Представление собственного педагогического опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»
статья на тему
Представление собственного педагогического опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_l._o.docx | 478.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта по теме
«Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»
Учителя начальных классов Мащенко Елены Петровны
МБОУ «Ялтинская средняя школа-лицей № 9»
В современной начальной школе актуальным и перспективным является развитие внедрения индивидуально личностного обучения. Если в традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования.
Важность этой проблемы и возрастающая ее злободневность заставляет нас возвратиться к первостепенным положениям и понятиям личностно
ориентированного образования, чтобы помочь учителям правильно в них сориентироваться и выработать личную позицию, сформированную на общих принципах.
Проанализировав свою педагогическую деятельность, я пришла к заключению, что, действительно, традиционная система образования не всегда раскрывает у детей подлинные возможности их развития, возможности формирования их учебных умений, поэтому, познакомившись с трудами ведущих российских и зарубежных ученых, я избрала личностно – ориентированную направленность в качестве главного приоритета в своей работе по обучению и воспитанию учащихся. Эта направленность создаёт другую мотивацию для педагогического труда. Кроме того, есть теоретическая готовность и потребность для самоизменения, освоения способов иной педагогической деятельности.
Основная характеристика опыта: воспитание всесторонне развитой личности на основе создания условий для самореализации и самовыражения природных и социально приобретённых возможностей и способностей ребёнка.
Цель исследования:
- выяснить, как личностно ориентированный подход в обучении будет влиять на получение максимально возможных результатов обучения;
- используя данные диагностических исследований проследить рост мотивации к изучению предметов и формирование у школьников навыков самостоятельной учебной деятельности.
Задачи:
- Изучить педагогическую литературу по данной теме.
- Изучить технологию личностно ориентированного образовательного процесса.
- Раскрыть принципы построения личностно ориентированной системы обучения.
- Создать на уроке и вне его обстановку общения, организовать и всячески поощрять поисковую, исследовательскую и творческую деятельность учащихся.
- Изучить специфику проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе.
- Исследовать поэтапное формирование у школьников умений и навыков самостоятельной учебной деятельности (на основе диагностических данных).
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью современного общества в здоровой творческой личности, способной к самореализации и недостаточным использованием личностно-ориентированного подхода в образовании, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, и возможности для творческого роста и создания успешности учащихся.
Методы исследования:
- Анализ педагогической литературы по данной теме.
- Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
1. Личностно ориентированный подход в образовании.
1.1 Положения личностно ориентированного образования
В настоящее время идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается значительными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, творческим решением проблем науки, развитием способностей оперированием информации и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Первостепенной составной частью педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В создании педагогических технологий значительно усиливается и роль науки.
В педагогическом плане ключевые тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: к индивидуализированным и дифференцированным программам обучения от установки на усредненного ученика;
- к динамически структурированным системам умственных действий от статической, ассоциативной модели знаний;
- от ученика, как функции запоминания к учению, как к процессу умственного развития, которая позволяет использовать усвоенный материал;
- к внутренней нравственной регуляции от внешней мотивации учения.
В сегодняшних условиях намечается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, носит вариативный и коррекционный характер и более мотивирован. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, являются личностно ориентированные технологии. Ведь именно они предусматривают приоритет субъект субъектного обучения, диагностики личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в конспект жизненных проблем, которые предусматривают развитие личности в реальном, социальном и образовательном пространстве.
Личностно-ориентированный подход:
- ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов (Кукушин В.С.);
- это методологическая ориентация педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Куклина Л.В., Абрамова Н.Н.);
- имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности (Обухова Л.А.).
В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самыми распространенными и эффективными являются:
- технология педагогической поддержки ребенка;
- педагогика сотрудничества;
- гуманно — личностная технология Ш.А. Амонашвили;
- разноуровневое обучение;
- технология полного усвоения знаний;
- метод проектов;
- дальтон — технология;
- личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской.
Технология личностно ориентированного образовательного процесса
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
В традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности). Из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, которая проявляется в познании, исходит личностно ориентированное обучение. В образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ученика ключевой функционирующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика.
При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Учение является самостоятельным, личностно значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Личностно ориентированный образовательный процесс полагает особое
конструирование учебного текста, дидактического материала, методических
рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за
личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии
дидактического обеспечения, который реализует принцип субъектности образования можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Первостепенные требования предъявляемые к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая и опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике или учителем должно быть адресовано на преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика, а не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование и обобщение предметного содержания;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- необходимость постоянного согласовывания субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;
- необходимость обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые выполняет ученик, во время усвоения учебного материала;
- конструирование и организация учебного материала, которые предоставляют ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
- необходимость выделять общелогические и специфические предметные способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии при введении знаний о приемах выполнения учебных действий;
- выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимость средствами учебника или учителя стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Как же реализовать эти требования при конструировании различных учебных материалов?
При составлении учебного текста необходимо, кроме отбора его по научному содержанию, целям усвоения, характеру изложения, учитывать также личностное отношение ученика при работе с этим текстом.
Для выявления личностно значимого отношения к учебному тексту, важно при его конструировании учитывать тип научной информации, заложенной в тексте, который может содержать:
- Информацию справочного характера, которая стала общепринятой, которая излагает аксиомы, положения, не требующие доказательств, аргументации. Эта информация усваивается всеми школьниками, как обязательная, хотя не принадлежит «никому», она «обезличена»;
- Информацию, которая выражает результаты чужого общественно значимого опыта. Изложенная учебником или учителем, она может соответствовать или не соответствовать результатам субъектного опыта ученика. К такой информации относятся описательные тексты (научные и художественные). Они не обезличены, то есть знания, которые в них сформулированы, могут быть восприняты по-разному. В них концентрируется точка зрения автора учебника, которая может не совпадать с точкой зрения ученика. Даже одна и та же научная информация, которая изложена в учебнике, воспринимается учениками по-разному. Это зависит от характера и индивидуальной направленности их субъектного опыта.
Часто неприятие учеником информации учебника воспринимается и
оценивается учителем как не усвоение учебного материала. Но ведь в этом может
выражаться своеобразная личностная позиция, которая базируется на субъектный
опыт. Неприятие учеником информации учебника может быть связано с его
попыткой защищать свой опыт, хотя и «отрицательный» по отношению к тексту
учебника. При контроле и оценке усвоения материала учебника в личностно-ориентированном образовательном процессе необходимо пересмотреть имеющиеся критерии усвоения. В содержании учебных текстов может быть заложена противоречивость суждений, разное эмоциональное отношение к излагаемым фактам и событиям, авторская позиция. Организация личностно-ориентированного подхода к работе с текстом учебника должна быть направлена в первую очередь на развитие самостоятельности мышления, а памяти. Этому должна способствовать внутренняя противоречивость, проблематизация, неоднозначность учебного текста. Многие учебники строятся по принципу справочника, а воспроизведение его текста выступает как критерий понимания. Понимание — это ведь сложный процесс, куда всегда включается личностное преобразование заданного текста на основе субъектного опыта.
3) Информация, которая помогает самообразованию. Это существующие в учебнике текстовые пояснения, примечания, комментарии, указания, смысловые таблицы, которые облегчают субъектную обработку текста и его понимание. Усвоение учебного текста не может быть обезличено, так же как и требования к усвоению. В этом смысле весьма значимым для нас является различение программного и образовательного учебного материала.
Важно учитывать при разработке дидактического материала, как объективную сложность предметного содержания заданий, так и различные способы их выполнения.
В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно в виде изложения правил, предписаний, алгоритмов действий, или путем организации самостоятельных поисков - реши разными способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и так далее.
Личностно-ориентированный урок
Особенности личностно ориентированного учебника
Просмотрев любой учебник, который предлагается сегодня для применения в учебном процессе, мы обязательно найдем в его вводной части упоминание о том, что он развивает творческие способности, носит личностно ориентированный характер и так далее. Но как, же отличить учебник, написанный в рамках личностного подхода, от рекламных заявлений? Прежде всего - по принципам отбора и организации учебного материала, построению методического аппарата, психологическому пространству. Значительная часть деятельности должна быть развивающей, носить функциональный и коммуникативный характер, иметь мотивацию. В основе заданий должна быть деятельность как самостоятельная, так и совместная с учителем. Материал должен подаваться проблемно, выстраиваться не для запоминания, а для организации мыслительной деятельности, давать возможность ученику сформулировать свое мнение или предположение.
Таким образом, если перед нами пособие, где значительная часть заданий содержит формулировки вида «прочитай и найди ответы на вопросы», то это учебник репродуктивный, он ориентирован на тренировку кратковременной и долговременной памяти учащегося. И даже включение в содержание кроссвордов и ребусов, а также добавление занимательных, интересных и увлекательных заданий не делает эти книги развивающими.
Психологическое пространство личностно ориентированного учебника различается уважением к индивидуальности ребенка, доброжелательностью. Оно активизируют фантазию, побуждает к творчеству, учитывает различные интересы и психологические типы учащихся. Ребенок должен понимать значимость лично для себя каждого вида деятельности и иметь возможность применять свой предыдущий опыт. Личностно ориентированный учебник разрешает каждому ученику следовать по своей собственной образовательной траектории.
Функция урока в системе личностно ориентированного обучения
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция и форма организации. Личностный подход вынуждает педагогов переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности, а также предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками, учеников между собой и в проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают отдаляться от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и с индивидуальной (самостоятельной) работой.
Успех в организации личностно ориентированного образовательного процесса приходит к учителю не сразу, так как это сумма многих составляющих. И главное - это личность учителя, помноженная на желание сделать свою работу предельно результативной.
В отличие от традиционного личностно — ориентированный урок изменяет
тип взаимодействия "учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит
к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов. Модифицируется позиция ученика — к функциональному творчеству от старательного исполнения. Меняется его мышление: оно становится рефлексивным - нацеленным на результат.
Видоизменяется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное ведь в том, что учитель должен организовать оптимальные условия для развития личности учащихся, а не только давать знания.
В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?
1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, при которых на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог: учитель — ученик.
2. Деятельность учителя. Он - организатор учебной деятельности, в которой ученик основывается на общие наработки и ведёт самостоятельный поиск. Ученик — центральная фигура . Учитель сознательно создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
3. Деятельность ученика. Субъектом деятельности учителя является ученик. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Применяются методы проблемно — поискового и проектного обучения развивающего характера.
4. Отношения «учитель — ученик». Субъектно — субъектные. Учитель фактически организует работу каждого, работая со всем классом, формируя условия для развития личностных возможностей учащегося, включая развитие его рефлексивного мышления и собственного мнения.
Учитель при подготовке и проведении личностно ориентированного урока должен выделить первостепенные направления своей деятельности, выставляя на первый план ученика, а затем деятельность, устанавливая собственную позицию.
Неотъемлемой составляющей личностно-ориентированного образования является развивающее обучение. Наиболее значительным и общим условием успешности развивающего обучения является сохранение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся. А это вероятно только при условии, что в качестве предмета усвоения задается система теоретических понятий. Определить такую систему понятий при отсутствии особых программ, которые предназначены для данного этапа развивающего обучения - задача весьма не простая. В условиях развивающего обучения, которое адресовано на усвоение понятий, традиционная формула “ знаю, но ещё не умею” модифицируется в формулу “ не умею - значит, не знаю”.
Ряд учёных (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и другие) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Наиболее важные из них:
- учебный процесс должен активизировать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
- при разработке содержания занятий нужно спроектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, основываясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития;
- для результативного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”: предлагать такие задания, с которыми ребёнок наверняка справится;
- оценка выставляется за процесс, а не за конечный результат. Учащегося необходимо сравнивать с самим собой, но вчерашним, а не с другими учениками.
Так как же организовать учебный процесс развивающего типа? Группа учёных выявила ряд подходов:
1. Исследовательский подход в обучении. Реализация идеи - обучение через открытие - это его отличительная черта. В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, способ решения задачи не известные ему ранее. Он может опираться на цикл познания.
2. Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему. При осуществлении этого подхода складываются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, которые объединили бы обе точки зрения, и находить компромисс, “докапываться до истины.
3. Имитационный подход. Класс разбивают на группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты проектов.
Новые жизненные условия выставляют свои требования к воспитанию молодых людей, которые вступают во взрослую жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Заказ нашего современного общества - это растить именно таких людей.
Наша позиция, как педагогов:
- развитие индивидуальности;
- инициирование личностного опыта каждого ученика;
- стимулирование "внутренних сил" саморазвития учащихся;
- признание самобытности, неповторимости, самооценке каждого учащегося в коллективе.
Мы должны обеспечить права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, интересам, склонностям и возможностям.
Специфика проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у младших школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий начального образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику.
Специфика проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе:
- оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока: эмоциональных - радость, досада, весёлость; психофизических - бодрость, усталость, возбуждённость; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность;
- организация диалога, которая позволяет выявить личностный смысл изучения темы урока; поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
- подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса; выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме;
-при объяснении нового материала использование различных сенсорных каналов;
- построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого¬педагогических обследований и рекомендаций психолога; - применение дидактического материала, который позволит ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный и/или внешкольный опыт;
- для развития коммуникативных умений учащихся отказаться от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широко использовать различные варианты индивидуальной, парной или групповой работы;
- использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, который позволит ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
- показ различных методов и способов работы с учебным материалом;
- выявление, «окультуривание» и закрепление различных способов обработки материала, предложенных учащимися;
- для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися использование критических ситуаций на уроке;
- обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки;
- создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции учебной деятельности;
- использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их
оценкой по параметрам: оригинальность, самостоятельность выполнения,
использование альтернативных источников информации; стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения,
- проведение с детьми рефлексии урока: что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить.
Алгоритм проектирования личностно-ориентированного урока в начальной школе:
* Формулировка цели урока.
* Анализ психолого-педагогической характеристики класса, которая включает в себя данные о каждом учащемся.
* Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих заданий.
* Конкретизация цели урока с учётом результатов предыдущего анализа.
* Разбивка урока на этапы, которые подчинены единой цели, и конкретизация цели на каждом этапе.
* Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
* Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока.
* Выбор способа презентации нового материала.
* Подбор дидактического материала, который отвечает целям урока.
* Проектирование учебного диалога или иных методов, которые позволяют выявить и «окультурить» субъектный опыт учащихся.
* Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока. * Проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция.
* Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, которые должны быть ориентированы на максимальное использование субъектного опыта ученика.
* Проектирование форм рефлексии проведённого урока.
Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятностный характер. Его специфика зависит от особенностей участников образовательного процесса и это затрудняет создание «универсального» учебника. При подготовке и проведении такого урока возрастает роль дидактического материала, который может существенно различаться в разных школах по содержанию в зависимости от региональных, национальных условий, особенностей школы, но обязательно должен включать в себя:
- набор методик, которые позволяют провести стартовую психолого-педагогическую диагностику развития личности ученика и составить характеристику класса;
- материал, который позволит выявить субъектный опыт ученика, который связан с изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией; способы учебной работы, предпочитаемые учеником;
- материал, который позволит поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; провести подачу нового материала как совместного открытия в ходе исследовательской деятельности, с учётом развития сенсорных каналов каждого ученика; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением возможности выбора вида и формы работы и уровня её сложности;
- материал, который позволит использовать на уроке игровые формы деятельности; прививать детям навыки совместной работы в группах, парах; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение; организовать домашнюю работу как индивидуальную или совместную с родителями творческую деятельность;
- материал, который позволит ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки самостоятельной работы с новым учебным материалом и самоорганизации; научиться выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и собственные; научиться оценивать и корректировать своё эмоциональное состояние;
- материал, который позволит учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика и корректировать её.
Показатели урока в личностно-ориентированном процессе
Организационные:
1. Педагогическая обоснованность определений целей урока.
2. Педагогическая целесообразность и рациональность выбора метода ведения уроков.
3. Использование элементов технологий личностно-ориентированного обучения.
4. Постановка познавательных задач перед классом, группами учащихся отдельными учениками.
5. Создание групп учащихся для совместной познавательной деятельности.
6. Создание ситуации успеха.
7. Создание на уроке ситуаций востребованности функций личности учащихся.
8. Организация самоконтроля и взаимного (в группах) контроля.
9. Гибкость и обоснованность организации и смены коллективных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности учащихся.
Обучающие:
1. Педагогическая обоснованность выбора материала для различных форм познавательной деятельности.
2. Помощь учащимся в овладении соответствующим материалом урока, приемами познавательной деятельности.
3. Раскрытие внутренней логики темы, определение с учащимися места, которое занимает материал урока в ней.
4. Показ значимости изучаемой темы (актуализация знаний) для следующей познавательной деятельности, как по этому, так и по другим предметам.
5. Помощь группам учащимся и отдельно ученикам в организации познавательной деятельности.
6. Помощь учащимся в выявлении и раскрытии противоречий в изучаемом материале.
7. Обеспечение достижения положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности.
8. Раскрытие учащимися практической и теоритической значимости излагаемого материала.
9. Помощь учащимся в освоении приемов проверки правильности выполненной работы и оценки, в исправлении допущенных ошибок.
10. Обеспечение органической связи содержания изучаемого материала с формами познавательной деятельности.
Развивающие:
1. Развитие познавательных и духовных потребностей учащихся.
2. Опора на способности учащихся и их развитие.
3. Развитие логического мышления учащихся.
4. Опора на перцептивные способности детей. Развитие аналитико-синтетического восприятия.
5. Развитие коммуникативных способностей учащихся в совместной деятельности: умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументированно обосновывать свою точку зрения, признавать правоту другого.
6. Развивать умение находить выход из противоречивых положений, разрешать противоречия.
7. Развитие воли и стремления к самостоятельности в достижении положительного результата.
8. Развитие рефлексивных способностей учащихся.
9. Развитие критичности и самокритичности мышления.
10. Организация произвольного внимания в условиях смены форм познавательной деятельности.
Воспитывающие:
1. Развитие познавательных интересов учащихся.
2. Воспитание привычки работать самостоятельно, рационально используя известные приемы познавательной деятельности и стремления к приобретению новых умений.
3. Использование материала урока для выработки учеником собственного взгляда на мир и отношения к нему, для формирования научного мировоззрения.
4. Воспитание целеустремленности в познавательной деятельности.
5. Формирование умения и привычки работать в коллективе, культуры отношений в процессе учебного труда.
6. Воспитание уверенности в своих силах и возможностях, способности преодолевать возникающие трудности.
7. Создание условий для самореализации и самоутверждения ученика в учебном процессе, ситуации успеха каждого ученика перед классом.
8. Оказание помощи в осознании личностного смысла изучаемого материала и на этой основе в прогнозировании учеником своей жизненной перспективы.
9. Воспитание правильного отношения к ошибкам и критики со стороны товарищей по работе.
10. Воспитание привычки к различным формам познавательной деятельности, способности продуктивно работать в условиях индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Требования к деятельности учащихся:
1. Наличие интереса к уроку и изучаемой теме.
2. Активность познавательной деятельности, стремление к самостоятельности в решении познавательных задач.
3. Самостоятельность суждений, умение аргументированно обосновать свою точку зрения, вычленять главное в изучаемом материале.
4. Целеустремленность в познавательной деятельности, умение опираться в ней на ранее приобретенные знания и умения.
5. Наличие уровня развития навыков коллективной работы.
6. Сосредоточение усилий на преодоление возникших трудностей и противоречий.
7. Умение правильно переживать успех и воспринимать похвалу.
8. Самооценка выполненной работы и поступков, организация и исправление изучаемого материала.
Умение не снижать темп познавательной деятельности в связи с изменением ее
форм.
Задачи и этапы личностно-ориентированного урока
- «Надежда на успех живет в каждом. Успех гарантирован не всякому, а кто прилагает силы. Для одних ожидание успеха привычно, для других - эпизодично, для третьих - единично. Это состояние сбывшейся радости. Успех понятие не однозначное.
- С социально-психологической точки зрения - оптимальное соотношение между ожиданием окружающих, личности и результатами ее деятельности. Если ожидание личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, можно говорить об успехе.
- С психологической точки зрения успех это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадает с ее ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируется более сильные мотивы.
- С педагогической точки зрения, ситуации успеха - это целенаправленное организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значимых результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. » (А.С. Белкин).
- «Задачей л.-о. обучения - изучения личности ученика в образовательном процессе. Именно в первую очередь мы адресуем эту задачу, потому что развитие и саморазвитие личности в образовательном процессе осуществляется под его повседневным влиянием, контролем, оценкой. Для того чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ученика, необходимо создать единую для всех образовательную среду. Образовательная среда должна быть с самого начала многопрофильной, адаптационной для каждого ученика. Для этого учитель должен обладать коррекционными обучающими программами, включающий учебный материал не только разной степени сложности, но и позволяющий выявить индивидуальную избирательность ученика к его содержанию, виду и форме, разным способом его проработки, стимулирующий школьников к творчеству (самовыражению) без болезни ошибиться.
У учащегося должны выработаться умения:
а) самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;
б) принимать самостоятельные и ответственные решения;
в) планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты;
г) принимать ответственность за себя и свое окружение;
д) строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки»
(И.С. Якимская)
- «Личностно-ориентированное обучение как выявление особенностей ученика как субъекта; признание его субъективного опыта как самобытности и самооценки; построение педагогических взаимодействий с максимальной опорой на это опыт; постоянное согласование в ходе обучения двух видов опыта - общественного и «Надежда на успех живет в каждом. Успех гарантирован не всякому, а кто прилагает силы. Для одних ожидание успеха привычно, для других - эпизодично, для третьих - единично. Это состояние сбывшейся радости. Успех понятие не однозначное.
- С социально-психологической точки зрения - оптимальное соотношение между ожиданием окружающих, личности и результатами ее деятельности. Если ожидание личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, можно говорить об успехе.
- С психологической точки зрения успех это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадает с ее ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируется более сильные мотивы.
- С педагогической точки зрения, ситуации успеха - это целенаправленное организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значимых результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. » (А.С. Белкин).
- «Задачей л.-о. обучения - изучения личности ученика в образовательном процессе. Именно в первую очередь мы адресуем эту задачу, потому что развитие и саморазвитие личности в образовательном процессе осуществляется под его повседневным влиянием, контролем, оценкой. Для того чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ученика, необходимо создать единую для всех образовательную среду. Образовательная среда должна быть с самого начала многопрофильной, адаптационной для каждого ученика. Для этого учитель должен обладать коррекционными обучающими программами, включающий учебный материал не только разной степени сложности, но и позволяющий выявить индивидуальную избирательность ученика к его содержанию, виду и форме, разным способом его проработки, стимулирующий школьников к творчеству (самовыражению) без болезни ошибиться.
У учащегося должны выработаться умения:
а) самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;
б) принимать самостоятельные и ответственные решения;
в) планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты;
г) принимать ответственность за себя и свое окружение;
д) строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки» (И.С. Якимская)
- «Личностно-ориентированное обучение как выявление особенностей ученика как субъекта; признание его субъективного опыта как самобытности и самооценки; построение педагогических взаимодействий с максимальной опорой на это опыт; постоянное согласование в ходе обучения двух видов опыта - общественного и индивидуального, раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы.
Основные положения личностно - ориентированного обучения:
а) личностно-ориентированное обучение должное обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных индивидуальных особенностей;
б) личностно-ориентированное обучение создает все необходимые условия для саморазвития, самовыражения ученика;
в) образовательный процесс представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
г) содержание образования, его средства и методы подбираются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
д) образованность как совокупность ЗУНов, индивидуальных способностей, является важнейшим средством становления и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью современного образования. » (А.П. Аношкин).
- «Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностноориентированного процесса:
- Учебный материал должен обеспечивать выявления содержания субъектного опыта ученика, включает опыт его предшествующего обучения.
- Активное стимулирование ученика к самостоятельной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
- Учебный материал должен быть организован так, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
- «Этапы личностно-ориентированного урока:
- Проверка истоков предыдущей работы.
- Презентация нового материала.
- Практика под руководством учителя.
- Самостоятельная практика учащегося.
- Самоконтроль и самооценка результата.
- Подведение итогов занятия.
- Информация о д/з.
- Специальное повторение.
- Контроль за усвоением знаний учащимся.
Из этого набора этапов можно создать самые разнообразные комбинации. »
(Г.Ю. Ксензова).
Таким образом, исходя из вышеизложенных теоретических положений, можно выделить те аспекты, которые будут использоваться для реализации личностноориентированного подхода на уроках.
1.Должно обеспечиваться саморазвитие личности.
2.Основными форматами работы должны быть общеклассная (включение в работу большей части учащихся) и индивидуальная.
3.Основные методы: частично- поисковый, проблемный.
4.Применение ситуации выбора, вариативность.
5.Обеспечение для всех учащихся одинаковой общеобразовательной среды, в которой ученик может реализовывать свои индивидуальные возможности.
6.Создание на уроке «ситуации успеха».
На своих уроках я применяю групповую форму работы. Делю детей на группы, учитывая при этом характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначаю старшего, эксперта-консультанта, которые руководят работой рядовых, помогают ребятам и контролируют выполнение заданий.
Также использую работу в парах. Задание дети выполняют либо вариативно,
потом проверяя друг друга, либо вместе в паре. Этот вид работы хорош на уроках гуманитарного цикла, когда дети, прослушав товарища, могут поддержать в беседе, либо задать ему вопросы.
Применяю игры в парах, в группах, коллективно:
* «Защита проекта» - ученик готовит материал, затем выступает в роли учителя, используя при этом наглядность, доску.
* «Любознательный» - назначается ребенок, который должен задать как можно больше четких и вразумительных вопросов.
Освоив принципы организации учебно-познавательной деятельности, учу детей самостоятельности в мышлении и познании, формирую умение целенаправленно работать самим и оказывать помощь товарищам. Они учатся размышлять, решать проблемы, задавать вопросы. Ученики постоянно находятся в поиске. Новый материал не подношу в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию.
На своих уроках часто использую прием взаимоконтроля. Например, по русскому языку во время выполнения практической работы. Необходимо вставить пропущенные безударные гласные. Учащиеся работают парами. Первым предложение по учебнику читает сильный ученик, называет слово с пропущенной орфограммой и, руководствуясь памяткой, которая лежит у каждого ученика на столе, объясняет, какую следует вставить букву и почему. После этого оба ученика записывают предложение. Затем в той же последовательности ведет пояснение другой ученик, и так до тех пор, пока оба не выполнят упражнение. После окончания работы возможно проведение взаимопроверки выполненных работ, цель которой опять-таки в том, чтобы выяснить уровень качества выполнения задания. Взаимоконтроль по процессу повышает коэффициент полезного действия практической работы, так как приучает детей отыскивать ошибки собственные, товарищей. Формирует у учащихся умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь детей, а самое главное, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, со всеми учащимися испытать радость успеха. Кроме того, взаимоконтроль по процессу вырабатывает умение осуществлять самоконтроль.
За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаю, причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.
Работая пятый год по технологии «Личностно ориентированного обучения», я считаю, что нахожусь на правильном пути, поскольку мои ученики показывают хорошие результаты по успеваемости.
Учебные достижения учащихся МКОУ «ЯУВК «Школа-лицей №9»
2014/2015 учебный год
3-Б класс
Предмет | Кол-во в кл | «2» | «3» | «4» | «5» | % успеваемости | % качества знаний | Средний балл класса | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||||
Русс.язык | 36 | - | - | 4 | 11 | 23 | 64 | 9 | 25 | 100 | 89 | 4 |
Лит. чт. | 36 | - | - | - | - | 13 | 36 | 23 | 64 | 100 | 100 | 4,5 |
Математика | 36 | - | - | 9 | 25 | 20 | 56 | 7 | 19 | 100 | 75 | 3,9 |
Окр.мир | 36 | - | - | 1 | 3 | 17 | 47 | 18 | 50 | 100 | 97 | 4,4 |
ИЗО | 36 | - | - | - | - | 13 | 36 | 23 | 64 | 100 | 100 | 4,6 |
Технология | 36 | - | - | 1 | 3 | 17 | 47 | 18 | 50 | 100 | 67 | 4,4 |
Учебные достижения учащихся МКОУ «ЯУВК «Школа-лицей №9»
2015/2016 учебный год (I-IV четверть)
4-Б класс
Предмет | Средний балл | Уровень успеваемости (%) | Качество Знаний (%) | ||||||||||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год | |
Русский язык | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4.0 | 4,0 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 80 | 83 | 77 | 86 | 86 |
Лит. чтение | 4,4 | 4,3 | 4,3 | 4,6 | 4,6 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 97 | 97 | 94 | 94 | 94 |
Математика | 3,9 | 3,8 | 3,9 | 4,0 | 3,9 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 80 | 66 | 77 | 88 | 77 |
Окр. мир | 4,6 | 4,2 | 4,2 | 4,2. | 4,2 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 91 | 89 | 88 | 91 |
ИЗО | - | 4,7 | - | 4,6 | 4,6 | - | 100 | - | 100 | 100 | - | 100 | - | 100 | 100 |
Технология | - | 4,7 | - | 4,6 | 4,6 | - | 100 | - | 100 | 100 | - | 100 | - | 100 | 100 |
Количество человек | 36 | 35 | 35 | 35 | 35 | 36 | 35 | 35 | 35 | 35 | 36 | 35 | 35 | 35 | 35 |
Учебные достижения учащихся МБОУ «ЯСШЛ №9»
за 2017/2018 учебный год
Предмет | Кол-во в кл | «2» | «3» | «4» | «5» | % успеваемости | % качества знаний | Средний балл класса | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||||
Русс.язык | 20 | - | - | - | - | 17 | 85 | 3 | 15 | 100 | 100 | 4,2 |
Лит. чт. | 20 | - | - | - | - | - | - | 20 | 100 | 100 | 100 | 5 |
Математика | 20 | - | - | - | - | 15 | 75 | 5 | 25 | 100 | 100 | 4,3 |
Окр.мир | 20 | - | - | - | - | 10 | 50 | 10 | 50 | 100 | 100 | 4,5 |
ИЗО | 20 | - | - | - | - | 6 | 30 | 14 | 70 | 100 | 100 | 4,7 |
Технология | 20 | - | - | - | - | 6 | 30 | 14 | 70 | 100 | 100 | 4,7 |
Выводы
Обучение только тогда может считаться личностно-ориентированным, когда содержание урока эмоционально затрагивает каждого ученика: вызывает удивление, интерес, заставляет задуматься о ценности знаний. Когда организация урока создает для всех учащихся комфортные психологические условия: ученик не боится «опроса», может свободно высказывать свое мнение, проявлять свою эрудицию в ходе изучение нового материала; когда домашнее задание является не тяжелым бременем, а свободно избираемой исследовательской деятельностью, в которой ученик может проявить свои возможности способности и интересы.
Но изменения, которые происходят в нашей жизни и образовании, новые критерии качества образования убедили нас в том, что успешное усвоение учеником даже очень большого объема знаний сегодня явно недостаточно. Реальную значимость приобретают такие цели образования, как развитие инициативности, самостоятельности, осознание ценности знаний, способности принимать решения и брать ответственность на себя, решать жизненные нестандартные задачи и т.д.
Только благодаря целостному использованию личностно-развивающих возможностей темы, а не отдельного урока и, тем более, не отдельных ситуаций на уроке, становится возможен переход к личностно ориентированной технологии.
Апробируя различные педагогические технологии и формы проведения урока, я пришла к выводу, что личностно-ориентированная направленность обучения у младших школьников в наилучше степени реализуется посредством игры. А игра – это как раз та технология, которая способна вовлечь в активную деятельность всех детей. Но при этом очень важно, чтобы сюжет игры не отвлекал внимание детей от учебной задачи. Напротив, главная цель игры – решить учебную задачу, а деятельность по её решению должна быть для школьников увлекательной по содержанию и поисковой по характеру, будить воображение и познавательный интерес, рождать чувства сопереживания, поддержки, долга, ответственности.
Моя практика показала, что организация личностно ориентированных уроков приводит к заметным результатам, так как:
— такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний;
— ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;
— личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы;
— развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии;
— класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути её решения;
— такое построение уроков обеспечивает преемственность начальным общим и основным общим образованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного педагогического опыта "Формирование коммуникативной активности как основа социальной компетентности младших школьников"
Данный материал содержит представление собственного педагогического опыта....
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
Из опыта работы: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении младших школьников с ОВЗ.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальной коррекционной школы имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности...
Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...
Статья на тему: "Личностно – ориентированный подход в обучении младших школьников".
Статья посвящена вопросам личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников....
Выступление по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников"
Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников...