Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ленинская ОШ»
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28. 08. 2018 г. | Утверждаю Приказ № __ от 30.08.2018 г. Директор МБОУ «Ленинская ОШ» _____________ Н.Л. Минченкова |
Рабочая программа курса
«Русский язык»
(УМК «Школа России»)
3 класс
Учитель: Кухаренкова Светлана Вячеславна
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметные
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные
В результате третьего года изучения учебного предмета "Русский язык" ученик научится:
- выявлять части текста, озаглавливать части текста, распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
- строить монологическое высказывание на определенную тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- определять функцию разделительного твердого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, , ю, я ( , поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи);
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, основу (простые случаи), приставку, суффикс;
- распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам (склонять);
- распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж, изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе);
- распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?" и "что сделать?", определять грамматические признаки: форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила употребления разделительного мягкого знака (ь);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
а также:
написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
правила употребления разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
раздельное написание частицы не с глаголом;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой, обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, применять изученные способы проверки правописания слов;
- безошибочно списывать текст объемом 65 - 70 слов;
писать под диктовку текст объемом 55 - 60 слов с учетом изученных правил правописания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс:
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число. падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
- интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации; . вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложения;
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
- определять тип текста;
- писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание учебного предмета
Фонетика и графика
Различение звуков русского языка: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объеме изученного).
Определение функции разделительного твердого знака (ъ) в словах.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, , ю, я ( , поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, , ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач.
Лексика
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах.
Состав слова (морфемика)
Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание.
Морфология
Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.
Синтаксис
Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении.
Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды).
Орфография и пунктуация
Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах:
- раздельное написание слов в предложении;
- употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
- написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
- написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
- написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
- написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
- правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
- раздельное написание предлогов с именами существительными.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
- употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;
- написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- раздельное написание предлогов;
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
Тематическое планирование
№п/п | Раздел | Часов |
1. | Язык и речь | 2 |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
3. | Слово в языке и речи | 17 |
4. | Состав слова | 47 |
7 | Части речи | 75 |
8 | Повторение | 15 |
Итого | 170 |
Количество часов отведенных на изучение предмета:
обязательная часть – 4 ч;
часть, формируемая участниками образовательных отношений – 1 ч.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
1. | Наша речь. Виды речи. | |
2. | Наш язык | |
3. | Текст. Типы текстов | |
4. | Текст | |
5. | Предложение. | |
6. | Виды предложений по цели высказывания. | |
7 | Виды предложений по интонации | |
8. | Предложение с обращением | |
9 | Обучающее изложение | |
10. | Главные и второстепенные члены предложения. | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. | |
12 | Простое и сложное предложения. | |
13 | Простое и сложное предложения. | |
14 | Словосочетание | |
15 | Словосочетание | |
16. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | |
17 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | |
18 | Синонимы и антонимы. | |
19 | Омонимы | |
20 | Слово и словосочетание | |
21 | Фразеологизмы. | |
22 | Изложение текста Н.Сладкова «Елочка» | |
23 | Контрольное списывание по теме «Слово и его лексическое значение» | |
24. | Части речи. Имя существительное. | |
25. | Имя прилагательное | |
26. | Глагол | |
27. | Имя числительное | |
28 | Однокоренные слова | |
29 | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки | |
30 | Согласные звуки и буквы. | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь | |
32 | Обучающее изложение | |
33 | Обобщение и закрепление изученного | |
34 | «Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | |
35 | Работа над ошибками. | |
36 | Корень слова | |
37 | Как найти в слове корень? | |
38 | Сложные слова. Окончание. | |
39 | Сложные слова. Окончание. | |
40 | Сложные слова. Окончание. | |
41 | Приставки | |
42 | Приставки | |
43 | Суффиксы. | |
44 | Суффиксы. | |
45 | Сочинение-описание по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | |
46 | Основа слова. | |
47 | Обобщение знаний о составе слова | |
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |
49 | Работа над ошибками. | |
50 | Обобщение знаний о составе слова | |
51 | Обучающее изложение | |
52 | Орфограммы в значимых частях слова | |
53 | Правописание безударных гласных в корне слова. | |
54 | Правописание безударных гласных в корне слова. | |
55 | Правописание слов с двумя безударными гласными. | |
56 | Правописание глухих и звонких согласных в корне. | |
57 | Проверка слов с парными согласными в корне слова | |
58 | Проверка слов с парными согласными в корне слова | |
59 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне слова | |
60 | Обучающее изложение | |
61 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | |
62 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | |
63 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
65 | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
66 | Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка». | |
67 | Контрольное списывание | |
68 | Правописание суффиксов и приставок | |
69 | Правописание суффиксов и приставок | |
70 | Правописание суффиксов и приставок | |
71 | Правописание приставок и предлогов | |
72 | Правописание приставок и предлогов | |
73 | Правописание слов с разделительным Ъ. | |
74 | Правописание слов с Ь и Ъ. | |
75 | Правописание слов с Ь и Ъ. | |
76 | Правописание слов с Ь и Ъ. | |
77 | Обучающее изложение | |
78 | Контрольный диктант за первое полугодие | |
79 | Работа над ошибками. | |
80 | Части речи. | |
81 | Имя существительное как часть речи. | |
82 | Значение и употребление имен существительных в речи | |
83 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
85 | Обучающее изложение | |
86 | Собственные и нарицательные имена существительные | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные | |
88 | Проект «Тайна имени» | |
89 | Число имён существительных. | |
90 | Число имён существительных. | |
91 | Род имён существительных. | |
92 | Род имён существительных. | |
93 | Ь на конце имён существительных после шипящих. | |
94 | Ь на конце имён существительных после шипящих. | |
95 | Обучающее изложение | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | |
97 | Работа над ошибками. | |
98 | Склонение имён существительных. | |
99 | Упражнение в определении падежей | |
100 | Контрольное списывание | |
101 | Именительный падеж. | |
102 | Родительный падеж. | |
103 | Дательный падеж. | |
104 | Винительный падеж. | |
105 | Родительный и винительный падеж | |
106 | Творительный падеж | |
107 | Предложный падеж | |
108 | Обобщение знаний по теме «Склонение имён существительных» | |
109 | Обобщение знаний по теме «Склонение имён существительных» | |
110 | Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы» | |
111 | Контрольный диктант по теме «Склонение имён существительных». | |
112 | Работа над ошибками. | |
113 | Имя прилагательное как часть речи. | |
114 | Имя прилагательное как часть речи. | |
115 | Роль прилагательных в тексте | |
116 | Текст - описание | |
117 | Отзыв по картине. | |
118 | Изменение имён прилагательных по родам. | |
119 | Изменение имён прилагательных по родам. | |
120 | Изменение имён прилагательных по родам. | |
121 | Изменение имён прилагательных по числам. | |
122 | Изменение имён прилагательных по числам. | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. | |
124 | Изменение имён прилагательных по падежам. | |
125 | Обобщение знаний | |
126 | Обобщение знаний | |
127 | Отзыв по картине | |
128 | Обобщение знаний | |
129 | Контрольный диктант по теме «Правописание имён прилагательных». | |
130 | Работа над ошибками. | |
131 | Личные местоимения. | |
132 | Лицо и число личных местоимений. | |
133 | Изменение местоимений 3 лица по родам. Роль местоимений в предложении. | |
134 | Изменение местоимений 3 лица по родам. Роль местоимений в предложении. | |
135 | Контрольное списывание | |
136 | Глагол как часть речи. | |
137 | Глагол как часть речи. | |
138 | Глагол как часть речи. | |
139 | Неопределённая форма глагола. | |
140 | Неопределённая форма глагола. | |
141 | Изменение глаголов по числам. | |
142 | Изменение глаголов по числам. | |
143 | Времена глаголов. | |
144 | Изменение глаголов по временам. | |
145 | Изменение глаголов по временам. | |
146 | Изменение глаголов по временам. | |
147 | Обучающее изложение | |
148 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | |
149 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | |
150 | НЕ с глаголами. | |
151 | НЕ с глаголами. | |
152 | Обобщение знаний | |
153 | Обобщение знаний | |
154 | Обобщение знаний | |
155 | Обобщение знаний | |
156 | П/а. Контрольный диктант. | |
157 | Работа над ошибками. | |
158 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | |
159 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | |
160 | Обучающее изложение | |
161 | Обобщение изученного о слове, предложении | |
162 | Правописание окончаний имен прилагательных | |
163 | Правописание приставок и предлогов | |
164 | Правописание безударных гласных | |
165 | Правописание значимых частей слова | |
166 | Контрольный диктант по теме «Части речи. Итоговый» | |
167 | Работа над ошибками. | |
168 | Однокоренные слова | |
169 | Текст | |
170 | КВН «Знатоки русского языка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Русский язык 1 класс
По системе ЗанковаРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века
Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...
Рабочая программа Русский язык. 1 класс.
Уроки русского языка проводятся после уроков обучения грамоте и письма....
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович), 2016-17 уч. год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...