Программа внеурочной деятельности НОУ "РИЗ" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)
Внеурочная деятетельность "Школа исследования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности НОУ "РИЗ" | 552 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности НОУ «РИЗ» разработан в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа курса НОУ «РИЗ» «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности, направленной на развитие личности и создания основ творческого потенциала исследователя.
Программа разработана на основе курса «Я- исследователь» Савенкова А.И.
Цели и задачи курса
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Школа исследователя» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы, обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Исследовательская деятельность учащихся организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Место предмета в базисном учебном плане
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 8 лет.
Место и время проведения: 33 часа, 1 час в неделю.
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 45 мин каждое. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.
Специфика программы
Наблюдения за учащимися в процессе работы показали, что у большинства слабо развиты исследовательские умения, коммуникативные навыки, учебная самостоятельность.
Данная программа составлена с учетом способностей и интересов учащихся, а также запросов родителей. Она способствует формированию позитивной самооценки, самоуважения, коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать, формирование социально адекватных способов поведения. направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя»:
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Личностные УУД:
Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности. Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации. Защита исследования на заседании научного школьного общества.
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
Содержание курса
- 1 раздел. Познавательные процессы. ( 9 часов)
Включи память! Секрет порядка. Стань лучшим! В гости к пчелам. Полцарства за ковер! Следопыты на месте не сидят! Шпионы опять шпионят. К настоящим волшебникам!
- 2 раздел. Исследовательские умения. (7 часов)
Что такое исследование. Наблюдение и наблюдательность. Острый взгляд. Что такое эксперимент. Экспериментирование. Гипотезы и провокационные идеи. Учимся вырабатывать гипотезы.
- 3 раздел. Коллективное творчество. (9 часов)
Игры: «Зоопарк», «Подготовка к состязаниям», «Гуляющие цыплята», «Пиктографическое письмо», «Сочинение рассказов», «Фабрика игрушек», «Наша любимая сказка», «Сказочный поезд», «Подводное царство».
- 4 раздел. Наблюдения, опыты и эксперименты. (8 часов)
Опыты: «Бездонный бокал», «На что способен наш мозг», «Надорванная полоска», «Почему не выливается», «Вареное и крутое яйцо», «Лимон надувает воздушный шар», «Может ли кипеть холодная вода».
Календарно - тематическое планирование
№ | Раздел. Тема | Количество часов | Основные виды деятельности | Формы | ||
Познавательные процессы (9 часов) | ||||||
1 | Включи память! | 1 | Дидактическая игра | Познавательная беседа | ||
2 | Секрет порядка | 1 | Наблюдение | Игра-соревнование | ||
3 | Стань лучшим! | 1 | Дидактическая игра | Коллективно - творческая игра | ||
4 | Стань лучшим! | 1 | Ролевая игра | Познавательная беседа | ||
5 | В гости к пчелам. | 1 | Слушание рассказа | Тематическая дискуссия | ||
6 | Полцарства за ковер! | 1 | Анализ материала | Виртуальная экскурсия | ||
7 | Следопыты на месте не сидят! | 1 | Работа в группах | Творческая мастерская | ||
8 | Шпионы опять шпионят. | 1 | Дидактическая игра | Познавательная беседа | ||
9 | К настоящим волшебникам! | 1 | Работа в группах | Продуктивная игра | ||
Исследовательские умения (7 часов). | ||||||
10 | Что такое исследование. | 1 | Слушание рассказа | Тематическая дискуссия | ||
11 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 | Практическое задание | Коллективно – творческая игра | ||
12 | Острый взгляд. | 1 | Анализ материала | Практикум | ||
13 | Что такое эксперимент. | 1 | Наблюдение | Игра – соревнование | ||
14 | Экспериментирование | 1 | Проведение опытов | Протокол исследования | ||
15 | Гипотезы и провокационные идеи. | 1 | Индивидуальные задания | Творческая мастерская | ||
16 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 | Опрос | Тематическая дискуссия | ||
Коллективное творчество(9 часов) | ||||||
17 | Игра «Зоопарк» | 1 | Работа в группах | Творческая мастерская | ||
18 | Игра «Подготовка к состязаниям» | 1 | Работа в группах | Творческая мастерская | ||
19 | Игра «Гуляющие цыплята» | 1 | Работа в группах | Творческая мастерская | ||
20 | Игра «Пиктографическое письмо» | 1 | Работа в группах | Творческая мастерская | ||
21 | Игра «Сочинение рассказов» | 1 | Работа в группах | Творческая мастерская | ||
22 | Игра «Фабрика игрушек» | 1 | Работа в группах | Творческая мастерская | ||
23 | Игра «Наша любимая сказка» | 1 | Работа в группах | Творческая мастерская | ||
24 | Игра «Сказочный поезд» | 1 | Работа в группах | Творческая мастерская | ||
25 | Игра «Подводное царство». | 1 | Работа в группах | Творческая мастерская | ||
Наблюдения, опыты, эксперименты (8 часов) | ||||||
26 | Опыт «Бездонный бокал» | 1 | Эксперимент | Презентация продукта | ||
27 | Опыт «На что способен наш мозг» | 1 | Эксперимент | Презентация продукта | ||
28 | Опыт «Надорванная полоска» | 1 | Эксперимент | Презентация продукта | ||
29 | Опыт «Почему не выливается» | 1 | Эксперимент | Презентация продукта | ||
30 | Опыт «Вареное и крутое яйцо» | 1 | Эксперимент | Презентация продукта | ||
31 | Опыт «Лимон надувает воздушный шар» | 1 | Эксперимент | Презентация продукта | ||
32 | Опыт «Может ли кипеть холодная вода» | 1 | Эксперимент | Презентация продукта | ||
33 | Резервный урок. | 1 | Эксперимент | Презентация продукта |
Список литературы.
- Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
- Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
- Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
- Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
- Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы.
- Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
- Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
- Физика для самых маленьких WWW yoube.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...