"Преемственность начальной школы и среднего звена"
статья (4 класс)
Доклад на педсовете "Преемственность начальной школы и среднего звена..." ( из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_nachalnoy_shkoly_i_srednego_zvena.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени С.И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»
Преемственность начальной школы и среднего звена…
Учитель начальных классов
Проценко О.В.
Апрель 2018 года
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель—учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны взрослых.
У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.
Пятый класс — благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
В жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, поэтому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале. Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассника положительные эмоциональные переживания. В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в том числе и течение психических процессов. Школьники-пятиклассники испытывают немалые затруднения в преодолении внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка этого возраста. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.
Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются довольно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам», «Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну». Можно научить детей создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания.
Затрудняет адаптацию рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Есть и позитивная сторона такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Однако в адаптационный период лучше противоречивость требований свести к минимуму.
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.
Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.
Переход из начальной школы в старшую — это сильный удар по психике ребенка, потому что он переходит к совершенно другой системе обучения.
Необходимо организовать четкую систему работы администрации, педагогов, родителей и социально-психологической службы. Переход учащихся из начальной школы в основную предусматривает три этапа: подготовительный, адаптационный, стабилизационный.
В период подготовительного этапа учитель начальных классов обрабатывает банк данных о ребенке за все годы пребывания в начальной школе. В начальной школе разработана и внедрена система диагностических процедур, которые помогают созданию информационного поля о выпускниках начальной школы – модель выпускника. НЕОБХОДИМА совместная работа методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников. На заседаниях необходимо рассматривать вопросы особенностей психологического развития учащихся младшего подросткового возраста, обеспечение условий для “мягкой” адаптации учащихся 5 классов к новым формам обучения, сопоставлять программы, согласовывать методы и приемы обучения в 4-5 классах.
Учителя предметники понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения, в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия безболезненно преодолевать данную проблему.
Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи дает хороший результат. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе, дают хорошие результаты.
Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на первого учителя.
Адаптационный период пятиклассника неограничен временными рамками. В силу физиологии в этом возрасте дети нацелены на общение, а не на обучение. Поэтому на этом этапе важно сохранить у учащихся мотивацию к учению, стремление к познанию, умение трудиться, быть инициативным, ответственным.
Можно использовать и такой прием –первый триместр без “двоек”. Это помогает ребенку почувствовать себя успешным и безболезненно влиться в учебный процесс. Особое внимание уделяется оптимизации домашнего задания.
Вся эта работа направлена на скорейшее становление периода стабилизации, который характеризуется устойчивостью психологического состояния учащихся, результативностью в обучении.
Наши дети будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда мы взрослые научимся понимать их, сопереживать и поддерживать в трудных ситуациях, давать им возможность самим реализовывать планы и решать проблемы.
1 сентября 2017 года мои бывшие четвероклассники перешли в пятый класс. Так случилось, что дети были поделены на три класса 5а – класс кадетов, классный руководитель Чупрынин Сергей Геннадьевич, 5б классный руководитель Лукьянова Ольга Борисовна, 5в классный руководитель Степанян Екатерина Петровна.
Как же адаптировались наши дети, какие у них успехи? Проанализировав итоговые оценки данных пятиклассников за 3 четверть и сравнив их с итоговыми оценками за 4 класс. Выяснилось, что
отличников – 4, было - 7
ударников – 10, было – 9
успевающих – 7, было – 5
Качество знаний в 4 в классе составляло – 76,1%, а в 5 классе – 66,6%. Снижение качества знаний составило 9,5%. Три ученика - Аксенова Русалина, Бабаев Фаиз и Панченко Валентин дали снижение качества знаний. Эти дети были ударниками в начальной школе, а теперь имеют тройки. Панченко Валентин имеет одну тройку по географии. По какой же причине они стали хуже учиться? Аксенова Русалина и Панченко Валентин - это цыганские дети. Я думаю, что причина ухудшения их успеваемости заключается в отсутствии помощи родителей в обучении. А вот снижение успеваемости Бабаева Фаиза, наверное, кроется в религии, которая в семье ставится выше образования
Три отличника: Борисовская Настя, Громков Максим и Зубанова Лера перешли в ударники, но Борисовская Настя имеет одну четвёрку по математике, а Зубанова Лера по математике и английскому языку. Иваниченко Глеб окончил начальную школу с одной тройкой по математике. Теперь он ударник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...
Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена
Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...
Публичные выступления Преемственность начальной школы и среднего звена
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...
Педагогический совет "Преемственность начальной школы и среднего звена"
Доклад выступления на педагогическом совете "Преемственность начальной школы и среднего звена"...
"Преемственность начальной школы и среднего звена, методика организации урока (из опыта работы)".
Правильно организованная работа по вопросу преемственности на всех этапах школьного обучения – залог успеха обучения детей в школе....
Преемственность начальной школы и среднего звена
Проблемы адаптационного периода пятиклассников и пути их решения...
Презентация "Преемственность начальной школы и среднего звена".
Материал содержит причины проблем снижения успеваемости при переходе из 4 класса в 5 класс....