Игровые формы работы со школьниками, имеющими отклонения в психофизическом развитии
план-конспект урока (1, 2 класс)

Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей  и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, внимание и развивает

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_formy_raboty_s_shkolnikami.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые формы работы со школьниками, имеющими отклонения в психофизическом развитии

Детей с отклонениями в развитии становится все больше. Этому есть много причин: неблагоприятные экологические условия, чрезмерно напряженный ритм жизни, недостатки в развитии современной медицины. Я стала работать с ними недавно и сразу столкнулась с тем, что не удавалось решить образовательные задачи, которые ставила перед собой.

Среди проблем можно назвать:

  • непроизвольность движений;
  • боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
  • речевые нарушения или отсутствие речи;
  • замкнутость, неактивность у аутичных детей (не смотрит в глаза взрослого и не интересуется игрушками);
  • неустойчивые внимание и память

Даже самое элементарное содержание занятий оказалось для них неприемлемым. Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит:

  • не в поиске способов освоения разных заданий, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
  • не в совершенствовании произношения, а в развитии  простейших звукоподражаний;
  • не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка протянуть руку за игрушкой или научиться стучать палочкой по деревянной коробочке.

 Практика работы с детьми с отклонениями в развитии показывает, что в ее фронтальных и индивидуальных формах (музыкальные занятия, праздники, развлечения и др.) даже при дифференцированном подходе невозможно осуществить коррекцию нарушений в личностном развитии каждого ребенка.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации проблемных детей, я решила использовать в своей работе следующие виды двигательной терапии:

  1. психогимнастику – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;
  2. логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе со школьниками, систему двигательных, рече-двигательных игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;
  3. систему дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для школьников виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание и развивает. Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Включая психогимнастику в работу с детьми с пониженным интеллектом, опиралась на книгу М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим психические отклонения. Я отобрала материал, предназначенный для дошкольников, и включаю его в перспективный план в соответствии с программными задачами на каждый месяц:

  • игры на развитие внимания: ЧТО СЛЫШНО? БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!
  • игры на развитие памяти: ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО, ТЕНЬ, В МАГАЗИНЕ ЗЕРКАЛ;
  • игры на преодоление двигательного автоматизма: ФЛАЖОК, СТОП! ЗАМРИ!;
  • подвижные игры: ИГОЛКА И НИТКА, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ, ЛОВИШКИ, СОВА, САМЫЙ ЛОВКИЙ НАЕЗДНИК;
  • игры, способствующие успокоению и организации: СЛУШАЙ КОМАНДУ! ИДЕМ ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ;
  • игры на выражение различных эмоций: ТАНЯ-ПЛАКСА, ПОССОРИЛИСЬ-ПОМИРИЛИСЬ, ПРОГУЛКА.

ОПИСАНИЕ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН ПСИХИКИ

Будь внимателен!

Цели: стимулировать внимание; учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают друг за другом. Затем на слово «зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» – двигаться прямым галопом, «птицы» – «летать», то есть бегать, раскинув руки.

Запомни свое место

Цель: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят по кругу, каждый запоминает свое место. По первой команде  все разбегаются в разные стороны, по второй команде все возвращаются на свои места.

Флажок

Цель: преодоление двигательного автоматизма. Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.

Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимает вверх флажок,
все дети должны остановиться, когда ведущий опускает флажок – дети продолжают ходьбу.

Иголка и нитка

Цель: развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции у детей, страдающих задержкой психического развития.

С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку. Дети становятся друг за другом.
Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Самый ловкий наездник

Цель: развитие внимания, сообразительности, ловкости, быстроты реакции.

По залу расставлены стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда заиграет музыка, все скачут по залу, как «лошадки». В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки  дети садятся на стулья, обязательно лицом к спинке. Оставшийся без стула выходит из игры.

Идем за Синей птицей

Цель: тренировать эмоционально-волевую сферу у детей.

Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произносят многократно слова:

Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.

Поссорились – помирились

Цель: выражение различных эмоций с помощью движений.

Дети стоят парами спиной друг к другу и притопывают одной ногой, изображая поссорившихся ребят; руки на поясе.
Затем поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Следующий вид двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации.

Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.

Занятия строятся согласно определенной последовательности:

  • ритмическая разминка;
  • упражнение на развитие внимания;
  • упражнение, регулирующее мышечный тонус;
  • упражнение на развитие чувства темпа и ритма;
  • упражнение для развития координации слова с движением;
  • слушание;
  • пение;
  • упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
  • упражнение для развития речевых и мимических движений;
  • игра;
  • заключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.

Полетаем— Вводное упражнение на развитие внимания

Педагог показывает картинки с изображением различных видов транспорта и предлагает детям двигаться так, как: автомобиль (дробным шагом), лодка (покачиваться с ноги на ногу), самолет (легкий бег), лошадь (галопом).

Упражнение, регулирующее мышечный тонус

Дети изображают пантомиму «Ремонт автомобиля» («закручивают гайки» – вращают кистями рук, «накачивают шины» – наклоняются с выдохом и произносят: «Ш-ш»).

Упражнение для развития чувства темпа и ритма

П е д а г о г:

 Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

– Что это?

(Поезд.)

– И мы с вами поедем на поезде.

Упражнение для развития координации слова с движением

П е д а г о г:

– Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?

(Самолет.)

Д е т и  в м е с т е  с  п е д а г о г о м:

– Сам, сам, самолет.

Дети два раза хлопают и разводят руки в стороны.

– Тут и там самолет.

То же самое.

– Самолет летит близко-далеко.

Руки сначала к себе, затем от себя вытянуть.

– Самолет летит низко-высоко.

Руки вниз; встают, руки в стороны.

Упражнение для развития речевых и мимических движений

П е д а г о г:

– Как стучат вагоны? Какую песенку поют?

Д е т и:

– Так-так-так, так-так-так.

П е д а г о г:

– А какую песенку поет паровоз?

Д е т и:

– Ту-ту-ту!

П е д а г о г:

– А как стучат копыта лошади?

Д е т и:

– Цок-цок.

П е д а г о г:

– Как сигналит машина?

Д е т и:

–Би-би-би.

Упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук

Дети изображают скачущих лошадок, капитана, который смотрит в бинокль, хлопают в ладоши (стучат вагоны), трут ладонь о ладонь (шуршат шины).

Игра ЛЕТЧИКИ, СЛЕДИТЕ ЗА ПОГОДОЙ

П е д а г о г:

– Все готово к полету. Будьте внимательны. Погода может измениться (Солнце – полет, гроза – садятся на аэродром.)

Заключительное упражнение
П е д а г о г:

– После трудного полета летчикам надо отдохнуть.

Дети ложатся на ковер.  Затем рассказывают о том, что видели в полете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход в работе со школьниками, имеющими недостатки в развитии речи.

Индивидуальный подход на логопедических занятиях со школьниками....

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

Формы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими различные недостатки в развитии».

Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова. Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в н...

Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии

Из опыта работы учителя начальных классов 2014г...

Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения рус­скому языку, поскольку у многих учащихся наблюдается отставание в рече­вом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические ...