ей мороз не страшен,
Скучные стоят. Видно смелая она!

Дидактические игры: «Пересчёт деревьев» 

Цель: Согласование существительных с числительными.

«Дорожный экзамен»

Цель: Обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге.

Трудовая деятельность: Утеплять снегом стволы деревьев.

Цель: Воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры: «Краски», «Коршун и наседка».

Цель: Учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего.

«Тень»

Цель: Учить детей повторять за ведущим движения.

Исследовательская деятельность: «Вода и снег»

Цель: Закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

НОЯБРЬ

Карточка№1

Наблюдение «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо».

Цель: Развитие у детей способности объяснять сезонные явления; выделять характерные признаки дождя осенью.

Художественное слово:

В день рождения пальто подарили тучке.
Стала тучка в том пальто интересной штучкой,
Изумительный наряд: семь застежек «молний»,
Сорок пуговичек в ряд, по подолу – волны,
Ходит модница в пальто. По бокам карманы,
В них дождинок – тысяч сто и клочок тумана.
А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град!

Исследовательская деятельность: Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?

Дидактические игры: « Какое небо?»

Цель: Научить подбирать относительные прилагательные. 

«Нарисуй картинку» 

Цель: Развитие мелкой моторики (палочкой на песке облака и тучи).

Подвижные игры: «Мыши в кладовой»

Цель: Учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга.

«Попади в круг»

Цель: Учить попадать в цель, развивать глазомер, ловкость.

Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№2

Наблюдение «Почему птицы улетают на юг?»

Цель: Знакомство детей с периодом подготовки птиц к отлёту.

Художественное слово:

Шуршащей вереницей за солнышком вдогонку.

Летят над нами птицы в далёкую сторонку.

Летят они к зимовке. А во дворе, на холоде,
Прищепки на верёвке, как ласточки на проводе.

Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию»

Цель: Составлять описательный рассказ.

«Дорога к бабушке»

Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность

Подвижные игры: «Куропатки и охотники»

Цель: Учить детей соблюдать правила игры.

«Большой мяч» 

Цель: Учить детей соблюдать правила игры, прокатывать мяч друг другу правой и левой ногой.

Исследовательская деятельность: Свойства мокрого песка.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка.

Трудовая деятельность: Уборка участка

Цель: Воспитывать желание трудиться вместе.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№3

Наблюдение за лужами.

Цель: Вызвать интерес к изменениям, происходящим в природе; формировать понятие, что лужи образуются от таяния снега.

Художественное слово:

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи.

Появились всюду… (Лужи)

Трудовая деятельность: Сбор поломанных веток на участке

Цель: Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым; формировать навыки коллективного труда; приучать к самостоятельному выполнению поручений.
Подвижные игры: «Бездомный заяц»

Цель: Упражнять в беге.
«Найди, где спрятано»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве. «Законы улиц и дорог» - совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах;

Дидактические игры: «Отгадай-ка» 

Цель: Учить описывать объект.

«Подбери признак»

Цель: Научить подбирать относительные прилагательные.

Исследовательская деятельность: Первые заморозки.

Цель: Выяснить зависимость состояния воды от температуры воздуха. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№4

Наблюдение за увядающими растениями.

Цель: Уточнить изменения в неживой природе.

Художественное слово:

Осень наступила, высохли цветы,

и глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

только зеленеет озимь на полях.

Дидактические игры: «Наоборот» 

Цель: Научить подбирать антонимы к словам. 

«Один – много» 

Цель: Закрепление умения согласовывать числительное с существительным.

Подвижные игры: «Самолёты»

Цель: Учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. 

«Мой веселый звонкий мяч»

Цель: Научить детей подпрыгивать на двух ногах. 

«Верно - неверно»

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.

Трудовая деятельность: Сбор ягод рябины, бузины для подкормки птиц.

Исследовательская деятельность: Состояние почвы в зависимости от температуры.

Цель: Выяснить зависимость состояния почвы от температуры воздуха. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №5

Наблюдение за осенними цветами.

Цель: Закрепить название осенних цветов.

Художественное слово:

Жёлтым был цветок хорош,
Был на солнышко похож,
Через день стал будто мел,
С ветром в поле улетел. (Одуванчик)

Подвижные игры: «Вейся венок!»

Цель: Учить водить хоровод.

«Караси и щука»

Цель: Соблюдать правила игры.

Трудовая деятельность: Уборка веток и камней на участке.

Дидактические игры: «Что делает?»

Цель: Подбирать глаголы к существительному дворник.

«Какое время года?»

Цель: Учить детей соотносить описание природы.

Исследовательская деятельность: Строительные свойства песка и почвы.

Цель: Формировать представление о возможностях мокрых песка и почвы. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №6

Наблюдение за погодой.

Цель: Одинаковые ли снежинки в разную погоду, в оттепель и в холодный, морозный день?

Художественное слово:

Скатерть бела, все поле одела (Снег)

Что за звездочки сквозные, на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмешь воду в руке (Снежинки)

Дидактические игры: «Угадай по голосу»

Цель: Развивать умения слушать других.

«Разведчики»

Цель: Формирование умения отсчитывать объекты природы.

Подвижные игры: «Два мороза»

Цель: Упражнять детей в беге с увертыванием, учить согласовывать движения со словами.

«Гуси-лебеди»

Цель: Совершенствовать технику бега.

Трудовая деятельность: Подмести веранду, дорожки.

Цель: Приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых. 

Исследовательская деятельность: Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №7

Наблюдение за воробьями - расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;

Художественное слово:

Воробей по лужице 

Прыгает и кружится, 

Перышки взъерошены, 

Хвостик распустил.

Дидактические игры: «Назови по описанию»

Цель: Закрепить у детей умение угадывать по описанию деревья и кустарники.

«Один - много»

Цель: Употребление множественного числа существительных.

Подвижные игры: «Не оставайся на снегу»

Цель: Упражнять детей в ловкости, прыжках.

«Зайцы и волк»

Цель: Упражнять в беге врассыпную, прыжках.

Трудовая деятельность: предложить детям накидать снега на клумбы, около стволов деревьев и кустарников.

Исследовательская деятельность: «Прозрачность льда»

Цель: Познакомить со свойствами льда. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

 

Карточка № 8

Наблюдение за метелью. 

Цель: Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег? 

Художественное слово: 

Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа,

То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)

Не зверь, а воет? (Вьюга)

Дидактические игры: «Придумай слово»

Цель: Научить детей подбирать однокоренные слова к предложенным словам.

«1, 2, 3 - к дереву беги!»

Цель: Развитие умения узнавать вид деревьев по внешним признакам.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

Цель: Упражнять детей в ловкости, прыжках.

«Пятнашки»

Цель: Учить соблюдать правила игры.

Трудовая деятельность: После метели предложить расчистить дорожки, окапать снегом деревья и кусты.

Исследовательская деятельность: «Замерзание воды»

Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

 

Карточка №9

Наблюдение за зимним пейзажем.

Цель: Что можно сказать про снег, какой он? (подбор прилагательных: пушистый, пухлый, мохнатый; глаголов:  переливается, искрится на солнце). Какие оттенки вы видите? (голубой, синеватый, желтый).

Художественное слово: 

Белый снег, пушистый.

В воздухе кружится

И на землю тиха.

Падает, ложится.

И под утро снегом.

Поле забелело,

Точно пеленою.

Все его одело.

Темный лес что шапкой.

Принакрылся чудной

И заснул под нею.

Крепко, непробудно... 

Дидактические игры: «Назови, одним словом»

Цель: Активизировать  в речи обобщенные слова.

«Кто быстрей?»

Цель: Закрепление умения соотносить число с цифрой. 

Подвижные игры: «Снежная карусель»

Цель: Упражнять детей в ловкости, прыжках.

Трудовая деятельность: Отчистить одежу друг друга от снега.

Исследовательская деятельность: «Защитные свойства снега»

Цель: Познакомить со свойствами снега. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

  

Карточка №10

Наблюдение рассматривание снежинок.

Цель: Предложить детям через увеличительное стекло (лупу) рассмотреть строение отдельных снежинок. Одинаковые ли снежинки? Найдите отличия? Какой они формы? Сколько у них лучиков? Что вы можете сказать о размере снежинок?

Художественное слово: 

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною,

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится.

Дидактические игры: «Запомни свое место»

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

«Художник»

Цель: Развивать наблюдательность.

Подвижные игры: «Сделай фигуру»

Цель: Упражнять детей в ловкости, беге. 

Игра по ПДД «Бегущий светофор».

Трудовая деятельность: Предложить подгруппе детей очистить от снега участок.

Исследовательская деятельность: «Таяние снега»

Цель: Познакомить детей со свойствами снега. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №11

Наблюдение за свойствами снега.

Исследовательская деятельность: Налить в банки воды и в морозный день одну закопать глубоко в снег, а другу оставить на воздухе. Цель: Понаблюдать в какой банке вода замерзнет быстрее. Итак, в банк, оставленной на морозном воздухе, вода замерзнет быстрее. Вывод: снег защищает почву, не давая ей охладиться и поэтому растения под снегом остаются зелеными.

Художественное слово: 

Снег кружится, снег ложится - Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица. И, конечно, человек! Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички, Выпал снег - упал мороз! Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке. Тают белые снежинки. Тротуары замело,

Все вокруг белым-бело: Снего-снего-снегопад!

Дидактические игры: «Назови одним словом»

Цель: Активизировать  в речи обобщенные слова

Подвижные игры: Игра по ПДД  «К своим знакам»

«Кандалы»

Цель: Упражнять детей в ловкости, беге.

Трудовая деятельность: Подмести веранду

Цель: Учить детей правильно держать лопату. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №12

Наблюдение за растительным миром.

Цель: Предложить детям раскопать глубокий сугроб там, где летом росли травы. Что вы видите в снежной глубине? (маленькие зелены растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, тоненькие) Какие вы узнаете растения? (пастушья сумка, мокрица, одуванчик и т.п.) Как вы думаете, почему растения под снегом остались зелеными? (снег защищает почву, не давая ей охлаждаться).

Художественное слово: 

Снег искрится, снег кружится,

Вдруг мне это только снится.

Что же стало вдруг со мной?

Я, как будто бы герой,

Крепость снежную свою

Защищаю в злом бою!

Все удары отражаю.

Всех снежками закидаю!

Ну, а кто вползет в дыру,

Снегом быстренько натру!

Дидактические игры: «Чья шуба, чей шарфик, чье пальто?»

Цель: Закрепить словообразование в мужском, среднем и женском роде. «Кто быстрей?» - закрепление умения соотносить число с цифрой.

Подвижные игры: «Не попадись»

Цель: Развивать быстроты реакции, упражнение в прыжках.

Игра по ПДД «Передай жезл»

Трудовая деятельность: предложить подгрупп детей собрать мусор на участке и вынести его в мусорный ящик.

Исследовательская деятельность: Экспериментирование с мокрым песком. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №13

Наблюдение за птицами.

Цель: Предложить детям понаблюдать за птицами, кто, что и как ест. Отгадайте по форме клюва, чем питается птица – насекомыми или зерном. Дети делают вывод, что у насекомоядных птиц клюв тонкий, узкий, а у зерноядных – более тупой и толстый. Почему? Чем это может объяснить?

Художественное слово: 

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Дидактические игры: «Узнай по описанию»

Цель: Составление описательного рассказа о предложенной птице, не показывая ее.

«Найди дерево»

Цель: Закрепление названий и признаков деревьев.

Подвижные игры: «Орел, наседка и цыплята»

Цель: Развивать чувство товарищества.

«Перелетные птицы»

Цель: Учить действовать по сигналу воспитателя.

Трудовая деятельность: предложить детям на кустарниках развесить кормушки для птиц и насыпать крошки хлеба.

Исследовательская деятельность: Выделить основные части растений, предложить им показать и назвать: «Стебель, листья, цветок». 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №14

Наблюдение за транспортом. 

Цель: Узнать для чего служат эти машины? Какие части у них есть? Кто ими управляет? (назвать профессии). У кого родители работают на стройке? Что вы знаете об их профессиях?

Художественное слово: Стих В. Маяковского «Кем быть?»

Дидактические игры: «Назови строительные профессии»

Цель: Упражнять детей в назывании определенных профессий.

«Листопад»

Цель: Развитие ловкости.

Подвижные игры: «Хитрая лиса»

Цель: Воспитывать смекалку, ловкость, бег.

«Не попадись»

Цель: Прыгают на двух ногах.

Трудовая деятельность: предложить детям убрать на веранде снег

Исследовательская деятельность: Продолжать работу над определением силы и направления ветра. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №15

Наблюдение за деревьями.

Цель: Вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью. Сказать, что зимой деревья отдыхают, чтобы набраться силы к будущей весне, и погружаются в глубокий покой. Чем отличаются деревья от кустарников? (назвать 3-4 отличия). 

Художественное слово: Стих Н. Рыленкова «Первый снег опустил у деревьев ресницы, и в лесу и в полях – тишина, тишина».

Дидактические игры: «Что сначала, что потом?»

Цель: Развивать логическое мышление.

«Ветер и ветерки»

Цель: Упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега.

Подвижные игры: «День и ночь»

Цель: Упражнять детей в беге.

Трудовая деятельность: Очистить участок малышей от снега и мусор.

Исследовательская деятельность: Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №16

Наблюдение за погодой.

Цель: Какое время года сейчас? Какой месяц?

Художественное слово: 

Как в марте зима не злиться, а весне покориться. 

Дует теплый южный ветер, снег чернеет, мякнет, тает, грая горластый прилетает, что за месяц? Кто узнает?

Дидактические игры: «Дерево живое»

Цель: Изменения в различные времена года. 

«Найди камешки»

Цель: Развитие наблюдательности.

Подвижные игры: «День и ночь»

Цель: Упражнять детей в ловкости, беге.

Трудовая деятельность: Почистить крыльцо.

Исследовательская деятельность: Рассматривание через лупу еловых иголок, тактильное исследование. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка №17

Наблюдение за снегом.

Цель: Обратить внимание детей на снег. Какой снег мы видим кругом? Что с ним случилось? Почему сугробы покрыты ледяной коркой?

Дидактические игры: «Когда это бывает?»

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменения в природе.

«Ребята и зверята»

Цель: Забавы-импровизации.

Подвижные игры: «Ловишки парами»

Цель: Упражнять детей в ловкости, беге.

«День и ночь»

Цель: Обучать детей в умении бросать и ловить мяч.

Трудовая деятельность: Собрать мусор, ветки на участке.

Исслед. деятельность: «Вода и снег»

Цель: Закрепить знания о различных состояниях воды. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№18

Наблюдение за солнцем.

Цель: Дать знания детям об изменении светового дня в зависимости от времени года; формировать понятие о роли солнца в жизни животных и растений.

Художественное слово:

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается; зимнее солнце плохо греет.

Дидактические игры: «Времена года»

Цель: Активизировать знания, что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз).

«Подскажи словечко»

Цель: Развитие мышления, быстроты реакции.
Трудовая деятельность: Сгребание снега на участке под деревья.

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

Цель: Учить детей бегать, увертываться, не попадаться.

«Снежная баба»

Цель: Развитие двигательной активности.

Исследовательская деятельность: «Защитные свойства снега»

Цель: Познакомить со свойствами снега.

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№19


Наблюдение
 за березой.

Цель: Формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе. Назовите, какие деревья и кустарники растут у нас на участке? Что делают зимой деревья? Как мы можем помочь пережить холодную зиму?

Художественное слово:

Вот мороз – забыта осень…  

Затих, застыл веселый лес.

Под низкой крышею небес  деревья спят, одежды сбросив.

И не тревожит их немало  ни ветра свист, ни вьюги вой:

Закутала их с головой   зима в свой снег, как в одеяло.

Теперь их только по весне  с дождем желанным гром разбудит…

Деревья спят, совсем как люди.  И день за днём растут во сне.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега.

Цель: Воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры: «Снежная карусель»

Цель: Упражнение в ловкости, беге, прыжках.

«Снежная баба»

Цель: Развитие двигательной активности.

«Сбей кеглю»

Цель: Добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску.

Дидактические игры: «Назови зимующих птиц»

Цель: Учить называть 2-3 вида птиц.

«Кто же я?»

Цель: Учить называть растение, развивать память, внимание.

Исследовательская деятельность: «Защитные свойства снега»

Цель: Познакомить со свойствами снега. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.

Карточка№20

Наблюдение за зимним небом.

Цель: Обратить внимание на красоту зимнего неба; воспитывать любовь к природе.

Художественное слово:

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда - всегда раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо)

Дидактические игры: «Времена года»

Цель: Активизировать знания о том, что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз).

«Что происходит в природе?»

Цель: Закрепление употребления в речи глаголов
Трудовая деятельность: Очистка дорожек от льда и снега.

Цель: Закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Подвижные игры: «Воробушки»

Цель: Активизация звука «ч» в звукоподражании; развитие ловкости.

«Пробеги тихо»

Цель: Учить бесшумно двигаться.

Исследовательская деятельность: «Замерзание воды»

Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды. 

Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок старшая группа

Картотека прогулок старшая группа...

Картотека экспериментов для старшей группы

На основе  наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта.  Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично....

Картотека прогулок на лето в первой младшей группе.

Картотека прогулок на лето в первой младшей группе....

Картотека прогулок старшая группа

Картотека прогулок старшая группа...

Картотека прогулок

Картотека прогулок - старшая группа...

Картотека прогулок

Картотека прогулок для старшего дошкольного возраста ...

Картотека целевых прогулок по ПДД

Картотека целевых прогулок по ПДД...