Доклад "Метод 6 шляп"
материал
Предварительный просмотр:
Метод «Шесть шляп как средство развития формирующего оценивания»
Технология и использованный метод «Шесть шляп» ориентированы на:
- воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной направленности;
- развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно, быть соавтором уроков.
Прежде чем рассмотреть метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить детей более эффективно управлять своим мышлением, обратимся к основным положениям теории о природе и видах мышления. В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от уровня развития данной способности в каждом отдельном человеке, все люди регулярно испытывают неудовольствие оттого, что не всю информацию удалось учесть при принятии какого – либо решения, не все аргументы удалось найти и высказать в процессе презентации своей идеи. Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Как же навести порядок в «кладовых своих мыслей»? Как в нужных ситуациях отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов? На данные вопросы помогает ответить метод «Шесть шляп мышления», Мышление является высшим познавательным процессом.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. К основным типам мышления можно отнести теоретическое и практическое. Теоретическое мышление в свою очередь делится на два вида: теоретическое понятийное и теоретическое образное. Практическое мышление также имеет два вида: наглядно- образное и наглядно-действенное. На рисунке представлена описанная структура мышления.
Оба рассмотренных типа мышления, как правило, дополняют друг друга, раскрывают в большей полноте разные стороны бытия. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности было бы не столь глубоким и разносторонним, каким оно является на деле.
В основу концепции своего метода Э. де Боне положил представление о наличие у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного».
Метод «Шляпы мышления» как раз и предназначен для повышения эффективности взвешенного типа мышления.
Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли».
«Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы».
А вот как это объясняет Эдвард де Боне: « Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.
В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из режимов
Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? –На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка и т.д.
После того, как ребята легко научаются пользоваться «красной» шляпой, умеют высказывать свои эмоции только под полями этой шляпы, вводятся шляпы двух цветов – желтая и черная.
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? –
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
Надевая желтую шляпу, ребенок учится во всем искать только положительные моменты. А надевая черную – только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных сказочных персонажей.
Когда дети научаются выделять + и – в поведении героев, в какой-то ситуации, умеют, а как бы могла закончиться та или иная ситуация, то есть выделять интересные моменты, вводится символ зеленой шляпы.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Знакомство с другими шляпами происходит символично, а более конкретная работа проводится уже в начальной школе.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы, вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
Самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. «Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести «мыслеварительных» шляп устанавливаются определенные правила игры «в человека, думающего именно так», что принципиально отличается от всем известной практики «ведения боя без правил». Качество нашего будущего будет целиком зависеть от качества нашего мышления. Это справедливо на личностном уровне, на уровне сообщества и на мировом уровне» (Эдвард де Боне)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс
Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...
Конспект урока Т. Янсон Шляпа волшебника.
Конспект открытого урока. УМК "Школа 2100" Технология продуктивного чтения....
презентация "Живая шляпа" Н.Носов
Данную презентацию можно применить при изучении рассказа "Живая шляпа". Предлагается текст для формирования навыков чтения ("чтение с конца") и тестовые задания для проверки первичного вос...
Урок литературного чтения во 2 классе на тему : Н. Носов "Живая шляпа"
Урок литературного чтения во 2 классе на тему : Н. Носов "Живая шляпа" ( второй урок), работа над содержанием рассказа, обсуждение поступков героев, составление плана....
Презентация-конспект литературного чтения Н.Носов «Живая шляпа"» во 2 классе и ИЗО «Домашние животные» в 3 классе.
Презентация и конспект урока литературного чтения (2 класс) и ИЗО (3 класс) для малокомплектной начальной школы....
Чтение.Туве Янссон "Шляпа волшебника"
Презентация к уроку чтения. Образовательная система "Школа 2100", 2 класс....
«Дело в шляпе, или еще раз о дружбе»
Воспитание духовно-нравственных качеств личности; чувства ответственности за коллектив; активизация познавательной деятельности воспитанников и сплочение детского коллектива....