Слабовидящий ребёнок. Особенности развития.
статья
В статье раскрываются некоторые аспекты развития детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slabovidyashchiy_rebyonok.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Слабовидящий ребёнок. Особенности развития.
Объедкова С.В., учитель начальных классов
Особенности развития каждого ребёнка зависят от возраста, здоровья, его окружения. У детей с нарушениями зрения они носят особый характер.
Дети с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.
Возникают у таких детей и некоторые сложности с предметными действиями, причем как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Слабовидящие дети стараются не пользоваться жестами, применяя их лишь в исключительных случаях при необходимости уточнения информации. Это связано с незрелостью средств невербальной коммуникации.
Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников.
Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает. Это объясняется тем, что они имеют малый запас представлений о мире, мало возможностей для освоения пространства. В связи с этим, развитие детей с нарушением зрения несколько затягивается, требуется больше времени.
Развитие ребенка с Отличия детей с нарушениями зрения очевидны:
- Нарушения координации: дефицит движений, неуверенность и отсутствие целенаправленности.
- Ограниченный зрительный контакт: ребенок не ищет встречи с глазами собеседника, не применяет жесты для общения.
- Речевой контакт ограничен — налицо задержка речевого развития
Таким детям нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить задания, в силу определенных сложностей с восприятием информации и проблем в процессе организации собственной деятельности. Именно поэтому они испытывают чувство неуверенности в собственных силах, ищут поддержки у взрослых.
Часто, при поступлении в школу детей с нарушением зрения охватывают отрицательные эмоции, которые приводят к развитию кризиса самооценки. Школьники меняют позиции, по-другому начинают относиться к учителям, у них падает мотивация, ухудшаются отношения с одноклассниками.
В первые годы школы дети с нарушениями зрения практически безоговорочно доверяют учителю. К окончанию периода обучения в младшей школе ученик начинает понимать, что учебная деятельность в его жизни не является ведущей.
Ситуация неуспеха уже на начальном этапе обучения становится источником постоянных отрицательных эмоций, что часто перерастает в хроническое негативное эмоциональное состояние.
Огромное влияние на развитие детей с нарушениями зрения и их психологические особенности оказывают взрослые, принимающие участие в их обучении и воспитании. В дошкольном возрасте это воспитатель, который должен выступать в качестве равноправного партнера, выбирать игровые формы обучения, готовить детей к школе.
В школе – педагоги, которые, с учётом индивидуальных особенностей детей, выстраивают их образовательный маршрут.
Многие из обучающихся нуждаются в дополнительной стимуляции концентрации внимания, постоянных подбадриваниях. Это помогает детям справиться с нерешительностью. А подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможет добиться включения таких детей в полноценное общение. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, интеллектуальном эмоциональном и развитии. з
Е Не менее важным является отношение родителей к особенностям детей, влияющее на их воспитание и отношения в семейном кругу. Излишнее волнение по поводу нарушений зрения и переоценка дефекта могут стать причиной развития чрезмерной опеки, что, в свою очередь, может привести к развитию эгоизма.
В то же время нельзя допускать и недооценки нарушений, что может привести к ничем не подкрепленному оптимизму детей и родителей, а также легкомыслию и утрате чувства реальности.
Пока дети маленькие, они не осознают до конца систему требований по отношению к себе. Со временем, в школьный период, они начнут следовать той программе, которую разработали для них взрослые. То есть требования родителей и педагогов станут для них теми требованиями, которые они будут предъявлять к себе.
Сегодня достаточно много систем коррекции зрительных дефектов внедрены в учебные заведения. Все они разработаны с одной целью: помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе и, учитывая их психологические особенности, способствовать нормальному развитию основных сфер личности.
Коррекционно-компенсаторная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, должна осуществляться во взаимодействии с конкретными условиями окружающей действительности, в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Коррекционное воздействие должно рассматриваться как процесс, направленный на создание качеств и умений личности, позволяющих адаптироваться в социальной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Особенности развития и психолого-педагогической коррекции аутичного ребёнка дошкольного возраста и подготовка его к школе."
Опыт работы с аутичным ребенком....
Как научить слабовидящего ребёнка видеть и понимать окружающий мир.
Умение видеть и понимать окружающий мир не дается ребенку от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно, по мере своего роста и развития. Если слабо...
Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с особенностями развития"
Важность и актуальность интегрированного и инклюзивного образования активно признается и осуществляется в жизнь сообществом учителей, воспитателей и коррекционных педагогов.А как сами дети понимают &l...
Психофизические особенности развития ребёнка
Психофизические особенности развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормой и умственной отсталостью. Критерии дифференцированной диагностики для детей младшего...
«Левша – особенности развития или как помочь леворукому ребёнку в обучении»
Рекомендации для педагогов...
Возрастные особенности развития ребёнка 2-3 лет.
Возрастные особенности развития ребёнка 2-3 лет....
Возрастные и психические особенности развития ребёнка 2-3 лет.
Возрастные и психические особенности развития детей 2-3 лет....