Эссе для конкурса "Учитель года"
материал
Предварительный просмотр:
Эссе участника
конкурса по номинации «Лучший учитель года»
Дятловой Надежды Анатольевны
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа обучения и воспитания. Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя.
А.Дистервег
Я - учитель. Что для меня это значит?
Учитель – это ВЫБОР. Он может быть случайным и неслучайным, осознанным или стихийным, он может быть сделан благодаря или вопреки. Здесь главное, шагнув в профессию,- продолжить движение и дойти до конца дистанции. Ведь часто бывает так, что сделав выбор и получив диплом педагога, выпускник так им никогда и не становится, отдавая предпочтение какому–то другому делу.
Мой выбор, я думаю, был предопределен самой жизнью. Сначала мне встретились замечательные педагоги в детском саду – воспитатель, няня, чья манера рассказывать русские сказки завораживала каждого из нас и могла посоперничать с самыми именитыми сказительницами. Потом - встреча с «учителем от Бога», моей первой школьной мамой. Рядом с этими людьми было тепло и комфортно, на них хотелось походить, им хотелось подражать. Наверное, именно тогда, играя в детский сад и школу, копируя их, я и сделала свой выбор: появилось первое желание - стать такой же. И, несмотря на сложности в первые годы работы, желание доказать себе, что я смогу, не позволило уйти с выбранного пути. Я осталась в профессии.
Учитель – это ЦЕЛЬ. Эту цель он ставит перед собой, принимая новых учеников. Учитель начальных классов. Что это означает? Он – первый, он - начало, он – родник, и от того, что он заложит в начале этого пути, как будет идти к поставленной цели, будет зависеть и результат. Каждый из нас видит эту цель, но каждый и идет к ней по-разному. Станет ли он источником слез и ненависти, безразличия и равнодушия или наоборот-источником положительных эмоций, зависит только от него. Здесь главное, чтобы цель – знания и хорошие показатели не стали единственным краеугольным камнем, к достижению которого ты готов идти любыми средствами. Моя цель - помочь ребенку увидеть, что учиться - это интересно, что каждый подъем и любые достижения достойны уважения. Я стремлюсь, чтобы каждый ребенок, впитав начало, не потерял желания трудиться и дальше, ведь учеба - это ежедневный труд, требующий от ребят больших усилий. Помогая определить каждому из них свое направление движения, свою высоту, я веду их к одной из главных целей – быть уверенными в своих силах, а так же в том, что с возникающими на их пути трудностями каждый из них сможет справиться, ведь рядом есть те, кто готов протянуть им руку помощи.
Учитель – это ХАРАКТЕР, это совокупность черт человека. Трудно, очень трудно любить чужого ребенка. И, может быть, даже и не так важно любить его, как уважать. Материнская любовь – это настоящее, это то, что дано Богом. Но и любовь матери порой бывает слепа. Учитель никогда не заменит ребенку мать, не сможет ею стать для него, но он многое способен увидеть: все сложности, с которыми приходится сталкиваться ребенку с первых дней обучения в школе, те его проблемы, с которыми он уже пришел в класс и которые требуют безотлагательного решения. Учитель с этого момента становится капитаном корабля, капитаном, от которого требуются быстрые и жизненно важные решения, который ведет свой класс-корабль, корректирует маршрут, исходя из ситуации, направляет действия каждого члена этого корабля, помогая ему обрести те качества характера, которые помогут в будущем стать успешным. Он создает атмосферу большой и дружной семьи, в которой будут радоваться победам каждого и переживать неудачи другого, как свои, в которой каждый почувствует себя нужным, важным, будет окружен вниманием, пониманием и поддержкой. Эта школьная семья потом еще долгие годы будет идти по жизни вместе, плечом к плечу.
В своей работе я использую такие приемы взаимодействия и поддержки, которые позволяют мне сплотить детский коллектив, научить ребят приходить на помощь друг другу в урочной деятельности и в жизни, строить общение друг с другом без конфликтов. В классе постепенно вырабатываются свои законы, обычаи, традиции и требования. Ребята много общаются друг с другом, проводят совместный досуг вне уроков, знают много игр и любят в них играть во время перемен и после уроков. Мы много путешествуем с ними по нашему городу, краю и стране. И экскурсии эти чаще совсем не виртуальные. Вырастая, они остаются по-прежнему дружными и общительными, способными достичь поставленной цели, занимают активную позицию, проявляя уже твердость своего характера.
Учитель-это человек, который уделяет много времени своему самообразованию. Учиться всю жизнь, чтобы идти в ногу со временем, совершенствовать свое мастерство, иногда в чем-то даже «ломая» себя, учиться владеть собой, справляться со своими эмоциями. На это готовы идти ни все, и в этом тоже проявление учительского характера. Постоянно обучаясь сам, он и в этом становится примером для своих учеников.
Учитель – это ЖИЗНЬ. Каждый из нас, приходя в эту профессию, понимает, что учитель - это ни на год и ни на два. Учитель – это вся твоя сознательная жизнь. Ты не перестаешь быть учителем с окончанием уроков: подготовка к новому учебному дню, ответы на постоянно возникающие вопросы родителей, решение их проблем и проблем ребенка - телефон подчас не умолкает ни на минуту. Каждые 4 года ты как - будто проживаешь с новым классом маленькую жизнь: встреча - ваш совместный путь, наполненный массой событий, - расставание. А потом опять все сначала. И самое главное –понимание того, что именно от тебя зависит то, какой она будет эта общая для нас с ребятами жизнь.
Даже закончив педагогическую деятельность и выйдя на пенсию, для своих учеников, их родителей, ты всегда будешь учителем. «Вот пошел мой учитель», «Я встретил своего учителя». О тебе и соседи будут говорить: «А в этой квартире живет учительница». Это постоянно будет сопровождать тебя. Учитель – это навсегда, на всю жизнь.
Учитель – это ПРИЗВАНИЕ и ПРИЗНАНИЕ. О призвании в этой профессии много говорят и пишут. Призвание – это важно, ведь дело, которое делаешь с душой, к которому у тебя были все предпосылки, всегда получается лучше, чем то, которое становится просто обязанностью. Люди, пришедшие в профессию по призванию, становятся лучшими. Но не менее важно и признание. И то, каким оно будет, зависит от тебя самого. Станешь ли ты признанным авторитетом для своих учеников и их родителей, к чьему мнению будут прислушиваться и к кому пойдут за советом, о ком в разговоре отзовутся с большим уважением, или от тебя будут отворачиваться при встрече, делать вид, что не заметили, вспоминать обо всем, что было связано с тобой, с неприязнью. Вот таким может быть оно, признание.
Для меня мое дело – призвание! А какое оно мое признание? Об этом лучше могут сказать мои ученики и их родители, но знаю точно, что за мой труд, мне сегодняшней, было бы не стыдно перед своим первым учителем, чей авторитет для меня до сих пор неоспорим.
Задумавшись о том, кто такой учитель и как много он значит для других, понимаешь, что в каждый момент своей работы с детьми, учителю, наравне с мамами и папами, приходится примерять на себя разные роли: становиться парикмахером для девочек утром перед уроками; художником и дизайнером при выполнении творческого проекта и при подготовке к уроку; музыкантом, хореографом и костюмером, готовя с ребятами новый праздник; артистом, читая главы из любимой книги; спортсменом, проходя все этапы спортивных состязаний, в которых принимают участие ребята твоего класса; медсестрой, когда ребенку нужна твоя помощь; психологом, который сможет выслушать и подсказать. Учитель – это человек, способный совместить в своем деле азы многих профессий, он - универсал, который, если будет нужно, научится всему тому, что требует от него ситуация «здесь и сейчас».
И. Песталоцци говорил: «Если в деревне учитель – преисполненный любви, мудрости, с невинной душой; если он человек, обладающий всем, что требуется для его профессии; если он приобрел доверие юных и старых; если ценит любовь, порядок и умение владеть собой более, чем всякое отличие в собственно знании и учении, и усерднее старается привить их ученикам; если это человек, способный всеобъемлющим взором разглядеть, чем должен стать ребенок в будущем, когда превратиться во взрослого; если он способен с помощью школы твердо и любовно подвести детей именно к тому, чем они призваны стать, - тогда он своим образом действий становится подлинным отцом деревни». Это высказывание, как нельзя лучше, показывает все важные и лучшие качества учителя, то, кем он становится для ребенка. Оно прокладывает маршрут для каждого, кто однажды решил для себя – буду учителем.
Я - учитель. Что это значит для меня? Отвечая на этот вопрос, я еще раз осознаю, что когда-то сделала правильный выбор. Я - УЧИТЕЛЬ! И это мой выбор, мой характер, мой путь, моя жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года
Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....
Сценарий нового года в начальной школе «С Новым годом!»
Праздник проводится с детьми начальной школы в актовом или спортивном зале, который украшается новогодними гирляндами, снежинками, детскими рисунками с изображениями Деда Мороза и Снегурочки. В центре...
"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....
«С Новым годом!» сценарий нового года
Дети входят в зал, поют песню, все рассаживаются по местам. Слайд №3 Под музыку выходят ведущие.Ведущий. Снова ...
"Времена года. Смена времен года"
Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"
Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить детей с отличительными особенностями времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...