Фонетическая ритмика.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика – комплекс крупных и мелких движений туловища, рук, кистей рук, используемых для формирования произношения.
Проводится с трех лет.
Гласные;
Гласные сопровождаются плавными движениями, длительными во времени.
А – исходное положение: руки впереди, ладони вверх. Произносится звук А, руки разводятся в стороны. По динамике слабо.
О – исходное положение: руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются пальцами. Произносится звук О, руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху. По динамике слабо.
У – исходное положение: руки перед грудью сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят вверх. Произносится звук У, руки вытягивают вперед. По динамике напряженно.
И – исходное положение: руки на звук У. Произносится звук И, указательные пальца вытягиваем вверх, приподнимаясь на носки. По динамике напряженно.
Э – исходное положение: руки как на звук А. Произнося звук Э, руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
Ы – исходное положение: кулаки сжаты, руки перед грудью. При произнесении Ы кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Взрывные глухие согласные:
П – исходное положение: кулаки сжаты, руки перед грудью. Произносится Па-Па-Па, попеременно опускать то правый, то левый кулак. По динамике напряженно.
Т – исходное положение: как на П. Произнося Та-Та-Та, попеременно разжимать то правый, то левый кулак (что-то выкидываем из рук). По динамике напряженно.
К – исходное положение: руки перед грудью сжаты в кулаки, локти в разные стороны, кулаки вниз. Произнося К, отвести локти назад, запрокинув голову. По динамике напряженно.
Взрывные звонкие согласные:
Б – исходное положение: руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося Ба-Ба-Ба, встряхивать кистями рук, туловище наклонять вперед. Последнее Ба произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
Д – исходное положение: руки перед грудью, ладони вниз, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося Да-Да-Да, делать естественное соглашательное движение головой и руками, расслаблено.
Г – исходное положение: руки перед грудью, согнуты в локтях и смотрят вниз. Произнося Га-Га-Га, соединять большой и указательный, либо все пальцы. Движения медленные, плавные, несколько напряженные.
Смычно-проходные согласные.
М – исходное положение: руки перед грудью, ладони от себя, локти разведены в стороны. Произнося Ма на М руки вытягивают вперед, на а – разводят в стороны.
Н – исходное положение: руки перед грудью, ладони вверх, локти вниз. Произнося На, делаем естественное движение, отдавая все.
Л – исходное положение: локти согнуты, смотрят вниз, кисти вверх, ладони к себе (поза хирурга). Произнося Ла, делаем вращательные движения кистями рук.
Фрикативные глухие:
Все движения длительные по времени, очень напряженные.
Ф – исходное положение: руки на уровне шеи, локти вниз, ладони от себя (чебурашки). Произнося Ф, развести руки с напряжением в разные стороны, до упора, ощущая как преодолевается сопротивление воздуха.
Х – исходное положение: руки на уровне шеи, согнуты в локтях, ладони от себя. Произнося Х, резко вытянуть руки вперед.
С – исходное положение: руки согнуты в локтях, перед грудью, ладони от себя. Произнося С, вытягивать руки вперед – вниз.
Ш – исходное положение: как на С. При произнесении Ш произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
Фрикативные звонкие:
Движения напряженно-дрожащие.
В – исходное положение: руки вытянуты в стороны (самолет). Произнося звук В покачивать руками и туловищем.
З – исходное положение: руки перед грудью, локти вниз, сильно сжаты в кулаки. Произнося З, производить дрожащие движения кулаками (замерзли).
Ж – исходное положение: как на З. Произнося Ж, производить волнообразные движения кулаками, туловищем, ногами.
Вибранты:
Р – исходное положение: руки согнуты в локтях, смотрят в стороны, кисти сжаты. Произнося Р, один кулак вращать вокруг другого (на вызывание звука не брать). Сильное мышечное напряжение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по фонетической ритмике ФГОС 3 класс "Школа России"
Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование и пояснительную записку для работы в 3 коррекционном классе во внеурочной деятельности...
Фонетическая ритмика для детей с нарушением слуха
В данном занятии используется ритмика как средство коррекции нарушения слуха у детей....
задание для 1б класса по фонетической ритмике
задание для 1 б класса по фонетической ритмике...
Фонетическая ритмика (на период карантина 06.04.2020г.-30.04.2020г.)
Автоматизация и дифференциация звукопроизношения. Группа шипящих звуков. Группа свистящих звуков. На период карантина с 06.04.20г.-17.04.20г....
Фонетическая ритмика (на период карантина с 06.04.2020г.- 30.04.2020г.). Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика (свистящие звуки, шипящие звуки, сонорные звуки, аффрикаты)....
Фонетическая ритмика (на период карантина с 27.04.2020г-30.04.2020г.)
Автоматизация и дифференциация звкопроизношения. Аффрикаты....
Статья "Приемы фонетической ритмики как фактор успешного развития произносительных навыков в логопедической коррекции".
В статье автор рассказыает о приёмах фонетичесокй ритмики используемых в логопедической коррекции для развития произносительных навыков. Даются практические рекомендации. Статья будет полезна учителям...