Программа внеурочной деятельности НОУ "РИЗ" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Леоновой Елены Юрьевны

Внеурочная деятетельность "Школа исследования".

Скачать:


Предварительный просмотр:

        C:\Users\USER\Desktop\20181106_161641.jpg

Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности НОУ «РИЗ» разработан в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа курса НОУ «РИЗ» «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности, направленной на развитие личности и создания основ творческого потенциала исследователя.

Программа разработана на основе курса «Я- исследователь» Савенкова А.И.

Цели и задачи курса

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Школа исследователя» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы, обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Исследовательская деятельность учащихся организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Место предмета в базисном учебном плане

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 8 лет.

Место и время проведения: 33 часа1 час в неделю.

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 45 мин каждое. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.

Специфика программы

  Наблюдения за учащимися в процессе работы показали, что у большинства слабо развиты исследовательские умения, коммуникативные навыки, учебная самостоятельность.

Данная программа составлена с учетом способностей и интересов учащихся, а также запросов родителей. Она способствует    формированию позитивной самооценки, самоуважения, коммуникативной компетентности  в сотрудничестве:    умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать, формирование социально адекватных способов поведения. направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя»:

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Личностные УУД:

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);

Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизнизнание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности. Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации. Защита исследования на заседании научного школьного общества.

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;

                      Содержание курса

  1.  1 раздел. Познавательные процессы. ( 9 часов)

Включи память! Секрет порядка. Стань лучшим! В гости к пчелам. Полцарства за ковер! Следопыты на месте не сидят! Шпионы опять шпионят. К настоящим волшебникам!

  1. 2 раздел. Исследовательские умения. (7 часов)

Что такое исследование. Наблюдение и наблюдательность. Острый взгляд. Что такое эксперимент. Экспериментирование. Гипотезы и провокационные идеи. Учимся вырабатывать гипотезы.

  1. 3 раздел. Коллективное творчество. (9 часов)

Игры: «Зоопарк», «Подготовка к состязаниям», «Гуляющие цыплята», «Пиктографическое письмо», «Сочинение рассказов», «Фабрика игрушек», «Наша любимая сказка», «Сказочный поезд», «Подводное царство».

  1. 4 раздел. Наблюдения, опыты и эксперименты. (8 часов)

Опыты: «Бездонный бокал», «На что способен наш мозг», «Надорванная полоска», «Почему не выливается», «Вареное и крутое яйцо», «Лимон надувает воздушный шар», «Может ли кипеть холодная вода».

   Календарно - тематическое планирование

                     

Раздел. Тема

Количество часов

Основные виды деятельности

Формы

Познавательные процессы (9 часов)

1

Включи память!

1

Дидактическая игра

Познавательная беседа

2

Секрет порядка

1

Наблюдение

Игра-соревнование

3

Стань лучшим!

1

Дидактическая игра

Коллективно - творческая игра

4

Стань лучшим!

1

Ролевая игра

Познавательная беседа

5

В гости к пчелам.

1

Слушание рассказа

Тематическая дискуссия

6

Полцарства за ковер!

1

Анализ материала

Виртуальная экскурсия

7

Следопыты на месте не сидят!

1

Работа в группах

Творческая мастерская

8

Шпионы опять шпионят.

1

Дидактическая игра

Познавательная беседа

9

К настоящим волшебникам!

1

Работа в группах

Продуктивная игра

Исследовательские умения (7 часов).

10

Что такое исследование.

1

Слушание рассказа

Тематическая дискуссия

11

Наблюдение и наблюдательность.

1

Практическое задание

Коллективно – творческая игра

12

Острый взгляд.

1

Анализ материала

Практикум

13

Что такое эксперимент.

1

Наблюдение

Игра – соревнование

14

Экспериментирование

1

Проведение опытов

Протокол исследования

15

Гипотезы и провокационные идеи.

1

Индивидуальные задания

Творческая мастерская

16

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

Опрос

Тематическая дискуссия

Коллективное творчество(9 часов)

17

Игра «Зоопарк»

1

Работа в группах

Творческая мастерская

18

Игра «Подготовка к состязаниям»

1

Работа в группах

Творческая мастерская

19

Игра «Гуляющие цыплята»

1

Работа в группах

Творческая мастерская

20

Игра «Пиктографическое письмо»

1

Работа в группах

Творческая мастерская

21

Игра «Сочинение рассказов»

1

Работа в группах

Творческая мастерская

22

Игра «Фабрика игрушек»

1

Работа в группах

Творческая мастерская

23

Игра «Наша любимая сказка»

1

Работа в группах

Творческая мастерская

24

Игра «Сказочный поезд»

1

Работа в группах

Творческая мастерская

25

Игра «Подводное царство».

1

Работа в группах

Творческая мастерская

Наблюдения, опыты, эксперименты (8 часов)

26

Опыт «Бездонный бокал»

1

Эксперимент

Презентация продукта

27

Опыт «На что способен наш мозг»

1

Эксперимент

Презентация продукта

28

Опыт «Надорванная полоска»

1

Эксперимент

Презентация продукта

29

Опыт «Почему не выливается»

1

Эксперимент

Презентация продукта

30

Опыт «Вареное и крутое яйцо»

1

Эксперимент

Презентация продукта

31

Опыт «Лимон надувает воздушный шар»

1

Эксперимент

Презентация продукта

32

Опыт «Может ли кипеть холодная вода»

1

Эксперимент

Презентация продукта

33

Резервный урок.

1

Эксперимент

Презентация продукта

                                            Список литературы.

  1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
  2. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
  3. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
  4. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
  6. Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г

Интернет ресурсы.

  1. Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
  2. Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
  3. Физика для самых маленьких WWW yoube.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...