Картотека прогулок в старшей группе "Осень"
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека прогулок в старшей группе № 11
СЕНТЯБРЬ
Карточка №1
Наблюдение за сезонными изменениями в начале осени.
Цель: Учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время.
Художественное слово:
Кроет уж лист золотой, влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.
Дидактические игры: «Назови осенние месяцы»
Цель: Учить детей по приметам называть осенние месяцы.
Исследовательская деятельность: «Ветрячки»
Цель: Познакомить детей с силой ветра.
Подвижные игры: «Мы весёлые ребята»
Цель: Учить детей действовать по сигналу.
«Совушка»
Цель: Закрепить умения ориентироваться в пространстве.
«Кто самый меткий?»
Цель: Развивать глазомер.
Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №2
Наблюдение за солнцем.
Цель: Дать представление о том, что солнце является источником света и тепла.
Художественное слово:
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все ... (Солнце).
Исследовательская деятельность: Положить два камешка, один – на солнышко, другой – в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее.
Дидактические игры: «Что загадали»
Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений.
Подвижные игры: «Пожарные на ученье»
Цель: Закрепить умение лазать по стенке, развивать внимание.
«Чье звено скорее соберется?»
Цель: Учить бегать на скорость.
«Кто выше»
Цель: Упражнять в прыжках в вышину.
Трудовая деятельность: Предложить помочь детям младшей группы в уборке территории.
Цель: Развивать навыки трудолюбия.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№3
Наблюдение в огороде за морковью и свеклой.
Цель: Учить детей проводить сравнительный анализ овощей (сходство и различие)
Художественное слово: Сидит девица в темнице, а коса на улице (Свекла, морковь).
Исследовательская деятельность: Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер)
Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.
Дидактические игры: «Похож – не похож»
Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине,
Подвижные игры: «Мышеловка»
Цель: Учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга.
«Не оставайся на полу», «Сбей кеглю»
Цель: Развивать ловкость, глазомер.
Трудовая деятельность: Сбор урожая в огороде
Цель: Учить выкапывать овощи, воспитывать желание трудиться в коллективе.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка № 4
Наблюдение «Что такое осадки?»
Цель: Учить находить различия между затяжным и кратковременным дождями.
Художественное слово:
Его просят, его ждут а как придёт – прятаться начнут. (Дождь)
На дворе переполох с неба сыплется горох. (Град)
На всех садится никого не боится. (Снег)
Дидактические игры: «Слова - родственники»
Цель: Учить подбирать однокоренные слова.
«Четвертый лишний»
Цель: Развивать внимание, сообразительность, речь.
Подвижные игры: «Самолеты»
Цель: Совершенствовать умения бегать.
«Зайцы и волк»
Цель: Закрепить умения прыгать на двух ногах с продвижением вперёд.
Трудовая деятельность: Работа на цветнике - сбор семян цветов
Цель: Формирование умения и желания трудиться сообща.
Исследовательская деятельность: «Уличные тени»
Цель: Показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка № 5
Наблюдение за кошкой.
Цель: Закреплять знания о том, что кошка - домашнее животное, млекопитающее.
Художественное слово:
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка.)
Трудовая деятельность: Сбор шишек и листьев.
Цель: Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Дидактические игры: «Большой – маленький»
Цель: Словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Подвижные игры: «Лохматый пес»
Цель: Учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.
«Пятнашки»
Цель: Закрепить умения согласовывать текст с движениями, развивать умения увёртываться.
Исследовательская деятельность: «Песчаный конус»
Цель: Помочь определить, может ли песок двигаться.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка № 6
Наблюдение за подорожником.
Цель: Знакомить с лекарственным растением.
Художественное слово: Вдоль дорожек его встретишь, ранки, ссадины излечишь, сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник)
Трудовая деятельность: Сбор лекарственных растений
Цель: Учить правильно собирать лекарственные растения.
Дидактические игры: «Собери в лукошко»
Цель: Учить различать лекарственные растения
Подвижные игры: «Совушка»
Цель: Учить действовать по сигналу.
«Волк во рву»
Цель: Закрепить умения прыгать.
«Ветер и ветерки» Цель: Упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.
Исследовательская деятельность: «Летающие семена»
Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№7
Наблюдение за работой дворника.
Цель: Расширять знания о труде взрослых осенью.
Художественное слово:
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят,
Прямо на руки ребят.
Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки).
Цель: Учить осторожно, выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;
Дидактические игры: «Что делает?»
Цель: Научить подбирать глаголы к существительному «дворник».
Подвижные игры: «Кот и мыши»
Цель: Продолжать учить соблюдать правила игр.
«Уголки»
Цель: Закреплять ловкость, быстроту бега.
Исследовательская деятельность: «Полет перышек»
Цель: Выяснить, все ли перышки способны летать.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№8
Наблюдение за грузовым автомобилем.
Цель: Научить понимать значение и функции автомобиля.
Художественное слово:
Мощный транспорт - грузовик.
Тяжести возить привык.
Для чего машине кузов?
Чтобы в нем возили грузы!
Дидактические игры: «Где машина?»
Цель: Учить дифференцировать предлоги «на, в, под».
«Кто все запомнит?»
Цель: Активизировать внимание, память, речь.
Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.
Цель: Приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.
Подвижные игры: «Горелки», «Волк во рву».
Цель: Учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость.
Исследовательская деятельность: «Почему появляется ветер»
Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№9
Наблюдение за перелётными птицами.
Цель: Закрепить названия перелётных птиц.
Художественное слово: Воробей маленький, а журавль ... (большой). Утка серая, а лебедь ... (белый).
Трудовая деятельность: Кормление птиц.
Цель: Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка).
Подвижные игры: «Воробушки и кот»
Цель: Учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга.
«Перемени предмет»
Цель: Развивать внимательность.
«Мяч в ворота»
Цель: Совершенствовать бросание и ловлю мяча.
Дидактические игры: «Что предмет может рассказать о себе?»
Цель: Учить детей составлять описание предмета по плану, выделять его характерные признаки.
Исследовательская деятельность: «Парашют»
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №10
Наблюдение за рябиной.
Цель: Продолжать наблюдение за рябиной осенью.
Художественное слово:
С рябиной свежей вазу.
Поставили на стол
Её заметил сразу.
Лишь в комнату вошел.
Есть рябину я не стану.
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки.
Влажные и яркие,
В каплях - бусинки росы.
Удивительной красы.
Исследовательская деятельность: «Буря»
Цель: Доказать, что ветер это движение воздуха.
Дидактические игры: «Что мы видим?»
Цель: Развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции.
Подвижные игры: «Поймай мяч»
Цель: Закрепить умения ловить и передавать мяч.
«Кто дальше»
Цель: Совершенствовать умения метать мешочки вдаль.
«Классики»
Цель: Учить прыгать на одной ноге.
Трудовая деятельность: После сбора урожая привести в порядок земельную площадь огорода и цветника. Цель: Оказать помощь взрослым, воспитание положительного отношения к труду.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№11
Наблюдение за пауком.
Цель: Продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида пауков.
Художественное слово:
У тебя, скажи, паук, сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка, паучок, сколько рук и сколько ног?
Исследовательская деятельность: Рассматривание паука через лупу.
На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.
Дидактические игры: «Разведчики»
Цели: Формирование умения отсчитывать объекты природы; узнавать растения, выделяя его характерные признаки.
Подвижные игры: «Пройди бесшумно»
Цель: Учить детей ходить чётко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.
«Через ручеек», «Догони мяч»
Цель: Учить игровой деятельности с соблюдением правил.
Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы).
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№12
Наблюдение за насекомыми.
Цель: Расширять представление детей о насекомых.
Художественное слово:
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравейник)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха)
Дидактические игры: «Найди дерево»
Цель: Закрепление названий и признаков деревьев.
Подвижные игры: «Мяч водящему»
Цель: Упражнять в подбрасывании и ловле мяча двумя руками.
«Совушка»
Цель: Учить действовать по сигналу.
«По тропинке»
Цель: Закрепить умения ходить парами в колонне.
Трудовая деятельность: Привести в порядок клумбы на участке, собрать семена, убрать сухую траву, листья.
Исследовательская деятельность: «Воздух невидим»
Цель: Познакомить со свойствами воздуха.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№13
Наблюдение за разными видами транспорта.
Цель: Расширять знания о наземном виде транспорта.
Художественное слово:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
Дидактические игры: «Найди камешки»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, фантазии.
Подвижные игры: «Ловишки»
Цель: Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую.
«Волк и козлята»
Цель: Развивать быстроту и реакцию.
Трудовая деятельность: Вместе с воспитателем обрезать секатором обломанные, сухие ветки кустов и деревьев и убрать их.
Исследовательская деятельность: «Свойства песка и глины»
Цель: Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№14
Наблюдение за ветром.
Цель: Дать характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Художественное слово:
Неизвестно, где живет.
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (Ветер)
Дидактические игры: «Ветер, ветер, ты какой?»
Цель: Упражнять в подборе прилагательных. Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий)
Подвижные игры: «Собери урожай», «Сделай фигуру».
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, развивать воображение.
Трудовая деятельность: Сбор урожая на огороде.
Исследовательская деятельность: Выяснить зависимость растений на огороде от почвы.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№15
Наблюдение за погодой.
Цель: Наблюдение за дождем. Что это? Какой дождь? Как он идет? Какая сегодня погода? Художественное слово:
Шел, долговяз, да в землю увяз.
Льет дождь, холодный точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном над лесом держат переплет.
Дидактические игры: «Что изменилось»
Цели: Дать картинки по времени года «Осень», найти на них изменения.
Подвижные игры: «Ловля обезьян»
Цель: Учить детей показывать движения и угадывать их.
Трудовые поручения: Убрать большой мусор с участка.
Исследовательская деятельность: «Буря»
Цель: Доказать, что ветер это движение воздуха.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№16
Наблюдение за растениями.
Цель: Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений. Целевая прогулка на цветники города.
Художественное слово:
Расцвели ромашки на лесной опушке.
Белые рубашки, жёлтые макушки.
Незабудок глазки голубые из травы доверчиво глядят:
Добрые, наивные, живые - как у самых маленьких ребят.
Дидактические игры: «Нарисуй палочкой», «Какое небо?».
Подвижные игры: «Караси и щука»
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную.
Трудовая деятельность: Собрать песок вокруг песочницы.
Исследовательская деятельность: Обратить внимание на то, что насекомых стало меньше.
Цель: Показать детям, куда и как прячутся насекомые.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№17
Наблюдение за изменениями деревьев и кустарников с приходом осени.
Цель: Показать детям, как меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках в осеннюю пору.
Художественное слово:
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая пошутить хотела? (И. Токмакова)
Трудовая деятельность: Коллективная работа на огороде по уборке мусора.
Подвижные игры: «Затейники»
Цель: Учить детей ходить по кругу.
«Бездомный заяц»
Цель: Учить детей бегать быстро, стараясь занять домик.
«Бег парами»
Цель: Упражнять в беге парами.
Дидактические игры: «Третий лишний»
Исследовательская деятельность: Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева.
Цель: Обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №18
Наблюдение за трудом взрослого на огороде.
Цель: Активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям, побуждать принимать активное участие в сборе урожая. Целевая прогулка на огород.
Художественное слово:
Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимой в бочке - крепкие, соленые. (Огурец.)
Он никого и никогда
Не обижал на свете.
Так что же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук.)
Дидактические игры: «Угадай, кто позвал»
Цель: Развивать слуховое восприятие.
Трудовая деятельность: Сбор ранних семян в цветнике.
Цель: Учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты; воспитывать настойчивость, экологическую культуру.
Подвижные игры: «Горелки»
Цель: Закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.
«Подбрось и поймай»
Цель: Закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.
«Кто дальше»
Цель: Развивать умения прыгать в длину.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№19
Наблюдение за песком.
Цель: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.
Художественное слово:
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Трудовая деятельность: Навести порядок в песочнице.
Подвижные игры: «Собери урожай»
Цель: Развивать умения различать овощи, фрукты, ягоды.
«Листопад»
Цель: Различать краски осенних листьев.
Дидактические игры: «Овощи и фрукты».
Исследовательская деятельность: «Рассматривание песка через лупу»
Цель: Определение формы песчинок.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №20
Наблюдение за муравьем.
Цель: Расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях.
Художественное слово:
Он - работник настоящий,
Очень - очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Трудовая деятельность: Собрать осенний букет из листьев.
Подвижные игры: «Краски»
Цель: Учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали.
«Меткий стрелок»
Цель: Развивать глазомер.
«Кто выше»
Цель: Упражнять в прыжках в вышину.
Дидактические игры: «Придумай предложение», «Как шумит вода».
Исследовательская деятельность: «Вода»
Цель: Закрепить знания о различных состояниях воды.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
ОКТЯБРЬ
Карточка №1
Наблюдение за работой дворника.
Цель: Расширять знания о труде взрослых осенью.
Художественное слово:
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Дидактические игры: «Какое небо?»
Цель: Дети рассматривают небо, описывают его.
«Найди»
Цель: Знакомить с логическими блоками.
Подвижные игры: «Медвежата»
Цель: Учить детей ходить на высоких четвереньках, наперегонки.
«Воробушки и кот», «Кот и мыши».
Цель: Продолжать учить соблюдать правила игры.
Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Исследовательская деятельность: «Солнце высушивает предметы»
Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка № 2
Наблюдение за трудом взрослого на огороде.
Цель: Обсуждать принимать активное участие в сборе урожая.
Художественное слово:
Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимой в бочке - крепкие, соленые. (Огурец)
Он никого и никогда
Не обижал на свете.
Так что же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук)
Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию»
Цель: Учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
«У кого кто»
Цель: Упражнять в словообразовании.
«Автошкола»
Цель: Закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу.
Подвижные игры: «Бездомный заяц»
Цель: Учить детей быстро бегать, стараясь осалить убегающего.
«Самый быстрый», «Горелки».
Цель: Закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя.
Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.
Цель: Формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности.
Исследовательская деятельность: «Уличные тени»
Цель: Показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка № 3
Наблюдение за погодой.
Цель: Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего месяца – октября.
Художественное слово:
Октябрь крадется по дорожкам,
ступает тихо солнцу вслед.
Грибы и ягоды в лукошке.
И сентябрю он шлет привет!
В багряном бархатном кафтане,
из листьев шляпа набекрень,
Он целый месяц будет с нами,
встречать рассвет, и ночь, и день.
Дидактические игры: «Подбери слово»
Цель: Подобрать прилагательное к существительному «земля».
«Большая прогулка»
Цель: Познакомить детей с дорожными знаками.
«Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Трудовая деятельность: Уборка осенних листьев.
Цель: Воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «К своим флажкам».
Цель: Учить быстро действовать по сигналу.
Исследовательская деятельность: «Веселые кораблики»
Цель: Учить отмечать различные свойства предметов.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка № 4
Наблюдение «Листья желтые летят»
Цель: Формирование умения детей сравнивать осенние листья.
Художественное слово:
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый, весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Дидактические игры: «Вершки и корешки»
Цель: Составление описательных рассказов, повторить строение растений.
«Что изменилось»
Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.
Подвижные игры: «Бегущий светофор», «Сделай фигуру».
Цель: Упражнять детей в умении быстро действовать по сигналу;
«Гуси - лебеди»
Цель: Учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали.
Трудовая деятельность: Сбор семян деревьев, дикорастущих трав для корма птицам зимой.
Исследовательская деятельность: «Летающие семена»
Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№5
Наблюдение за птицами.
Цель: Предложить детям рассказать по результатам наблюдения, какие изменения происходят в жизни различных птиц.
Художественное слово:
Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море.
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Дидактические игры: «Найди не такую»
Цель: Продолжать знакомить с логическими блоками.
«Верно - неверно»
Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.
Подвижные игры: «Мяч водящему»
Цель: Развивать ловкость, смелость, метание, ловлю.
«Стоп»
Цель: Упражнять детей в беге, развивать внимание.
«Мышеловка»
Цель: Учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга.
Трудовая деятельность: Подмести участок от листьев.
Исследовательская деятельность: Собрать листья осины и березы для гербария.
Цель: Учить детей отличать листья (по форме, размеру, длины черенка).
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №6
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цель: Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы.
Исследовательская деятельность: Падающие снежинки на ладонь.
Художественное слово:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.
Дидактические игры: «Назови зимние месяцы»
Цель: Учить детей по приметам называть зимние месяцы.
«Нарисуй картинку»
Цель: Обведи листок мелом на асфальте - развитие мелкой моторики.
«Весёлый жезл»
Цель: Обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице.
Подвижные игры: «Караси и щука»
Цель: Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, бегать по сигналу.
Трудовая деятельность: Начать поливать горку водой, привлечь родителей, продолжать сгребать снег в кучу.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №7
Наблюдение за туманом.
Цель: Продолжать знакомить с природным явлением.
Художественное слово:
Кто - то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром - исчез!
Не осталось не пенька, ни куста,
только белая кругом пустота.
Дидактические игры: «Назови зимующих птиц»
Цель: Учить называть 2-3 вида птиц.
«Найди пару»
Цель: Развивать воображение.
«Водители»
Цель: Учить детей правилам дорожного движения.
Подвижные игры: «Перелетные птиц»
Цель: Учить детей бегать, упражняться прыжках.
«Эстафета»
Цель: Развивать быстроту бега.
«Караси и щука»
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную.
Трудовая деятельность: Вместе с детьми построить снежные валы и облить их водой.
Исследовательская деятельность: «Зелёные и жёлтые листья»
Цель: В зелёных листьях есть вещество - хлорофилл.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №8
Наблюдение за вороной.
Цель: Расширять знания о вороне.
Художественное слово:
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Дидактические игры: «Какие это птицы»
Цель: Учить называть 2-3 вида зимующих птиц.
«Второй ряд»
Цель: Развивать умение анализировать.
Подвижные игры: «Два мороза»
Цель: Упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.
«Цветные автомобили»
Цель: Учить двигаться врассыпную.
«Не забегай в круг»
Цель: Учить детей бегать, увёртываясь.
Трудовая деятельность: Сбор семян цветов.
Исследовательская деятельность: «Холодный воздух»
Цель: Определение температуры воздуха осенью с помощью воды.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №9
Наблюдения за березой.
Цель: Продолжать знакомить с характерными особенностями березы, выделяя признаки живого.
Художественное слово:
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Осенью желтоватые. (Береза)
Дидактические игры: «Как называется это дерево»
Цель: Учить детей по внешнему виду и описанию определять дерево.
«Выполни поручение»
Цель: Закреплять правила дорожного движения.
Подвижные игры: «Волк и овцы»
Цель: Упражнение в прыжках в длину с разбега, развитие ловкости.
«Найди свой цвет»
Цель: Искать свой цвет по сигналу воспитателя.
Трудовая деятельность: Предложить детям укрыть деревья и кустарники.
Исследовательская деятельность: Посчитать сколько стволов в кусте, сколько гроздей.
У какого дерева большая крона.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №10
Наблюдение за изменениями природы.
Цель: Уточнение представлений детей об основных признаках осени.
Художественное слово:
Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?
Дидактические игры: «Найди старое дерево и молодое»
Цель: Учить детей по внешнему виду определять дерево.
«С какой ветки детка?»
Цель: Учить различать листья разных деревьев.
«Где мое место?»
Цель: Закреплять знание знаков дорожного движения.
Подвижные игры: «Лошадки»
Цель: Упражнение в ходьбе с соблюдением равновесия, прыжках.
«Третий лишний»
Цель: Развивать ловкость и быстроту бега.
Трудовая деятельность: Очистить дорожку, залить водой, сделать ледяную дорожку для скольжения.
Исследовательская деятельность: «Почему повял цветочек?»
Цель: Сравнить сухие и влажные комочки земли.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №11
Наблюдение за листопадом.
Цель: Закрепление представления детей о «золотом периоде» осени – листопаде.
Художественное слово:
Осень длинной тонкой кистью, перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой, как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на деревья пёстрые подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой, облетел весь лист цветной!
Дидактические игры: «Угадай по описанию»
Цель: Угадать транспорт по описанию.
«Сдуй листок со стола»
Цель: Развитие речевого дыхания.
«Говорящие дорожные знаки»
Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам.
Подвижные игры: «Быстро возьми и быстро положи»
Цель: Упражнять в беге, ловкости и развивать смекалку.
«Найди себе пару»
Цель: Учить ориентироваться в пространстве.
Трудовая деятельность: Заготовка земли для посадки рассады, мытье игрушек.
Исследовательская деятельность: «Передача солнечного зайчика»
Цель: Показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №12
Наблюдение за листопадом.
Цель: Знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; воспитывать любовь к природе.
Художественное слово:
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое? (Осень)
Дидактические игры: «Опиши дом»
Цель: Учить детей составлять рассказ описание.
«Найди нужный блок»
Цель: Познакомить детей с карточками.
Подвижные игры: «С кочки на кочку»
Цель: Упражнять детей в прыжках.
«Найди свой домик»
Цель: Развивать ловкость.
Трудовая деятельность: Уборка мусора на огороде.
Исследовательская деятельность: «Движение воздуха»
Цель: Показать, что можно почувствовать движение воздуха.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №13
Наблюдение «Что такое заморозок?»
Цель: Формирование умения детей наблюдать явления природы.
Художественное слово:
Дидактические игры: «Назови зимние месяцы»
Цель: Учить детей по приметам называть зимние месяцы.
«Назови форму»
Цель: Согласование существительных с прилагательными.
Подвижные игры: «Чье звено скорее соберется»
Цель: Учить детей бегать и быстро строиться.
Трудовая деятельность: Уборка участка от снега, воспитывать трудолюбие, желание трудиться.
Исследовательская деятельность: «Буря»
Цель: Доказать, что ветер это движение воздуха.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №14
Наблюдение за рябиной.
Цель: Продолжать знакомить детей с рябиной.
Художественное слово:
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
Дидактические игры: «Времена года»
Цель: Активизировать знания о том, что бывает зимой. (Снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз)
«Назови, одним словом»
Цель: Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.
Подвижные игры: «Снежная карусель»
Цель: Упражнение в ловкости, беге, прыжках.
«Коршун и наседка»
Цель: Учить бегать.
Трудовая деятельность: Продолжать очищать участок от снега и собирать его для постройки горки из снега.
Исследовательская деятельность: «Влажность воздуха осенью»
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №15
Наблюдение за осадками.
Цель: Развитие у детей способности наблюдать сезонные явления и их изменения любви к природе.
Художественное слово:
Его просят, его ждут, а как придёт – прятаться начнут. (Дождь)
На дворе переполох с неба сыплется горох. (Град)
На всех садится никого не боится. (Снег)
Дидактические игры: «Назови кустарник»
Цель: Знакомить детей с растительным миром нашей обстали.
«Слова - родственники»
Цель: Учить подбирать однокоренные слова.
Подвижные игры: «Бездомный заяц»
Цель: Учить детей действовать по сигналу, упражнять в беге.
«Мы весёлые ребята»
Цель: Учить детей действовать по сигналу.
Трудовая деятельность: Сбор семян цветов.
Исследовательская деятельность: Знакомство с камнями. «Какими бывают камни?»
Цель: Развитие интереса к камням.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №16
Наблюдение за разными видами транспорта.
Цель: Расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении.
Художественное слово:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
Дидактические игры: «Угадай, какую фигуру я загадал»
Цель: Развивать логическое мышление.
Подвижные игры: «Мы веселые ребята»
Цель: Учить детей бегать, увертываться, не попадаться ловишки.
«Иголка, нитка, узелок»
Цель: Развивать быстроту и реакцию.
Трудовая деятельность: Коллективная работа на участке по уборке мусора.
Исследовательская деятельность: «Опавший листок»
Цель: Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №17
Наблюдение за небом – Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Наблюдение за небом.
Цель: Формировать навыки наблюдения за природными явлениями.
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Художественное слово:
Это что за потолок?
То он низок, то высок.
То он сер, то беловат.
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и синий – синий. (Небо)
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Дидактические игры: «Угадай по голосу»
Цель: Развивать умения слушать других.
«Дорожные знаки»
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.
Подвижные игры: «Охотники и зайцы»
Цель: Упражнять детей в метании, ориентировке в пространстве.
«Светофор»
Цель: Закреплять знания о значении светофора.
Трудовая деятельность: Подмести веранду, дорожки.
Цель: Приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых.
Исследовательская деятельность: При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №18
Наблюдение за не живым объектом (песком).
Цель: Дать элементарные представления о свойствах песка.
Художественное слово:
Он очень нужен детворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он на дорожках во дворе,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Дидактические игры: «Какие это птицы»
Цель: Учить называть 2-3 вида зимующих птиц.
«Художники»
Цель: Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам.
Подвижные игры: «Два мороза»
Цель: Упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.
«Мышеловка»
Цель: Учить детей четко проговаривать текст.
Трудовая деятельность: Перекапывание песка в песочнице.
Исследовательская деятельность: Полет перышек.
Цель: Выяснить, все ли перышки способны летать.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №19
Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке.
Художественное слово:
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая пошутить хотела?
Дидактические игры: «Угадай по голосу»
Цель: Развивать умения слушать других.
«Дорожное лото»
Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения
Подвижные игры: «Веселые соревнования» игра - эстафета с препятствиями.
Трудовая деятельность: Уборка участка от камней и веток.
Исследовательская деятельность: Что такое лед?
Цель: Выяснить, как вода превращается в лед.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№20
Наблюдение за деревьями без листьев.
Цель: Закрепить узнавание деревьев по внешнему виду.
Художественное слово:
Ни листочка, ни травинки! Только ёлочка одна
Тихим стал наш сад. Весела и зелена.
И берёзки и осинки Видно, ей мороз не страшен,
Скучные стоят. Видно смелая она!
Дидактические игры: «Пересчёт деревьев»
Цель: Согласование существительных с числительными.
«Дорожный экзамен»
Цель: Обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге.
Трудовая деятельность: Утеплять снегом стволы деревьев.
Цель: Воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры: «Краски», «Коршун и наседка».
Цель: Учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего.
«Тень»
Цель: Учить детей повторять за ведущим движения.
Исследовательская деятельность: «Вода и снег»
Цель: Закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
НОЯБРЬ
Карточка№1
Наблюдение «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо».
Цель: Развитие у детей способности объяснять сезонные явления; выделять характерные признаки дождя осенью.
Художественное слово:
В день рождения пальто подарили тучке.
Стала тучка в том пальто интересной штучкой,
Изумительный наряд: семь застежек «молний»,
Сорок пуговичек в ряд, по подолу – волны,
Ходит модница в пальто. По бокам карманы,
В них дождинок – тысяч сто и клочок тумана.
А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град!
Исследовательская деятельность: Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?
Дидактические игры: « Какое небо?»
Цель: Научить подбирать относительные прилагательные.
«Нарисуй картинку»
Цель: Развитие мелкой моторики (палочкой на песке облака и тучи).
Подвижные игры: «Мыши в кладовой»
Цель: Учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга.
«Попади в круг»
Цель: Учить попадать в цель, развивать глазомер, ловкость.
Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№2
Наблюдение «Почему птицы улетают на юг?»
Цель: Знакомство детей с периодом подготовки птиц к отлёту.
Художественное слово:
Шуршащей вереницей за солнышком вдогонку.
Летят над нами птицы в далёкую сторонку.
Летят они к зимовке. А во дворе, на холоде,
Прищепки на верёвке, как ласточки на проводе.
Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию»
Цель: Составлять описательный рассказ.
«Дорога к бабушке»
Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность
Подвижные игры: «Куропатки и охотники»
Цель: Учить детей соблюдать правила игры.
«Большой мяч»
Цель: Учить детей соблюдать правила игры, прокатывать мяч друг другу правой и левой ногой.
Исследовательская деятельность: Свойства мокрого песка.
Цель: Познакомить детей со свойствами песка.
Трудовая деятельность: Уборка участка
Цель: Воспитывать желание трудиться вместе.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№3
Наблюдение за лужами.
Цель: Вызвать интерес к изменениям, происходящим в природе; формировать понятие, что лужи образуются от таяния снега.
Художественное слово:
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи.
Появились всюду… (Лужи)
Трудовая деятельность: Сбор поломанных веток на участке
Цель: Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым; формировать навыки коллективного труда; приучать к самостоятельному выполнению поручений.
Подвижные игры: «Бездомный заяц»
Цель: Упражнять в беге.
«Найди, где спрятано»
Цель: Учить ориентироваться в пространстве. «Законы улиц и дорог» - совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах;
Дидактические игры: «Отгадай-ка»
Цель: Учить описывать объект.
«Подбери признак»
Цель: Научить подбирать относительные прилагательные.
Исследовательская деятельность: Первые заморозки.
Цель: Выяснить зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№4
Наблюдение за увядающими растениями.
Цель: Уточнить изменения в неживой природе.
Художественное слово:
Осень наступила, высохли цветы,
и глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
только зеленеет озимь на полях.
Дидактические игры: «Наоборот»
Цель: Научить подбирать антонимы к словам.
«Один – много»
Цель: Закрепление умения согласовывать числительное с существительным.
Подвижные игры: «Самолёты»
Цель: Учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
«Мой веселый звонкий мяч»
Цель: Научить детей подпрыгивать на двух ногах.
«Верно - неверно»
Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.
Трудовая деятельность: Сбор ягод рябины, бузины для подкормки птиц.
Исследовательская деятельность: Состояние почвы в зависимости от температуры.
Цель: Выяснить зависимость состояния почвы от температуры воздуха.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №5
Наблюдение за осенними цветами.
Цель: Закрепить название осенних цветов.
Художественное слово:
Жёлтым был цветок хорош,
Был на солнышко похож,
Через день стал будто мел,
С ветром в поле улетел. (Одуванчик)
Подвижные игры: «Вейся венок!»
Цель: Учить водить хоровод.
«Караси и щука»
Цель: Соблюдать правила игры.
Трудовая деятельность: Уборка веток и камней на участке.
Дидактические игры: «Что делает?»
Цель: Подбирать глаголы к существительному дворник.
«Какое время года?»
Цель: Учить детей соотносить описание природы.
Исследовательская деятельность: Строительные свойства песка и почвы.
Цель: Формировать представление о возможностях мокрых песка и почвы.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №6
Наблюдение за погодой.
Цель: Одинаковые ли снежинки в разную погоду, в оттепель и в холодный, морозный день?
Художественное слово:
Скатерть бела, все поле одела (Снег)
Что за звездочки сквозные, на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь воду в руке (Снежинки)
Дидактические игры: «Угадай по голосу»
Цель: Развивать умения слушать других.
«Разведчики»
Цель: Формирование умения отсчитывать объекты природы.
Подвижные игры: «Два мороза»
Цель: Упражнять детей в беге с увертыванием, учить согласовывать движения со словами.
«Гуси-лебеди»
Цель: Совершенствовать технику бега.
Трудовая деятельность: Подмести веранду, дорожки.
Цель: Приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых.
Исследовательская деятельность: Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты?
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №7
Наблюдение за воробьями - расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;
Художественное слово:
Воробей по лужице
Прыгает и кружится,
Перышки взъерошены,
Хвостик распустил.
Дидактические игры: «Назови по описанию»
Цель: Закрепить у детей умение угадывать по описанию деревья и кустарники.
«Один - много»
Цель: Употребление множественного числа существительных.
Подвижные игры: «Не оставайся на снегу»
Цель: Упражнять детей в ловкости, прыжках.
«Зайцы и волк»
Цель: Упражнять в беге врассыпную, прыжках.
Трудовая деятельность: предложить детям накидать снега на клумбы, около стволов деревьев и кустарников.
Исследовательская деятельность: «Прозрачность льда»
Цель: Познакомить со свойствами льда.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка № 8
Наблюдение за метелью.
Цель: Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег?
Художественное слово:
Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа,
То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)
Не зверь, а воет? (Вьюга)
Дидактические игры: «Придумай слово»
Цель: Научить детей подбирать однокоренные слова к предложенным словам.
«1, 2, 3 - к дереву беги!»
Цель: Развитие умения узнавать вид деревьев по внешним признакам.
Подвижные игры: «Мы веселые ребята»
Цель: Упражнять детей в ловкости, прыжках.
«Пятнашки»
Цель: Учить соблюдать правила игры.
Трудовая деятельность: После метели предложить расчистить дорожки, окапать снегом деревья и кусты.
Исследовательская деятельность: «Замерзание воды»
Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №9
Наблюдение за зимним пейзажем.
Цель: Что можно сказать про снег, какой он? (подбор прилагательных: пушистый, пухлый, мохнатый; глаголов: переливается, искрится на солнце). Какие оттенки вы видите? (голубой, синеватый, желтый).
Художественное слово:
Белый снег, пушистый.
В воздухе кружится
И на землю тиха.
Падает, ложится.
И под утро снегом.
Поле забелело,
Точно пеленою.
Все его одело.
Темный лес что шапкой.
Принакрылся чудной
И заснул под нею.
Крепко, непробудно...
Дидактические игры: «Назови, одним словом»
Цель: Активизировать в речи обобщенные слова.
«Кто быстрей?»
Цель: Закрепление умения соотносить число с цифрой.
Подвижные игры: «Снежная карусель»
Цель: Упражнять детей в ловкости, прыжках.
Трудовая деятельность: Отчистить одежу друг друга от снега.
Исследовательская деятельность: «Защитные свойства снега»
Цель: Познакомить со свойствами снега.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №10
Наблюдение рассматривание снежинок.
Цель: Предложить детям через увеличительное стекло (лупу) рассмотреть строение отдельных снежинок. Одинаковые ли снежинки? Найдите отличия? Какой они формы? Сколько у них лучиков? Что вы можете сказать о размере снежинок?
Художественное слово:
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною,
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Дидактические игры: «Запомни свое место»
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
«Художник»
Цель: Развивать наблюдательность.
Подвижные игры: «Сделай фигуру»
Цель: Упражнять детей в ловкости, беге.
Игра по ПДД «Бегущий светофор».
Трудовая деятельность: Предложить подгруппе детей очистить от снега участок.
Исследовательская деятельность: «Таяние снега»
Цель: Познакомить детей со свойствами снега.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №11
Наблюдение за свойствами снега.
Исследовательская деятельность: Налить в банки воды и в морозный день одну закопать глубоко в снег, а другу оставить на воздухе. Цель: Понаблюдать в какой банке вода замерзнет быстрее. Итак, в банк, оставленной на морозном воздухе, вода замерзнет быстрее. Вывод: снег защищает почву, не давая ей охладиться и поэтому растения под снегом остаются зелеными.
Художественное слово:
Снег кружится, снег ложится - Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица. И, конечно, человек! Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички, Выпал снег - упал мороз! Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке. Тают белые снежинки. Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело: Снего-снего-снегопад!
Дидактические игры: «Назови одним словом»
Цель: Активизировать в речи обобщенные слова
Подвижные игры: Игра по ПДД «К своим знакам»
«Кандалы»
Цель: Упражнять детей в ловкости, беге.
Трудовая деятельность: Подмести веранду
Цель: Учить детей правильно держать лопату.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №12
Наблюдение за растительным миром.
Цель: Предложить детям раскопать глубокий сугроб там, где летом росли травы. Что вы видите в снежной глубине? (маленькие зелены растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, тоненькие) Какие вы узнаете растения? (пастушья сумка, мокрица, одуванчик и т.п.) Как вы думаете, почему растения под снегом остались зелеными? (снег защищает почву, не давая ей охлаждаться).
Художественное слово:
Снег искрится, снег кружится,
Вдруг мне это только снится.
Что же стало вдруг со мной?
Я, как будто бы герой,
Крепость снежную свою
Защищаю в злом бою!
Все удары отражаю.
Всех снежками закидаю!
Ну, а кто вползет в дыру,
Снегом быстренько натру!
Дидактические игры: «Чья шуба, чей шарфик, чье пальто?»
Цель: Закрепить словообразование в мужском, среднем и женском роде. «Кто быстрей?» - закрепление умения соотносить число с цифрой.
Подвижные игры: «Не попадись»
Цель: Развивать быстроты реакции, упражнение в прыжках.
Игра по ПДД «Передай жезл»
Трудовая деятельность: предложить подгрупп детей собрать мусор на участке и вынести его в мусорный ящик.
Исследовательская деятельность: Экспериментирование с мокрым песком.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №13
Наблюдение за птицами.
Цель: Предложить детям понаблюдать за птицами, кто, что и как ест. Отгадайте по форме клюва, чем питается птица – насекомыми или зерном. Дети делают вывод, что у насекомоядных птиц клюв тонкий, узкий, а у зерноядных – более тупой и толстый. Почему? Чем это может объяснить?
Художественное слово:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Дидактические игры: «Узнай по описанию»
Цель: Составление описательного рассказа о предложенной птице, не показывая ее.
«Найди дерево»
Цель: Закрепление названий и признаков деревьев.
Подвижные игры: «Орел, наседка и цыплята»
Цель: Развивать чувство товарищества.
«Перелетные птицы»
Цель: Учить действовать по сигналу воспитателя.
Трудовая деятельность: предложить детям на кустарниках развесить кормушки для птиц и насыпать крошки хлеба.
Исследовательская деятельность: Выделить основные части растений, предложить им показать и назвать: «Стебель, листья, цветок».
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №14
Наблюдение за транспортом.
Цель: Узнать для чего служат эти машины? Какие части у них есть? Кто ими управляет? (назвать профессии). У кого родители работают на стройке? Что вы знаете об их профессиях?
Художественное слово: Стих В. Маяковского «Кем быть?»
Дидактические игры: «Назови строительные профессии»
Цель: Упражнять детей в назывании определенных профессий.
«Листопад»
Цель: Развитие ловкости.
Подвижные игры: «Хитрая лиса»
Цель: Воспитывать смекалку, ловкость, бег.
«Не попадись»
Цель: Прыгают на двух ногах.
Трудовая деятельность: предложить детям убрать на веранде снег
Исследовательская деятельность: Продолжать работу над определением силы и направления ветра.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №15
Наблюдение за деревьями.
Цель: Вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью. Сказать, что зимой деревья отдыхают, чтобы набраться силы к будущей весне, и погружаются в глубокий покой. Чем отличаются деревья от кустарников? (назвать 3-4 отличия).
Художественное слово: Стих Н. Рыленкова «Первый снег опустил у деревьев ресницы, и в лесу и в полях – тишина, тишина».
Дидактические игры: «Что сначала, что потом?»
Цель: Развивать логическое мышление.
«Ветер и ветерки»
Цель: Упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега.
Подвижные игры: «День и ночь»
Цель: Упражнять детей в беге.
Трудовая деятельность: Очистить участок малышей от снега и мусор.
Исследовательская деятельность: Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №16
Наблюдение за погодой.
Цель: Какое время года сейчас? Какой месяц?
Художественное слово:
Как в марте зима не злиться, а весне покориться.
Дует теплый южный ветер, снег чернеет, мякнет, тает, грая горластый прилетает, что за месяц? Кто узнает?
Дидактические игры: «Дерево живое»
Цель: Изменения в различные времена года.
«Найди камешки»
Цель: Развитие наблюдательности.
Подвижные игры: «День и ночь»
Цель: Упражнять детей в ловкости, беге.
Трудовая деятельность: Почистить крыльцо.
Исследовательская деятельность: Рассматривание через лупу еловых иголок, тактильное исследование.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка №17
Наблюдение за снегом.
Цель: Обратить внимание детей на снег. Какой снег мы видим кругом? Что с ним случилось? Почему сугробы покрыты ледяной коркой?
Дидактические игры: «Когда это бывает?»
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменения в природе.
«Ребята и зверята»
Цель: Забавы-импровизации.
Подвижные игры: «Ловишки парами»
Цель: Упражнять детей в ловкости, беге.
«День и ночь»
Цель: Обучать детей в умении бросать и ловить мяч.
Трудовая деятельность: Собрать мусор, ветки на участке.
Исслед. деятельность: «Вода и снег»
Цель: Закрепить знания о различных состояниях воды.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№18
Наблюдение за солнцем.
Цель: Дать знания детям об изменении светового дня в зависимости от времени года; формировать понятие о роли солнца в жизни животных и растений.
Художественное слово:
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается; зимнее солнце плохо греет.
Дидактические игры: «Времена года»
Цель: Активизировать знания, что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз).
«Подскажи словечко»
Цель: Развитие мышления, быстроты реакции.
Трудовая деятельность: Сгребание снега на участке под деревья.
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.
Подвижные игры: «Мы веселые ребята»
Цель: Учить детей бегать, увертываться, не попадаться.
«Снежная баба»
Цель: Развитие двигательной активности.
Исследовательская деятельность: «Защитные свойства снега»
Цель: Познакомить со свойствами снега.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№19
Наблюдение за березой.
Цель: Формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе. Назовите, какие деревья и кустарники растут у нас на участке? Что делают зимой деревья? Как мы можем помочь пережить холодную зиму?
Художественное слово:
Вот мороз – забыта осень…
Затих, застыл веселый лес.
Под низкой крышею небес деревья спят, одежды сбросив.
И не тревожит их немало ни ветра свист, ни вьюги вой:
Закутала их с головой зима в свой снег, как в одеяло.
Теперь их только по весне с дождем желанным гром разбудит…
Деревья спят, совсем как люди. И день за днём растут во сне.
Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега.
Цель: Воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры: «Снежная карусель»
Цель: Упражнение в ловкости, беге, прыжках.
«Снежная баба»
Цель: Развитие двигательной активности.
«Сбей кеглю»
Цель: Добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску.
Дидактические игры: «Назови зимующих птиц»
Цель: Учить называть 2-3 вида птиц.
«Кто же я?»
Цель: Учить называть растение, развивать память, внимание.
Исследовательская деятельность: «Защитные свойства снега»
Цель: Познакомить со свойствами снега.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
Карточка№20
Наблюдение за зимним небом.
Цель: Обратить внимание на красоту зимнего неба; воспитывать любовь к природе.
Художественное слово:
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда - всегда раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо)
Дидактические игры: «Времена года»
Цель: Активизировать знания о том, что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз).
«Что происходит в природе?»
Цель: Закрепление употребления в речи глаголов
Трудовая деятельность: Очистка дорожек от льда и снега.
Цель: Закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность.
Подвижные игры: «Воробушки»
Цель: Активизация звука «ч» в звукоподражании; развитие ловкости.
«Пробеги тихо»
Цель: Учить бесшумно двигаться.
Исследовательская деятельность: «Замерзание воды»
Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды.
Выносной материал: Мячи, метёлки, вожжи, машины для катания игрушек, ведерки, лопатки, формочки, куклы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-1157657-1566756055.jpg)
Картотека экспериментов для старшей группы
На основе наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта. Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/19/picture-1213593-1582085435.jpg)
Картотека прогулок на лето в первой младшей группе.
Картотека прогулок на лето в первой младшей группе....