Методическое объединение по теме: «Создание проблемных ситуаций в начальной школе»
учебно-методический материал на тему

Градова Ирина Николаевна

В данной работе представлен опыт использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_problemnyh_situatsiy.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

Слайд 2      Эпиграфом моего выступления я взяла слова Сократа:  «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

Современный учитель должен уметь помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность  ученика на уроке.

Слайд 3.Таких технологий достаточно много: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии и др.

Я хочу поделиться опытом использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. Проблемная ситуация является основным элементом проблемного обучения. Что же такое проблемное обучение и проблемная ситуация?

Слайд 4. Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в беседах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли Мирза Исмаилович Махмутов, Aлексей Михайлович Матюшкин  и другие психологи.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Слайд 5. (5 щелчков друг за другом) Зачем же необходимо создавть проблемные ситуации на уроках?  Их цель: заинтересовать всех учащихся;

помочь быстрее включиться в работу;

повысить уровень активности учащихся на уроке;

повысить уровень мыслительной деятельности.

Слайд 6.(4 ЩЕЛЧКА) В основе проблемной ситуации – удивление, озадаченность тем, что новый факт противоречит имеющимся правильным знаниям, вернее не может быть объяснён с их помощью.

Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Слайд 7. Проблемные ситуации можно создавать различными способами. В своей деятельности пользуюсь приемами, предложенными Мельниковой Еленой Леонидовной, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования. Они подразделяются на: классические, сокращённые и мотивирующие проблемные ситуации.

1. Классические. К ним относят:

  - создание проблемной ситуации с удивлением. Детям  одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Слайд 8. Русский язык, 2 класс.  Тема «Ударение». На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Учащиеся зачитывают свои ответы. Ребята понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Учитель предлагает обратиться к словарю. Ребята приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов детей был правильным.  

- проблемная ситуация с затруднением. Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.

Слайд 9. Русский язык, 3 класс. 

По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Им необходимо сравнить произношение слов с их написанием. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

Учитель:  Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".) 

2. Сокращенные:

- побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию противоречия, побуждения к формулированию проблемы.

Слайд 10. Урок математики,3 класс.

Тема: Переместительное свойство умножения.

– Ребята, чему равна площадь прямоугольника?

(Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон.)

– Найдите площадь прямоугольника со сторонами и b разными способами.

– Какими способами делали?

(Можно a умножить на b, а можно b умножить на a.) Так как прямоугольник уже поделён на квадратные сантиметры, дети могут вычислить площадь данного прямоугольника.

– Зависит ли площадь прямоугольника от способа вычислений? (Нет)

– Зависит ли значение произведения от порядка действий? (Нет, не зависит)

– Какое же свойство умножения мы открыли?

(Переместительное свойство: от перестановки множителей произведение не меняется).

Слайд 11.- подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

1 сентября «Урок мира». На доске изображения сказочных героев: Кот в сапогах, Золушка, Баба-Яга, Карлсон. Детям предлагается разделить их на группы (девочки-мальчики, умеют летать – не умеют летать, добрые - злые). Далее, говорится о том, что один из героев здесь является лишним. Кто же это? Дети отвечают, что это Баба-Яга, аргументируя тем, что она злая. Переходим к понятиям добра и зла и к тому, что все мы хотим жить в мире. Дети формулируют тему классного часа.

Слайд 12.  3. Мотивирующие. Использую следующие приемы:

  - сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.

Русский язык, 1 класс. Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']".

Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?

Лохматый лев увидел сон:

Летит с горы на лыжах он.

Луна и снег - быстрей, быстрей.

Вот это лев - краса зверей.

Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л'].

Учитель:

Мяч летает полосатый.

В мяч играют медвежата.

- Можно мне? - спросила мышка.

- Что ты, ты еще малышка!

Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м']. Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?

Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м'].

Слайд 13.- демонстрация непонятных явлений с использованием наглядности и эксперимента.

Окружающий мир

- Как вы думаете, встречаются ли друг с другом эти животные? (Выслушиваются мнения детей).

- Что нужно для того, чтобы они встречались?(Жить поблизости, в одном месте).

- Так что же нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Знать, где они живут).

- А где мы можем добыть такую информацию? (В учебнике).

Далее дети сами находят ответ на этот вопрос из учебника и воспринимают новое знание с большим интересом.

- сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.

Слайд 14.  Урок русского языка.

Тема: Как найти в слове корень?

Учитель:

- В каждой группе слов найдите лишнее. Объясните почему?

Слайд 15.  Дети с лёгкостью находят лишние слова, объясняя свой выбор тем, что они не являются однокоренными к данным словам.

- Выделите корень в оставшихся словах. (Дети выделяют общую часть в каждой группе слов).  Как же найти корень, если нам дано только одно слово?

Далее составляется алгоритм нахождения корня в словах:

- подобрать однокоренные слова;

- выделить в них общую часть.

Слайд 16.Активно используя на уроках проблемные ситуации, я наблюдаю  положительную динамику уровня познавательной активности учащихся. Об этом так же свидетельствуют мониторинги за каждый учебный год (3 класс только за первую четверть). На диаграмме видно, что количество учащихся с высоким и средним уровнем познавательной активности с каждым годом возрастает, в то время, как количество детей с низким уровнем уменьшается. Мониторинги направлены не на проверку учебных знаний, а на умение рассуждать, искать необходимую информацию в тексте, делать выводы, выполнять творческие задания.

Слайд 17.  Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.

Слайд 18. Девиз моей работы: «Не давать знания, а воспитывать желание их взять!» Организация проблемных ситуаций, как и само проблемное обучение в целом, не просто дают возможность ребёнку получать новые знания по предметам, но и формируют личность учащегося, способную логически мыслить, находить решения в различных нестандартных ситуациях. Таким образом, с помощью обучения по стандартам мы формируем нестандартную личность!

Слайд 19. Спасибо за внимание!

Литература.

Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу   Л.1973.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как методическое явление и её возможности в начальной школе

Построение предметного обучения по интегрированному пути отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который вы...

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"

Цель:         дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...

Методическая тема "Групповые приёмы работы в начальной школе".

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци      На протя...

Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".

В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы,  элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Выпускной в начальной школе"

Внеклассное мероприятие в 4 классе "Выпускной в начальной школе". Стихи посвященные учителям, слова песен, сценки, свидетельство об окончании начальной школы родителям, клятва родителей....

Методическая разработка сценария выпускного вечера в начальной школе "Расстаёмся, друзья!".Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная разработка включает в себя сценарий выпускного праздника в начальной школе. Использовано много различного материала : стихи, сценки, песни, песни-переделки, инсценировки, миниатюры. Работа пред...