Статья на тему: "Личностно – ориентированный подход в обучении младших школьников".
статья
Статья посвящена вопросам личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мельникова О.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Школа нового века", Россия, Саратовская область, г. Энгельс.
Личностно – ориентированный подход в обучении младших школьников.
Аннотация: статья посвящена вопросам личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, принципы гуманистического направления, повышение у ребенка мотивации к обучению.
Ведущим направлением развития системы школьного образования в мире на сегодняшний день является личностно – ориентированное образование.
Личностно - ориентированное обучение понимается, как обучение,
выявляющее особенности ученика субъекта, признающее самобытность и
самоценность субъектногоопыта ребенка, выстраивающее педагогические
воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
Модель личностно-ориентированного обучения направлена на создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и развития индивидуально-личностных черт ребёнка. В данной модели базовыми понятиями являются: субъектный опыт ученика, траектория личностного развития, познавательная избирательность. Все модели личностно-ориентированного обучения условно разделены на три основные: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая.
В основе личностно – ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом:
-индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,
-человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,
-индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,
-взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,
-самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.
Ведущими идеями личностно – ориентированного обучения являются:
- цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
-обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;
-учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
-субъективность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
-при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
-усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.
Реализация личностно ориентированного обучения возможна при использовании личностно-ориентированных педагогических технологий и переосмыслении профессиональных позиций педагога.
Можно выделить несколько факторов, которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного урока:
1. Опора на субъектный опыт.
«Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания…
При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся. В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения.
2. Знание психофизических особенностей.
«Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п. Конечно. вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.»
3. В роли равноправных партнеров
«Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Для этого учителю следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.
Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса. Гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом преобладающими формами работы учащихся являются: групповые, парные, индивидуальные.
Взаимодействуя с учениками в ходе урока, не надо опасаться неправильных ответов, необходимо привлекать к работе всех учеников, а не только успевающих, обсуждать все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания. Ведь любое научное знание (понятие) возникает как коллективное мнение ученых – профессионалов и в этом смысле становится общепринятым.
Придать уроку личностно – ориентированную направленность соблюдение некоторых правил:
1. Признание приоритета личности перед коллективом,
2. Создание на уроке гуманистических взаимоотношений; каждый ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и уважать личность в других.
3. Отказ от деления детей на “сильных” и “слабых” - просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других; минимум отметок - максимум оценок,
4. Признание, что учитель – такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с “направляющими” функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих,
5. Переход от формулы “я тебя учу” к алгоритму “мы с тобой вместе учимся”, и “мне интересно, что ты думаешь о …”,
6. Понимание учителем того, что чем меньше на уроке он говорит и делает сам и чем больше дает высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс,
7. Признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно- стыдно не пытаться думать,
8. Понимание того, что ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы в будущем занять свое достойное место в жизни общества.
Обучение с личностно-ориентированным подходом обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению.
Список использованных источников
- Архарова Л.И., Демидова С.Б. Личностно-ориентированный подход как основа взаимодействия между участниками педагогического процесса // Преемственность в обучении и воспитании школьников как основа непрерывного образования. - Рязань: Издательство РГПУ, 1995.
- Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
- Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002
- Пульбере А. И., Мониторинг качества знаний в условиях личностноориентированного образования/ / Педагогика.- 2005
- Хусайнов Т.Г. Личностно-ориентированное образование в национальной школе// Педагогика.-2007
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000
Мельникова О.В., 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения...
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Предлагаю Вашему вниманию описание опыта по представленной теме, актуальной в настоящее время. К тексту прилагается презентация....
Представление собственного педагогического опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»
Представление собственного педагогического опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»...
Создание ситуации успеха - условие личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников
Учителя в повседневной работе сталкиваются с нежеланием детей идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли он сформировать интерес детей к учебному процессу и...
Выступление по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников"
Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников...
«Личностно- ориентированный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС».
Ребенок приходя в школу, уже имеет многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека и начальная школа вносит существенный вклад в этот п...
Ментальные карты как метод реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников
Данная статья раскрывает один из современных методов обучения. Раскрыты теоретические и практические обоснования использования ментальных карт. Рассматривается психолого-педагогическая составляющая пр...