Интегрированное урочное занятие "Где ты живешь? РК. Тюмень глазами историков, архитекторов и писателей"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Сажина Елена Сергеевна

Класс: 1-2

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир (1 класс)

Межпредметные связи: математика, изобразительное искусство, технология (2 класс)

 Программа: Перспективная начальная школа

Тема: Где ты живешь? РК. Тюмень глазами историков, архитекторов и писателей.

Цели урока: формировать представление о Тюмени с помощью  исторических сведений, архитектуры и литературных произведений

Задачи урока:

обучающая

- приобщение к истории и культуре родного края; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.)

развивающая

-  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

воспитывающая

- формирование уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе малой родины, её современной жизни

Планируемые результаты:

Предметные – умение соотносить архитектуру города с плоскими геометрическими фигурами; умение планировать работу по конструированию  объектов

Метапредметные:

Регулятивные - уметь определять и формулировать цели урока; уметь контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы;  проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия;  высказывать свои предположения;

Коммуникативные - уметь выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения  и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию;

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного) добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символьные средства; сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

Личностные  – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; понимание значения различных видов информации в жизни человека; формирование интереса к изучению учебных предметов через творческие задания, стремление использовать полученные знания.

Тип урока: межпредметный интегрированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта занятия85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1-2

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир (1 класс)

Межпредметные связи: математика, изобразительное искусство, технология (2 класс)

 Программа: Перспективная начальная школа

Тема: Где ты живешь? РК. Тюмень глазами историков, архитекторов и писателей.

Цели урока: формировать представление о Тюмени с помощью  исторических сведений, архитектуры и литературных произведений

Задачи урока:

обучающая

- приобщение к истории и культуре родного края; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.)

развивающая

-  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

воспитывающая

- формирование уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе малой родины, её современной жизни

Планируемые результаты:

Предметные – умение соотносить архитектуру города с плоскими геометрическими фигурами; умение планировать работу по конструированию  объектов

Метапредметные:

Регулятивные - уметь определять и формулировать цели урока; уметь контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы;  проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия;  высказывать свои предположения;

Коммуникативные - уметь выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения  и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию;

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного) добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символьные средства; сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

Личностные  – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; понимание значения различных видов информации в жизни человека; формирование интереса к изучению учебных предметов через творческие задания, стремление использовать полученные знания.

Тип урока: межпредметный интегрированный

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый, творческий.

Оборудование: презентация  Power Point, видеоролики, музыкальное сопровождение, пазлы с достопримечательностями Тюмени, плоские геометрические фигуры, листы формата А3.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Цель этапа: включение в деловой ритм; создание  благоприятного психологического настроя на работу

- Какой сегодня день?

Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный.

- Какое настроение вызывает у вас погода?

- А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшить настроение? Улыбнуться.

Читает стихотворение:

Ты улыбкой, как солнышком брызни

Выходя по утру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Рассаживаются  и улыбаются

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

Регулятивные: организация рабочего места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2. Актуализация знаний

 (фронтальный опрос)

Цель этапа:

актуализация опорных знаний и способов действий

 - Что вы знаете о своей стране?

- Как называется наша страна?

- Назовите столицу нашей Родины.

- А чтобы вы хотели узнать о своей Родине?

 «Гимн РФ» А. Александров, сл.С. Михалков

Беседа по теме урока:

- О чем эта песня?

- С кем сравнивают Родину?

- А мама какая она?

- Что такое Родина?

- Какая наша Родина?

Мы должны заботиться, защищать, маму, как и Родину.

- А какая песня является главной песней любого государства?

- Давайте с вами пропоем 1-й куплет Гимна РФ.

-А что такое малая Родина?

-Какой город является нашей малой Родиной?

-Сегодня у нас необычный урок. Мы увидим Тюмень не только глазами историков, но и архитекторов и даже поэтов и писателей.

-Как выдумаете какая у нас с вами тема урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

Отвечают на вопросы

(О природе, человек - часть природы )

(«До чего ж на маму ты мою похожа…»).( «На меня Россия ты похожа очень»).

(добрая, заботливая).

(Гимн).

Поют

Тюмень

Озвучивают тему и цель урока

Познавательные: анализируя вопросы и ответы извлекают необходимую информацию для построения  высказывания; самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.

3. Основной этап.

Цель этапа:

установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы.

- О чудесном нашем городе

Будет разговор,

О прекрасном, милом городе,

-Где мы все живем!

-В каком городе мы все с Вами живем?

 Верно. Город Тюмень был основан в 1586 году. Это первый русский город в Сибири. Расположен он в Западной Сибири на реке Type. Сегодня предлагаю Вам совершить небольшую виртуальную экскурсию по знаменитой улице Республики.

Историческая справка (презентация)

Улица Республики — центральная улица Тюмени. Протяжённость — около 10 километров. Начинается от набережной Туры в историческом центре города, проходит с северо-запада на юго-восток. Одной из первых улиц в XVII веке, как свидетельствует летопись, стала «большая Спасская проезжая улица», начинавшаяся у Спасских проезжих ворот. В 1703 году строительство Благовещенского собора было завершено, и улицу переименовали в Благовещенскую. Название служило улице до 1837 года, когда в честь приезда цесаревича Александра II улицу переименовали сначала в Александровскую, а затем в Царскую. В 1917 году была переименована в улицу Республики.

Улицу реконструировали, в начале 2000-х годов впервые появились качественное дорожное полотно. Улица расширяется, устанавливаются новые фонари, тротуары.

Улица Республики — самая длинная улица Тюмени.

Предлагаю Вам совершить прогулку по современной улице Республики.

Видеоролик (2 минуты)

-Ребята, кто проходил, проезжал по улице Республики. Что Вам особенно нравится, что запомнилось?

Посмотрим достопримечательности улицы Республики. Достопримечательность – это …

Историческая площадь

Место, откуда начиналась застраиваться Тюмень. На площади установлен памятный камень. Также на ней располагается монумент Победы (презентация).

Набережная

Набережная реки Тура строится с 2008 года

Площадь Борцов Революции

Площадь 400-летия Тюмени

В городе в 2008 году построили самое большое здание драматического театра в России, вошедшее в Книгу рекордов Тюменской области. Сам тюменский театр был основан в 1858 году и является одним из старейших в стране.

Текутьевский бульвар

Построен на месте одноименного кладбища, названного в честь купца А. И. Текутьева. Сегодня на бульваре стоит памятник купцу.

в городе Тюмени.

Познавательные:  сравнивать объекты

Регулятивные:  уметь контролировать своё время

Личностные: самоопределение.

5. Физминутка

Цель этапа: обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся;

проверяет внимательность и ловкость.

«Сорбонки»

Игра «Атомы-молекулы»

Дети выполняют соответствующие движения.

Личностные: самоопределение

Усилием воли выполнение задание в соответствии с требованиями.

Установка на здоровый образ жизни

6. Практическая работа.

Цель этапа: организация деятельности  с применением новых знаний.

Групповая  работа.

Групповая  работа

4. Пазл «Достопримечательности Тюмени». Групповая работа.

-Что вы видите перед собой?

-Какие это геометрические фигуры?

- Что можно собрать из этих фигур?

Задание – по группам отгадать, какие достопримечательности улицы Республики спрятаны.

Построение на листах формата А4 достопримечательностей улицы Республики

1 класс:

Историческая площадь,

Площадь борцов революции.

2 класс

Набережная реки Туры, мост Влюблённых

Стадион «Геолог»

Отвечают на вопрос и выполняют задания

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 

Познавательные: формирование умения использовать плоские геометрические фигуры для изображения достопримечательностей города; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов; рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления; развитие информационной культуры, самоопределение.

7.Включение в систему знаний

Цель этапа: организация деятельности  с применением новых знаний.

-А сейчас посмотрите на экран, как наш любимый город отражается в произведениях тюменский писателей (презентация)

1 класс

Елена Дубовская «Страус Колька»

2 класс

Владислав Крапивин «Далеко-далеко от моря…»

Дети отвечают на вопросы

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.

8. Домашнее задание.

 Цель этапа: закрепить полученные знания на уроке.

Озвучивается домашнее задание:

Базовый уровень:

Нарисовать рисунок с на тему «Мой любимый город - Тюмень»

Повышенный  уровень:

- Составить кроссворд на тему «Достопримечательности города Тюмени».

Правила составления кроссворда:

  1. Кроссворд содержит не менее 5-7 понятий на данную тему,
  2. В него входят только имена существительные в именительном падеже единственном числе,
  3. При оформлении текста кроссворда обычно начинают со слов по горизонтали, как мы и пишем обычно (хотя это не принципиально),
  4. Клетки кроссворда, куда должны вписываться первые буквы слов, последовательно нумеруются.

Записывают задания в дневники

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: формирование навыков самоорганизации; формирование навыков письма.

9. Итоги урока и рефлексия.

Цель этапа: самооценка результатов своей деятельности,  всего класса и организация рефлексии.

-Над какой темой урока мы сегодня работали?

-Скажите, достигли ли мы цели нашего урока.

-Как называется наша Родина?

-Что такое малая Родина?

-Чем она красива?

-Если все понятно, то прикрепите на доску желтую полоску, если затруднения, то красную полоску, если не понятно, то синюю полоску

Отвечают на вопросы

(Природой, архитектурой и т.д.)

Познавательные: рефлексия. 

Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности;

контроль, коррекция, оценка Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мир глазами историка"

Материал для проведения урока окружающего мира в 4 классе...

Мир глазами историка. - окружающий мир 4 класс

Тема: Мир глазами историка.Цели: - Сформировать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков;- Ознакомить с наукой историей;- Развивать любознательность, умение наблюдать, рассу...

Тест по окружающему миру по теме"Мир глазами историка"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир глазами историка". Программа "Школа России" 4 класс....

Мир глазами историка

Тема "Мир глазами историка" . Учебная программа"Школа России" , 4 класс....

Мир глазами историка

Урок по окружающему миру 4 класс по теме:" Мир глазами историка"...

Тема: Мир глазами историка.

В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом?...